Дифференциация ч и щ конспект занятия. Занятие по дифференциации звуков и. на развитие звуковой стороны речи

Тема: «Дифференциация звуков [Ч] - [Щ]».

Цель занятия : Совершенствование навыков дифференциации согласных [Ч] - [Щ].
Задачи :
Коррекционно-образовательные:
- закрепление знаний о механизме образования звуков;
- активизация лексического запаса по теме: «Весенний лес».
Коррекционно-развивающие:
- развитие моторики речевого аппарата;
- закрепление кинестетических ощущений на артикуляционные образы звуков [Ч] - [Щ];
- закрепление связи звукового образа [Ч] - [Щ] с их графическим изображением;
- закрепление навыков оптического анализа и синтеза букв;
- закрепление навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
- закрепление правильного произношения данных звуков в слогах, словах;
- закрепление навыков чтения и письма слогов, слов, предложений, текста;
- развитие зрительно-пространственных функций.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание интереса к занятиям;
- формирование навыков аккуратного письма.

Оборудование : индивидуальные зеркала, мягкие игрушки, паровоз, картинки, слова-карточки, рабочие листы, артикуляционные профили, схема анализа звуков, буквы Ч, Щ.

Ход занятия

I. Орг. момент.

Сядет тот, кто исправит предложение:

Наступил ранний весна. Солнце светить ярче. Растаяла снег. Скоро прилечу перелетные птицы.

О каком времени года шла речь в предложениях? Кто прилетает весной?

Перелётные птицы

(они говорят, беседуют и т. п.)

Чтобы чисто говорить, нужно зарядку для язычка повторить!

Дети выполняют комплекс артикуляционной гимнастики.

II. Артикуляционная гимнастика «У дедушки с бабушкой»

ЖИЛИ-БЫЛИ ДЕДУШКА И БАБУШКА. 2 СЛАЙД

К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (НАДУВАЕМ ЩЁКИ), 3 СЛАЙД

С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (ВТЯГИВАЕМ ЩЁКИ).

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ. 4 СЛАЙД

(ГУБЫ В ШИРОКОЙ УЛЫБКЕ, ВИДНЫ ВЕРХНИЕ И НИЖНИЕ ЗУБЫ),

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ

(ГУБЫ ТЯНУТСЯ ВПЕРЁД).

БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ 1. «БЛИНЧИК»

(ШИРОКИЙ ЯЗЫК ЛЕЖИТ НА НИЖНЕЙ ГУБЕ). 5 СЛАЙД

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ

(ОБЛИЗЫВАЕМ ШИРОКИМ ЯЗЫКОМ ВЕРХНЮЮ ГУБУ СПЕРЕДИ НАЗАД). «ВАРЕНЬЕ» 6 СЛАЙД

ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (ШИРОКИЙ ЯЗЫК ЗАГИБАЕМ КВЕРХУ ЧАШЕЧКОЙ) «ЧАШЕЧКА» 7 СЛАЙД

ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (ШИРОКИЙ ЯЗЫК СТАВИТСЯ ПОПЕРЕМЕННО ТО ЗА ВЕРХНИЕ, ТО ЗА НИЖНИЕ ЗУБЫ),
ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ. «КАЧЕЛИ» 8 СЛАЙД

ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ «ГРИБОК» 9 СЛАЙД

(ПРИСАСЫВАЕМ ЯЗЫК К НЁБУ И ОТКРЫВАЕМ РОТ).

ВОТ И ЗАКОНЧИЛСЯ ДЕНЬ, ПОРА СПАТЬ.
ЗАВТРА ОПЯТЬ БУДЕМ МНОГО ГУЛЯТЬ. 10 СЛАЙД

III. Актуализация опорных знаний.

Ребята, а вы помните кто приходил к нам на прошлом занятии

Крокодил Гена.

Какие первые звуки в слове Крокодил и Гена

К и Г

Верно.

Над произношением каких звуков мы работали на прошлом занятии.

Мы работали над различением звуков К и Г.

К-согласный, глухой, бывает твёрдый и мягкий.

Г-согласный, звонкий, бывает твёрдый и мягкий.

Молодцы! Сегодня на занятии у нас опять гости Чебурашка и Щенок.

IV . Целеполагание и мотивация обучения.

Какой первый звук в словах Чебурашка и Щенок.

Ч-Щ.

Какая у нас сегодня тема.

Различение согласных Ч-Щ.

Что мы будем учится делать?

Учиться различать Ч-Щ в слогах, словах, предложениях, текстах.

А для чего мы это будем делать?

Чтобы правильно писать и красиво говорить.

V.Изучение нового материала. Анализ артикуляции звуков.
Сегодня мы с Чебурашкой и Щенком отправимся в весенний лес. Поедим мы туда на поезде. А теперь представьте, идёт поезд. Колёса стучат коротко, быстро: ч-ч-ч-ч- Повторите.
Дети повторяют за логопедом звук [Ч], затем произносят сами.
Какой звук слышим? Расскажем об этом звуке всё.
-Когда мы произносим звук [Ч] – губы округлены и слегка выдвинуты, вперёд, зубы на расстоянии друг от друга, кончик языка как мячик прыгает у верхних бугорочков, воздушная струя короткая, тёплая, голоса нет, звук согласный, глухой, всегда мягкий.
-Молодцы. Вот приехали мы в лес. Солнышко пригрело и проснулись от зимней спячки его обитатели. Кто это ползёт и протяжно, мягко шипит: щ-щ-щ? Конечно,змея. Изобразим змею, согните руку в локте, а кисть направьте вперёд. Все пальцы прижаты друг к другу, двигаем кистью в стороны и шипим: щ-щ-щ-.
Дети выполняют упражнения, повторяя звук [Щ]
Какой звук слышим? Расскажем и о нём всё, что знаем.
-Когда мы произносим звук [Щ] –губы округлены слегка выдвинуты вперёд, зубы сближены, кончик языка поднят к бугорочками образует с ними щель, воздушная струя длинная, тёплая, голоса нет, звук согласный, мягкий, всегда глухой.
-Чем похожи эти звуки? Чем они отличаются?
-[Ч] -и [Щ]-согласные, глухие, всегда мягкие, разное положение языка, воздушная струя у звука [Ч] – короткая, разное положение зубов.

Ребята, а что вы знаете о звуках?

Звуки мы слышим и произносим

Что вы знаете о буквах?

Буквы мы видим, пишем и читаем.

Ребята, какой буквой обозначается звук Ч? На какую цифру похожа буква Ч. 11 слайд

На четвёрку....…
-Да, вы правильно решили,
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья, буквы путать нам нельзя.
- Какой буквой обозначается [щ]?
- Буквой Щ. 12 слайд
- На что похожа эта буква?
- На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну что же!
Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.

Мы вспомнили на что похожи буквы Ч,Щ, а теперь на ваших рабочих листах запишите строку заглавных и строчных букв Ч и Щ по образцу. (Слайд 13 )
Дети записывают буквы на рабочих листках в таком порядке.
Поменяйтесь листами, найдите самую красивую букву у соседа и прикрепите смайлик.

а)Развитие фонематического слуха .
Но в лесу, как и везде, есть хозяин- это медведь. Он проснулся после зимней спячки и не пустит нас в свои владения, пока мы не выполним все его задания, сейчас внимательно меня слушайте и если услышите звук [Ч]- сожмите руки в кулачки, если звук [щ]- раскройте щёточкой: ч,р,х,щ,д,з,т,ч,ща,щу,ду,ич,ос,чко,сте,ещи,щак, встреча, роща, черника, трава, птица, одуванчик, щавель, летают, пищать.

б).Дифференциация звуков в слогах, словах
А сейчас мы запишем слоги, состоящие из звуков [Ч] -и [Щ] и гласных звуков [ а], [ е], [и ], [у ]. Давайте запишем слоги в тетради, но сначала вспомним правило
Ча-ща- пишем А
Чу-шу- пишем У.
Записываем: ща-че-чу-ич-ущ-щу.
14 слайд
Дети записывают слоги, затем читают. Проговаривают правило написания ча-ща, чу-щу и работаю в тетради.

Молодцы, записали правильно, а теперь выполним упражнение «Скажи наоборот»

Логопед бросает мяч говорит слог, а дети говорят наооборот.

Ча-ща, чо-що, ач-ащ, уч-ущ.

Закончите слова нужным слогом ча или ща

Ту…., ро…., пи…., ку…..

Чи или щи

Клю…., ово…., мя…..., пла….

Но после зимней спячки проснулся не только медведь, а кто ещё. Как вы думаете?

-Ёж

Физминутка.

Поиграем с ежом.

Гладь мои ладошки ёж

Ты колючий, ну и что ж

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

Гладь большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаем счёт назад

Пять, четыре, три, два, один.

в) Закрепление звуков в словах и словосочетаниях.
Следующее задание медведя- необходимо из набора букв составить слово и прочитать его.
Дети составляют слова в группе:
Ощор-роща, «кщле»- клещ, «голще»-щегол, «чарг»-грач, «жчи»-чиж, «чейру»- ручей,
-Молодцы, мишка доволен вашей работой и предлагает войти в лес.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом
Чудеса увидишь в. нём.
Вошли мы в лес и что же услышали и увидели в весеннем лесу?
А это мы сейчас узнаем. Посмотрите на экран, вставьте пропущенные буквы Ч и Щ в словах и прочтите словосочетания.
Пти..ий...ебет 15-16 слайд
Хи..ник в....а...обе
17-18 слайд
Жур...ание ру..ейка 19-20 слайд
Тре...ат сороки 21-22 слайд
Пою...ие чижи. 23-24 слайд
Дети выполняют задание, вставляя пропущенные буквы в слова, читают вслух словосочетания.
-В каком слове встречаются два звука [Ч] -и [Щ]?
Но на этом задания лесного хозяина не заканчивается, вам необходимо четко произнести чистоговорки. Найдите в ваших папках упражнения на различение ч-щ

Сначала говорю я, вы чётко громко проговариваете.

ЧА-ЧА-ЧА – локон у плеча.

АЧ-АЧ-АЧ – у Никиты мяч.

ЧИ-ЧИ-ЧИ – новые ключи.

ОЧ-ОЧ-ОЧ – у мамы дочь.

ЧУ-ЧУ-ЧУ – сока я хочу.

УЧ-УЧ-УЧ – виден яркий луч.

ЧЁ- ЧЁ-ЧЁ – левое плечо.

ЕЧ-ЕЧ-ЕЧ – вот огромный меч.

ЩА-ЩА-ЩА – ходит зайка без плаща.

АЩ-АЩ-АЩ – у меня плащ.

ЩИ-ЩИ-ЩИ – мы ели щи.

ОЩ-ОЩ-ОЩ – вырос хвощ.

ЩУ-ЩУ-ЩУ – я тебя ищу.

УЩ-УЩ-УЩ – вырос плющ.

ЩЁ- ЩЁ-ЩЁ – мы хотим играть ещё.

ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ – в кастрюле лещ.

г).Закрепление звуков в предложении.
Следующее задание, вам необходимо прочесть предложение, записать на листках. Кто уже догадался, как его прочитать? (На доске записано. ыцитптучебещещорв. Нужно прочитать справа налево. Дети читают предложения: В роще щебечут птицы.
25 слайд
Предложение пишется с заглавной буквы, в конце ставиться точка.
-Какие слова со звуками [Ч] -и [Щ]?
Вы услышали в этом предложении?
-Роща, щебечут.

д) .Закрепление звуков в тексте.
-Но весна приходит не только в лес, но и на луга, поля, в сёла, города. Давайте попрощаемся с медведем и выйдем из леса. Мы оказались в посёлке, где однажды весной, когда пригрело солнце, побежали ручейки, весело защебетали птички, произошло....А что произошло вы ответите сами, дополните рассказ по серии сюжетных картин. Внимательно рассмотрите их и приступите к выполнению задания в паре.
Дети выполняют задание, составляют текст по серии сюжетных картин.
26 слайд
Примерный текст:
Наступила весна. Снег растаял и потекли ручейки. Река вышла из берегов и затопила жилище собаки. Собака и щенята стали жалобно выть. Ребята услышали вой, сели в лодку и поплыли спасать собачью семью. Они успели вовремя оказать помощь и спасли собаку и её щенят.

Ребята, а вам можно без взрослых садиться в лодку и кого-то спасать?

А почему?

VII. Итог занятия.
- Наше путешествие в весенний лес подходит к концу. Итак, ребята, над какой темой мы сегодня работали? Какие звуки учились различать?
- Мы учились различать.
- Скажите, чем похожи эти звуки [Ч], [Щ]?

Звуки ч и щ согласные, мягкие, глухие.
- Чем отличаются характеристики этих звуков?

Разное положение зубов, языка, воздушная струя у звука ч-короткая, а у звука щ-длинная.
Ребята, если вы прошли все ступеньки, то прикрепите наклейку «отлично», если 4 или 5 то прикрепите наклейку «хорошо», если 2 или 3, то приклейте наклейку «можешь лучше».

Ребята, все согласны с оценками, которыми вы оценили себя.

VIII. Рефлексия.
Ребята, изобразите собой шкалу успеха. Покажите, на сколько вы разобрались с темой занятия? Если плохо, слабо – сидите за партой, если хорошо - то встаньте, если отлично - то встаньте и поднимите руки вверх. (Дети определяют шкалу успеха).

Ребята, мне сегодня было очень интересно с вами работать, сегодня порадовало как ……….характеризовали зуки ч-щ, как ……написали красиво буквы, как …… добавляли недостающие слоги в словах.

Как вы здорово отвечали на вопросы.

IX. Задание на дом.

Раскрасить на раскраске все предметы в которых встречается звук Ч или Щ

Выучить чистоговорку

Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

Сегодня у нас день рождение у Серёжи Пяткина, мы его поздравляем и Крокодил Гена дарит ему песню.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №1 «Аленушка» городского округа город Октябрьский Республика Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

учителя - логопеда

на развитие звуковой стороны речи

тема «В гости к Маше»

Подготовила и провела

учитель-логопед

Шагиева Эльвира Наиловна

Цель организованной образовательной деятельности:

Способствовать развитию фонематического слуха, умению дифференцировать звуки С - Ш в словах, фразах, стихах

Задачи образовательных областей:

Речевое развитие:

Обогащать словарный запас детей

Развивать умение связно высказывать свое мнение

Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.

Познавательное развитие:

Развивать внимание, мышление.

Социально-коммуникативное развитие:

Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;

Побуждать умение включаться в совместную игровую и трудовую деятельности.

Физическое развитие:

Совершенствовать мелкую моторику

Коррекционные задачи:

Способствовать развитию фонематического слуха;

Способствовать дифференциации звуков С - Ш в словах и фразах

Способствовать развитию коммуникативной стороны речи;

Способствовать уточнению артикуляции дифференцируемых звуков [С-Ш];

совершенствовать фонематические процессы (звуковой анализ, позиционный анализ звуков);

Предполагаемый результат: сформированное умение дифференцировать звуки С - Ш на слух и в произношении

Образовательная область: речевое развитие.

Виды деятельности : игровая, коммуникативная

Форма образовательной деятельности : совместная деятельность взрослых и детей в организованной-образовательной деятельности

Форма организации детей : подгрупповая

Формы организации совместной деятельности: игровая мотивация, беседа, объяснение, вопросы к воспитанникам, рассказ, физкультминутка, самоанализ воспитанников.

Интеграция областей : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Оборудование: игра «Умные доски», мнемотаблицы, картинки с чистоговорками, шишки, портативный динамик, запись песни «Вкусное варенье» из мультфильма «Маша и медведь»

Ход организованной образовательной деятельности

Организационный момент.

Сообщение темы

Сегодня мы с вами отправимся в гости к героям мультфильма. Угадайте, из какого мультфильма эта мелодия. Прослушивание песни «Про варенье» из мультфильма «Маша и медведь». Сегодня мы отправимся в гости к Маше. Из сундучка «выходит» Маша. Пока медведь спит Маша ходит в школу.

Артикуляционная гимнастика

Но прежде надо вместе с Машей подготовиться.

Утром солнышко встало и стало светить в Машино окно. Окно было закрыто белыми занавесками («Заборчик», «Бублик»). Маша одернула занавески и пошла, чистить зубы («Почистим зубки»), затем выпила чай с вареньем и блинами («Блинчик», «Вкусное варенье»), а запивала горячим чаем из глубокой чашки («Чашечка», «Ветерок»).

Сегодня Маша хочет поиграть со звуками, а чтобы узнать с какими же звуками будет играть Маша надо отгадать загадки.

Все в снегу стоят деревья,
Белый на земле ковёр,
На прогулку мы наденем
Этот головной убор. (Шапка)

Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полёт
Работяга - … (Самолёт)

В этом доме этажи
Называют полками,
Тут бельё моё лежит,
Кофточки с футболками. (Шкаф)

Ты весь мир обогреваешь,
А усталости не знаешь.
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все - … (Солнце)

2. Дифференциация звуков (артикуляционные профили звуков)

Молодцы. Назовите, пожалуйста, первые звуки в названиях этих предметов. (звуки С-Ш). Сегодня мы с Машей будем различать звуки С и Ш

Скажите, что делают губы, зубы, язык когда мы произносим звук С

Скажите, что делают губы, зубы, язык когда мы произносим звука Ш

При произнесении звука С язык опускается вниз к нижним зубам («Киска сердится»). А при произнесении звука Ш язык поднимается вверх к верхним зубам. Языка похож на чашечку.

А для чего нам необходимо уметь различать звуки? (чтобы слова звучали правильно).

Дайте характеристику звука С (согласный, твёрдый, глухой)

Дайте характеристику звука Ш (согласный, твёрдый, глухой)

Правильно, они оба согласные, твердые, глухие. Обозначение фишками.

Молодцы.

3. Следующее задание в Машиной школе для самых внимательных, нужно повторить чистоговорку, правильно проговорив все звуки. (мнемотаблицы для чистоговорок)

Ша-ша-ша - это наша Маша

Шу-шу-су - Маша видела лису

Шу-шу-шу - письмо Мише напишу

4. Игра «Умные доски»

Маша очень рада вашим успехам и предлагает поиграть в игру «Умные доски». Надо называть картинки по цепочке, картинки в названии которых слышен звук С закрыть желтой карточкой, а картинки в названии которых слышен звук Ш закрыть синей карточкой. Какая буква получилась? (На доске из фишек получается образ буквы Ш)

Физминутка «Маша». Машенька вышла погулять, наши пальцы тоже погуляют вместе с Машей

Маша шла, шла, шла (Пальцы шагают)

Маша шишку нашла

«Ах, какая шишка!» (любуемся)

Будем с шишкой мы играть,

Меж ладошками катать!

Вот немного покатали

И ничуть мы не устали.

Медведь, чтобы Маша не скучала зимой, оставил вот такого плюшевого мишку. Но у плюшевого мишки есть только шубка и шапка, поэтому Машенька отправилась в магазин, а по дороге придумала стихотворение.

Я куплю манишку мишке

Я куплю ему штанишки.

Для него спою я песни,

А потом станцую вальс.

Давайте выучим Машино стихотворение

Итог

Наше знакомство с героями мультфильма подошло к концу, скажите пожалуйста, чему вы научились за время нашего путешествия? (различать звуки [С] и [Ш])

Какое самое интересное задание было для вас? Все ли у вас получилось или какие то задания были трудными.

Елена Устинова
Логопедическое занятие в старшей группе. Тема: «Дифференциация звуков С - Щ»

Цель : Активизировать мышцы языка, губ. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков С – Щ . Продолжать учить правильно определять первый и последний звуки в слове , совершенствовать аналитико-синтетической деятельность. Упражнять в произнесении фраз с различной интонацией. Развивать моторику руки. Учить работать в командах дружно, слаженно.

Оборудование : Игрушки и предметы для определения позиции звука в слове . Схема позиции. Картинки : водичка, зубная щетка. Карточки с символами для игры «Прочитай строчку» . Картинки со звуком с , щ. Фишки. Мольберт, магнит.

Ход НОД.

1. Организационный момент.

Артикуляционная сказка на звуки с , щ.

Поспорили как-то два звука «с» и «щ» , кто из них нужнее и важнее. Так и спорят до сих пор. Что можно сделать в этой ситуации? (помирить) . Как это можно сделать? (произносить звуки во всех словах правильно, различать их).

Мы сегодня будем учиться различать эти звуки .

2. Закрепление артикуляции звуков с , щ.

Дети вспоминают артикуляцию звуков «с» , «щ» .

Звук «с» - песенка водички, звук «щ» - песенка зубной щетки.

Игра «Будь внимателен» . Инструкция : «Когда услышишь звук «с» - умывай лицо (имитация, на звук «щ» - «почисти зубки» (имитация) .

Разделиться на команды. Предлагаю выбрать название командам : первая команда выбирает название со звуком «щ» , вторая со звуком «с» . После каждого конкурса логопед подводит мини итог и выдает выигравшей команде фишку.

Задание командам. Игра «Прочитай строчку» . О – звук «с» , о – звук «щ» . Каждая команда читает свою строчку.

ООооОоооОО оооООоОооООО

3. Дифференциация звуков в словах . Развитие фонематического слуха.

Игра «Разложи картинки» .

Работа командой за столами. На столах картинки со звуками с , щ. Задание : разложить на две группы .

Игра «Где живет звук (определение позиции звука в слове ) . Для одной команды слова со звуком «с» , для другой «щ» . Дети подходят к столу, на котором лежат предметы и игрушки, определяют позицию и отмечают на схеме магнитом.

Игра «Назови первый звук в слове » . Для 1 команды слова : пенал, лось, ракета, дом, гроза, вата, банан.

Игра «Назови последний звук в слове » . Для 2 команды слова : ветер, автобус, стол, сок, альбом, карандаш, палец.

Игра «Цепочка слов» . 1 команда со слова «щенок» , 2 команда со слова «сок» .

4. Пальчиковая игра. «В гости к пальчику большому

В гости к пальчику большому

Руки согнуты перед собой, ладони направлены друг к другу, большие пальцы вверх.

Приходили прямо к дому

Соединить под углом кончики пальцев обеих рук (крыша домика) .

Указательный и средний,

Называемые пальцы поочередно соединяются с большими на двух руках одновременно.

Сам мизинчик – малышок

Пальцы в кулак, выставить вверх только мизинцы.

Постучался на порог.

Все пальцы сжаты в кулаки, постучать кончиками друг о друга.

Вместе пальчики-друзья,

Друг без друга им нельзя.

Ритмичное сгибание-разгибание пальцев на обеих руках.

5. Дифференциация звуков в предложении .

Игра «Произнеси предложение с разной интонацией» (вопросительная, восклицательная, повествовательная) .

Щавель нужен для супа.

Щенок грызет кость.

Игра «Повтори скороговорки» .

Ты нас мама не ищи, ищем щавель мы на щи.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Побеждает в этом конкурсе та команда, которая произнесет скороговорку без ошибок и в быстром темпе.

6. Подведение итогов. Поощрение.

Какие звуки поспорили ?

Как мы их мирили?

Для чего мы их учились различать?

Победила команда. Молодцы!

Конспект открытого интегрированного занятия «Дифференциация согласных Ч-Щ. Правописание слов с сочетаниями ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.»

Логопед, учитель начальных классов

Цель

Выработать четкую дифференциацию звуков Ч–Щ с опорой на артикуляторные, слуховые и зрительные ощущения; научить соотносить их с буквами Ч и Щ;

Создать условия для закрепления и проверки умения писать слова с сочетаниями ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ.

Задачи

Образовательные:

Дифференцировать звуки Ч – Щ изолированно, в слогах, словах, предложениях,

Учить сравнивать артикуляцию звуков,

Закреплять навыки правильного написания слогов ча-ща, чу-щу,

Работать над обогащением словарного запаса.

систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих Ч, Щ; формировать умения осознанного восприятия составляемых и прочитываемых слов, словосочетаний, предложений с сочетаниями ча-ща, чу-щу;

Коррекционные:

Развивать зрительное восприятие и память,

Развивать фонематический слух и восприятие, звуковой анализ и синтез.

Развивать мелкую моторику, используя физминутку

Развивать артикуляционную моторику, используя артикуляционную гимнастику.

Расширять активный и пассивный предметный и глагольный словарь;

Работать над развитием грамматических форм речи

Воспитательные:

Воспитывать желание говорить красиво и правильно,

Воспитывать навыки контроля и самоконтроля,

Воспитывать общительность и активность на занятии.

1.Организационный момент .

Здравствуйте

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

2.Объявление темы и целей занятия

Мы с вами отправляемся в путешествие на остров «Шипящие согласные».

Давайте определим какие звуки там могут жить? (ж, щ, ш, ц, х,ч)

Но этот остров очень добрый здесь живут только мягкие шипящие. Какие? (щ, ч)

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Начинаем наше путешествие.

3.Артикуляционная гимнастика

Но чтобы наше путешествие началось, нам нужно с вами перед путешествием размять наши язычки и губки

лягушата улыбаются (губы в улыбке)

Трубочка

Окошко (губы округлены)

Заборчик

Лопатка (широкий высунутый язык лежит на нижней губе)

Чашечка (края языка округлены, губы в улыбке)

4.Характеристика звуков ч-щ

Давайте вместе с вами произнесем звук Ч

Какими должны быть губы, зубы, язычок - когда мы произнесем звук ч?

Губы округлены, зубы сближены, язычок наверху

Ребята звук ч гласный или согласный? (согласный)

Какой он твердый или мягкий?(мягкий)

Давайте с вами определим звонкий или глухой. (глухой)

Произнесите [щ ]

Какой он согласный или гласный? Почему?

Звонкий или глухой? Почему?

Твёрдый или мягкий?

Чем же отличаются эти звуки?

Давайте сравним звуки [Ч] и [Щ]. Чем они похожи?

Дети: Оба мягкие

Чем отличаются эти звуки?

Дети: звук [Ч] произносится кратко, а [Щ] – долго.

5.Развитие фонемного восприятия.

Внимательные ушки”.

Ребята посмотрите мы с вами попали на остров. И первая остановка пещера звуков.

Она зовет вас поиграть в игру внимательные ушки

Если вы услышите звук ч то хлопните в ладоши, а если звук щ то топните ножками

Звуки:

ц, щ, х, ж, ш, ч, ш, ч

Слоги: (АЩ, УЩ, ЧУ, ЧИ, ЩА, ЧЕ, ЩЕ ).

Слова:

(вещи, печка, щавель, луч, плащ, плач, чёлка, щёлка, помочь, помощь.)

Догадались, какие звуки мы будем сегодня сравнивать? (Ч-Щ). Правильно! Будем различать звуки Ч и Щ в слогах, словах и предложениях. А так же писать слова с этими буквами

5 Связь звука с буквой

Ребята, что вы знаете о звуках?

Звуки мы слышим и произносим.

Что вы знаете о буквах?

Буквы мы видим, пишем и читаем.

Догадайтесь о какой букве я вам сейчас скажу?

«Букву пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.»

Молодцы! Это буква Ч.

Ребята, какой буквой обозначается [Ч]?

Буквой Ч.

От какой буквы надо отличать заглавную прописную букву Ч? (от У)

Обведите по контору только букву ч

Буквой Щ.

На расческу Я похожа –

три зубца всего? Ну что же!

На что похожа эта буква?

Буква щ Щ

Какой буквой обозначается [щ]?

Буквой Щ.

Мы вспомнили на что похожи буквы Ч, Щ, а теперь откройте тетради, запишите дату и выполните минутку чистописания заглавных и строчных букв Ч и Щ по образцу. Дети записывают буквы в тетрадь в тетрадь.

7.Развите звукового анализа на уровне слова

Игра «Помоги сказочным героям»

Ребята, посмотрите, около вулкана Букв появились сказочные герои. Кто это? (Щелкунчик и Чебурашка) Как вы думаете, почему именно они отправились с нами в путешествие? Их имена начинаются на Ч,Щ. Щелкунчик и Чебурашка решили отдохнуть на лужайке, но вдруг услышали страшный грохот. Это началось извержение вулкана. Они перепугались и убежали, не собрав свои вещи. Давайте поможем им собрать вещи.

Слова со звуком Ч мы сложим в чемодан Чебурашки, а слова со звуком Щ в ящик Щелкунчика (картинки: очки, щетка, мяч, часы, ключ, удочка, ч щенок, щипцы, овощи, ящик, щит, плащ, прищепка)

Молодцы мы с вами смогли помочь собрать вещи Щелкунчику и Чебурашке. Отправляемся дальше в путешествие по острову.

8.физкультминутка

Молодцы ребята вы отлично справились с заданиями, а теперь мы подошли к реке давайте отдохнем!

Ча-ча-ча,мы сидели молча.(встают, ходьба на месте).

Чу-чу-чу, снова прыгать я хочу.(прыжки на месте).

Жи- жи-жи, на плечи руки положи.(круговые вращения руками).

Щу-щу-щу, руки вниз я отпущу.(наклоны вниз с вытянутыми руками).

Ща-ща-ща, приседаем не пища.(приседания).

Ши-ши-ши, посидим теперь в тиши.(садятся за парту).

Молодцы ребята вы отлично справились с заданиями, а теперь давайте вместе с щелкунчиком выполним упражнения:

10. Работа на уровне слова

Ребята, дорога нас привела в сказочный лес

Однажды на лесной полянке собрались все буквы и стали играть в прятки. Буковки, которые обозначают согласные звуки прятались, а гласные их искали. Буквы Ч и Щ спрятались в самой глухой чаще леса. Так спрятались, что сами и заблудились. Долго искали их гласные, да так и не нашли. Наступил поздний вечер. В лесу стало темно, страшно. Сидят буковки, дрожат от страха. А как найти дорогу обратно на полянку не знают. И решили позвать на помощь.

Долго кричали, но никто их не услышал. Да и буковки все стали расходиться по домам. И вот вспомнили Ч и Щ, что когда заблудишься в лесу, надо кричать: АУ! Стали они звать на помощь эти гласные.

А и У услышали, как их зовут на помощь. И не пугаясь темноты, они бросились в самую глухую чащу леса спасать своих друзей.

Нашли, обрадовались! С тех пор шипящие дружат только с гласными А и У!

Помните всегда кто спас шипящих в глухом лесу!

Сказочный лес приготовил вам карточки, чтобы проверить хорошо ли вы запомнили правило. На каждой карточке написано слово с « убежавшим» сочетанием,ча- ща или чу – щу. Прочитайте его и догадайтесь, какое сочетание пропущено. Но давай с вами вспомним правило, как мы пище ча-ща и чу-щу?

Ка, __ до, ро _, ча _, зада___, ту___

А в лесу заблудились не только буквы, но и животные. Родители потеряли своих детёнышей. Давайте поможем им найти друг друга. У вас на парте карточки - нужно найти пару. галка - галчата, белка - бельчата

крольчиха - крольчата, зайчиха -зайчата, сорока - сорочата, волчиха -волчата

Что общего в названиях детёнышей? Правильно, в словах есть сочетания ча. Как правильно писать это сочетание?

Запишите в тетрадь 1 вариант – название птиц,

2 вариант – названия зверей

11.Работа со словосочетаниями.

Ребята мы попали в замок словосочетаний

К доске прикрепляется карточка с написанным словосочетанием.

Прощяльный вечер, вкусная пищя, чюдесное угощение, вкусный чяй, зубастая щюка.

Что написано на карточке?

Правильно ли оно написано?

Исправляем ошибки, если они есть. Правильный вариант записываем в тетрадь

11Работа на уровне предложения

Поляна предложений. давайте соберем из слов предложения, и прочитаем, что у вас получилось.

Часовщик чинит часы.

Ребята ищут шишки.
В лесу чаща.

Я учусь писать.

В реке живет щука.

Молодцы а теперь запишите свои предложения в тетрадь.

(Записывают предложения в тетрадь.)

Итог

- Вот и закончилось наше путешествие на остов Шипящих. Но чтобы вернуться домой нам предстоит выполнить ещё одно задание Чтобы благополучно добраться домой вы должны назвать 1 слово с сочетаниями ча-ща, чу-щу.

Вот мы и дома.

11. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: Что помогло нам в путешествии? Какие знания понадобились?

У читель: С каким настроением уходим домой?


Аннотация: Занятие учит детей дифференцировать согласные звуки [Щ] — [С`] в слогах и словах. Расширять словарный запас. Развивать фонематический слух, речевое дыхание. Данное занятие предназначено для детей с нарушениями речи 2- 3 класса.

Конспект группового логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [Щ] — [С`] в слогах, словах».

Тема: «Дифференциация звуков [Щ] — [С`] в слогах, словах».

  • уточнение артикуляции звуков [Щ] — [С`]

Коррекционно-образовательные:

  • учить дифференцировать согласные звуки [Щ] — [С`] с опорой на артикуляцию.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие фонематического восприятия и слуха;
  • развитие речевого дыхания;
  • расширение словарного запаса.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать аккуратность в работе, усидчивость, умение помогать друг другу.

Оборудование: зеркала, бумажные листья, предметные картинки, карточки с заданием.

Ход занятия

I. Организационный момент

Здравствуйте ребята!

Садитесь

Какое сейчас время года? (осень)

Ребята, а какие осенние месяца вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Сейчас какой месяц? (ноябрь)

Число? (15)

Молодцы!

Чтобы начать наше занятие, произнесите цепочку слов:

щенок, сетка, щит, щавель, сюрприз, щи, сила.

Ребята, что вы заметили в эти словах?

Какие звуки чаще всего встречались в словах?

Правильно, звуки [Щ] — [С`].

II. Основная часть

Сегодня, мы более подробно узнаем о данных звуках и научимся различать их в слогах и словах.

1.​ Характеристика звуков [Щ] — [С`].

Работа перед зеркалом (у каждого на парте)

Буква Щ дает нам какой звук? ([Щ])

А буква С? ([С]-[С`])

Но мы с вами остановимся на звуке [С`]

При произношении звука [Щ] какое положение принимает язычок? (вверх)

А при звуке [С`]? (↓- вниз)

Какое положение принимают губы при звуке [Щ]? (О – округлые)

А при звуке [С`]? (в улыбке)

Какой звук [Щ] по глухости и звонкости? (глухой)

А при звуке [С`]? (глухой)

Ребята, а по мягкости и твердости какой звук [Щ]? (всегда мягкий)

А звук [С`]? (мягкий)

Отлично!

2.​ Развитие фонематического слуха

Я буду произносить цепочку звуков, если вы услышите звук [Щ] — хлопните один раз, а звук [С`]- хлопните два раза.

Щ, С, Ц, К, Ш, Щ, Сь, Зь, Ж, Ч, Сь, Щ и т.д.

Подними одну руку, если услышите слог со звуком [Щ] и две руки со звуком [С`]

Ща, ша, щи, зи, са, си, се, цо и т.д.

Молодцы!

3.​ Дыхательные упражнения

1)​ Вдох через нос, выдох через рот

2)​ «Листопад» глубокий вдох носом, выдох через рот дуем на листок, лежащий на ладони.

4.​ Игра «Найди звуки»

Я буду показывать вам картинки, а вы должны выбрать, те картинки в которых есть звуки [Щ] — [С`]

Распределите в два столбика

Щенок Сеть
Щука Сережка
Плащ Месяц
Роща Лось

Запись в тетрадь

5.​ Физминутка



Яма! Все перепрыгнули, никто не попал?
Пошли дальше!

Мы идем, мы идем и никогда не устаем!
Все преграды на пути можем запросто пройти!
Лес! Деревья гнутся, ветки шуршат!
Дальше!

Мы идем, мы идем и никогда не устаем!
Все преграды на пути можем запросто пройти!
А тут море! Зашумело море, волны, волны побежали!
Хорошо! Пошли дальше!

Мы идем, мы идем и никогда не устаем!
Все преграды на пути можем запросто пройти!
Стоп! Потянули ручки вверх!
Хорошо! Дальше!

Мы идем, мы идем и никогда не устаем!
Все преграды на пути можем запросто пройти!
Встретили солнышко! Машем, машем ручками!

6.​ Работа по карточкам

Вставьте пропущенные буквы Щ-Сь

…етка На…екомое

…авель За…итник

Ово… …епотка,

…ердце Ло…ь

Ли…ята При…епка

Запись в тетрадь

III. Итог занятия

С какими звуками мы сегодня работали?

Статьи по теме