Факторы и критерии субъективного благополучия. Факторы благополучия (неблагополучия) городов

Известно, что любой брачный союз в процессе развития переживает не только счастливые периоды, но и этапы кризисов. Нет семьи, которая бы не сталкивалась с различными проблемами или непониманием в конкретных ситуациях, и это не является исключением из правил: скорее, закономерностью. Просто важно понимать, что для достижения семейного благополучия необходимо бороться с такими кризисами совместными усилиями, как и строить гармоничные отношения в брачном союзе. В данной статье мы рассмотрим основные факторы и условия, способствующие взаимопониманию в супружеской паре и укрепляющие брак.

Факторы семейного благополучия

Первым условием семейного благополучия, естественно, считается любовь и привязанность супругов. И важность таких чувств в данном вопросе вряд ли кто-то станет отрицать. Вместе с этим, следует отметить, что только на любви брак не сможет продержаться в течение продолжительного времени. Ведь обоюдная страсть и романтический настрой, которыми характеризуется начальный период отношений, длятся не так долго, как хотелось бы.

Это объясняется силой привычки, поскольку рано или поздно человек привыкает к своему партнеру и больше не стремится к завоеванию его любви с прежней силой. Ошибочно полагать, что на данном этапе чувства угасают и начинается суровый быт. Ведь для достижения семейного благополучия необходимо подходить к такому повороту событий с пониманием и уверенностью, что он не выступит помехой настоящим чувствам.

Если же супруги рассчитывают, что взаимной увлеченности в начале отношений им хватит на долгие годы совместной счастливой жизни, они очень скоро усомнятся в своих убеждениях. Ведь брачный союз является не только романтическими прогулками по вечерам и красивыми признаниями в любви: семья предполагает также общий быт, а, следовательно, заботы и проблемы. Не каждый готов на такое испытание, именно поэтому многие пары разводятся, не прожив вместе и несколько лет.

Специалисты выявили основные факторы семейного благополучия, которые следует принять во внимание всем, кто собирается начать совместную жизнь с любимым человеком:

  • Направленность на супруга;
  • Симпатия и доверие;
  • Общение без конфликтов;
  • Взаимопонимание;
  • Сексуальная удовлетворенность;
  • Материальное благополучие.

Направленность на супруга является важнейшим условием семейного благополучия, поскольку выступает основой взаимопонимания. Она предполагает внимательное отношение к интересам, предпочтениям, привычкам любимого человека. В идеале супруги должны предпринимать свои действия только с учетом желаний и потребностей друг друга.

Симпатия и доверие также являются необходимыми факторами семейного благополучия, ведь если не испытывать симпатии к человеку, с которым собираешься жить, брачный союз обречен на провал. А когда в отношениях нет доверия, любовь постепенно сходит на нет, поскольку ее место занимают вечные подозрения, ревность и недовольства.

Нормальное общение без постоянных ссор и конфликтов должно присутствовать в каждой хорошей семье. Людям необходимо делиться своими эмоциями, впечатлениями и переживаниями с близкими, поэтому нужно создать дома такую атмосферу, которая располагает супругов к взаимной откровенности и доверительным отношениям.

Взаимопонимание выступает одним из важнейших условий семейного благополучия. Для того чтобы его достичь, супругам понадобится немало времени и испытаний. Но ключевым моментом здесь можно назвать снисходительность и терпимость по отношению друг к другу, которые являются прекрасными качествами для создания прочной семьи.

Сексуальная удовлетворенность также очень часто приходит с годами совместной жизни, поскольку партнеры не сразу узнают предпочтения друг друга: на это нужно время и желание. Когда людей связывает взаимное сильное чувство, практически все проблемы сексуального характера оказываются разрешимыми. Это обусловлено сильным стремлением обоих доставить удовольствие своему супругу.

Немаловажным фактором семейного благополучия является также материальная обеспеченность семьи. Ни для кого не секрет, что финансовые трудности, которые носят хронический характер, очень быстро влияют на взаимоотношения супружеской пары. Бытовые проблемы, которые не удается решить, долги и нервные стрессы, вызванные всем этим, мешают людям наслаждаться своим чувством и жить в гармонии. Ведь львиная доля семейных конфликтов связана с темой денег.

Символы семейного благополучия

В последнее время широкое распространение получило учение Фен Шуй, с помощью которого многие люди призывают материальную обеспеченность, гармонию в отношениях и любовь в свой дом. Для этого нужно просто знать, какие основные символы семейного благополучия существуют в данном учении:

  • Аквариум;
  • Черепаха;
  • Дракон;
  • Феникс.

Аквариум является одним из главных символов семейного благополучия в материальном плане. Считается, что он привлекает деньги в дом, поэтому лучше всего поместить в него золотых рыбок и, конечно, не забывать вовремя кормить их и чистить аквариум.

Черепаха также выступает символом материального достатка и здоровья, поэтому советуется обзавестись живой водной черепахой, которая будет жить в аквариуме: такое сочетание должно обеспечить двойной эффект.

Дракон является символом семейного благополучия, успеха в делах и карьерном росте. Кроме того, специалисты считают, что он наделяет обитателей дома особой энергией, развивающей такие качества, как целеустремленность и выносливость.

Феникс выступает как бы дополнением дракона, поскольку в китайской мифологии они считаются супругами. Он обеспечивает семье славу, успех и прочные отношения. Кроме того, если его разместить в южной части дома, то такой талисман будет защищать членов семьи от всяческого негативного влияния извне.

Вместе с этим следует помнить, что лучшими символами семейного благополучия в первую очередь являются любовь и взаимопонимание в брачном союзе.


Чтобы ваша семья была счастливой, нужно изучить факторы семейного благополучия и следовать им. Те люди которые ищут в жизни счастья, никогда не найдут его, пока не осознают факторы влияющие на него. Семья – самое прекрасное в жизни человека чудо и событие, но не все понимают это, не пытаясь сделать свою семью благополучнее. Психологи решили помочь вам найти данные факторы семейного благополучия, и как начать их использовать в жизни.

Достаточно просто прочитать статью, чтобы понять данный вопрос и найти ответ на него, так как психологи потратили значительное время, чтобы изучить те семьи, которые самостоятельно нашли факторы благополучия и использовали их в своей семье. Данные семьи сегодня счастливы. Соответственно вы так же можете применить все данные здесь советы на практике и сделать вашу семью счастливой.

Что для вас означает счастье

Перед тем как начать изучать факторы семейного благополучия , желательно осознать, что на самом деле для вас является счастьем. По исследованиям психологов у каждого человека свое мнение о счастье, соответственно вам нужно так же иметь свое мнение о счастье. Это вам поможет в дальнейшем найти данное счастье в семье и тем самым улучшить благополучие семьи.

Взаимопонимание в семье

Самый важный фактор семейного благополучия, это взаимопонимание в семье, которое нужно развивать. Без взаимопонимания в семье, невозможно построить счастье и любовь. Если в семье друг друга не понимают, значит это проблема и ее нужно решать как можно скорее. Для этого станьте инициатором и сами начните искать пути, чтобы начать понимать свою семью. Старайтесь выслушать мнения каждого, и общими усилиями приходить к общему мнению. Не нужно спорить, так как спор является причинной не благополучия семьи и проблемой конфликтов. Спокойно нужно выслушать или даже записать мнения каждого, и после чего приходить к общему обдуманному решению. Если в вашей семье нет понимания, найдите источник, в каждой семье он разный.

Поддержка в трудную минуту

Фактор семейного благополучия , без которого семью счастливой не назовешь, это поддержка в трудную минуту. Ваша семья должна быть как единое целое, и если кому-то плохо или тяжело, поддержите его в данную трудную минуту. Это нужно делать как само собой разумеющееся. Если семья не имеет такой привычки и принципа, она неблагополучна. Начните не просто говорить пустые слова, а понимайте того, кому плохо, чтобы ощутить на себе как это больно, тогда вы начнете больше понимать проблему и общими усилиями решите ее.

Проблемы и пути их решения

У каждого отдельного человека есть и будут проблемы, так же и у каждой семьи есть проблемы, факторы семейного благополучия всегда связанны именно с проблемами и реакцией на них. Каждый человек или семья по-разному воспринимает проблемы, кто-то убегает и боится их, считая, что иметь проблему плохо. Другие же считают, что проблемы приносят только знания и опыт, если их решать сразу как они появились, не убегая от них. На самом деле успех и благополучие каждой семье не в отсутствии проблем, а в том, что такая семья решает проблемы сразу как они появились, осознавая, что каждая проблема несет в себе пользу.

Любой успешный человек вам ответит, что его успех связан скорее не с победами, а поражениями, так как проблемы несут в себе больше пользы, опыта и знаний чем победы. Поэтому радуйтесь, что в вашей семье много проблем, и начните, наконец их решать. Если вас заинтересовала сила проблем, и вы хотите узнать о них больше, прочитайте статью: проблемы современной семьи , где подробнее описан список популярных проблем, и как их решать, извлекая положительный опыт.

Любовь и внимание в семье

Не нужно забывать, что все факторы семейного благополучия неотъемлемо связаны именно с любовью и вниманием, без этого построить успешную и счастливую семью невозможно. Та семья, в которой нет любви и внимания, считается неблагополучной. Но не нужно расстраиваться, так как по статистике таких семей насчитывается во всем мире 80%, и это большая проблема. Все это зависит только от тех, кто создавал данную семью. Сегодня поменялись взгляды на жизнь, мнения, ценности и приоритеты, поэтому семьи чаще всего создаются не по любви, а по выгоде, или в связи с другими причинами.

Если вы хотите создать благополучную семью, создавайте ее с тем человеком, которого действительно любите. Если вы не можете пока точно понять любите и любят ли вас, то не спешите с созданием семьи. Психологи рекомендуют в такие моменты, не торопиться и пожить вместе хотя бы 2-3 года не в браке. Таким образом, если вы не любили то по истечению 2-3 лет, ваша пара разойдется, что безопаснее, если бы у вас была семья и дети.

Деньги в семье – инструмент благополучия

Если обратиться к статистике, то 90% людей и семей имеют проблему с деньгами. Это связанно не с тем, что люди получают маленькие зарплаты и их доходы невелики. Все зависит от принципов и привычек человека. Все люди и семьи, которые имеют проблему денег, развили в себе привычку тратить 100% своего дохода, и еще 20% занимать у друзей и знакомых до зарплаты. Данная привычка опасна и именно она является причиной проблем связанных с нехваткой денег, что приводит к не благополучию семьи. Для того чтобы решить данную проблему, достаточно прочитать статью: как вести семейную бухгалтерию , где есть реально работающие методы чтобы ваша семья стала благополучнее и решила проблему нехватки денег.

Если у вас возникли вопросы, или у вас есть что дополнить к данной статье, напишите в комментариях.

На переживание благополучия (или неблагополучия) влияют различные стороны бытия человека, в нем слиты многие особенности отношения человека к себе и окружающему миру. Благополучие личности складывается из ряда составляющих.

Социальное благополучие -- это удовлетворенность личности своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, к которому она принадлежит. Это также удовлетворенность межличностными связями и статусом в микросоциальном окружении, чувство общности (в понимании А.Адлера) и т.п.

Духовное благополучие -- ощущение причастности к духовной культуре общества, осознание возможности приобщаться к богатствам духовной культуры (утолять духовный голод); осознание и переживание смысла своей жизни; наличие веры -- в Бога или в себя, в судьбу (предопределенность) или счастливую удачу на своем жизненном пути, в успех собственного дела или дела партии, к которой принадлежит субъект; возможность свободно проявлять приверженность к своей вере и т. д.

Физическое (телесное) благополучие -- хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт, ощущение здоровья, удовлетворяющий индивида физический тонус.

Материальное благополучие -- удовлетворенность материальной стороной своего существования (жилье, питание, отдых…), полнотой своей обеспеченности, стабильностью материального достатка.

Психологическое благополучие (душевный комфорт) -- слаженность психических процессов и функций, ощущение целостности, внутреннего равновесия. Психологическое благополучие более устойчиво при гармонии личности. Гармония личности -- согласованность множества процессов ее развития и самореализации, соразмерность жизненных целей и возможностей. Понятие гармонии раскрывается через понятия согласованности и стройности. Стройный означает «имеющий правильное соотношение между своими частями». Гармония личности это также соразмерность основных сторон бытия личности: пространства личности, времени и энергии личности (потенциальной и реализуемой).

Все перечисленные составляющие благополучия тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Отнесение многих феноменов к той или иной составляющей благополучия в немалой степени условно. Например, чувство общности, осознание и переживание смысла жизни вполне могут быть причислены к факторам, создающим душевный комфорт, а не только социальное или духовное благополучие.

В субъективном благополучии (в целом и в его составляющих) целесообразно выделять два основных компонента: когнитивный (рефлексивный) -- представления об отдельных сторонах своего бытия, и эмоциональный -- доминирующий эмоциональный тон отношений к этим сторонам.

Субъективное благополучие (или неблагополучие) конкретного человека складывается из частных оценок различных сторон жизни человека. Отдельные оценки сливаются в ощущение субъективного благополучия .

Детерминантами субъективного благополучия выступают своеобразно (порой, противоречиво) связанные инстанции личности -- как внешние, так и внутренние. Поэтому смысложизненные ориентации, представления о себе в связи с объективными показателями жизнедеятельности и социального познания и составляют детерминантный комплекс субъективного благополучия.

На основании теоретических разработок проблемы субъективного благополучия можно выделить несколько комплексов, составляющих конструкты в результате взаимодействия инстанций и являющихся наиболее важными с точки зрения качества жизни и его субъективной оценки:

1) комплекс отношений с малым социумом (семья, родственники, друзья, знакомые и т.д.);

2) комплекс отношений с большим социумом (стабильность в стране: экономическая, политическая, социальная);

3) комплекс трудовых процессов (профессия, профессиональная группа, профессиональный интерес, профессиональное общение, доход);

4) комплекс жизненных процессов (потребности, безопасность, здоровье, экология);

5) комплекс интересов (коммуникативные, познавательные, материальные и др.);

6) комплекс внутриличностных процессов (система ценностных ориентаций, соотношение между внутренними и социальными ценностными ориентациями, самоотношение, самооценка, баланс между притязаниями и самооценкой);

7) комплекс состояний и свойств (темперамент, свойства личности, эмоциональные состояния);

8) комплекс социального опыта (способы преодоления фрустрации, комплекс паттернов поведения, социальная ориентация).

В той или иной степени субъективное восприятие этих инстанций и отношение, формирующееся к различным сторонам жизни, кладет целостное представление о своем собственном благополучии (комфорте).

Обобщение характеристик выделенных комплексов позволяет определить основные структурообразующие факторы, относящиеся к любому комплексу: мотивационные, содержательные, гигиенические, когнитивные и эмоциональные.

Мотивационные факторы включают в себя достижения, признание, рост, качество жизнедеятельности.

К гигиеническим факторам субъективного благополучия относятся условия жизни и деятельности, экология (жизни, души).

Когнитивные факторы - знания о мире, о себе, жизни и деятельности, их соотнесение и оценка.

В группу эмоциональных факторов можно включить локус между валентностями отношения к себе, миру, жизни и деятельности и отражение внешней оценки.

Практически все выделенные факторы так или иначе определяют степень удовлетворенности личности и ее субъективное благополучие. В свою очередь, удовлетворенность выступает внутренним фактором личности, определяющим и познавательную активность, и взаимоотношения с субъектами различных видов деятельности, и отношение к самому себе как субъекту и личности. Она индицирует качество жизнедеятельности человека и является тем необходимым компонентом (регулятором), без которого невозможно полноценное существование субъекта и эффективность его социальных взаимоотношений. Отсюда вполне закономерно выделение таких ее видов, как удовлетворенность трудом, жизнью, общением, собой и своими социальными контактами.

С другой стороны, очевидно влияние субъективного благополучия на те или иные сферы личности. К примеру, высокий и низкий уровни удовлетворенности могут быть основанием и для личностного роста, и благоприятствующего поведения (деятельности), и для различного рода издержек.

Критерии благополучия, предопределены всей историей существования человека. Поэтому уже в процессе преимущественно ранней социализации личность усваивает их в той степени и в той качественной глубине, на которые она способна усваивать социальную информацию вообще. Между тем эти критерии корректируются затем в течение всей жизни, составляя своего рода инстанции личности, с которыми она постоянно “сверяется”. Представления о собственном благополучии, благополучии других людей, оценка благополучия, как отмечает Л.В. Куликов, опираются на объективные критерии благополучия. Однако критерии -- объективные и субъективные - различаются, поскольку в последних отражается отношение личности к себе, миру, жизни.

Согласно гипотезам Инглхарт, существуют два наиболее важных основания для формирования критериев субъективного благополучия. Это:

1) гипотеза ценностной значимости недостающего. Приоритеты индивида отражают состояние социально-экономической среды: наибольшая субъективная ценность придается тому, чего относительно недостает;

2) гипотеза социализационного лага.

Состояние социально-экономической среды и ценностные приоритеты не соотносятся между собой непосредственно: между ними вклинивается существенный временной лаг, ибо базовые ценности индивида в значительной степени отражают условия тех лет, которые предшествовали совершеннолетию .

Однако становление личности -- процесс непрерывный и поэтому необходимо принять за аксиому тезис о его перманентной гибкости и сензитивности к изменениям и исторической “накопляемости” и усложнении критериев благополучия.

Критерии субъективного благополучия также изменяются в зависимости (и сообразно) от эффектов социализации. На ранних ее этапах критерии определяются внешними инстанциями, которые задают их в “чистом” виде (посредством социальных требований, моды, рекламы и пр.), затем все больше -- внутренними инстанциями, где основным критерием становится самореализация личности. В случае определения субъективного благополучия названными элементами “внешней идеологии” можно констатировать факт социальной незрелости. В ряде случаев это приводит к личностному кризису, поскольку “постоянная оглядка”, ориентация на внешние критерии “правильной жизни” (а часто, “красивой”) не способствует удовлетворению высших потребностей. Общественные конструкты (часто “собирательные” образы) успешной личности практически не реконструируемы в рамках частной жизни отдельного индивида. В этом смысле некоторые институты социализации поистине определяют “сказочные” критерии, которые, однако, не всеми объективно понимаются. Отсюда следует усложнение содержательных компонентов благополучия, их структурообразования и отношений, поскольку высокие критерии относительно тех или иных видов благополучия (“все сразу”) “задают” их конфликтные отношения, что реализуется на уровне конкретной личности, хотя бы в виде внутреннего конфликта.

Слабые эффекты социализации, при которых субъект пользуется ограниченной социальной информацией, вероятно, порождают и большую удовлетворенность и большую неудовлетворенность в отношении небольшого круга объектов жизни. Более сильные эффекты социализации представляют большее количество объектов, которыми можно быть удовлетворенным, и, следовательно, имеется возможность замены одних другими, также значимыми и предпочтительными. Не происходит в этом случае фиксации неудовлетворенности, которая становится движущей силой личности, активизатором для достижений, в том числе и личностного роста.

Основным качественным критерием благополучия во взрослости становится самореализация -- профессиональная, личностная, социальная и пр. Здесь инстанции личности как бы приобретают паритетность в отношениях, и личность ориентируется на постижение смысла, осуществлению человеческого назначения в том понимании его, которое складывается на основе реализации познавательных способностей личности, формирования когнитивной карты в течение всей жизни.

Как отмечал Т. Шибутани, то, как человек рассматривает самого себя, должно быть отражением того, что, по его мнению, думают о нем другие. Перефразируя эту мысль и разворачивая ее к исследуемому феномену, можно сказать, что субъективное благополучие личности основано на тех критериях благополучия, которые отражены личностью, как поняты ею, хотя объективно не обязательно являются таковыми. Смысл тех или иных показателей благополучия приобретается для конкретной личности постольку, поскольку ей они представляются таковыми. Параметры “благополучности” в разных социальных институтах представлены по-разному как в степени обобщенности, так и в качественном своем содержании. Уровень взаимосвязи между этими параметрами различен. Критерии благополучности опредмечиваются, приобретают все более реальные контуры при достижении обобщенных общественных критериев уровня референтных для личности групп.

Отсюда следует, по крайней мере, три позиции. Отношение к благополучию социальное, объективное, всеобщее, как, например, благополучие народа; группы с ее критериями; и лично понимаемое благополучие. Связь благополучия личности и общества условна, хотя благополучие общества, определенно, влияет на благополучие личности, по крайней мере, по некоторым ее параметрам. Также очевидно и то, что от сознания собственной благополучности граждан во многом зависит и благополучности общества в целом. Между тем когниции, на основе которых строятся субъективные и порой объективные критерии благополучия, могут значительно расходиться в разных культурах в зависимости от исторических корней, религиозных эталонов и пр.

Еще один вопрос: насколько или как связано субъективное благополучие с благополучием других? В философии, к слову, этот вопрос формулируется глобально: можно ли быть счастливым, когда несчастны другие? К примеру, Кант говорил, что индивидуальное счастье возможно лишь во всеобщем. По нашему мнению, это проблема социального благополучия. Определенно, и в неблагополучном обществе люди испытывают субъективное благополучие, поскольку оно подразумевает акты собственного поведения, диспозиций, реализации мотивов и пр. Полагаем, что и счастье также возможно, хотя бы, например, за счет альтруизма, оказания бескорыстной помощи другим или вложений в развитие других и общества.

Было бы наивно полагать, что с развитием общества субъективно благополучных людей станет больше или меньше. Благополучие и неблагополучие, счастье и несчастье всегда синтетичны и находятся в неких паритетных отношениях. Прогресс общества, как доказывает один из крупнейших социологов ХХ столетия Питирим Сорокин, не связан ни с счастьем, ни с страданием, хотя “исключить принцип счастья из формулы прогресса” ни в коем случае нельзя (Сорокин, 1992). По нашему предположению, с прогрессом общества происходит “распад” на более мелкие элементы того, что можно назвать счастьем, страданием или благополучием: структуры и того, и другого оказываются все более сложными. Из этого можно сделать вывод о том, что с развитием человечества усиливаются, с одной стороны, дифференциация в критериях благополучия, а с другой, - различия в его достижении в зависимости от владения культурой обществ. Усиливается их палитра и, видимо, размывается грань между этими понятиями. В любом случае, между субъективным благополучием и неблагополучием не может быть антагонистических отношений; они взаимопроникаемы и обнаруживают необходимость друг в друге.

Группа, хоть и является “проводником” общественных установок, обладает своими собственными качествами и критериями благополучия. То есть, между обществом и группой не устанавливается однозначная связь. Она опосредована сложными переплетениями многообразных институциональных отношений. Многообразие групп, тем не менее, не определяет многообразия критериев благополучия общества, отличающегося большей консервативностью в целом, и благополучия личности.

Связь благополучия группы и личности более очевидна, поскольку имеется изначально тесная связь между личностью и малой группой, включая само становление личности в группе. В любом из рассматриваемых случаев связи устанавливаются в зависимости от того, насколько субъекты отношений готовы к принятию других субъектов, насколько они “ощущают” перманентную включенность в более обобщенные системы и наоборот (личность как часть группы, группа как элемент сообщества и т.д.). Каждый индивид по-своему отражает действительность, но то же самое можно и сказать о группе: каждая группа “вольна” по-своему отражать происходящее в обществе или в ней самой.

Когда речь идет о критериях благополучия, нельзя не затронуть вопрос и об их соответствии общечеловеческим ценностям, нормам, правилам. Общественная безопасность требует соотнесенности внутренних критериев внешним; в конечном итоге, глобальным мерилом человеческой жизни остаются общечеловеческие ценности, поскольку любым достижениям, в основе которых лежат антисоциальные ценности, всегда будут выступать альтернативой просоциальные, которые несут в себе то, что являет собой общественный смысл. Даже соответствие нормативам микросоциума, коль оно не соотносится с общечеловеческими ценностями, приводит порой к непредсказуемым последствиям в поведении и эмоционально-оценочных отношениях. Вспомним тюремный эксперимент Зимбардо. Роль ли, ситуация, или подчинение большинству, или все вместе взятое стали причинами антисоциального поведения его участников. Последующая их саморефлексия стала причиной острого субъективного неблагополучия. Однако и сегодня вопрос о стойкости ценностных образований личности в нетипичных для нее ситуациях остается столь же острым и открытым. Очевидно, в так называемых “закрытых” системах проблема адаптации остро затрагивает эффекты социализации, несоответствие которых нормам, принятым в этих системах, является причиной острого неблагополучия личности.

Ценности и нормы групп, с которыми идентифицируется субъект, оказываются определяющими в его поведении и отношениях. Здесь встает очень важная проблема -- проблема социализации, предполагающая соответствие культурно-историческому филогенетическому строю этапов социализации, где первоначальная задача социализации -- в обеспечении геокультурного поля, включающего “вполне определенные традиционные для региона рождения и проживания ребенка ценности, нормы, социально ожидаемые в данной культуре стереотипы поведения” (Сухарев, 2003).

Субъективное благополучие -- динамичное образование, но вместе с тем оно предполагает, прежде всего, и динамику жизни в разных ее аспектах (включая темпо-ритмические отношения и качественные перестройки систем “личность”, “жизнедеятельность” и пр.). Не случайно, субъективное неблагополучие возникает в те моменты, когда субъект в силу разных обстоятельств (вынужденно или закономерно) оказывается в “ситуации статики”, когда либо цели исчерпаны, либо переживание “наступившего благополучия” само является целью, и любые возможные изменения ситуации могут восприниматься как угрожающие этому переживанию. Иллюзия того, что неизменность (константность) ситуации может сохранить благополучие, является основой пассивного (защитного) отношения к благополучию .

Иначе говоря, способность контролировать свою жизнь и убежденность в этом оказывается весомым фактором преодоления трудностей и формирования субъективного благополучия. Не случайно в архетипических представлениях личности посредством фольклора (сказки, ритуалы и пр.) “закладывается” огромный опыт переживаний многих поколений, выстрадавших свое субъективное благополучие. Мистический настрой, как это не покажется парадоксальным, часто является одним из условий субъективного благополучия. Во многих религиозных вероучениях провозглашается фатальность существования, но в то же время и свобода выбора веры или неверия, а “смирение” -- категория, относящаяся к прошлому, к тому, что действительно невозможно изменить, и надежде на “милость Бога”, которая содержит элемент успокоения, связанный с вытекающей из него “возможностью” даже через страдания достижения “блага”. По данным исследователей, религия выступает фактором субъективного благополучия по двум основаниям: 1) дает возможность ощутить значение и цель жизни, ее целостность; 2) является одним из источников социальной поддержки .

Субъективное благополучие может поддерживаться за счет ориентации на любой временной промежуток жизни. Так, в ряде случаев оно связано с переживанием прошлых успехов, в ряде -- будущих (возможных), но наиболее адекватным вариантом, очевидно, является объединение всех временных промежутков, поскольку именно такое объединение свидетельствует о социальной (личностной) зрелости субъекта и, стало быть, о социально-зрелом субъективном благополучии. Оно может представлять для личности отдаленную цель, стремление к которой обладает побудительной силой (цель-мотив), и кратковременную, относительно ситуаций, а также следствие реализации иных целей.

Между тем действительно имеются различия в критериях субъективного благополучия, вызванные культурными различиями. В частности, Л. Резниченко приводит данные социологических исследований, из которых следует, что понимание счастья (как “аффективный компонент субъективного ощущения благополучия”) зависит от того места, которое занимает то или иное сообщество на континууме “индивидуализм-коллективизм”. Имеются и различия, обусловленные географическими, этническими, политическими, возрастными и другими факторами, описанными нами ранее. Это обусловлено, с одной стороны, субкультурными особенностями, и с другой -- различиями в критериях социализации .

Таким образом, психологическое содержание понятия субъективное благополучие многогранно и многоаспектно. Субъективное благополучие представляет собой сложное интегральное социально - психологическое образование, включающее эмоциональный, когнитивный и конативный компоненты, формирующееся в процессе социально - психологической деятельности, в системе реальных отношений личности к объектам окружающей действительности.

В становлении субъективного благополучия немалую роль играют внешние в отношении личности инстанции, среди которых наиболее значимыми являются те институты, которые обеспечивают социализацию ребенка, подростка, взрослого на разных уровнях и обстоятельствах жизни. Так или иначе, они создают не только установочные комплексы относительно норм, но и личностные конструкты, которые можно квалифицировать как комплекс «самоэффективности», успешности.

Американские ученые У. Уоттлс и Дж. Пауэлл называют 12 факторов, необходимых для того, чтобы человек себя чувствовал здоровым. Они считают, что нарушение любого из них может привести к болезни. Попробуем прокомментировать эти способы сохранения хорошего самочувствия - исходя из реалий нашего существования.

1. Нужно иметь надежную систему взглядов на жизнь, помогающую поддерживать хорошее состояние. Как правило, здоровые люди отличаются разумным гедонизмом. Они стремятся прожить жизнь как можно более счастливо, несмотря на несовершенство мира, организма, природы. Стараются ладить со своим окружением и иметь теплые отношения с близкими. Избегают делать то, что может пойти во вред им или другим людям.

2. Сохранить здоровье помогает постоянный положительный настрой и способность рассматривать события в конструктивном свете. Народная мудрость сформулировала этот принцип в пословице: «Что ни делается, все к лучшему».

3. Человека здорового отличает способность периодически работать на пределе своих возможностей. Мы можем значительно больше, чем нам кажется, - и этот ресурс надо использовать. Если же мы считаем, что у нас нет запаса энергии для работы в полную силу, организм и ответит нам соответственно.

4. Человек должен иметь чувство сопричастности к духовной жизни, убежденность в том, что в мире есть нечто неизвестное, непознанное, то, что выше нас. Важно чувствовать, что вы причастны к этой силе. Не все в вашей власти, но и в самый трудный момент мы можем надеяться на помощь «свыше».

5. Способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям - это тоже признак здоровья. Жизнь меняется очень быстро. Нельзя останавливаться, надо все время идти вперед: учиться, переучиваться, совершенствоваться. Если мы будем цепляться за старое, это неминуемо приведет к депрессии, отчаянию, болезням.

6. Быстрое реагирование на стресс и восстановление после него - еще один фактор здоровья. Стресс - явление нормальное, избежать его не может никто. Более того, в какой-то степени он даже необходим организму. Хроническим и вредным для здоровья стресс становится, когда человек вместо того, чтобы действовать - устранять причины напряжения или менять отношение к ситуации, - принимает решение: терпеть. Вот это-то и разрушает здоровье.

7. Здоровый человек обладает повышенной восприимчивостью ко всему хорошему.

8. Следующий признак здоровья - удовольствие от физических занятий.

9. Чтобы оставаться здоровым, человек должен уметь анализировать свои чувства и доверять им. Вместо этого некоторые люди стараются заглушить, подавить то, что испытывают..

Специалисту по психосоциальной работе знакома проблема анализа факторов семейного благополучия-неблагополучия. Сложность семьи как социальной системы и психологической общности людей разного пола, возраста, социальной и профессиональной принадлежности приводит к тому, что попытки выделения полного списка таких факторов могут оказаться безуспешными. Поэтому при обсуждении этой проблемы речь идет, как правило, о попытках выделения наиболее существенных факторов и показателей семейного благополучия. Одним из интегральных показателей является психологическая совместимость супругов (членов семьи вообще).

Люди, создающие семью, стремятся удовлетворить комплекс потребностей - в любви, в детях, в переживании общих радостей, в понимании, общении. Однако становление семьи - это не только реализация идеальных представлений о браке, которые сложились у будущих супругов. Это реальная жизнь двух, а затем и нескольких людей, во всей ее сложности и многообразии; она включает в себя непрерывные переговоры, заключения соглашений, компромиссы и, конечно, преодоление трудностей, разрешение конфликтов, которые есть в каждой семье.

Неудачу в браке во многом предопределяют ошибки в выборе партнера: избранник в реальности либо не обладает необходимыми личностными чертами, либо совокупность его психофизиологических особенностей, взглядов и ценностей не соответствует представлениям и потребностям избирающего. Разочарование может наступить независимо от того, что партнер обладает множеством положительных качеств. Очень важно, чтобы муж и жена подходили друг другу по биологическим и нравственным факторам, отражающим различные аспекты воспитания, политические, культурные, религиозные взгляды, а также чтобы партнеры терпимо относились к особенностям друг друга.

Психобиологическая совместимость. Речь идет о «неопределимой внутренней симпатии», в основе которой могут быть такие ясные причины, как восхищение талантом, достигнутым успехом, общественным положением или внешним эстетическим идеалом. Брак без спонтанного влечения обычно не гарантирует удачного супружества.

Гармоничный брак предполагает социальную зрелость супругов, подготовленность к активному участию в жизни общества, способность материально обеспечить свою семью, долг и ответственность, самообладание и гибкость. Наиболее удачны браки тех людей, которые ценят в своем партнере надежность, верность, любовь к семье и твердый характер. В «идеальном браке» супруги чаще всего обладают такими чертами личности, как выдержанность, трудолюбие, заботливость, самоотверженность и гибкость поведения. семейный благополучие супружеский развод

Факторы, оказывающие косвенное воздействие на благополучие супружеской жизни. Важно знать, какими были супружеские отношения родителей избранника, каков семейный уклад, материальный уровень семьи, какие негативные явления наблюдаются в семье и в характере родителей. Даже небольшая семейная травма часто оставляет глубокий след, формируя у ребенка отрицательные взгляды и позиции. Подчас непреодолимые конфликты неизбежны там, где партнеры диаметрально отличаются по своему мировоззрению.

Образование. Высшее образование не всегда повышает уровень стабильности семейных отношений. Даже в браке, заключенном между двумя молодыми людьми, окончившими высшие учебные заведения, могут возникнуть конфликты, которые, если их своевременно не решить, дадут повод к разводу. Однако интеллектуальный уровень и характеры партнеров не должны чрезмерно отличаться.

Трудовая стабильность. Люди, часто меняющие место работы, отличаются неустойчивостью, чрезмерной неудовлетворенностью, неспособностью налаживать длительные отношения.

Возраст определяет общественную зрелость партнеров, подготовленность к выполнению супружеских и родительских обязанностей. Наиболее оптимальным считается возраст 20-24 года. Наиболее естественная разница в возрасте супругов 1-4 года. Устойчивость так называемых неравных браков во многом зависит не только от характера обоих партнеров, от их взаимного чувства, но и от подготовленности к возрастным особенностям, от умения противостоять «злословию» окружающих и т.д.

Продолжительность знакомства. За период знакомства важно хорошо узнать друг друга не только в оптимальных условиях, но и в трудных ситуациях, когда ярко проявляются личные качества и слабости характера партнера. Возможно, как это принято сейчас, пожить вместе какое-то время, чтобы освоиться, привыкнуть к особенностям друг друга.

Все эти факторы создают предпосылки возникновения супружеской совместимости и несовместимости. Психологическая несовместимость - это невозможность в критических ситуациях понять друг друга. В браке каждый из супругов может выступать как «психо-травмирующий фактор», например, когда один из супругов является препятствием в удовлетворении потребностей другого. Психологическая совместимость определяется как взаимное принятие партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании - сходстве или взаимодополнительности - ценностных ориентации, личностных и психофизиологических особенностей. Психологическая совместимость субъектов - явление многоуровневое и многоаспектное. В семейном взаимодействии она включает в себя психофизиологическую совместимость) личностную совместимость, в том числе когнитивную (осмысление представлений о себе, других людях и мире в целом), эмоциональную (переживание происходящего во внешнем и внутреннем мире человека), поведенческую (внешнее выражение представлений и переживаний); совместимость ценностей, или духовную совместимость.

Таким образом, гармонию семейно-брачных отношений с точки зрения личных параметров определяют несколько основных элементов:

эмоциональная сторона супружеских отношений, степень привязанности;

сходство их представлений, видений себя, партнера, социального мира в целом;

сходство предпочитаемых каждым из партнеров моделей общения, поведенческие особенности;

сексуальная и, шире, психофизиологическая совместимость партнеров;

общий культурный уровень, степень психической и социальной зрелости партнеров, совпадение систем ценностей супругов.

Особенно большую значимость в семейно-брачных отношениях имеют ценностная и психофизиологическая совместимость людей. Все остальные виды совместимости или несовместимости подвержены динамическим изменениям и достаточно легко изменяются в процессе взаимной адаптации членов семьи или в ходе психотерапии. Ценностная и психофизиологическая несовместимость не поддается или с большим трудом поддается коррекции.

Психофизиологическая, и в частности сексуальная, несовместимость способна привести к распаду брака. А рассогласование ценностей во взаимодействии людей, особенно в повседневных контактах, приводит к почти необратимому разрушению общения и супружеских взаимоотношений. Здесь важно, с одной стороны, насколько различны оценочные критерии супругов, а с другой - насколько индивидуальные критерии соответствуют общепризнанным. Можно говорить о двойной гармонии, когда ценностные установки супругов совпадают между собой и с общепринятой системой ценностей; о совпадении взглядов с общепринятой системой ценностей только одного из супругов; о соответствии ценностных критериев обоих партнеров общепринятым ценностям при одновременной дифференциации их точек зрения; о двойной дифференциации, когда системы ценностей расходятся и интересы обоих не отождествляются с общепризнанными критериями.

При отсутствии какой-нибудь из этих групп предпосылок совместимости не происходит оптимальной адаптации или она происходит медленно, гармония супружеского союза нарушается.

Наиболее распространенными факторами, предопределяющими успех или неудачу в супружестве, являются личные качества супругов и их умение решать всевозможные проблемы, быть в гармонии друг с другом. При отсутствии этих умений нередко возникают конфликтные ситуации как следствия несовместимости каких-либо сил внутри одной личности или между супругами. Важно учитывать и индивидуально-психологические особенности каждого из супругов. Рациональным и комплексным показателем их индивидуальности может служить тип личности: наиболее распространенной причиной супружеских конфликтов, а также разводов является «несходство характеров», несовместимость супругов.

Источником трудностей в семейной жизни могут быть особенности личности одного или обоих супругов. Речь идет о чертах, которые вначале соответствовали норме, но не были вполне адекватными личностным качествам партнера или партнер не находил правильного подхода к общению, был не в состоянии справиться с некоторыми особенностями своей собственно психики. Кроме того, это могут быть и патологические свойства личности, которые уже сами по себе представляют проблему в межличностных связях, а тем более в супружеских отношениях, делая их изначально потенциально конфликтными и сложными, требующими для более или менее гармоничного сосуществования членов семьи специальных навыков и установок. При изучении личности супругов особого внимания заслуживают такие свойства: экстравертность-интравертность, доминантность-подчиненность, ригидность-гибкость, оптимизм-пессимизм, беспечность-ответственность, рационализм-романтизм, вспыльчивость-лабильность, способность к социальной адаптации.

Не существует ответа на вопрос о влиянии схожести - гомогении или противоположности и взаимного дополнения - комплементарности личностных черт на гармонию и успешность супружества. В некоторых случаях полярности положительное влияние оказывает гомогения, в других - комплементарность, а в ряде случаев (обычно касающихся, например, такого измерения, как доминирование-подчинение) более выгодным для обоих партнеров является только одно из полярных свойств. Об особенностях характера супругов свидетельствует их отношение к работе, окружающим людям, собственности, к самим себе и родственникам.

Важны основные моральные принципы, интересы, кругозор, стиль жизни, психосоциальная зрелость и шкала ценностей. Эти показатели отражают тот факт, что помимо личностных качеств супругов, брачное взаимодействие связано с ожиданиями и опытом их предшествующей жизни. Для того чтобы помочь супругам, имеющим проблемы в браке, необходимо выяснить, на чем базируются некоторые из их ожиданий и каково реальное положение дел в семье. С этой целью обычно рассматриваются брак их родителей, братьев или сестер; динамика развития брачных отношений.

Концепция дублирования свойств братьев и сестер предполагает, что человек стремится в новых социальных связях реализовать свои отношения к братьям и сестрам. Более устойчивые и удачные браки наблюдаются в тех случаях, когда отношения между партнерами строятся именно по такому принципу с учетом половой принадлежности. В этом смысле супружеские отношения могут быть полностью комплементарными (муж находит в жене старшую сестру, а жена - старшего брата) или частично комплементарными (оба имеют старших братьев или сестер).

Комплементарный брак - это такой союз, в котором каждый из партнеров занимает то же положение, какое он имел по отношению к братьям или сестрам в родительской семье. Частично комплементарные отношения возникают в том случае, если один или оба партнера в родительской семье имели несколько типов связей со своими братьями и сестрами, из которых по крайней мере один устанавливается с партнером. В некомплементарном браке разногласия и противоречия могут появиться на почве первенства или подчинения в семье.

Концепция дублирования родительских свойств предполагает, что человек учится выполнять мужскую или женскую роль в значительной мере от своих родителей и неосознанно использует в своей семье модель отношения родителей. Он обучается супружеской роли на основе отождествления себя с родителем того же пола. Отождествление, идентификация - элементарная психологическая реакция, заключающаяся в том, что индивидуум мысленно приравнивает себя к другому человеку (родителю).

Подчас не замечая, он перенимает способ мышления, идеи и ценности, а самое главное - эмоциональные реакции и внутренние состояния, неосознанно или сознательно старается уподобиться родителю, поэтому одобряет его стандарты поведения и приспосабливается к его оценкам. Личность индивидуума и родителя сливаются. В эту схему включается и роль родителя другого пола: формы родительских отношений становятся эталоном.

В супружестве оба партнера пытаются приспособить свои отношения к внутренним схемам-ожиданиям. Под влиянием влюбленности человек некоторое время может проявлять «уступчивость» или, вернее, «близорукость», частично отказываясь от реализации своей программы ради партнера, желая приспособиться к нему. Обычно это вызывает внутреннее противоречие, поэтому появляется стремление вернуться на запрограммированный путь.

Социальное наследование личностных свойств и поведенческих шаблонов определяет и сходство супружеских отношений, которые также наследуются, поэтому мы часто повторяем не только выбор партнера, но и многие ошибки и проблемы родителей. Два важнейших измерения родительских взаимоотношений во многом определяют успешность брака ребенка. Первым важным измерением является доминирование в семье (кто из родителей «командовал», а кто подчинялся), вторым - общее благополучие (уравновешенность и взаимопринятие) взаимоотношений. Сравнение отношений в благополучных и конфликтных супружеских парах показывает, что на уравновешенность отношений существенное влияние оказывают благоприятная модель брака родителей, хорошее отношение отца к матери, счастливое детство. Уравновешенные супруги были спокойными в детстве, их редко наказывали, чаще ласкали.

Различают также брак симметричный, комплементарный и ме-такомплементарный. В симметричном браке оба супруга имеют равные права, никто из них не подчинен другому. Проблемы решаются путем соглашения, обмена или компромисса. В комплементарном браке один распоряжается, дает приказания, другой ожидает совета или инструкции. В метакомплементарном браке ведущего положения достигает тот, кто реализует собственные цели путем подчеркивания своей слабости, неопытности, неумелости и бессилия, манипулируя своим партнером.

Таким образом, при динамическом подходе к семейным проблемам супружеские дисгармонии (нарушения) взаимоотношений анализируются с точки зрения внутренней мотивации поведения обоих супругов. Текущие семейные конфликты рассматриваются с учетом прошлых конфликтов, а также примеров прежних эмоционально окрашенных отношений. При этом оценивается влияние семьи, в которой вырос каждый из супругов, учитывается присущая ей атмосфера, уравновешенность, спокойствие, разделение прав и обязанностей между отцом и матерью, обращение к опыту родителей.

Основной предпосылкой перемен является способность к пониманию этой связи, к контролю за своим поведением, к сравнению. Сравнение предстает как эволюционное сопоставление: учитываются ранние источники сегодняшнего поведения каждого из супругов. Каждый должен понять, почему он такой, какой есть, что он ожидает от супружеского союза и почему реагирует на поведение партнера так, а не иначе. Супружество рассматривается как следствие действия сил, заключающихся в особенностях прошлого опыта супругов, главным образом в их прежних личностных связях.

Особое внимание при исследовании проблем супружеской пары следует уделять исследованию факторов выбора мужем и женой друг друга. Выбор партнера и межличностная привлекательность в браке поддерживаются факторами, представляющими для индивида особую ценность или вызывающими у него надежды на то, что социальный контакт с данным партнером будет благоприятным.

  • 1. Побуждение или первая фаза общения: «Какой он?» Существенную роль играют внешняя привлекательность и манера поведения. Важное значение имеет и оценка окружающих.
  • 2. Достоинства: «Кто он?» Центр тяжести смещается в область сходства интересов, точек зрения, шкалы ценностей. Если выявляются существенные расхождения и обнаруженные недостатки не компенсируются какими-либо достоинствами, партнеры расходятся, считая, что не подходят друг другу.
  • 3. Роль, статус: «Где он?» Оценивается совместимость ролей. Партнеры устанавливают, смогут ли они занять в супружеском союзе взаимодополняющие роли, что позволит им удовлетворить свои потребности. Оцениваются как сходство характеров и наклонностей, так и противоположность взаимодополняющих черт.

Во всех фазах действует принцип соизмеримости обмена: равновесие достигается только в том случае, если такой обмен, с точки зрения партнеров, равноценен.

Итак, проблема семейного благополучия связана в первую очередь с тем, насколько психологически совместимыми оказываются друг с другом члены семьи. Совместимость как многоуровневый феномен связана не только с актуальным состоянием и личностными особенностями супругов, но также и с их опытом прошлой жизни, опытом межличностных отношений в родительской семье. Наиболее оптимальной является ситуация, когда опыт и усвоенный тип взаимоотношений супругов носят в целом позитивный характер, сходны или взаимодополнительны (комплементарны), не противоречат общесоциальной системе правил и норм взаимодействия и взаимоотношений.

В процессе изучения семейного функционирования и организации психосоциальной помощи семье необходим учет нормативных (соотнесенных с конкретным этапом жизни семьи) кризисов. Многообразие семейных систем существенно затрудняет проблему анализа стадий супружеских и семейных отношений, однако некоторые наиболее типичные варианты выделить можно.

Исследователи исходят из того, что супружеские отношения постоянно развиваются и меняются. Время от времени в отношениях супругов могут возникать некоторые «непредвиденные» изменения, однако существует и ряд закономерных, «нормативных», изменений, типичных для развития брака во времени. На смену романтической любви в период ухаживания и молодоженства приходит реалистическое понимание брака. Часто дело доходит до конфронтации идеалистических представлений о браке и партнере с реальными «мелочами» повседневного быта. После рождения детей появляются новые радости и заботы. Отдельные стадии развития супружеских отношений соответствуют периодам воспитания детей, их отделения от родителей и возможного ухода из дома. Наиболее известна система «стадий», где в качестве основного признака их разграничения используется наличие или отсутствие детей в семье и их возраст. Е.Дюваль (E.M.Duvall, например, выделил следующие фазы в жизненном цикле семьи.

Встреча будущих супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу.

Принятие и развитие новых родительских ролей.

Принятие в семью новой личности (ребенка). Переход от диадных отношений супругов к отношениям в треугольнике.

Введение детей во внесемейные институты.

Принятие подростковости детей.

Экспериментирование с независимостью.

Подготовка к уходу детей из семьи.

Уход детей из семьи, принятие их ухода, жизнь супругов «глаза в глаза».

Принятие факта ухода на пенсию и старости.

При анализе стадий развития супружеских отношений выделяются: молодое супружество, супружество среднего возраста и супружество зрелых лет.

Молодое супружество продолжается менее пяти лет. Возраст супругов - от 18 до 30 лет. В этот период они привыкают друг к другу, покупают мебель и предметы обихода, часто не имеют собственной квартиры и живут с родителями одного из них. Со временем появляется квартира, которая постепенно обставляется, строится собственное домашнее хозяйство. Супруги ожидают детей, с рождением которых возникают обязанности, связанные с уходом и заботой о них. В профессиональной области молодые супруги только приобретают какую-либо квалификацию, постепенно они достигают определенного положения, адаптируются к новой семейной обстановке. Жена некоторое время находится в декретном отпуске. Совместная жизнь требует немалых затрат, в том числе психологических, поэтому их материально и «морально» поддерживают родители.

Супружество среднего возраста длится 6-14 лет. В этот период люди экономически активны, занимают стабильное общественное положение и избавлены от необходимости приобретения квартиры, мебели и т.д. В доме уже нет маленьких, дети - школьники или студенты - становятся все более самостоятельными. Жена помимо обязанностей по дому может значительно больше времени отдавать профессиональной деятельности.

Супружество зрелого возраста наступает после 15 и длится до 25 лет. В семье уже взрослые дети, супруги остаются одни или привыкают жить с их семьями и воспитывать внуков.

Для супружества пожилого возраста характерно снижение производительности труда и увеличение проблем, связанных со здоровьем. Брак, как правило, стабилен. Супруги нуждаются в помощи и боятся потерять друг друга. Отношения между ними такие, какими они сложились в течение долгой совместной жизни. В это время уже тяжело что-либо менять. Сужение социальных контактов иногда усиливает давление на взрослых детей, особенно при совместном их проживании, что может служить причиной возникновения конфликтов. Конфликты между стариками могут служить отражением их конфликта с «молодыми» из-за различного отношения к ним.

Кризисная ситуация в семье может возникнуть и без влияния каких-либо внешних факторов, обусловливающих бытовое и экономическое положение супружеской пары, без вмешательства родителей, измены или каких-то патологических черт личности одного у супругов. Присутствие этих факторов ускоряет создание кризисной ситуации и усугубляет ее. Нарастает чувство неудовлетворенности, обнаруживаются расхождения во взглядах, возникают молчаливый протест, ссоры, ощущение обманутости и упреки.

Есть два основных критических периода в развитии супружеских отношений.

Первый наступает между третьим и седьмым годами супружеской жизни и продолжается в благоприятном случае около года. Его возникновению способствуют такие факторы:

  • * исчезновение романтических настроений, активное неприятие контраста в поведении партнера в период влюбленности и в повседневном семейном быту;
  • * рост числа ситуаций, в которых супруги обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию;
  • * более частые проявления отрицательных эмоций, возрастание напряженности в отношениях между партнерами.

Второй кризисный период наступает примерно между семнадцатым и двадцать пятым годами совместной жизни. Он менее глубокий, чем первый, и может продолжаться несколько лет. Его возникновение часто совпадает:

  • * с приближением периода инволюции, с повышением эмоциональной неустойчивости, страхами, появлением различных соматических жалоб;
  • * с возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей;
  • * с усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу быстрого старения, а также возможного стремления мужа сексуально проявить себя на стороне «пока еще не поздно».

Таким образом, кризисные ситуации имеют определенные закономерности, лежащие в основах супружеских отношений. Для эффективного решения возникающих проблем не следует искать вину лишь в поведении кого-либо из партнеров. Эти закономерности надо знать и учитывать, корректируя в соответствии с ними свое поведение.

Особый вопрос - стадия повторного брака. При разводе почти неизбежно появляется чувство потери, возникает ощущение отвергнутости, брошенности, ненужности. На первый взгляд может показаться, что покинутость чувствует только тот, для кого развод явился «неожиданностью», однако сам инициирующий задолго до принятия окончательного решения о разводе переживает те же негативные чувства. Как и любое горе, развод переживается в несколько стадий: первый шок, депрессия и возрождение. Каждая стадия требует времени и активной реакции. Проскочив какую-то из них, например «закрыв глаза» с помощью алкоголя или поверхностной влюбленности, человек обрекает себя на неожиданный возврат в непережитую стадию.

Развод как явление часто связано с тем опытом межличностных отношений, который супруги усвоили в своих родительских семьях. Замечено, что ошибки родных «так и хочется повторить», и дети разведенных родителей зачастую подсознательно провоцируют разводы и в своих семьях. Этот «порочный круг» можно попытаться разорвать, проанализировав свой и родительский стили семейных отношений. Проще такой анализ дается с помощью семейного психотерапевта. Но для начала неплохо самостоятельно найти и объяснить свои ошибки. Это поможет не просто их увидеть, но и осознать, чтобы избежать повторения в дальнейшем. Опыт обретших семейное счастье со второй или с третьей попытки ободряет разводящихся. К тому же существует даже такое мнение, что каждый новый брак - как новая жизнь, и потому человек, сменивший нескольких супругов, прожил несколько жизней.

Преимущества повторного брака по сравнению с первым заключаются в том, что партнеры уже не рассчитывают на «вечную», романтическую любовь и подходят к супружеству более рационально. Они чаще испытывают благодарность за все хорошее, что им предоставляет второй брак, стараются сохранить его, активнее его оберегают. Если же дисгармония в семейных отношениях возникает вновь, супруги более подготовлены, мотивированы к коррекции своих отношений и в случае необходимости легче идут на разрыв отношений.

Однако у невротиков, лиц с патологическими чертами характера во втором браке наблюдается тот же неудачный выбор партнера, отмечаются те же ошибки, которые привели к распаду первого брака. Нормальные, адаптивные личности чаще делают правильные выводы из предыдущей неудачи, выбирают для второго брака более адекватного партнера или ведут себя более осмысленно.

Итак, брачный союз в своем развитии переживает ряд этапов, сопровождающихся так называемыми нормативными кризисами. Общий характер этих кризисов, однако, не определяет их остроту и серьезность. Многое зависит от желания и культуры межличностных отношений супругов, их способности пересматривать свои ошибочные взгляды, стремления поддерживать психологически благополучные, здоровые отношения с другими членами семьи. Наличие осознанной установки на совместное с партнером развитие, своевременное обнаружение изменений во взаимоотношениях позволяют супругам корректировать свое поведение. Невнимание к процессам развития друг друга, изменениям потребностей и интересов партнера ставит семью на грань распада. Развод как крайний вариант решения возникающих семейных противоречий может стать конструктивным опытом, если человек осознает необходимость изменения собственных представлений о себе, других людях, семейной жизни.

Конфликт - это осознанное столкновение, противоборство минимум двух людей, групп, их взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, типов поведения, отношений, установок, существенно значимых для личности и групп(ы).

Конфликты социально обусловлены и опосредствованы индивидуальными особенностями психики людей. Они связаны с острыми эмоциональными переживаниями - аффектами, с действием познавательных стереотипов - способов интерпретации конфликтной ситуации, и одновременно с гибкостью и «изобретательностью» личности или группы в поисках и выборе путей конфликтного, т. е. ведущего к усилению конфликта, поведения.

Участники семейных конфликтов часто не являются противоборствующими сторонами, адекватно осознавшими свои цели, скорее они жертвы собственных неосознаваемых личностных особенностей и неправильного, не соответствующего реальности, видения ситуации и самих себя. Для семейных конфликтов характерны крайне неоднозначные и потому неадекватные ситуации, связанные с особенностями поведения людей в конфликтах. Демонстрируемое поведение часто маскирует истинные чувства и представления о конфликтной ситуации и друг о друге. Так, за грубыми и шумными столкновениями супругов могут скрываться привязанность и любовь, а за подчеркнутой вежливостью - эмоциональный разрыв, хронический конфликт, иногда и ненависть.

В протекании конфликта как процесса выделяют четыре основные стадии (К.Витек, 1988; Г.А.Навайтис, 1995):

возникновение объективной конфликтной ситуации;

осознание объективной конфликтной ситуации;

переход к конфликтному поведению;

разрешение конфликта.

Конфликт становится реальностью только после осознания противоречий, так как только восприятие ситуации как конфликтной порождает соответствующее поведение (из этого следует, что противоречие может быть не только объективным, но и субъективным, мнимым). Переход к конфликтному поведению - это действия, направленные на достижение своих целей, и блокирование достижения противоположной стороной ее стремлений и намерений. Существенно, что и действия оппонента также должны осознаваться им как конфликтные. Эта стадия связана с обострением эмоционального тона взаимоотношений и прогрессирующей их дестабилизацией. Однако действия участников выполняют одновременно и своеобразную познавательную функцию, когда эскалация и развитие конфликта приводят к более глубокому, хотя и не всегда более точному пониманию ситуации.

Возможны два основных пути разрешения конфликтов: изменение объективной конфликтной ситуации и преобразование ее «образов», представлений о сути и характере конфликта, имеющихся в наличии у оппонентов.

Семейные конфликты обычно связаны со стремлением людей удовлетворить те или иные потребности или создать условия для их удовлетворения без учета интересов партнера. Причин для этого очень много. Это и различные взгляды на семейную жизнь, и нереализованные ожидания и потребности, грубость, неуважительное отношение, супружеская неверность, финансовые трудности и т.д. Конфликт, как правило, порождается не одной, а комплексом причин, среди которых условно можно выделить основную - например неудовлетворенные потребности супругов.

Статьи по теме