Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему «Зимние забавы. Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему «Зима. Зимние забавы Конспект занятия по логопедии на тему зима

Разделы: Логопедия

  1. Закрепить и обобщить знания по теме «Зима» (признаки зимы, дикие животные зимой, забавы детей зимой), продолжать формировать умения ориентироваться на листе бумаги.
  2. Вовлечь родителей в учебный процесс и расширить их представления об игровых приемах выполнения артикуляционных, дыхательных упражнений, зрительной гимнастики.
  3. Создать эмоциональный контакт на занятии между родителями и детьми, чувство принадлежности к группе.

Участники занятия: учитель – логопед, педагог – психолог, дети, родители.

Оборудование:

– мультимедиа;
– предметы: снегирь, ласточка, шапка, панамка, свитер, сарафан, мяч, санки, валенки, босоножки, заяц белый, заяц серый, лыжи, лейка, санки-ледянки, коньки;
– картинки: зима, лето;
– индивидуальные зеркала, конфеты, «волшебная снежинка», наборы геометрических фигур, листы картона.

Ход занятия

Организационный момент.

Заключительная часть (подведение итогов)

Логопед. Пора нам возвращаться домой из зимнего леса (Слайд) . Все задания волшебной снежинки мы с вами выполнили правильно, значит все задуманное нами сбудется. Давайте сделаем так:(Слайд) , (звучит спокойная музыка).

Выход из занятия (психолог) Когнитивное упражнение «Чаша доброты» (эмоциональное развитие)

Психолог. Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом другую, чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты, Рядом еще пустые чашки. Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка доброты!»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ – САД № 2 КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА ГОРОДА МАКЕЕВКИ»

Конспект лексико-грамматического занятия

Тема: «Зима»

Подготовила:

Учитель-логопед Куликова С.В.

Тема: «Зима»

Цели : актуализация речевых возможностей детей с нарушениями зрения и общим недоразвитием речи в ходе изучения лексической темы: «ЗИМА»

Задачи:

Корркционно-образовательные:

Закрепить представлений о зиме и ее приметах. Уточненить и активизировать словарь по теме «Зима» : зима, снег, снежинка, Снегурочка, Снеговик, снегопад, снегирь; искристый, сверкающий, хрустящий, липкий, холодный, пушистый, снежный; гулять, копать, катать, лепить, кататься.

Совершенствовать грамматический строй речи: закрепить умение образовывать однокоренные слова (снег, снежинка, снегопад, Снегирь).

Упражнять в употреблении существительных в единственном и множественном числе.

Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными, причастиями, числительными.

Совершенствовать умения составлять описательный рассказ по сюжетной картинке.

Закрепить обобщающее значение слова «зима» . Учить определять признаки зимы .

Коррекционно-развивающие:

Развивать зрительное, слуховое внимание и восприятие.

Развивать подвижность мимико-артикуляционных мышц;

Развивать четкость артикуляционных позиций губ и языка;

Улучшать координацию движений пальцев рук;

Вырабатывать правильное речевое дыхание;

Развивать интонационную выразительность голоса; умение выражать свои чувства и эмоции; совершенствовать пластику движений.

Коррекционно-Воспитательные:

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, инициативность.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе .

Оборудование: индивидуальные зеркала, карточки с изображением веселого и грустного снеговика, «снежинки» для развития речевого дыхания, предметные и сюжетные картинки.

Ход занятия:

    Организационный момент.

Логопед: На занятии мы будем говорить о зиме, а помогать нам будет сказочный герой. Отгадайте, кто это?

Это что за человек пробрался в двадцать первый век?

Нос – морковка, в руке – метла боится солнца и тепла? (Снеговик)

    Ход занятия

1.Развитие мелкой моторики

Выполнять движения пальчиками и руками в соответствии с содержанием стихотворения.

Мы во двор пошли гулять

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному.)

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку снежков.)

Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой руки

по ладони левой руки.)

А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной,

то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки.)

Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой

ложкой, положить руки под щеку.)Н. Нищева

2.Мимические упражнения

Выразить мимикой, жестами и движением настроение и действия Зимы. Вот Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю. А вот сердитая Зима-старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами. Передать гневную интонацию деда Мороза.

Дед Мороз проспал в постели,

Встал, сосульками звеня: -

Где вы, вьюги и метели?

Что не будите меня?

    Развитие зрительного внимания. Активизация словаря. Развитие связной речи.

Игра «Что перепутал художник?» (Дети зимой не катаются на велосипедах. Медведь спит в берлоге. Зимой птицы не вьют гнезда. На деревьях не распускаются листочки. Дети не загорают на пляже.

4. Упражнение для развития мышц язычка.

«Сосулька» : Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести-восьми»). Санки-ледянки. Сделать язык «чашечкой».

«Горка для спуска» : Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».

«Саночки» : Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.

«Ураганный ветер» : Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

5.Развитие речевого дыхания и голоса «Вьюга»

Вьюга . Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.) Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.) Стонут березы: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш». Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».

6. Активизация словаря

Зайчик пишет письмо друзьям, живущим на юге. Они не знают, что такое зима. Помоги Зайчику подобрать нужные слова.

Пришла долгожданная (что?) …зима.

Дует холодный (что?) … ветер.

Крепчает (что?) … мороз.

Стали совсем короткими (что?) … дни.

Длинными стали (что) … ночи.

Кружатся красивые, легкие (что?) … снежинки.

На стеклах мороз нарисовал (что?) …узоры.

На земле снежные (что?) … сугробы.

На реках, прудах толстый (что?) … лед.

7. Развитие навыков словообразования.

Логопед: Снеговик предлагает нам стать поэтами. Вы знаете, кто такие поэты. Мы попробуем сочинить стихотворение. Я начну, а вы продолжите.

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю …(снег). С неба все скользят пушинки – серебристые (снежинки). На деревню, на лужок все снижается (снежок).

Землю белой, чистой, нежной застелил постелью … (снежной).

Вот веселье для ребят – все сильнее … (снегопад).

Словно в белый пуховик нарядился …(снеговик).

Рядом – снежная фигурка: это девочка… (Снегурка).

На снегу-то, посмотри – с красной грудкой …(снегири).

Словно в сказке, как во сне землю всю украсил …(снег).

Логопед: Вы – молодцы, хорошо придумали и нашли правильные ответы. (Еще раз назвать слова.) А теперь скажите, что связывает эти слова вместе, чем они похожи? (От слова снег.)

8. Развитие лексики.

Подобрать как можно больше слов – определений:

Зима (какая?) … (холодная, снежная, злая, вьюжная)

Снег (какой?) …

Лед (какой?)…

9. Развитие речевого дыхания.

Упражнение на дыхание «Вьюга».

А еще зимой дует сильный ветер и кружит вьюга. Вот сейчас мы подуем на снежинки так, чтобы он кружились в воздухе. (Подуть тонкой струей на снежинки.)

10.Разучивание стихотворения по мнемотаблице.

11. Развитие связной речи. Составление сложноподчиненных предложений.

Люди зимой носят теплую одежду, потому что … (холодно, мороз).

Девочки намочили рукавички, потому что … (лепили Снеговика).

Зайчик сменил серую шубку на белую, потому что … (она не заметна на снегу).

Дети смастерили кормушки, потому что … (птичкам нечем питаться).

12. Развитие связной речи. Логического мышления. Составление предложений по картинке: Кто чем питается?

13. Развитие зрительного внимания. Развитие грамматических категорий: согласование существительных с числительными.

Сколько птичек увидел Никита возле кормушки?

12. Развитие связной речи. Составление рассказа по сюжетной картинке «Зима в городе»

Наступила зима. Выпал белый пушистый снег. Дома, деревья, дороги укрыты снежным одеялом. Обрадовались дети. Они надели теплые куртки, шапки, варежки и побежали на лицу. Ребята лепили Снеговика. Дети катались на санках и коньках. Весело зимой!

(Рассказ может быть составлен при помощи картинок-подсказок, по наводящим вопросам).

    Итог.

Снеговику очень понравился рассказ и зимние приключения. Он решил подарить ребятам картинки-раскраски.

Цели:

  • Коррекционно-образовательные: различение звуков на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях; закрепление навыков звукового анализа и синтеза, закрепление представлений о зиме и её приметах, уточнение, совершенствование грамматического строя речи.
  • Коррекционно-развивающие: развитие фонематического восприятия, развитие зрительного и слухового внимания, мышления; связной речи; артикуляционной, мелкой и крупной моторики, координации речи с движением, развитие речевого дыхания, развитие лексического словаря по теме «Зима».
  • Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: Презентация , запись музыки Чайковского, мячик, вата, зеркала, ручки, тетради, полоски для составления схем предложений.

Ход занятия

I. Оргмомент

Психогимнастика. Укрепление эмоционального контакта.

Логопед:

Раз, два, три, четыре, пять
Становитесь в круг играть.

(Дети встают с логопедом в круг, звучит спокойная тихая музыка).

Наступил новый день.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А через ротик выдохните все обиды и огорчения. (Дети делают вдох и выдох)

А теперь, давайте пожелаем, друг другу доброе утро, а поможет нам это сделать воздушный шарик. (Дети передают шарик, обращаясь, друг к другу по имени и желая доброго утра)

Дети: Доброе утро, Дима! Доброе утро, Алина!

II. Сообщение темы занятия.Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам .

Загадка.

Логопед: Ребята, отгадайте загадку:

Наступили холода
Обернулась в лёд вода
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым
Перестал медведь реветь
В спячку впал в бору медведь
Кто скажет, кто знает
Когда это бывает?

Дети: зимой

Слайд 1. Зима.

Логопед: Скажите, какой звук слышится в начале слова зима?

Звук [з] .

Дайте характеристику звуку [з] . Скажите, как произносится звук [з] ?

Губы тянутся, язычок за нижними зубками.

Значит он какой?

Согласный.

А теперь закроем ушки и определим звонкий он или глухой?

А теперь определим, как слышится звук [з] в слове зима – твёрдо или мягко? Мягко.

В каком из зимних домиков живёт звук [з] ?

III. Развитие фонематического слуха. Произношение звуков в словах.

Слайд 2.

В зелёном.

Логопед: А теперь произнесите слоги так, как произношу их я.

За-За-за
Зо-зо-Зо
зу-Зу-Зу
ЗЫ-зы-зы

Логопед: А теперь поиграем в игру «Эхо». Я буду произносить слоги с твёрдым звуком, а вы с мягким звуком.

Зы – … зи
За – … зя
Зо – … зё
Зу – … зю

Сегодня мы с вами будем произносить слова со звуком [з] и отправимся на прогулку в зимнюю сказку.

IV. Подбор сравнений.

Звучит музыка Чайковского «Времена года. Ноябрь».

Логопед: Посмотрите в окно, у нас на самом деле зима. Когда я смотрю в зимнее окно на метель, кружение снежных вихрей, их чарующий танец, я представляю театр и вижу танцующую балерину. Давайте вместе придумаем такие красивые сравнения: Я вам буду называть какое-либо действие, а вы будете называть похожее действие, происходящее в природе зимой: например: кружится балерина – кружатся снежинки

Слайд 3.

Летит птица – летит … снег

Слайд 4.

Дует человек – дует … ветер

Слайд 5.

Кружится балерина – кружатся … снежинки

Слайд 6.

Завывает волк – завывает … вьюга

Слайд 7.

Злится злодей – злится … мороз

Слайд 8.

Скажите ласковые слова о зиме (зимушка, зимка, зимонька). Зимушка-зима предлагает нам погулять в зимнем лесу. В какой лес мы пойдём?

Слайд 9.

В зимний.

Какую одежду мы оденем?

Какие сапоги мы оденем?

Какую шапку мы оденем?

По какой дороге мы поедем?

Слайд 10.

По зимней.

Логопед: гуляя по зимнему лесу, можно легко заболеть. Но нам простуда не страшна. Почему? (Мы делаем дыхательную гимнастику, принимаем витамины, едим чеснок, лук, обливаем руки прохладной водой). А ещё мы делаем массаж «Неболейка».

V . Массаж биологически активных точек «Неболейка».

Звучит музыка Чайковского «Времена года. Ноябрь».

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело (поглаживание ладонями шеи сверху вниз)
Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать (указательным пальцем растирать крылья носа)
Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком (прикладываем ко лбу ладони и растираем)
«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты и шею (растираем точки впереди и сзади ушей и шею)
Знаем, знаем, да-да-да, нам простуда не страшна (потираем обе ладони).

VI . Произношение звуков [з], [з] в словах и словосочетаниях.

Наконец, мы в лесу. Посмотрите, какой он красивый. Зимой лес выглядит сказочно. В какой лес мы попали?

Слайд 11.

Чувствуете, какой мороз? Представим, что у нас сильно замерзли руки и нам нужно их согреть.

VII. Дыхательное упражнение .

Погреем ручки, подышим теплым воздухом на ладошки: «Х-х-х» и потрём ладошки.

Каким воздухом мы дышим зимой?

Зимним, морозным воздухом.

А теперь выполним пальчиковую гимнастику «Мальчик – пальчик».

VIII. Пальчиковая гимнастика «Мальчик-пальчик».

Пальчик-мальчик, где ты был (поочерёдно загибаем пальцы, начиная с большого пальца)
Где ты с братцами ходил
С этим я в снегу валялся
С этим с горочки катался
С этим по лесу гулял
С этим в снежки играл
Все мы пальчики друзья
Где они, там и я!

IX. Подбор глаголов, прилагательных и причастий к существительным.

Слайд 12.

Логопед: «Ах ты, зимушка-зима! Все дороги замела!» что сделала зима с дорогами?

Замела, забросала, закидала. Что сделала зима с лесом?

Заколдовала, запорошила.

Каким стал лес?

Заколдованный, сказочный, заснеженный

А теперь мы выполним упражнение «Летят снежинки» с ватой.

X. Физкультминутка «Зима».

Звучит музыка Чайковского «Времена года. Ноябрь».

Логопед: Мы с вами долго гуляли и устали. Давайте немного отдохнём.

Наконец пришла зима , встать, руки в стороны
Стали белыми дома, руки над головой, ладони вместе
Снег на улице метёт, встать, движения руками сверху вниз
Дворник улицу метёт, изобразить
Мы катаемся на санках, изобразить
Пишем на катке круги, руки за спину, повороты кругом
Ловко бегаем на лыжах, изобразить
И играем все в снежки! наклон, присесть, встать, изобразить бросок вдаль

XI. Звукобуквенный анализ слова «Зима».

Логопед: Итак, ребята, мы с вами побывали в зимнем лесу, увидели много интересного. А теперь, посмотрите на эти разбросанные буквы и попробуйте составить слово.

Слайд 13.

А З И М

Что получилось?

З И М А

Скажите, сколько звуков в слове ЗИМА , а сколько букв?

Прохлопайте слово ЗИМА по слогам, сколько слогов?

Два слога.

На какой звук падает ударение в слове ЗИМА ?

На [а] .

А теперь составьте предложение по теме ЗИМА .

Ответы детей.

XII. Анализ и синтез предложения.

Слайд 14.

Мы гуляли по зимнему лесу.
/____________________.
/_ _____ _ _____ ____ .
/_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

XIII. Итог занятия.

Логопед: Итак, ребята, о чём говорили на сегодняшнем занятии?

Что нужно делать, чтобы не заболеть зимой?

Что происходит зимой в природе?

Молодцы, вы все хорошо отвечали. На этом на урок закончен.

Используемая литература:

  1. Волкова Л.С. Логопедия. – Москва, Просвещение, 1989.
  2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – Москва, Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 2004.
  3. Ткаченко Т.А. Речь и моторика. – Москва, ЭКСМО, 2007.
  4. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков. – Москва, ВЛАДОС, 2002.

Светлана Иванова
Конспект логопедического занятия «Зимушка-зима»

Цель : формирование лексико-грамматических средств языка.

Коррекционно – образовательная задача : закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима» (зима, снег, снежинка, хлопья, крупка, метель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб, узор; холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, сильный, голодный", замерзать, покрывать, выпадать, завывать, заметать, кормить, сыпать). Закреплять умения подбирать однородные определения, грамматически правильно строить предложения, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном числе.

Коррекционно – развивающая задача : развитие слухового и зрительного внимания, мышления, речевого дыхания, тонкой и общей моторики, творческого воображения, координации речи с движением, диалогической речи.

Коррекционно – воспитательная задача : формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Игрушка Снеговик, письмо, сюжетные картинки по теме «Зима» , магнитофон, кассета с записью пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро» , индивидуальные цветные листы, белая гуашь, краски, елка, бумажные снежинки.

Предварительная работа. Прогулка в парк, наблюдение за зимними изменениями в природе. Разучивание стихотворений о зиме. Знакомство детей с пословицами и поговорками о зиме. Лепка и украшение снеговика на участке.

воспитывать любовь к поэтическому слову, к природе.

Ход занятия

1. Организационный момент. Звучит аудиозапись «Зимнее утро» . Приходит в гости Снеговик и приносит письмо.

Логопед : Ребята, давайте откроем письмо и прочитаем. В письме загадки.

Сядет тот, кто отгадает мои загадки :

Странная звездочка Что за нелепый человек

С неба упала Пробрался в 21 век?

Мне на ладошку Морковка – нос, в руке – метла,

Легла и пропала. Боится солнца и тепла.

(снежинка) (снеговик)

Художник-невидимка Прозрачен, как стекло,

По городу идет : Да не вставишь его в окно.

Всем щеки нарумянит, (лед)

Всех ущипнет за нос.

(мороз)

Наступили холода, Он летает белой стаей,

Обернулась в лед вода, И сверкает на лету.

Длинноухий зайка серый Он звездой прохладной тает

Обернулся зайкой белым. На ладони и во рту.

Перестал медведь реветь – (снег)

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(зимой)

Логопед . Ребята, какое сейчас время года?

Дети. Зима.

2. Сообщение темы занятия .

Логопед . Как вы думаете, ребята, о чём мы будем говорить на занятии ?

Дети. Сегодня на занятии мы будем говорить о зиме.

Логопед . Что лежит кругом?

Дети. Кругом лежит снег.

Логопед . Что на реке?

Дети. На реке лёд.

Логопед . Что на улице? Почему холодно?

Дети. На улице мороз.

3. Мимические упражнения

Выразить свое состояние и настроение в разное время зим мы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду. Передать гневную интонацию деда Мороза.

Дед Мороз проспал в постели,

Встал, сосульками звеня : -

Где вы, вьюги и метели?

Что не будите меня?

Выразить мимикой, жестами и движением настроение и действия Зимы.

Вот Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю.

А вот сердитая Зима-старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и т. д.

Упражнения для щек и губ

Снеговики радуются снегу и морозу. Надуть щеки. Веселое выражение глаз.

Грустные снеговики весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.

Упражнения для языка

Сосулька. Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести - восьми» ).

Санки-ледянки. Сделать язык «чашечкой» .

Горка для спуска. Открыть рот, опустить язык за нижние зубы выгнуть спинку языка «горочкой» .

Саночки. Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.

Ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Рот оп крыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

Вьюга. Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет вьюга : «З-з-з-з-з-з» . (С усилением звука.) Застонал лес от вьюги : «М-м-м-м-м-м» . (Тихо, высоким голосом.) Тяжело стону дубы : «М-м-м-м-м-м» . (Громко, низким голосом.) Стонут березы «М-м-м-м-м-м» . (Тихо, высоким голосом.) Шумят ели : «Ш-ш-п : Ш-HI-HI» . Стихает вьюга : «С-с-с-с-с-с» .

5. Дидактическая игра «Назови как можно больше красивых слов» .

Дети отвечают на вопросы : какой, какая?какое?

Погода какая? – снежная, холодная, морозная.

Снег какой? – пушистый, белый, лёгкий, мягкий, серебристый, липкий.

Небо какое? – пасмурное, серое, голубое.

День какой? – морозный, короткий, зимний, холодный.

Ветер какой? – сильный, холодный, колючий.

6. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять» .

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указат. и средн. пальч.

Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили, «Крошат» хлеб всеми пальчиками.

С горки мы потом катались, Ведут указ. пальцем по ладони.

А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и др. стор.

Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли. «Едят ложкой» суп.

7. Дидактическая игра «Чем отличаются снеговики?»

Логопед . Что можно слепить из снега?

Дети. Снежную бабу, снеговика.

Логопед . На доске картинки, где нарисованы два снеговика.

Чем отличаются эти снеговики?

Дети называют отличия.

8. Дидактическое упражнение «Закончи предложение» .

Мы решили слепить снеговика.

Мы приделали нос-морковку нашему (снеговику) .

Мы показали соседям нашего (снеговика) .

Мы играли со (снеговиком) .

Мы рассказали о (снеговике) .

9. Игра «Назови ласково» со снежком.

Пришло время поиграть в снежки. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Снег-снежок Сосулька - сосулечка

Мороз- морозец Дерево- деревце

Ветер- ветерок Горка - горочка

Лёд- ледок, льдинка Санки- саночки

Холод- холодок

Зима- зимушка

10. Физминутка (сопровождение речи с движениями) .

«Как на горке снег, снег»

(Поднять руки вверх, на слова «снег» , «снег» ,

И под горкой – снег, снег,

(Опустить руки вниз.)

И на ёлке – снег, снег.

(Соединить ладони над головой «домиком» )

И под ёлкой – снег, снег.

(Опустить руки вниз.)

11. Дидактическая игра «Волшебные снежинки» .

Логопед . Ребята, посмотрите, на елке висят снежинки. Вам нужно каждому выбрать понравившуюся снежинку и посмотреть, сколько на ней точек. Сколько точек, на снежинке, столько и слов будет в вашем предложении.

Логопед предлагает детям выбрать по одной снежинке.

Логопед . Сколько слов будет в предложении?

Дети. Два слова.

Логопед . Составьте предложение из двух слов, используя слово снег.

Дети. Снег идёт.

Логопед : «А у тебя сколько точек?» .

Дети. Три точки.

Логопед . А сколько сейчас слов будет в предложении?

Дети. Три слова.

Логопед . Составьте предложение из трёх слов, используя слово снежинка.

Дети придумывают предложение.

Логопед . Сколько сейчас слов будет в предложении?

Дети. В предложении будет четыре слова.

Логопед . Составьте предложение из четырёх слов, используя слово горка.

Дети придумывают предложения.

Дети катаются с горки.

И т. д. меняя слова.

12. Дидактическая игра «Нарисуем и раскрасим снеговика» .

Логопед . Детям каждому дают цветные альбомные листы и белую гуашь. Самостоятельно рисуют и раскрашивают своего снеговика.

13. Итог занятия . Оценка деятельности детей.

О каком времени года мы говорили на занятии ?

Дети. Мы говорили о зиме.

Логопед . Что вам понравилось на занятии ?

Индивидуальные ответы детей.

Конспект логопедического занятия по теме

«Зима. Зимние забавы».

(старшая логопедическая группа)

Лакина Алина Владимировна, учитель-логопед МБДОУ

"Детский сад "Малыш"

Коррекционно-образовательные цели:

  • Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.
  • Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие языкового чутья путём образования родственных слов.
  • Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия «Зима. Зимние забавы»; установление семантических связей в работе по исправлению деформированного предложения).
  • Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных; образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за-»; образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с суффиксами «-ец», «-иц», «-ок», «-очк-»; употребление существительных в родительном падеже; подбор и использование в речи родственных слов).

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
  • Развитие речевого слуха.
  • Развитие диалогической речи.
  • Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.
  • Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу.
  • Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Коррекционно-воспитательные цели:

  • Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
  • Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.

Оборудование:

Доска магнитная, магниты, конверты с загадками, презентация, картинки снеговиков с недостающими деталями, цветные карандаши, «волшебный снежок» (ватный комочек).

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети входят, здороваются. Занимают свои места за столом.

2. Знакомство с темой.

Логопед. Ребята, сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.

«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

Радость детям подарила и на санках прокатила».

О каком времени года эта загадка? (О зиме.)

И говорить мы сегодня на занятии будем о зиме.

Ребята, назовите мне признаки зимы. (Снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша).

Молодцы!

3. Образование относительных прилагательных.

Логопед: Я хочу послушать, что вы ещё знаете о зиме? Скажите, какая погода может быть зимой?

Логопед предлагает варианты: Если на улице идёт снег, то погода… (снежная);

Если сильный мороз, то погода какая? (морозная)

Если метет метель, то погода какая? (метельная)

А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)

Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то погода какая? (студёная)

4. Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за».

Дидактическая игра «Что наделала зима?»

Логопед: Ребята, подойдите, посмотрите в окошко. (Дети встают). Я проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась. Что же наделала Зимушка-зима?

Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).

Метель мела и все тропинки – (замела) .

Река покрылась льдом и вся… – (заледенела ).

Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).

Снежная пороша дорожки все…– (запорошила ).

5. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Дидактическая игра «Назови ласково».

Логопед: Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).

Мороз – (морозец) .

Лёд – (ледок).

Холод – (холодок).

Снежинка – (снежиночка ).

Метель – (метелица)

6. Дыхательные упражнения.

Логопед: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

«Подул зимний ветерок, полетел снежок.

Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки). А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.

Дети рассказывают: Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку. Снежинка лежит на ладони. )

А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).

7. Образование родственных слов.

Игра «Доскажи словечко».

Логопед: Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Ребята, давайте поиграем со словом «снег».

(Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).

«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю... (Снег .)

С неба всё скользят пушинки -
Серебристые... (Снежинки.)

На дорожки, на лужок
Всё снижается... (Снежок. )

Вот веселье для ребят -
Всё сильнее... (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в... (Снежки .)

Словно в белый пуховик
Нарядился... (Снеговик. )

Рядом снежная фигурка -
Эта девочка - ... (Снегурка .)

На снегу-то, посмотри -
С красной грудкой... (Снегири .)

Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил... (Снег .)»

Логопед: Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют.)

8. Физкультминутка.

Логопед: Дети все в кружок вставайте,

Физкультминутку начинайте.

(Дети встают в кружок).

«Наконец пришла зима, Дети разводят руки в стороны

Стали белыми дома , Складывают руки домиком над головой

Снег на улице идёт , Двигают руками сверху вниз

Дворник улицу метёт, Имитируют

Мы катаемся на санках , Приседают, руки вытягивают вперёд

Пишем на катке круги, Руки закладывают за спину, медленно кружатся

Ловко бегаем на лыжах, Имитируют

И играем все в снежки. Лепят и бросают снежки

9. Загадки

Логопед: Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.

Логопед читает:

Мои новые дружки и блестящи, и легки,

И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)

Две новые кленовые подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи )

Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.

За верёвочку-узду через двор коня веду,

С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)

Меня не растили – из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глазки – угольки, ручки – сучки.

Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик )

(Слайды).

10. Употребление существительных в родительном падеже .

Дидактическая игра «Что забыл нарисовать художник?»

Логопед: Ребята, кто нарисовал снеговика?

Дети: Снеговика нарисовал художник,

Логопед: Правильно, художник, который очень любил рисовать зимние картины. Но как-то раз художник решил нарисовать братьев снеговичков, но поторопился, и не всё дорисовал. Давайте поможем художнику - дорисуем снеговичков и расскажем об этом.

Садитесь за стол и выбирайте картинки.

(Каждый ребёнок рассказывает о том, что он собирается делать и дорисовывает картинку.)

«У моего снеговика нет…(ведра, метлы, носа, глаз, рук). Я дорисую…»

(Логопед хвалит детей и вывешивает картинки на магнитной доске.)

11.Заключительная часть.

Логопед: Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили?

(Дети передают из рук в руки «Волшебный снежок» и отвечают).

Логопед: Вот и закончилось наше занятие. Спасибо за внимание.

Статьи по теме