Кто такой Евпатий Коловрат, кем он был? Исторические сведения о его подвиге. История и этнология. Факты. События. Вымысел Кто такой евпатий коловрат история

В отличие от многих других героев эпоса, Евпатий Коловрат реальный человек в истории. За некоторые вещи нужно мстить, смывать кровью за разорение родной земли и убийство близких. Отряд Евпатия Коловрата, действуя в тылах, вызвал в рядах монголов настоящую панику, нанося тяжёлое поражение армии захватчиков.

Когда к отряду Коловрата пришёл посол Батыя с вопросом «Чего вы хотите?», в ответ он услышал: «Только умереть!».

Нашествие

В XIII веке история нашей страны была разделена на «до» и «после». «До» остались тесные связи с Европой, стремительное развитие культуры, зодчества, науки… Начинать практически с начала нашим предкам предстояло после страшного нашествия кочевников во главе с Батыем, обрушившегося на Русь в 1237 году.

Внешняя угроза пришла в самый неудачный момент - Русское государство вступило в период феодальной раздробленности и противостоять агрессорам единым фронтом оказалось не в состоянии.

Численность татаро-монгольского войска, вторгшегося в пределы Руси, была беспрецедентной. По разным оценкам, в рядах армии Батыя находилось от 300 до 600 тысяч воинов. Эта армада была хорошо обученной и прекрасно управляемой. По мнению историков, русские княжества даже при объединении всех сил в единый кулак, чего на практике достигнуто не было, могли противопоставить кочевникам не более 100 тысяч воинов.

Первый удар войск Батыя приняло на себя Рязанское княжество. Батый, остановившись на южных рубежах княжества, потребовал от рязанского князя Юрия выплаты дани и признания своей власти.

Посланник князя

Юрий, понимая, что в одиночку Рязань не выстоит, отправил посланцев за помощью к владимирскому князю Юрию и к князю черниговскому Михаилу.

В Чернигов был отправлен князь Ингварь Ингваревич, в числе сопровождающих которого был рязанский боярин Евпатий Коловрат.

От эпохи монгольского нашествия сохранилось достаточно мало источников, а народные сказания превращают личность Коловрата в полумифическую, однако историки считают, что, в отличие от многих других героев эпоса, в данном случае речь идёт о реальном человеке.

На момент нашествия Батыя Евпатию Коловрату было около 35 лет. Уроженец села Фролово Шиловской волости занимал видное место при рязанском князе и являлся воеводой. По всей видимости, Коловрат был человеком большой физической силы, опытным воином и талантливым командиром.

Пока рязанское посольство находилось в Чернигове, события в Рязанском княжестве развивались стремительно.

Рязанский князь выслал в лагерь Батыя посольство во главе со своим сыном Фёдором. Батый счёл, что русские послы не проявили достаточной покорности и приказал убить их всех, за исключением одного человека, которого отправили с этим известием в Рязань.

Гибель Рязани

После гибели послов Юрий Рязанский, так и не дождавшийся помощи, принял решение дать монголам сражение в поле.

Вдова погибшего в посольстве князя Фёдора Евпраксия покончила с собой, вместе с маленьким сыном бросившись с крепостной стены.

Сражение рязанского войска, составлявшего несколько тысяч человек, против 100-тысячной армии монголов, произошедшее на реке Воронеж, завершилось поражением русских.

Армия Батыя подступила к стенам Рязани. Оборона города началась 16 декабря 1237 года. Рязанцы умело отражали атаки противника, но силы были слишком не равны. Исход битвы был предрешён после того, как монголы подтянули к крепости города стенобитные машины. В ночь с 20 на 21 декабря 1237 года ордынцы проломили городскую стену и при свете факелов ворвались в город.

В Рязани началась резня. Руководивший обороной города князь Юрий погиб вместе с большинством горожан.

Древний город был уничтожен фактически полностью и более не восстанавливался. Рязань, которую мы знаем сегодня, - это на самом деле город Переяславль-Рязанский, ставший столицей рязанского князя после нашествия. Название Рязань за городом закрепилось с середины XIV века.

«Духи мстят»

Евпатий Коловрат после получения новостей о сражении на реке Воронеж вместе с отрядом находившихся при посольстве рязанских воинов поспешил на помощь родному городу.

Однако в Рязань он прибыл уже после того, как армия Батыя двинулась дальше, оставив позади себя выжженную землю.

Коловрат был потрясён - в Рязани монголы не щадили ни женщин, ни детей, ни стариков. Он принял решение преследовать татар, двинувшихся в пределы Владимиро-Суздальского княжества, и атаковать их. К нему присоединились и те, кому удалось уцелеть в окрестностях Рязани. Всего отряд Коловрата насчитывал около 1700 человек.

Удара с тыла армия Батыя не ожидала, уверенная в том, что рязанские дружины уничтожены полностью. Поэтому атака отряда Коловрата на арьергард монголов оказалась для последних совершенно внезапной. Русские воины атаковали неприятеля из леса, разгромив их стан и нанеся монголам тяжёлое поражение.

О том, сколько боёв провёл отряд Коловрата с татарами, тоже нет единого мнения. Некоторые считают, что рязанцы нанесли несколько успешных партизанских ударов по армии Батыя, вызвав в рядах монголов настоящую панику.

Воины Батыя были язычниками и верили, что с ними сражаются не люди, а разгневанные духи павших рязанцев.

Последний бой

Самого Батыя всерьёз обеспокоили удары в тыл и существенные потери. Он немедленно развернул против отряда рязанцев большие силы.

Преимущество в численности и решило исход противостояния. Монголам, настигнувшим отряд Евпатия Коловрата, удалось отсечь русских воинов от леса, навязав им полевое сражение фактически в полном окружении.

«Зачистку» возглавил монгольский командир Хостоврул, брат жены самого Батыя, намеревавшийся взять живым дерзкого русского командира.

Однако атаки монголов не возымели успеха. Больше того, погиб и сам Хостоврул. Монгольское войско несло тяжелейшие потери в схватке с горсткой упрямых русских, которые истекали кровью, но отказывались покориться.

Покончить с сопротивлением отряда Коловрата удалось лишь тогда, когда против окружённых русских воинов пустили в ход камнемётные машины, предназначенные для разрушения укреплений.

Из 1700 русских взять живыми монголам удалось лишь шестерых израненных бойцов. Евпатий Коловрат погиб на поле боя.

Честь превыше всего

Батый через толмача спросил у пленных, кто они такие и почему преследовали и убивали его людей. Пленники отвечали, что они рязанцы, мстили монголам за разорение родной земли и убийство близких. Уцелевшие воины вели себя уверенно и посоветовали Батыю не откладывать собственную казнь.

Батый повелел принести тело погибшего русского командира. Он долго вглядывался в лицо Коловрата, а затем сказал:

С тысячей таких богатырей, как этот русский витязь, я мог бы завоевать весь мир!

В знак уважения к мужеству русских Батый велел освободить пленных и отдать им тело Евпатия Коловрата для того, чтобы они могли похоронить его с почестями.

Спустя девять дней после этого, 20 января 1238 года, татары взяли маленький городок Владимиро-Суздальского княжества - Москву.

Этому маленькому городку ещё только предстояло объединить русские земли, сбросить цепи ига и начать писать новую историю страны.

А Древняя Русь уходила в прошлое, оставляя после своей гибели память о мужестве своих последних защитников, спасших её честь. Таких, как Евпатий Коловрат.

Легенда о Коловрате. Фильм трейлер (2017)

9 февраля 2014 года молодой человек по имени зашел в церковь города Южно-Сахалинска и расстрелял из ружья находящихся там прихожан. Этот молодой человек увлекался неоязычеством .

«…и молиша его великимъ молениемъ, чтобы стоялъ крѣпко за православное хрестьяньство противу бесерменовству». – Повесть о стоянии на Угре // Полное собрание русских летописей. Т. 24: Летопись по Типографскому списку. Пг., 1921.

В 90-е годы ХХ века неоязыческие газеты в большом количестве тиражировали статьи с рисунками разного вида свастик с названиями и описаниями каждой. Названия вроде «громовик», «светокруг», «коловрат» т.п. были просто плодами фантазии авторов данных статей, ссылки на какие-либо научные исторические исследования не приводились. В этих статьях свастика называлась исконным славянским символом, хотя это утверждение ошибочно: разновидности свастик известны во многих культурах. Используется разновидность свастики и в Христианской Церкви; в частности, книга «Как выбрать нательный крест» (М.: Трифонов Печенегский монастырь; «Ковчег», 2002) приводит следующую информацию: «Крест “гамматический” (свастика). “Гамматическим” этот крест называется потому, что состоит из греческой буквы “гаммы”. Уже первые христиане в римских катакомбах изображали гамматический крест. В Византии эта форма часто употреблялась для украшения Евангелий, церковной утвари, храмов, вышивались на облачениях византийских святителей. В IX веке по заказу императрицы Феодоры было изготовлено Евангелие, украшенное золотым орнаментом из гамматических крестов. В книге “Матенадаран” изображен четвероконечный крест в окружении двенадцати гамматических крестов. И на Руси издавна употреблялась форма этого креста. Он изображен на многих церковных предметах домонгольского периода, в виде мозаики под куполом собора Святой Софии Киевской, в орнаменте дверей Нижегородского кафедрального собора. Гамматические кресты вышиты на фелони московского храма Николы, что в Пыжах».

«Самострел (старин.) – лук, вделанный в деревянную соху (приклад) с полосой (ложей); тетива спускалась с помощью ворота (коловрат самострельный) . В Западной Европе назывался арбалетом». – Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Пг.: Издательское общество «Ф. А. Брокгауз – И. А. Ефрон», 1907–1909.

Два последних понятия происходят от слова «чур», которое, согласно Малому энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, является именем собственным славянского мифологического божества, покровительствовавшего приобретению и наживе. Его символом были чурки и чурбаны, то есть межевые знаки.

Сalendae (календы) – названия первого дня каждого месяца в Древнем Риме. См.: Рубан Ю.И. Что такое календарь? // Библия в русском переводе. М., 1999. Также стоит отметить тот факт, что в нашем языке, в отличие от некоторых европейских, никаких языческих отголосков не осталось даже в названиях дней недели, что бесспорно подтверждает присутствие таких явных христианских наименований, как «суббота» и «воскресенье».

В уходящем 2017 году на экраны страны вышел эпический фильм под названием «Легенда о Коловрате». В фильме рассказывается о событиях, произошедших на Руси в 13 веке. В центре фильма – легендарная личность Евпатий Коловрат. Как всегда в подобных фильмах есть художественный вымысел и романтический сюжет, но…

Появление подобных фильмов в наше время не случайно. Сейчас знание своей истории, своих этнических корней очень важно. Тем более, что в нашей истории есть много малоизвестных лиц, о которых мы знаем только понаслышке. И это прискорбно. Например, что Вы знаете о Иване Сусанине, кроме того, что он завел поляков в леса, болота? А я уже не говорю и об основателе династии русских князей — Рюрике.

Вот и Евпатий Коловрат, такая же легендарная личность, с похожей исторической судьбой. Я родился в СССР, и помню, когда учился в школе, впервые прочитал его имя в учебнике по истории, когда пришло время изучать нашествие хана Батыя.

Но, подробно о нем, и то что он сделал я осознал много позже. В то время считалось, что все, что было до 1917 года в России — это насквозь прогнивший царизм, угнетение и несправедливость по отношению к простым людям. Именно по этой причине часто замалчивались имена и подвиги таких боевых генералов как Румянцева, Кульнева, Костенецкого, Драгомирова, Скобелева, и многих многих других очень значимых для нашей общей истории людей.


Сегодня мы можем уже давать оценку тому лихолетью, через которое мы прошли, после развала государства Советский Союз. Все мы, ныне живущие, переживаем сегодня последствия этого исторического события. Мы вместе пережили неразбериху, унижение, потерю национальной идеи и достоинства так, словно у нас выбили табуретку из под ног.

И сейчас очень важно нам всем вновь обретать историческую память. Лично меня эта тема сильно волнует. Нет, фильм я еще не смотрел, всё давно знаю… Подвиг Евпатия Коловрата уникален даже для России, и эта скромная статья наша — личная дань уважения к поступку, который когда-то совершил он и его скромная дружина.

Кто же был этот человек, который оставил столь героический след в русской истории? О нем ведь еще меньше знают, чем о том же Иване Сусанине. Кстати, здесь я бы даже сравнил его с Ермаком.

Евпа́тий Коловра́т (около 1200 - до 11 января 1238) - рязанский боярин, воевода и русский богатырь, герой рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия Батыя (издано во «Временнике Московского общества истории и древности», книга XV и Срезневским, «Сведения и заметки», 1867). О подвиге Евпатия рассказано в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем». (Из Википедии).

Прежде чем говорить об этом отважном человеке, необходимо несколько слов сказать о событиях того времени, которые и повлияли на исторический подвиг Евпатия. Для Руси это было тяжелое время. Киевская Русь заканчивала свое существование, как государство. Родственники и князья воюют друг с другом… С Запада уже совсем скоро нам будут угрожать шведы, а потом и немцы.. Раздоры и заносчивость князей, кровь, их личные амбиции, плюс нашествие монгол с юга под предводительством хана Батыя… И многострадальная Рязань.

У нас в России только пожалуй Псковщина (которую между прочим в летописях часто называли «обидным местом») может сравнится с Рязанью. Дело в том, что за время противостояния Руси и Золотой Орды, Рязань подвергалась разорению не один раз. Само местоположение города способствовало этому – через Рязань дорога из Степи шла на север русских княжеств. Ну, а Псковщина географически всегда была на пути экспорта к нам западных европейских «ценностей». Так и жили… Однако, вернемся в Рязань.

В «Повести о разорении Рязани Батыем» как раз и описан один из эпизодов военных действий Батыя, в ходе которых Рязань была сожжена. Произошло это 21 декабря 1237 года. Евпатий Коловрат в те времена служил в Рязани воеводой. Однако, на момент взятия города он находился в Чернигове. Вернувшись в разоренную Рязань, он решил отомстить врагам и с небольшой дружиной отправился вслед орде Батыя.

«…Нагнав Батыя в Суздальской земле, Евпатий внезапно напал на его станы и начал сечь татар без милости. Когда тупился меч в руках у Евпатия, он брал татарский».

Но малочисленность дружины Евпатия все же сказалась на исходе битвы и русские были разбиты. Однако, Батый настолько проникся воинской доблестью Евпатия, что отдал его тело оставшимся русским воинам и отпустил их. Стоя в своем шатре, перед телом поверженного Евпатия, Батый горестно восклицал: «Ах если бы у меня был бы ОДИН ТАКОЙ! » Это то, что говорится о подвиге Евпатия Коловрата в летописи. Так кто же этот человек, откуда он? Почему это хан Батый, с чистой совестью спаливший и истребивший до этого целый город, вдруг так зауважал Коловрата? Что известно нам о нем из летописных источников?

Происхождение, биография Евпатия Коловрата

О Евпатии Коловрате так же мало известно, как и о Рюрике, или Ермаке. Точнее сказать практически ничего. Есть только сведения, что он родился в 1200 году в селе Фролово под Рязанью. По одним данным он был в Рязани воеводой, а по другим – боярином. На Руси тогда не было принято иметь фамилии, а давали что то вроде прозвища по роду занятий или достижениям. Представьте ограду из прочных толстых деревянных кольев, вбитых глубоко в землю. Для того, чтобы вытащить такой кол из земли одному человеку, надо иметь много здоровья.

Надо думать, что у самого Евпатия это хорошо получалось, ведь дали же ему такое прозвище — Коловрат. Но, как бы то ни было, а служил он при дворе рязанского князя Юрия. Когда войска хана Батыя вторглись в русские земли, Евпатию было около 37 лет. Вот, пожалуй и все, что известно о его жизни. Что-то маловато, скажете вы. Однако, не забывайте, что это еще 13 век и на Руси не то что бы книг, даже газет не было.

А из историков – только монастырские летописцы, которые чаще всего описывали быт князя. Да и то, что было выгодно этому князю. Много вопросов и споров возникало и возникает вокруг имени героя. Есть мнения, что он был осевшим варягом, и князь Юрий отправил его за норвежскими наемниками. Другие считают, что Евпатия, как человека не было, а все это собирательный образ. Конечно, трудно некоторым людям в такое поверить, ведь такие поступки как подвиг Евпатия нерациональны, а раз этого не может быть, значит этого не может быть…

Но, как бы то ни было, а герой остается героем. Ведь даже если предположить,что это и мифический образ, но основан то он на реальных людях, которые боролись за свою Родину. А это немаловажно. Хотя, хан Батый — это ведь не мифический образ, а историческая фигура, в существовании которой сомневаться не приходиться. Рязань была им сожжена, это тоже факт. Скептики, город Рязань тоже существует до сих пор. И в памяти народной Евпатий Коловрат остался.

История подвига Евпатия Коловрата

Итак, как говорится, история началась с того, что войска очередного монгольского хана Батыя снова вторглись в пределы русских княжеств. Рязань по сути был одним из первых городов, который в то время подвергся нападению. Зная об этом и осознавая, что одному не выстоять, Юрий, князь рязанский отправляет в Чернигов за помощью несколько человек, среди которых был и Евпатий Коловрат. А вскоре и войско Батыя подошло к городу.

Не буду описывать все коллизии переговоров князя Юрия с Батыем. Об этом написано много. Скажу лишь, что убив посольство рязанского князя, во главе которого стоял сын Юрия Федор, Батый взял город и полностью его уничтожил, включая женщин, детей и стариков. Деревянная Рязань запылала.

Покончив с Рязанью Батый отправился дальше. Евпатий, будучи в Чернигове, узнал об осаде города и поспешил обратно. Однако прибыв на место, он обнаружил, что города уже нет. На его месте осталось лишь пепелище и горы трупов. Пленных монголы по тогдашнему обыкновению угоняли с собой в рабство, дети ценились особенно. Их потом можно было выгодно продать.

По некоторым данным, в городе погибла семья Коловрата. И вот, с небольшой дружиной примерно в 1700 человек, Евпатий отправляется догонять войско Батыя. Вдумайтесь друзья, городская дружина в 1700 человек преследует отмобилизованную, закаленную в боях, самую мобильную конную, совершенную армию того времени — монголо-татарскую. Для чего?

Что касается численности армии Батыя, скорее всего она и не была слишком большой. Но, известно, что Батый располагал осадными камнеметным машинами для взятия городов. И его армия по количеству конницы, плюс пеших воинов все-таки превосходила отряд Коловрата. Численность оценивается около 15000 — 25000 человек. Вряд ли воевода-боярин не понимал, что со своей малочисленной дружиной военного успеха ему не видать. И если это так, то представьте, каким мужеством надо обладать, чтобы предвидя свое незавидное будущее, все равно пойти на неравную битву с сильным и умным противником.

Для полного понимания произошедших тогда на Руси трагических событиях, нужно знать еще одну важную вещь. Татаро-монголы не были такими уж жестокими варварами, врагами цивилизации, как это принято думать. Это просто была другая цивилизация. Великая Степь в лице великого хана Чингисхана провозгласила закон всеобщий для всех монголов, который назывался Великая Яса .

Согласно одному из положений этого закона, смерть грозила тому человеку (и всей его семье), если он предал другого монгола, доверившегося ему. Степь суровое холодное место, непорядочно грабить и продавать в рабство человека, который в холодную ночь попросился к тебе в шатер переночевать… Степняки были простыми людьми, христианская мораль была им неизвестна, наказание за преступление было всегда одним и тем же — смерть или рабство.

Татаро-монголы никогда не преследовали людей по религиозным мотивам. Неудивительно поэтому, что наши вероисповедания за триста лет татаро-монгольского ига сохранились. Согласитесь, любой армии нужна еда, лошади, фураж, отдых, место для выпаса лошадей. И первое время татаро-монголы, проходя мимо наших городов не сжигали их и не убивали людей, а посылали своих послов на переговоры в тот или иной город, чтобы договориться по возможности мирно. Понятно, что условия переговоров были для нас часто невыгодны, монголы разговаривали с позиции силы.

А русские князья не зная, с кем они имеют дело, при первых же переговорах с послами татаро-монголов просто убивали их всех. То есть, по монгольскому закону — предали людей, доверившихся им. Впервые случилось это за 15 лет до описываемых событий. Как у нас теперь говорят — незнание законов не освобождает от ответственности. По мнению некоторых историков это и есть истинная причина тогдашней жестокости татар. А они были с монгольской точки зрения в своем праве — свято исполняли свой Закон, и не считали себя виновными.

Но, для небольшого войска Евпатия это уже не имело никакого значения. Увидев, что сотворили татары с Рязанью, они решили остановить зло. Ведь татары пошли дальше на Владимир. Применив военную хитрость, под покровом ночи, отряд Евпатия налетел на ордынцев из леса.

Этот внезапный наскок позволил Евпатию нанести существенный урон арьергарду монгол. Сколько атак было — точно неизвестно. Однако, поскольку Батый обеспокоился и послал своих лучших воинов, включая Хостоврула брата своей жены обезвредить наседавших рязанцев, видимо атаки были многочисленными, болезненными и весьма успешными. Этот отряд Батыя не смог совладать с Евпатием и мало того, сам Хостоврул погиб.

Так бы и уничтожал Евпатий противника понемногу, если бы Батый не использовал против воинов Евпатия специальные камнеметные машины, которыми обычно разрушали стены города. Евпатий погиб, в живых осталось несколько человек, которых и взяли в плен.

Когда Батыю принесли тело погибшего Евпатия, он сказал: «С тысячей таких богатырей, как этот русский витязь, я мог бы завоевать весь мир!». Конечно, насколько правдоподобны эти слова сказать трудно. Однако, Батый отдал тело рязанцам и отпустил их.

Значит он все-таки проникся воинской доблестью Евпатия. Хотя и в этом нет ничего удивительного. Все великие полководцы уважали военную удаль и силу. По возвращении на Рязанщину, Евпатию были устроены торжественные похороны. 11 января 1238 его похоронили предположительно в родном селе.

Сейчас в этом населенном пункте установлен один из трех памятников герою. Два других находятся в Рязани. 20 января 1238 года войско Батыя разграбили небольшой городок, в то время еще никому не известный, но которому суждено было значительно изменить геополитическое устройство Древней Руси, превратив ее в Русское государство. Назывался этот городок Москва. Но память о герое жила и живет. Ему посвящали поэмы и стихи, писали картины. Даже есть компьютерная игра, где фигурирует этот русский богатырь.

Подведем итоги. Добился ли военного успеха Евпатий Коловрат? С чисто военной точки зрения — нет. Его войско было полностью разбито. Однако, он задержал на некоторое время войско Батыя — заставил его развернуть свои боевые порядки для обороны и остановится. Урон нанесенный врагу — чувствительный, иначе зачем было применять камнеметные машины?

Евпатий Коловрат и его воины отдали жизни «за други своя «, ибо «нет выше той любви когда кто положит душу свою за други своя » — ради спасения остальных. Месть эгоистична, человек который только мстит, редко планирует умирать только ради осуществления своей мести. Тогда как на то, чтобы остановить зло — человек порой готов отдать все, в том числе и жизнь…С духовной и моральной точек зрения Коловрат и его люди оказались сильнее — победили Батыя.

А Батый, разобравшись с Рязанью, наконец подошел ко Владимиру. Князь Владимирский Юрий Всеволодович не имел гарнизона и дипломатический способностей договорится с ханом. Войска в междуусобицах были давно израсходованы, а вести переговоры, потом платить дань было непозволительно для князя. Имея возможность договорится или уйти, он все же приказал оборонять Владимир, не имея достаточных сил, а монголы раз город не сдался, его и разорили.

Святой великий Князь Юрий Всеволодович позже погиб битве с войском Батыя. Вот так, по одиночке, Батый победил всех сопротивлявшихся русских князей. К к 1242 году монголы достигли Адриатического моря. В этом же знаменательном году святой благоверный князь Александр Невский на Псковско-Чудском озере разгромил немецких рыцарей Ливонского ордена, которые под шумок пришли к нам с Запада, звать нас в Евросоюз известным способом. Но, это совсем другая история.

Герой на войне - непростое явление. Ведь тот, кто для одной стороны спаситель, для другой - наилютейший враг. Но история знает несколько личностей, которые в равной степени были уважаемы и своими, и чужими. Среди них Евпатий Коловрат, подвиг которого многие столетия передавался из уст в уста. Давайте узнаем больше об этом человеке и его судьбе, а также рассмотрим наиболее известные литературные и кинематографические произведения, посвященные ему.

Кто такой Евпатий Коловрат?

Это имя носит легендарный рязанский богатырь, живший в первой половине XIII в. на Руси. История сохранила мало сведений о нем.

Происхождение Евпатия точно не установлено историками, как и его статус в рязанском государстве. По одним версиям, он был воеводой, по другим - боярином. При этом все сходятся в том, что Коловрат был умелым и опытным воином и занимал важное место среди вельмож, иначе бы он не смог собрать армию в 1700 человек.

О личной жизни и сердечных предпочтениях Евпатия также ничего не известно, кроме того, что, вероятно, отчество у него было Львович.

Родился герой приблизительно в 1200 году. Однако это могло произойти на 3-5 лет раньше или позже. Местом рождения принято считать деревню Фролово в Шиловской волости.

С чего начиналась легенда

Узнав, кто такой Евпатий Коловрат, стоит больше узнать о том, чем же он славен.

XIII в. для земель бывшей Киевской Руси и прилегающих к ней княжеств был периодом непростым. Дело в том, что из-за раздробленности мелкие государства на этой территории были легкой наживой для кочевых монголо-татарских племен, которые объединялись под предводительством различных ханов и облагали данью княжества.

В 1237 г. внук Чингисхана хан Батый пришел с войском к Рязани и, став у реки Воронеж, потребовал от местного князя выплатить ему десятину от всего добра в городе, а также отдать ему прекрасную сноху правителя Евпраксию.

После отказа сделать это Батый приказал убить мужа красавицы - княжеского сына Федора - и напасть на город.

1237 г. Рязань пала. Она была разрушена дотла, а ее обитатели, включая правителя, вырезаны. Чтобы не попасть к Батыю, Евпраксия вместе с сыном, бросилась с крыши терема и погибла.

Вскоре после случившегося на пепелище возвращается из Чернигова Евпатий Коловрат. В ужасе от случившегося он собирает малую дружину (1700 воинов) и отправляется в погоню.

В суздальских землях Коловрату с товарищами удается нагнать ордынцев. Однако вступать в бой с монголами было неразумно, так как их число значительно превосходило количество русичей.

Тогда люди Евпатия начали партизанить в местных лесах и понемногу причинять урон войскам неприятеля. Дошло до того, что ордынцы стали думать, что им мстят лесные духи.

Гибель Коловрата

Несмотря на успешные старания дружины, через некоторое время им пришлось вступить в открытый бой с войском Батыя. Причем в этой битве Евпатий Коловрат качества проявил поистине геройские - только от его руки погибло несколько десятков славных монгольских воинов.

Не хуже сражались и прочие русичи. И хотя шансов на победу у них не было, ордынцы не могли справиться с противниками в честном бою. И чтобы уничтожить воинов начали стрелять по ним из камнеметных орудий.

В результате погибли почти все товарищи Коловрата и он сам. Произошло это 8-10 января 1238 г.

После того как несколько выживших русичей были взяты в плен, от них Батый узнал, кто такой Евпатий Коловрат и что это именно он так умело командовал отрядом.

Великий хан был поражен мужеством погибшего героя и горько сожалел, что богатырь не стал служить ему. В награду за храбрость он отпустил выживших, и отдал им тело Евпатия, наказав похоронить его со всеми почестями. Это и было сделано 11 января.

Литературные произведения, посвященные Коловрату

Узнав, кто такой Евпатий Коловрат и что он совершил, стоит рассмотреть, в каких именно письменных источниках описывалась его история.

Хотя сами события произошли в 1237-1238 гг. впервые описаны они были в летописях спустя 300 лет.

Первой письменное упоминание о случившемся было в конце XVI века в «Повести о разорении Рязани Батыем».

Сегодня известны 3 варианта этого произведения. Каждый из них имеет отличия, однако в описании основных событий они едины. Это свидетельствует о том, что, вероятно, в более ранний период существовал оригинальный вариант произведения, который в дальнейшем был утерян.

Благодаря повести, в российском обществе XVI и более поздних веков возник живой интерес к личности Коловрата.

В будущие столетия многие известные фольклористы, поэты и писатели считали своим долгом посвятить хотя бы одно Евпатия Коловрата.

Одним из первых стал поэт-романтик в 1824 г. посвятивший богатырю стихотворение «Евпатий».

Через 35 лет другой российский поэт написал «Песню про боярина Евпатия Коловрата».

А в 1885 известный исследователь фольклора М. Г. Халанский включил в свой сборник «Великорусских былин киевского цикла» некоторые народные былины о Коловрате.

В начале ХХ века интерес к знаменитому герою снизился. И только Евенин посвятил ему свое произведение «Сказание о Евпатии Коловрате, о хане Батые...».

С началом Великой отечественной, дабы мобилизировать дух народа на борьбу с фашизмом, многие литераторы стали популяризировать образы былинных героев. Они напоминали людям о том, что в прошлом их предкам доводилось справляться и с более страшными врагами. В те годы богатырю было посвящено сразу 3 произведения: «Слово о Евпатии Коловрате» (С. Марков), «Евпатий Неистовый» (В. Ян) и «Евпатий Коловрат» (В. Ряховский).

В дальнейшие годы история богатыря периодически всплывала в художественной и научной литературе.

Фильм о Евпатии Коловрате

В отличие от трио классических славянских богатырей - Муромца, Поповича и Никитича, - Коловрат был менее популярен у кинематографистов. Первая попытка перенести его историю на голубой экран произошла в 1985 г. Это был мультфильм «Сказ о Евпатии Коловрате», который не особо запомнился зрителям.

Однако в 2015-2016 гг. в РФ была одновременно начата работа над 2 кинокартинами, посвященными этому герою. Это лента Ивана Шурховецкого «Легенда о Коловрате» и фильм «Евпатий Коловрат: Восхождение» Рустама Мосафира.

Первый из перечисленных проектов выйдет на экраны 30.11.2017 г. А вот когда зрителям покажут «Евпатий Коловрат: Восхождение», неизвестно.

Неоязыческая трактовка мифа о Коловрате

В последние годы, когда археология и история открывают новые и неожиданные факты, которые не прячутся цензурой, у современных людей появляется возможность взглянуть по-другому на многих известных исторических личностей. В том числе и на Евпатия Коловрата.

Одна из наиболее известных и скандальных попыток переосмыслить его образ была сделана так называемыми неоязычниками. Такое негласное прозвище получили те, кто пытаются возродить дохристианскую славянскую культуру.

Так, отдельные представители данного движения выдвигают теории, что Коловрат был язычником, а не христианином, как его позже изобразили в летописи.

В пользу этого довода приводятся факты, что в православных святцах того времени нет имени Евпатий, а знак коловрат в те времена был символом повелителя небесного огня Сварога и его сына Даждьбога. Если учесть, что, по археологическим находкам, язычество было распространено в Рязани минимум до ХІІ в., это означает, что подобная версия имеет право на жизнь.

Также известна еще одна попытка трактовать образ Евпатия. Согласно ей, Коловрат - это была не фамилия, а прозвище героя. Возможно, ему дали его за умение отлично сражаться сразу двумя клинками, при этом вращаясь по кругу.

При этом не стоит исключать вероятность, что герой был скандинавом, коих в те времена жило немало на Руси. Отсюда необычная манера сражаться.

Помимо перечисленного, бытует мнение, что Коловрат - это не реальная личность, а сборный образ нескольких славянских героев.

Значение имени героя, по мнению православных историков

В ответ на подобные теории на многих православных форумах появляются попытки оспорить основные доводы неоязычников.

Согласно им, Евпатий - это вариация известного славянского имени Ипатий.

А коловрат - это старинное название самострелов с круглой рукояткой. Так что свое прозвище богатырь мог получить за умение отлично стрелять из лука или самострела.

А был ли герой?

Все перечисленные теории, несмотря на споры, имеют право на жизнь. Ведь, по сути, об истинной судьбе Евпатия Коловрата ничего не известно, поскольку история о нем была записана только через несколько столетий. То есть писавшие ее люди просто физически не могли быть знакомы ни с одним очевидцем рязанской трагедии, а значит, их труд больше основывался на собственной фантазии, а не исторических фактах. Иначе как объяснить ряд нестыковок данной легенды?

Так, между взятием Рязани и гибелью отряда Коловрата проходит от 19 до 21 дня. За это время ордынцы успевают не просто ограбить огромный город, убить всех его обитателей (а их немало), но и дойти до Суздали (от Рязани до нее приблизительно 280 км по современным дорогам) с обозом. Допустим, будучи опытными кочевниками, для них это не составило особого труда.

Однако Коловрату было гораздо сложнее. За этот же период он успевает вернуться в Рязань из Чернигова (по современным ровным дорогам расстояние между городами 830 км), где-то быстро собрать и вооружить дружину в 1700 человек и нагнать кочевников, пройдя еще 280 км.

Пешком они никак бы не нагнали монголов, значит, им нужны были лошади. Вот только где на разоренных ордой землях найти табун почти в 2000 голов? Это при том, что животных нужно чем-то кормить (а на дворе зима) и давать им отдых или менять на более свежих.

Помимо проблем с транспортом, появляется вопрос: где герой собрал столь большое количество воинов? Ведь в летописи говорится, что Рязань разрушена, а все ее защитники истреблены. Откуда взялось 1700 человек? Они что, прятались в лесах, пока ордынцы жгли их город? Тогда какие они воины, да и такое количество народа в лесу за кустиком явно не спрячется.

Есть версия, что эти люди были отрядом Коловрата, с которым он ездил в Чернигов. Вот только какой князь в преддверии нападения врага отпустит из крепости более 1500 опытных бойцов? Больше похоже на то, что Евпатий был послан встречать варяжских наемников, которых рязанский владыка хотел использовать для защиты. А может быть, Коловрат был одним из них? Что, если герой был отставным варягом (по летописям ему было почти 40), осевшим в Рязани, и среди погибших была его жена и дети? Тогда логично, почему наемники пошли за ним.

Также стоит помнить, что большинство авторов летописей были монахами, которым выгодно было распространение и возвеличение собственной веры. Для этой цели они готовы были даже приукрасить правду, особенно если уже никто не помнил, как оно было на самом деле. И поэтому, будь Евпатий хоть арабом с серьгой в носу, через 300 лет на страницах летописей его можно было смело превратить в славянского витязя.

Как оно было на самом деле, мы уже никогда не узнаем. Однако это не так и важно. Ведь главное то, что несколько веков назад среди угнетенных монголами обитателей славянских земель нашлись герои, которые, не пожалев жизни, дали отпор врагу. И они должны стать примером для свои потомков - то есть нас.

Настоящая легенда о Евпатии Коловрате December 3rd, 2017

П. Литвинский. Евпатий Коловрат

Я вам недавно после просмотра нового российского фильма "Легенда о Коловрате". Ну что касается фильма, то все там. А вот что же это за былина хорошо бы узнать подробнее.

Евпатий Коловрат — былинный русский богатырь, рязанский боярин или воевода, герой народных сказаний времен нашествия Батыя на Русь. О его подвиге рассказывает древнерусская «Повесть о разорении Рязани Батыем». Данная повесть сохранилась в списках, самые старые из которых датируются концом XVI века. При этом в трех древнейших списках были отражены три разновидности данного текста согласно классификации академика Дмитрия Лихачева.

Несмотря на отдаленность событий, касающихся этой личности, Евпатий Коловрат является известной фигурой, которая была достаточно широко представлена в русской литературе, главным образом в стихах, поэмах и балладах.

Вот что там говорится...



Фрагмент диорамы "Оборона старой Рязани в 1237 году"

История Евпатия Коловрата связана с одним из самых трагичных эпизодов истории Руси — Монгольским нашествием, также известным как Нашествие Батыя. Это было вторжение войск Монгольской империи на территории русских княжеств в 1237-1240 годах в рамках Западного похода монголов 1236-1242 годов. Серьезная внешняя угроза пришла на Русь в не самый подходящий для нее момент, русское государство находилось в состоянии феодальной раздробленности и не могло противостоять силам захватчиков объединенными силами. С другой стороны противостоять монгольской армии того периода не могли и объединенные племена и государства, о чем свидетельствует завоевание крупных государств Китая, Кавказа и Средней Азии.

Непосредственно вторжение монголов на Русь началось в конце 1237 года. Первым под каток Нашествия Батыя попало Рязанское княжество. Разбив объединенное войско рязанского князя Юрия Игоревича и муромских князей Юрия Давыдовича и Олега Юрьевича на реке Воронеж, монголы двинулись вглубь русских земель. Сам рязанский князь уцелел в этом сражении и вернулся в Рязань, к осаде которой монгольское войско приступило 16 декабря 1237 года. Первые приступы рязанцы смогли отбить, однако силы защитников таяли, а к монголам подходили все новые и новые отряды, которые возвращались из-под взятого 16-17 декабря Пронска, Ижеславля и иных городов. Стоит отметить, что Рязань была защищена десятиметровыми валами, на которых находились высокие дубовые стены с бойницами. Укрепления зимой поливались водой, которая замерзала, делая их еще более неприступными для штурмующих войск.

Защитники Рязани героически обороняли город в течение пяти дней, обрушивая на головы монголов камни, стрелы, кипящую смолу, сражались в рукопашных схватках. Однако на шестой день их силы практически иссякли, многие воины к тому моменту были убиты и ранены, а остававшиеся в строю практически бессменно вели бой на стенах, тогда как монголы могли давать своим войскам отдых, проводили ротацию и получали подкрепления. К тому же на заключительном этапе штурма монголы широко использовали стенобитные машины. Последний штурм города начался в ночь с 20 на 21 декабря, после упорного боя монголы ворвались в город, он пал на шестой день. При этом захватчики устроили в городе резню, уничтожив подавляющее большинство жителей Рязани, включая детей и грудных младенцев, погиб и рязанский князь Юрий Игоревич. Укрепления также были полностью разрушены, а сам город больше никогда не восстанавливался на этом месте. При этом монголы разорили не только Рязань, но и все княжество, уничтожив большое количество городов и городищ. Некоторые из них историки не могут идентифицировать и сегодня. К примеру, неизвестно точное месторасположение Белгорода Рязанского, который был стерт туменами Батыя с лица земли и так и не был восстановлен.

К моменту нашествия монголов на Русь Евпатию Коловрату было порядка 35 лет. По всей видимости, он занимал достаточно почетное место при рязанском князе, был боярином или скорее воеводой. Также он был достаточно опытным воином, талантливым командиром и обладал большой физической силой. Еще до падения Рязани князь Юрий Игоревич отправил своих людей с просьбой о помощи к князьям Владимирским и Черниговским. Именно в Чернигове находился в это время Евпатий Коловрат, здесь его и застала весть о гибели Рязани и смерти князя.

Вернувшись в родные края, он застал город и княжество разоренными и разграбленными. Он встретил лишь выжженную землю и пепелища, заваленные трупами убитых. Коловрат был потрясен жестокостью завоевателей. Возможно, он вернулся в родные земли уже с небольшим отрядом рязанских воинов, находившихся при посольстве к черниговскому князю. На месте он пополнил свои силы уцелевшими людьми, которые находились вне стен города и прятались в лесах. Всего ему удалось собрать отряд общей численностью до 1700 человек. С этими небольшими силами Евпатий Коловрат пустился в погоню за монголами.

Настигнуть завоевателей отряду удалось уже на территории Суздальских земель. Нападения с тыла монголы не ожидали, уверенные в том, что рязанские дружины уже уничтожены полностью. Атаки Евпатия Коловрата на арьергарды монгольского войска оказались для последних внезапными. Скорее всего, Коловрат использовал также тактику партизанских действий, нападения из засад, из леса. В любом случае он с небольшими силами нанес противнику серьезные потери. Монголы, которые не ожидали нападения со стороны разоренного Рязанского княжества, были в ужасе, считая, что это мертвые восстали, чтобы отомстить за себя. При этом, сколько именно боев провел отряд Евпатия Коловрата доподлинно неизвестно, никакого единого мнения на этот счет не существует. Считается, что их могло быть несколько и они были достаточно успешными, так как смогли посеять в тылах монгольского войска настоящую панику.

Происходящее в тылу взволновало Батыя, и он развернул против нападавших значительные силы. В конечном итоге подавляющее преимущество в численности войск решило исход противостояния. Монголы смогли навязать отряду Евпатия Коловрата полевое сражение, фактически в полном окружении. При этом Батый послал против Коловрата брата своей жены Хостоврула. Он похвалился хану, что привезет ему Коловрата живым, однако сам погиб в бою. Как отмечалось в летописи «Повесть о разорении Рязани Батыем», Коловрат рассек его мечом пополам, прямо до седла.

Согласно преданиям, Батый, который не хотел больше терять своих людей, выслал к русским воинам посла с вопросом: «Чего вы хотите?». «Только умереть!» — последовал ответ. В конечном итоге, видя упорство, с которым сражается горстка русских воинов, монголы использовали против них пороки (камнеметные машины, предназначенные для разрушения укреплений). Именно под градом камней погибли последний русские воины из дружины Коловрата и сам богатырь. Считается, что восхищаясь храбростью Евпатия Коловрата, а также в знак уважения его мужеству Батый отпустил захваченных в плен ранеными рязанских воинов из его отряда с телом убитого витязя, чтобы они похоронили его согласно своим обычаям.

Личность Евпатия Коловрата, как и многих персонажей и событий XIII века, по понятным причинам окутана множеством вопросов и тайн. К примеру, достаточно часто обсуждаются вопросы был ли Евпатий христианином или язычником? Считающие его язычником указывают на его имя и фамилию. По их мнению, коловрат — это славянский языческий символ солнца, а имени Евпатний нет в Святцах. Неверными являются оба утверждения. Не существует ни одного этнографического источника, который подтверждал бы древнеславянское языческое происхождение слова коловрат и его отношение к солнцу. Напротив, достоверно известно, что коловратом самострельным называли зубчатое приспособление для взведения станковых самострелов, установленных на особом станке — раме с колесами (на Руси самострелами называли арбалеты). И фамилия Евпатия может иметь прямое отношение к данному устройству или арбалетному делу.

Если же говорить про само имя Евпатий, то это видоизмененная форма греческого имения Ипатий. В Древней Руси оно было достаточно распространенным, так как было связано с почитаемым святым священномучеником Ипатием Гангрским. В честь него в Костроме даже был сооружен один из самых старых русских монастырей. При этом небольшие изменения в произношении и написании имени Ипатий связаны с особенностями языковой традиции и не представляют собой чего-то особенного. То же греческое имя Георгий в славянской традиции видоизменилось сразу в два разных производных имени — Егор и Юрий.

Памятник Евпатию Коловрату в Рязани

Также существует версия о том, что Евпатий — это собирательный образ, который может символизировать собой даже не различных людей, а всю Русь, которая гибнет, но не сдается захватчикам. Той же «Повести о разорении Рязани Батыем» характерны черты эпичных былинных песен XIII-XIV веков. Данное произведение можно рассматривать больше как художественное, нежели историческое. На это же может указывать символизм и гипербола, которые присутствуют в повествовании, также в тексте повести имелись многочисленные неточности, связанные с историческими персонажами. Однако даже если Евпатий Коловрат — это лишь красивая легенда и сам он собирательный образ лучших русских богатырей или даже всей Руси, она все равно важна для нашей истории. Как бы там ни было, во время Монгольского нашествия на Русь вполне можно было встретить русских людей невиданной силы духа, способных на совершение самых разных подвигов. Благодаря таким людям русские воины и смогли снискать славу в мире, а сами русские воспринимаются, как заслуживающий уважения народ.

В настоящее время в нашей стране существует три памятника, посвященных Евпатию Коловрату. Все три расположены на территории Рязанской области. Первый был размещен в городе Шилово, по некоторым источникам именно этот населенный пункт и был родиной Коловрата. Второй памятник, он же самый известный, в 2007 году установили в самой Рязани, он расположен в центре города на Почтовой площади и находится сравнительно недалеко от Кремля. Третий памятник был установлен на выезде из деревни Фролово в сторону деревни Ряссы (в Шиловском районе области).

АПД: в комментариях многие начали разбирать в деталях эту легенду. Я вот интересуюсь, а про Илью Муромца не будете разбирать правильно ли он со Змеем Горынычем воевал? Илья то Муромец -

Статьи по теме