Мои размышления о творчестве фета. Жизнь и творческая судьба А.А. Фета. Метафоры и эпитеты

В чем философичность лирики А. А. Фета?

В позднем творчестве Фета углубляется философское начало, очерчи­вается жанр философской «думы», усиливается ее метафорический, ас­социативный характер. Более того, в стихи Фета поздней поры проника­ют учительские, назидательные интонации. Лирические строки приоб­ретают афористичность: «Только песне нужна красота, красоте же и пе­сен не надо»; «Пора за будущность заране не пугаться, пора о счастии учиться вспоминать».

Позднее творчество Фета во многом обнаруживает влияние филосо­фии Шопенгауэра. Об этом свидетельствуют слова самого поэта, писав­шего в 1879 году Льву Толстому: «Второй год я живу в крайне для меня интересном философском мире, и без него едва ли можно понять источ­ник моих последних стихов». Действительно, работая над переводами Шопенгауэра, Фет использовал и переосмыслял философские темы его статей, они становились темами и мотивами лирических стихотворений. Среди этих размышлений - мысли о вечной мудрости природы, о низо­сти обыденной жизни, о свободе творчества, о тщете человеческой суе­ты, бедности человеческого познания и т. д.

Интересно, например, что у Фета, как и в философии Шопенгауэра, при­рода предстает как могучая, стихийная сила; в то же время она врачует ду­шевные раны человека, приобщает его к простой естественной жизни:

Я рад, когда с земного лона

Весенней жажде соприсущ,

К ограде каменной балкона С утра кудрявый лезет плющ.

И рядом, куст родной смущая,

И силясь и боясь летать,

Семья пичужек молодая Зовет заботливую мать…

Очень часто внимание поэта направлено на живые связи человека с природой, лирический герой любуется окружающим его миром даже в минуты душевных волнений:

Можно ли, друг мой, томиться в тяжелой кручине?

Как не забыть, хоть на время, язвительных терний?

Травы степные сверкают росою вечерней,

Месяц зеркальный бежит по лазурной пустыне.

Чувство близости человека и природы часто приобретает характер космизма. Отсюда появление в стихах позднего Фета символического об­раза звезд, звездного неба, в котором растворяется человек:

На стоге снега ночью южной Лицом ко тверди я лежал,

И хор светил, живой и дружный,

Кругом раскинувшись, дрожал.

Земля, как смутный сон немая,

Безвестно уносилась прочь,

И я, как первый житель рая,

Один в лицо увидел ночь.

Тот же образ звезд возникает в стихотворении-размышлении о приро­де человека, смерти и бессмертии:

Может быть, нет вас под теми огнями:

Давняя вас погасила эпоха, -

Так и по смерти лететь к вам стихами,

К призракам звезд, буду призраком вздоха!

Интересно, что К. Г. Паустовский считал Фета родоначальником кос­мической лирики. По его словам, стихи Фета «вплотную приближали космос к нашему человеческому, земному восприятию».

В философской лирике Фета перед нами предстает образ мыслителя, который мыслит «умом сердца» (определение Л. Толстого), образ чело­века, влюбленного в жизнь, красоту, человечность. Вот почему поэзия Фета - это наше духовное достояние.

Стихотворение — это удивительный и в то же время чарующее произведение в стихах. С помощью нескольких строк можно заставить человека чувствовать различные эмоции, от любви до печали.

Русская земля всегда рождала великих поэтов, стихи которых известны всему миру. Одним из таких был Афанасий Фет, живший в 19 веке. Его стихи нам всем знакомы, некоторые из его стихотворений были переделаны в песни, которые стали народными. Его творчество актуально до сих пор, так как стихи, написанные им пробуждают в сердцах читателей море чувств и волнений.

Жизнь поэта всегда была наполнена страданиями, которые начались в очень юном возрасте. Являясь незаконнорожденным ребенком, его не хотели представлять к дворянскому роду, поэтому он был ни барином ни крестьянином, от чего не мог жить нормально. Первые свои стихи он он начинает писать после военной службы, критики находят его творчество «милым» и многогранным. На написание стихов его сподвигла девушка, в которую он был впервые влюблен. Из-за недостатка средств, он не мог на ней жениться, вскоре девушка погибает, существуют слухи,ч то она совершила самоубийство. Это и стало причиной написание первого стихотворения. трагедию, которую он пережил в юношестве останется в его сердце на долгие года, подпитывая остроту и необычность его четверостишей.

Почему же людям так сильно нравится творчество Фета? Все его стихотворения можно описать одним словом — красота. Они были красивыми по звучанию, присутствовало много необычных слов, которые делали его слог возвышенным. Главной его темой была любовь. Он отдавал ей всего себя без остатка. Его любовь всегда была красивой, самоотверженной, завораживающей. От его строк дыхание способно замедляться, а сердце ускореннее стучать. Он писал от сердца, не заостряя внимание на вечных проблемах бытия. Его творчество — это всегда легкость и простодушие. Многие могут критиковать такой подход, ведь Фет никогда не отдавал внимание скучной и обыденной реальности, он буд-то бы отрекся от жизни и отдается воле своего любящего сердца:
«На заре ты ее не буди
На заре она сладко так спит
Утро дышит у ней на груди
Ярко пышит на ямках ланит»
Помимо любовной лирики, он так же большое внимание уделял пейзажу и природе:
«О первый ландыш!Из под снега
Ты просишь солнечных лучей»

Он всегда описывал мощь и красоту природы. Из первых произведений поэта нам становится понятно, что он трепетно относится к своему родному краю и любит свои «привычные просторы».

Его стихотворения рождают в голове читателя легкость и непринужденность. Может поэтому они нравятся людям, ведь когда нужно отдохнуть от вечных проблем и неурядиц, всегда можно открыть один из его сборников и погрузиться в красоту и яркость русской поэзии. Так же особое внимание поэт уделял такому времени года, как Весна. Он называл ее «Прекрасное побуждении» для него утро и весна являются символами рассвета новой жизни. Его лирика всегда была оптимистичной, даже несмотря на тонкую полоску грусти, которая изредка возникала в его стихотворениях.

Современники часто называют А.Фета актером второго плана. Они не сравнивают его творчество, с творчеством таких писателей, как Лермонтов, Пушкин и других русских поэтов, считая, что его стихотворения бессмысленны. Но позвольте с ними не согласиться, ведь как это: «Сияла ночь. Луной был полон сад./Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней.» может быть пустым словами, ведь они способны возродить в душе поэта самые яркие и сильные чувства.

Я считаю, что актуальность творчество Фета в том, что ему удается вводить людей в состояние блаженство и любви. Его описание природы рождают в сознании человека полную картину, в которой ощущается каждый ветерок, каждый луч солнца. МЫ читаем его лирику, что бы отдохнуть от людских проблем, расслабиться и погрузиться в мир прекрасного. Фет не грузит тяжелыми жизненными проблемами, вроде чести доблести и отваги, он выше этого, ему важна лишь красота и любовь. Его творчество будет актуально до тех пор, пока эти качества будут важны людям.

Афанасий Афанасьевич Фет родился в усадьбе Новоселки Мценского уезда в ноябре 1820 года. История его рождения не совсем обычна. Отец его, Афанасий Неофитович Шеншин, ротмистр в отставке, принадлежал к старому дворянскому роду и был богатым помещиком. Находясь на лечении в Германии, он женился на Шарлотте Фет, которую увез в Россию от мужа и дочери. Через два месяца у Шарлотты родился мальчик, названный Афанасием и получивший фамилию Шеншин. Четырнадцать лет спустя духовные власти Орла обнаружили, что ребенок родился до венчания родителей, и Афанасий был лишен права носить фамилию отца и лишен дворянского титула. Это событие ранило впечатлительного ребенка, и он почти всю свою жизнь переживал двусмысленность своего положения. Кроме того, он должен был выслужить себе дворянские права, которых его лишила церковь. Он окончил университет, где учился сначала на юридическом, затем на филологическом факультете. В это время, в 1840 году, он и издал отдельной книгой свои первые произведения, не имевшие, однако, никакого успеха.
Получив образование, Афанасий Афанасьевич решил стать военным, так как офицерский чин давал возможность получить дворянский титул. Но в 1858 году А. Фет вынужден был выйти в отставку. Дворянских прав он так и не завоевал - в то время дворянство давало только чин полковника, а он был штаб-ротмистром. Но годы военной службы можно считать периодом расцвета его поэтической деятельности. В 1850 году в Москве вышли «Стихотворения» А. Фета, встреченные читателями с восторгом. В Петербурге он познакомился с Некрасовым, Панаевым, Дружининым, Гончаровым, Языковым. Позднее он подружился со Львом Толстым. Эта дружба была долгой и плодотворной для обоих.
В годы военной службы Афанасий Фет пережил трагическую любовь к Марии Лазич, поклоннице его поэзии, девушке весьма талантливой и образованной. Она тоже полюбила его, но они оба были бедны, и Фет по этой причине не решился соединить свою судьбу с любимой девушкой. Вскоре Мария Лазич погибла. До самой смерти поэт помнил о своей несчастной любви, во многих его стихах слышится ее неувядаемое дыхание.
В 1856 году увидела свет новая книга поэта. Выйдя в отставку, А. Фет купил землю в Мценском уезде и решил посвятить себя сельскому хозяйству. Вскоре он женился на М. П. Боткиной. В деревне Степановке Фет прожил семнадцать лет, лишь ненадолго наезжая в Москву. Здесь застал его высочайший указ о том, что за ним наконец утверждена фамилия Шеншин со всеми связанными с нею правами.
В 1877 году Афанасий Афанасьевич купил в Курской губернии деревню Воробьевку, где и провел остаток своей жизни, лишь на зиму уезжая в Москву. Эти годы в отличие от лет, прожитых в Степановке, отмечены его возвращением к литературе. Все свои стихи поэт подписывал фамилией Фет: под этим именем он приобрел поэтическую славу, и оно было ему дорого. В этот период А. Фет издал собрание своих сочинений под названием «Вечерние огни» - всего было четыре выпуска.
В 1889 году, в январе, в Москве было торжественно отмечено пятидесятилетие литературной деятельности А. А. Фета, а в 1892 году поэт скончался, не дожив двух дней до 72 лет. Похоронен он в селе Клейменово - родовом имении Шеншиных, в 25 верстах от Орла.
А. А. Фет прожил долгую и трудную жизнь. Сложной была и его литературная судьба. Из его творческого наследия современному читателю известна в основном поэзия и куда меньше - проза, публицистика, переводы, мемуары, письма. Без Афанасия Фета трудно себе представить жизнь литературной Москвы XIX века. В его доме на Плющихе бывали многие знаменитые люди. Долгие годы он дружил с А. Григорьевым, И. Тургеневым. На музыкальных вечерах у Фета перебывала вся литературная и музыкальная Москва.
Стихи А. Фета - это чистая поэзия в том смысле, что там нет ни капельки прозы. Он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей, нет, он писал о самом простом - о природе, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. Его поэзия радостна и светла, она наполнена светом и покоем. Даже о своей загубленной любви поэт пишет светло и спокойно, хотя его чувство глубоко и свежо, как в первые минуты. До конца жизни Фет не утратил способности радоваться.
Красота, естественность, искренность его поэзии доходят до полного совершенства, стих его изумительно выразителен, образен, музыкален. Недаром к его поэзии обращались и Чайковский, и Римский-Корсаков, и Балакирев, и Рахманинов, и другие композиторы. «Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант...» - говорил о нем Чайковский. На стихи Фета было написано множество романсов, которые быстро завоевали широкую известность.
Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и без края ржаное поле и густой тенистый лес - обо всем этом пишет он в своих стихах. Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, словно замерзшая. И в то же время она удивительно богата звуками и красками, живет своей жизнью, скрытой от невнимательного глаза:
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой...
Превосходно передает Фет и «благоухающую свежесть чувств», навеянных природой, ее красотой, прелестью. Его стихи проникнуты светлым, радостным настроением, счастьем любви. Поэт необычайно тонко раскрывает разнообразные оттенки человеческих переживаний. Он умеет уловить и облечь в яркие, живые образы даже мимолетные душевные движения, которые трудно обозначить и передать словами:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы, И заря, заря!..
Обычно А. Фет в своих стихах останавливается на одной фигуре, на одном повороте чувств, и в то же время его поэзию никак нельзя назвать однообразной, наоборот, - она поражает разнообразием и множеством тем. Особая прелесть его стихов помимо содержания именно в характере настроений поэзии. Муза Фета легка, воздушна, в ней будто нет ничего земного, хотя говорит она нам именно о земном. В его поэзии почти нет действия, каждый его стих - это целый ряд впечатлений, мыслей, радостей и печалей. Взять хотя бы такие из них, как «Луч твой, летящий далеко...», «Недвижные очи, безумные очи...», «Солнце луч промеж лип...», «Тебе в молчании я простираю руку...» и другие.
Поэт воспевал красоту там, где видел ее, а находил он ее повсюду. Он был художником с исключительно развитым чувством красоты; наверное, потому так прекрасны в его стихах картины природы, которую он воспроизводил такой, какая она есть, не допуская никаких украшений действительности. В его стихах узнаваем конкретный пейзаж - средней полосы России.
Во всех описаниях природы поэт безукоризненно верен ее мельчайшим черточкам, оттенкам, настроениям. Именно благодаря этому были созданы такие поэтические шедевры, как «Шепот, робкое дыхание...», «Я пришел к тебе с приветом...», «На заре ты ее не буди...», «Заря прощается с землей...».
Любовная лирика Фета - самая откровенная страница его поэзии. Сердце поэта открыто, он не щадит его, и драматизм его стихов буквально потрясает, несмотря на то что, как правило, основная их тональность светлая, мажорная.
Стихи А. А. Фета любимы у нас в стране. Время безоговорочно подтвердило ценность его поэзии, показало, что она нужна нам, людям XXI века, потому что говорит о вечном и самом сокровенном, открывает красоту окружающего мира.

Памяти Афанасия Афанасьевича Фета (1820-1892)

Афанасий Афанасьевич Фет - известный русский поэт с немецкими корнями, лирик, переводчик, автор мемуаров. Член-корреспондент Академии наук Петербурга

В Орловской губернии недалеко от города Мценска в 19 веке была расположена усадьба Новосёлки, где 5 декабря 1820 года в доме богатого помещика Шеншина молодая женщина Шарлотта-Елизавета Беккер Фет родила мальчика Афанасия.

Шарлотта-Елизавета была лютеранкой, проживала в Германии и состояла в браке с Иоганном-Петером-Карлом-Вильгельмом Фетом, асессором Дармштадтского городского суда. Они поженились в 1818 году, в семье родилась девочка Каролина-Шарлотта-Георгина-Эрнестина. А в 1820 году Шарлотта-Елизавета Беккер Фет бросила маленькую дочь и мужа и уехала в Россию с Афанасием Неофитовичем Шеншиным, будучи беременной на седьмом месяце.

На пажитях немых люблю в мороз трескучий
При свете солнечном я солнца блеск колючий,
Леса под шапками иль в инее седом
Да речку звонкую под темно-синим льдом.
Как любят находить задумчивые взоры
Завеянные рвы, навеянные горы,
Былинки сонные среди нагих полей,
Где холм причудливый, как некий мавзолей,
Изваян полночью,- иль тучи вихрей дальных
На белых берегах и полыньях зеркальных.


Афанасий Неофитович был ротмистром в отставке. Во время поездки за границу он влюбился в лютеранку Шарлотту-Елизавету и женился на ней. Но так как не был совершён православный обряд венчания, этот брак считался законным лишь в Германии, а в России признавался недействительным. В 1822 году женщина приняла православие, став зваться Елизаветой Петровной Фет, и вскоре они обвенчались с помещиком Шеншиным.

Когда мальчику исполнилось 14 лет, орловские губернские власти обнаружили, что Афанасия записали на фамилию Шеншин раньше, чем его ма
ть венчалась с отчимом. В связи с этим парня лишили фамилии и дворянского титула. Это так глубоко ранило подростка, ведь из богатого наследника он в один миг превратился в безымянного человека, всю жизнь потом он мучился из-за своего двойственного положения.

С этого времени он носил фамилию Фет, как сын неизвестного ему иностранца. Афанасий воспринял это как позор, и у него появилась навязчивая идея, которая стала решающей в его жизненном пути, - вернуть утраченную фамилию.

Афанасий получил блестящее образование. Способному мальчику легко давалась учеба. В 1837 он окончил частную немецкую школу-пансионат в городе Верро, в Эстонии. Уже тогда Фет начал писать стихи, проявлял интерес к литературе и классической филологии. После школы, чтобы подготовиться к поступлению в университет, он обучался в пансионате профессора Погодина, писателя, историка и журналиста. В 1838 году Афанасий Фет поступил на юридический, а потом - на философский факультет Московского университета, где учился на историко-филологическом (словесном) отделении.

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.



В университете Афанасий сблизился со студентом Аполлоном Григорьевым, который тоже увлекался поэзией. Они вместе стали посещать кружок студентов, которые усиленно занимались философией и литературой. При участии Григорьева Фет выпустил свой первый сборник стихов «Лирический пантеон». Творчество молодого студента заслужило одобрение Белинского. А Гоголь отозвался о нем, как о «несомненном даровании». Это стало своего рода «благословением» и вдохновило Афанасия Фета на дальнейшее творчество. В 1842 его стихи были опубликованы во многих изданиях, в числе которых были популярные журналы «Отечественные записки» и «Москвитянин». В 1844 году Фет окончил университет.



Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,-
Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом все гудёт и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.

Окончив университет, Фет поступил на армейскую службу, это ему было нужно, чтобы вернуть себе дворянский титул. Он попал в один из южных полков, оттуда его направили в уланский гвардейский полк. А в 1854 его перевели в балтийский полк (этот период службы он позднее описал в мемуарах «Мои воспоминания»).

В 1858 году Фет окончил службу в должности ротмистра и поселился в Москве.


В 1850 году увидела свет вторая книга со стихами Фета , которую в журнале «Современник» критиковали уже положительно, некоторые даже восхищались его творчеством. После этого сборника автора приняли в среду известных русских писателей, куда входили Дружинин, Некрасов, Боткин, Тургенев. Литературные заработки улучшили материальное положение Фета, и он отправился путешествовать за границу.



В стихах Афанасия Афанасьевича Фета чётко прослеживались три основные линии - любовь, искусство, природа. Следующие сборники его стихов вышли в 1856 (под редакцией Тургенева И. С.) и в 1863 (сразу двухтомное собрание сочинений).

Несмотря на то, что Фет был утончённым лириком, он сумел прекрасно вести хозяйственные дела, покупать и продавать поместья, сколачивая состояние.

В 1860 Афанасий Фет купил хутор Степановка, стал хозяйничать, жил там безвыездно, лишь ненадолго зимой появляясь в Москве.

В 1877 Фет купил в Курской губернии имение Воробьёвку. В 18
8 1 он купил дом в Москве, в Воробьёвку приезжал лишь на дачный летний период. Он снова занялся творчеством, писал мемуары, переводил, выпустил очередной лирический сборник стихов «Вечерние огни».

Афанасий Афанасьевич Фет оставил значительный след в русской литературе. В первых стихах Фет воспевал красоту природы, много писал о любви. Уже тогда в его творчестве проявилась характерная черта - Фет говорил о важных и вечных понятиях намеками, умел передавать тончайшие оттенки настроений, пробуждая у читателей чистые и светлые эмоции.

После трагической гибели возлюбленной Марии Лазич Фет посвятил ей поэму «Талисман». Предполагают, что все последующие стихи Фета о любви посвящены ей же. В 1850 вышел второй сборник его стихов. Он вызвал интерес критиков, которые не скупились на положительные отзывы. Тогда же Фет был признан одним из лучших современных поэтов.

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна — любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Афанасий Фет до конца жизни оставался убежденным консерватором и монархистом. В 1856 он выпустил третий сборник стихов. Фет воспевал красоту, считая её единственной целью творчества.

В 1863 году поэт выпустил двухтомное собрание стихотворений, а потом в его творчестве наступил двадцатилетний перерыв.

Лишь после того, как поэту была возвращена фамилия отчима и привилегии потомственного дворянина, он с новыми силами занялся творчеством.

К концу жизни стихотворения Афанасия Фета становились более философскими. Поэт писал о единстве человека и Вселенной, о высшей реальности, о вечности. В период с 1883 по 1891 Фет написал более трехсот стихотворений, они вошли в сборник «Вечерние огни». Поэт издал четыре выпуска сборника, а пятый вышел уже после его смерти. С задумчивой улыбкой на челе.

Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку.

Maxim Gorky

Афанасий Фет внес значительный вклад в литературу. Во время студенчества Фета, был выпущен первый сборник произведений «Лирический пантеон».

В первых произведения Фет старался уйти от реальности, описывал красоту русской природы, писал о чувствах, о любви. В произведениях поэт затрагивает важные и вечные темы, но говорит не прямо, а намеками. Фет умело передавал всю гамму эмоций и настроений, вызывая при этом чистые и светлые чувства у читателей.

Творчество изменило свое направление после гибели возлюбленной Фета. Поэму «Талисман» поэт посвятил Марии Лазич. Вероятно, все последующие произведения о любви также были посвящены этой женщине. Второй сборник произведений вызвал живой интерес и положительную реакцию у литературных критиков. Это произошло в 1850 году, тогда же Фет стал одним из лучших современных поэтов того времени.

Афанасий Фет был поэтом «чистого искусства», в своих произведениях он не касался социальных вопросов и политики. Всю свою жизнь он придерживался консерваторских взглядов и был монархистом. Следующий сборник вышел в 1856 году, в него вошли стихотворения, в которых Фет восхищался красотой природы. Поэт считал, что именно это цель его творчества.

Фет тяжело переносил удары судьбы, в результате отношения с друзьями были прерваны и поэт стал меньше писать. После двух томов собрания стихотворений в 1863 он вовсе перестал заниматься творчеством. Этот перерыв длился 20 лет. Муза вернулась к Фету после того, как ему вернули привилегии дворянина и фамилию отчима. Позднее творчество поэта затронуло философские темы, в своих произведениях Фет писал о единении человека и Вселенной. Фет выпустил четыре тома сборника стихотворений «Вечерние огни», последний был издан уже после смерти поэта.

Статьи по теме