Н. И. Новиков: издатель чтения для сердца и разума. Ежемесячный журнал русской, советской и современной литературы для детей Журнал детское чтение для сердца и разума

Размещено на http://www.allbest.ru/

МЕЛИТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Б. ХМЕЛЬНИЦКОГО

на тему: «Первый детский журнал «Детское чтение для сердца и разума». Первые русские литературные сказки »

Выполнила: Горбунова В. Ю.

Преподаватель: Атрошенко А.И.

Мелитополь - 2015

3. Журнал в нынешнее время

Список литературы

1. Основание журнала «Детское чтение для сердца и разума» Н.И. Новиковым

Против издержек дворянской идеологии выступали передовые русские писатели, и прежде всего известный журналист, писатель и издатель Николай Иванович Новиков (1744-1818). Серьезное внимание уделял он проблемам воспитания и образования детей. Новиков считал одной из важнейших задач определить цель воспитания: «Дети наши должны быть образованны счастливыми людьми и полезными гражданами». Его советы касаются и бытовой и социальной сторон жизни. Новиков говорит о многих препятствиях, мешающих по-настоящему воспитывать детей. Среди них -- недооценка роли детской книги, научно-познавательной и художественной. Делая печальный, но неизбежный вывод о том, что одним из главных «неудобств в воспитании» является отсутствие в России книг для детей, он принимается за издание учебников, книг для чтения и открывает первый русский журнал для детей. Журнал «Детское чтение для сердца и разума» выходил с 1785 по 1789 г. как бесплатное приложение к газете «Московские ведомости». Это было внешне скромно оформленное издание, без иллюстраций, объемом в 16 страниц небольшого формата.

2. Описание журнала «Детское чтение для сердца и разума» и отзывы о нём других писателей

Главная задача журнала определялась стремлением воспитать патриотов и добрых граждан своего отечества. Перед молодым поколением развертывалась и программа чтения, способная дать пищу для сердца и разума детей с различными характерами и интересами. Один из наиболее важных разделов журнала посвящен научно-познавательным проблемам. В журнале печатались статьи из многих областей науки: «О системе мира», «О солнце», «О воде», «О пользе гор», «Разговор об огне», «Об орле». Научный материал излагался живо и занимательно: в форме записок путешественника, бесед наставника с детьми, переписки отца с сыном.

В журнале печатались повести, сказки, басни, анекдоты, загадки, пьесы, научно-популярные статьи.

Просматривая его номера, мы не найдем в них ни одного стихотворения, ни одной картинки. А весь иллюстративный материал ограничен виньеткой на титульном листе и очень простыми заставками и концовками в тексте. Отсутствуют также подписи авторов.

Но, несмотря на более чем скромную внешность, журнал привлекал к себе ряд поколений маленьких читателей.

«Я читал свои книжки с восторгом... - вспоминает С. Т. Аксаков. - В детском уме моем произошел совершенный переворот, и для меня открылся новый мир... Я узнал в «рассуждении о громе», что такое молния, воздух, облака, узнал образование дождя и происхождение снега. Многие явления в природе, на которые я смотрел бессмысленно, хотя и с любопытством, получили для меня смысл, значение и стали еще любопытнее».

Младший современник Аксакова В. Г. Белинский, критикуя детские издания 40-х годов XIX века, писал: «Бедные дети! Мы были счастливее вас: мы имели «Детское чтение» Новикова.

«Детское чтение для сердца и разума» с некоторыми изменениями выходило пять лет, по 1789 год включительно. Успех его был столь велик, что в течение двух десятилетий, начиная с 1799 года и кончая 1819 годом, оно неоднократно полностью переиздавалось в Москве, во Владимире и Орле. Н.И. Новиков привлек к работе в журнале молодых писателей, студентов Московского университета и преподавателей московского Благородного пансиона при университете. Многое сделано было Николаем Михайловичем Карамзиным (1766-1826), который помогал редактировать журнал и активно печатал в нем свои и переводные произведения.

Журнал Н.И. Новикова, издававшийся в течение пяти лет, с честью оправдал свое название - воспитал не одно поколение детей. Журнал «Детское чтение» просуществовал до конца издательской деятельности Н.И.Новикова. Он переиздавался и после заточения Новикова в Шлиссельбургскую крепость (второе издание вышло в 1799-1804 годах; третье - в 1819 г.).

3. Журнал в нынешнее время

Журнал «Детское чтение для сердца и разума» и сейчас издаётся в России с января 1997-го года. Нынешний журнал «Детское чтение для сердца и разума» - это ежемесячный литературный журнал для детей возраста пяти-одиннадцати лет, то есть старшего дошкольного и младшего школьного возраста, который публикует стихи, рассказы, сказки, исторические произведения и юморески. В блоге журнала также размещаются рецензии на опубликованные произведения.

Название журнала и его оформление относит нас к российским образцам детской литературы и периодики дореволюционного периода, подчеркивая такой стилизацией преемственность традиций и особое внимание к юному читателю.

«Детское чтение для сердца и разума» по праву считается первым в России периодическим изданием для детей и ему исполнилось 230 лет со дня создания его Новиковым. Оно сохранило название и продолжает традиции журнала, который выпускался в XVIII веке. «Детское чтение для сердца и разума» - поистине удивительный журнал. Он прошел испытания и временем, и конкуренцией, и по-прежнему легко и непосредственно влюбляет детей в литературу, оттачивает их художественный вкус и учит видеть, чувствовать мир во всей его полноте.

журнал детский новиков литература

4. Первые русские литературные сказки

Алексей Алексеевич Перовский (1787-1836), публиковавшийся под псевдонимом Антоний Погорельский, известен в русской литературе как прозаик, писатель-романтик, сказочник. Его творческое наследие невелико, но оно сумело заслужить признание как современников писателя, так и читателей XIX-XX вв. А. Погорельский внёс большой вклад в развитие детской литературы. Широкую известность приобрела его волшебная литературная сказка «Чёрная курица, или Подземные жители», которая была опубликована в 1829 году. Это первая в русской литературе авторская сказка для детей и история о детстве. «Чёрная курица, или Подземные жители» часто переиздается многими издательствами, так как книга востребована и, её с интересом читают дети разных возрастов. Увлекательная история о мальчике Алёше, который попадает в волшебный мир, становится учеником с выдающимися способностями, и о том, как он распоряжается своим даром.

Сказка написана красивым русским языком, очень много оборотов речи, которые сейчас не используются, но которые хочется запомнить и говорить, как тогда, так как звучит красиво. Эта сказка интересна и детям и взрослым. Она мудрая и поучительная. Автор показывает в ней детям, что в человеке есть положительные черты характера, такие как доброта, смелость, отзывчивость. Положительные качества помогают в жизни. И есть отрицательные качества, такие как гордыня и хвастливость, заносчивость и трусость. Отрицательные качества делают жизнь трудней и многое осложняют. Поэтому человеку нужно работать над собой, преодолевать самого себя. Хочется сказать, что эту сказку автор Антоний Погорельский написал для своего племянника. Сказка прославила на века имя автора. А племянник Антония Погорельского известен нам как писатель Алексей Константинович Толстой. Среди сказок 30-х годов ученые единодушно выделяют сказки A.C. Пушкина. Р.В. Иезуитова, например, отмечает: «История русской литературной сказки началась с «вершины» и первым сказочником (выделено мною - С.Е.) стал Пушкин». Позволим себе частично не согласиться с таким выводом: появление сказок Пушкина действительно было выдающимся событием в истории русской литературы, но ему предшествовала огромная творческая работа И.Ф. Богдановича, И И. Дмитриева, Н.М. Карамзина, А.Н. Радищева, М М. Хераскова, Г.Р. Державина, М.Д. Чулкова, М.И. Попова, В.А. Левшина. «Пересмешник, или Славенские сказки» М.Д. Чулкова, четыре части которых были опубликованы в 1766-1768 годах, «Славенские древности, или Приключения славенских князей» М.И. Попова (1770-1771), вышедшие в трех частях, «Русские сказки, содержащие Древнейшие повествования о славных богатырях, Сказки народные и прочие, оставшиеся чрез пересказанные в памяти, Приключения» В.А. Левшина (десять частей), выходившие в течение 1780-1783 гг., пользовались у отечественной публики особой популярностью. Следовательно, уже в XVIII веке началось осмысление сказки как жанра письменной литературы, и русская словесность обратилась к национальным источникам вдохновения, начала искать самостоятельный путь развития.

К первым русским литературным сказкам относят также «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки А.С. Пушкина, «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери», «Спящая царевна», «Война мышей и лягушек», «Мальчик с пальчик» и другие сказки В. А. Жуковского. Сказки следующих авторов: И.В. Киреевского, О.М. Сомова, П.П. Ершова и других писателей.

Список литературы

1. Прогрессивная деятельность Н.И. Новикова. Издание первого русского детского журнала «Детское чтение для сердца и разума».

2. 230 лет - журналу «Детское чтение для сердца и разума». Электронный ресурс: http://liceybiblio.amoti.ru/230_let zhurnalu detskoe chtenie dlya serdca i razuma

3. Погорельский Антоний. Сочинения. Письма / Издание подготовила М.А. Турьян. Ответственный редактор Б.Ф. Егоров. - СПб.: Наука, 2010. - 755 с.

Размещено на Allbest.ru

...

"Юности честное зерцало" (1717 г.)

Замечательным памятником культуры Петровской эпохи является изданная в 1717 г. для детей и юношества книга "Юности честное зерцало", созданная по инициативе Петра I. В ней излагались правила поведения и морально-нравственные требования для юношей и девушек.

Основная идея книги - судьба молодого человека зависит не от происхождения, а от его собственных заслуг - была уже не новой для того времени. В ней много пословиц, поговорок, метких народных выражений.

"Письмовник" Н.Г. Курганова

"Письмовник" - энциклопедическая книга нового типа, в которой научные сведения соответствовали достижениям эпохи.

Начинается "Письмовник" русской историей. Затем около 100 страниц занимает русская грамматика, которая представляет собой популярное изложение научной грамматики Ломоносова. Вслед за этим идут стихи, подлинные народные песни, анекдоты, забавные истории, сведения по физике, астрономии, метеорологии, объяснение непонятных слов ("Русский словотолк").

Н.Н. Новиков и eго журнал "Детское чтение для сердца и разума"

Самую значительную роль в развитии детской литературы XVIIIв. сыграл выдающийся русский просветитель, общественный деятель, мыслитель и писатель Н.Е. Новиков (1744-1818).

Большое место в своей деятельности Новиков уделял просвещению народа и воспитанию детей, поэтому издавал книги для людей всех сословий и возрастов. Главной же заслугой Новикова перед историей русской детской литературы является издание первого детского журнала "Детское чтение дли сердца и разума" (1785-1789).

Журнал выходил по субботам как бесплатное приложение к газете "Московские ведомости", и предназначался детям в возрасте от шести до двенадцати лет. В каждом номере, состоящем из 48 страниц, помещались произведения разных жанров: повести (с продолжением), рассказы, сказки, забавные истории, остроумные шутки, пьесы, научно-популярные и научно-художественные произведения.

В центре внимания журнала были проблемы гуманизма, уважения к человеческому достоинству. "Уважай всякого человека, как человека, какой бы он ни был, богат или беден, знатен или низок" - говорил отец своему сыну Антону (рассказ "Общежитие").

Язык журнала был легкий, свободный от славянизмов, вполне доступный детям даже нашего времени.

Н.М. Карамзин как писатель для детей

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) был самым крупным представителем русского сентиментализма.

В девятнадцатилетнем возрасте Карамзин начал работать в новиковском журнале для детей, а последние два года существования журнала был фактически его редактором.

На страницах этого журнала Карамзин опубликовал 26 переводов и оригинальных произведений. Всего же писатель создал около 30 произведений для детей, в которых воспеваются природа, дружба и нежные чувства. Этим темам посвящены "Анакреонтические стихи", прозаическая зарисовка "Прогулка" и повесть "Евгений и Юлия". Переводил Карамзин для журнала повести популярных французских детских писателей Беркеня и Жанлис, поэмы английского поэта Томпсона, пьесы, произведения о природе.

Карамзин продолжал писать для детей и после закрытия журнала. Так, в 1792 г. он опубликовал сказку "Прекрасная царевна", в 1795 г. - сказки "Дремучий лес" и "Илья Муромец"

В круг детского чтения входили и другие произведения Карамзина, его стихи о природе, дружбе и любви. Многие пропитаны нежной сыновней любовью к родине, ее просторам. Таково, например, стихотворение "Волга", которое не одно поколение русских людей с раннего детства заучивало наизусть:

Река священнейшая в мире,

Кристальных вод царица, мать!

Дерзну ли я на слабой лире

Тебя, о, Волга, величать!

Cтихи Карамзина, каждая его поэтическая миниатюра как бы специально создавались для детей. Он умел оживить весь мир, разговаривать с любимой ему Волгой, с родными лесами, близкими и родными существами.

2 4 2 3 1 2 3 4 На доске тема урока

Николай Новиков Статьи из журнала « Детское чтение для сердца и разума» -

Прочитайте тему нашего урока. Задайте вопросы к теме урока. Выполнить это задание вам помогут вопросительные слова:

Кто? Для кого? Какие? О чём?

Итак, с помощью вопросов вы сформулировали учебные задачи нашего урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказами Н. И. Новикова, которые раньше назывались статьями .

Известно ли вам что-нибудь о писателе Н. И. Новикове? (Знакомство с биографией писателя)

А хотели бы вы узнать биографию этого писателя?

Николай Иванович Новиков родился в 1744 году близ г. Москвы. Новиков – писатель, журналист, книгоиздатель. Новиков большое внимание уделял распространению знаний и воспитанию молодёжи. Он даже создал целую программу воспитания. Новиков – книгоиздатель. За 15 лет (1777-1789гг.) больше трети всех книг России были изданы под его руководством. Но книг для детей в те годы почти не было. Детям нечего было читать. И вот Николай Иванович Новиков создаёт первый в России детский журнал “Детское чтение для сердца и разума”. Этот журнал издавался 4 года с 1785 по 1789 год.

– Каким представляете вы первый детский журнал?

В этом журнале печатались рассказы двух видов: для “воспитания сердца”, т.е. нравоучительные, и для “обогащения ума”, где были сведения по истории, географии и другим наукам.

Работа с текстом.

1. Работа с текстом до чтения.

Сегодня на уроке мы будем читать рассказы из этих журналов. Это трудные тексты. В них встречаются устаревшие слова, которые вышли из активного словаря, т.е. архаизмы, в некоторых словах ударение непривычное для нас .

Первый текст – “Молодой путешественник”. - Прочитайте название.

Предположите, о чём будет текст?

Словарная работа. гофмейстер (читают сноску)

Остальные непонятные слова вы поймёте из контекста.

Герой первой статьи назван Скоробегом? Вы согласны, что это «говорящее» имя? О чём оно говорит?

Фронтальная работа (вопрос-ответ).

Чему учит этот рассказ? - Для сердца он или для разума? – Найдите вывод или мораль и зачитайте её ещё раз. - Как построен рассказ? (1 часть - история, 2часть - мораль).

Такие статьи, рассказы – новый литературный жанр – нравоучительная статья. (слайд)

Физминутка. Упражнения для глаз.

Работа с текстом Второй текст – “Начало только трудно”.

Прочитайте название второго текста.- Предположите, о чём будет текст?

Словарная работа. Намерение - Предположение совершить что-нибудь; план действий, умысел. сие (намерение) (это) иступление -Состояние крайнего возбуждения, при котором теряется самообладание

Самостоятельное чтение и составление таблицы в парах

Кто?

Что делал?

маленький Фёдор

не любил рано вставать

отстать от дурной привычки

Когда?

Что сделал?

однажды летом

проснулся в 5 часов утра

вскочил, оделся

принудил себя

выучил легче

Кто?

Что?

Кто?

Что?

учитель

доволен

Фёдор

столько удовольствия

Мораль

То, что сначала кажется трудным, постепенно становится легким и приятным, если проявить упорство и силу воли

Проверка Исправьте и дополните, если это необходимо. (слайд )

Чему учит этот рассказ? - Найдите и прочитайте мораль.

Сравните первый и второй рассказы (для кого написаны, какие это рассказы,(нравоучительные) как постороены(сначала история, потом - мораль)).

Третий текст – “Крестьянское состояние”. - Прочитайте название и предположите, о чём будет текст?

Словарная работа. Крестьяне жатва жнецы

1 часть (От начала до слов “И! Батюшка, -отвечал Феденька, - он простой мужик”.)

С помощью вопросительных слов задайте вопрос к первой части. Кто…? Почему…?

А как вы понимаете “простой мужик”?

Кем бы мог быть отец Феденьки? - Предположите, какими могут быть дальнейшие действия отца?

2 часть (“Отец не заставил…” – “…что Феденьке ничего не досталось”.)

Почему отец “тотчас позвал к себе” старого Памфила? Ответ подтвердите словами из текста.

Рассмотрите иллюстрацию. Феденька сидит с пустой тарелкой, а весь хлеб отец положил себе.

3 часть (“Батюшка, у меня хлеба нет…” – “…я дам теперь и тебе хлеба”.)

Почему же отец не дал Феденьке хлеба?

Понял ли этот урок Феденька? Подтвердите ответ словами из текста.

- Зачем отец взял Феденьку с собой на поле?

4 часть (“После обеда…” – “…хотя работа их была очень трудна”.)

Какие слова указывают на то, что работа на поле была очень тяжёлая?

Как выглядели крестьяне, которые выполняли тяжёлую работу?

Как бы вы закончили рассказ?

5 часть (“Увидевши старого Памфила…” - до конца.) - Какова мораль этого рассказа?(Каждый человек достоин уважения)

Рефлексия

Итак, мы прочитали 3 рассказа Новикова из журнала “Детское чтение для сердца и разума”. Сейчас каждый из вас попробует ответить на вопрос: “Чему научили вас эти рассказы?” Свой ответ начните так:

- Прочитав рассказы Николая Новикова, я понял(а),что… (Выслушиваются ответы детей).

Как вы думаете, журнал под таким названием сейчас издаётся? Почему?

Итог урока. Составление синквейна.

  1. Рассказы Н. Новикова.
  2. Интересные, поучительные.
  3. Развивают, воспитывают, учат.
  4. Для детского чтения.
  5. Верные друзья.
Детское чтение для сердца и разума - журнал, выходил в Москве в 1785-1789, еженедельно, в виде приложения к «Московским ведомостям» (см. 1756). В университетской типографии Н. И. Новикова. Ред. - А. А. Петров и Н. М. Карамзин.
Первое издание для детей. «Д. ч.» служит продолжением педагогического раздела «Прибавлений к «Московским ведомостям»» (см. 1783). Основное место занимает «изящная словесность» - переводы произведений нравоучительного характера. Печатались рассказы о жизни великих людей, занимательные приключения, пастушеские повести, басни, сказки, стихи. Для «Д. ч.» характерна гуманная педагогика в духе Руссо.
Журнал знакомит юных читателей с основами естественных наук, истории: статьи «О стихиях», «О системе мира», «О солнце», «О земле», «Анекдот из древнеримской истории», «О новой планете», «О кометах», «О воде», «О слоне», «О льве» и т. д. Подобные материалы составляют основное содержание первых трех частей 1786.
С 1787 «Д. ч.» заполняется исключительно переводами Н. М. Карамзина. Это пространные сентиментальные повести, занимающие подчас до 18 приложений.
Русская периодическая печать (1702-1894): Справочник. - М.: Гос. изд-во полит. лит., 1959. - С. 68.
Статьи по теме