На какой глубине был джеймс кэмерон. Рекордное одиночное погружение Джеймса Кэмерона в океанские глубины (видео). Из истории вопроса

Марианская впадина (или Марианский желоб) стала известна в 1875 году, когда британский исследовательский корабль Челленджер впервые изучил глубину данного места при помощи глубоководного лота.

Вероятно, команда корабля была сильно удивлена, когда отматывала километры веревки, чтобы лот, наконец, смог достичь дна. По результатам исследования было определено, что в самой глубокой точке дно находится на расстоянии 8 367 метров от поверхности океана.

В 1951 году новая британская экспедиция на судне Челленджер-2 при помощи эхолота определила глубину впадины в 10 863 ± 100 метров. Глубина дна изменяется в зависимости от его рельефа. С тех пор самую глубокую точку на планете стали называть Бездной Челленджера.

Прогресс двигался вперед, и человек стал задумываться о посещении дна Марианской впадины при помощи пилотируемого глубоководного аппарата.

Первое погружение человека на дно Марианской впадины. Проект «Нектон»

Первые два человека в истории, которые смогли достичь самой глубокой точки земного шара — швейцарский ученый Жак Пикар и лейтенант ВМС США Дон Уолш.

Аппарат, позволивший совершить погружение в условиях экстремального давления, носил имя «Триест» и изначально был построен силами двух швейцарских ученых-энтузиастов – Огюстом Пикаром и его сыном Жаком Пикаром. После серии успешных погружений в Средиземном море, «Триест» был выкуплен силами ВМС США, которые были заинтересованы в изучении океанических глубин. После модернизации батискафа, установки сверхпрочной гондолы и современных навигационных и электронных систем, «Триест» был готов к покорению новых глубин.

Целью для погружения была выбрана ни много ни мало самая глубокая точка земного шара. В рамках проекта, получившего название «Некрон», планировалось доставить двух людей на дно Бездны Челленджера в Марианской впадине и осуществить проведение на месте научных исследований. 23 января 1960 года в 08 часов 23 минуты местного времени «Триест» с Жаком Пикаром и Доном Уолшом на борту начал медленное погружение во тьму. Через 4 часа 43 минуты батискаф коснулся дна на расстоянии 10 919 метров от поверхности океана.

Впервые человек оказался на дне самого глубокого места на планете. Давление, в 1072 раза превышающее норм, со страшной силой сдавило гондолу батискафа.

На дне исследователи пробыли 20 минут, в течение которых провели ряд научных экспериментов по измерению радиации, замерили температуру воды, которая составила 3,3 °С (температура воздуха в гондоле составляла 4,5 °С), сделали большое количество фотографий океанического дна и даже увидели небольшую рыбу, похожую на камбалу.


После сбрасывания балласта, батискаф начал подъем, который продолжался 3 часа 27 минут.

На долгие 52 года больше ни один человек не покорял Марианскую впадину, ограничиваясь лишь спуском в Бездну Челленджера автоматических роботов.

Покорение Марианской впадины Джеймсом Кэмероном

Кто бы мог подумать, что следующим человеком, кто впервые за долгие годы решится побывать на дне Марианской впадины, окажется не какой-нибудь ученый-океанолог, а прославленный голливудский режиссер Джеймс Кэмерон! 26 марта 2012 года Кэмерон на глубоководном аппарате Deepsea Challenger совершил погружение на глубину 10 908 метров.


Батискаф Deepsea Challenger |

Батискаф Deepsea Challenger, содержащий новейшую научную аппаратуру и 3D камеры, подразумевает наличие в кабине лишь одного пилота, но зато позволяет находиться под водой до 56 часов и свободно маневрировать на дне океана при помощи 12 электромоторов. Его создание, учитывая этап проектирования, заняло почти 7 лет, а строительством занималась частная австралийская фирма.

В ходе исследования дна Марианской впадины, режиссер провел видео и фотосъемку, а также при помощи манипуляторов произвел забор проб океанского грунта, где, как выяснилось позже, присутствуют неизвестные ранее науке микроорганизмы.

На настоящий момент Джеймс Кэмерон является третьим и последним человеком, побывавшим в самой глубокой точке планеты – в Бездне Челленджера на самом дне Марианской впадины. Всего же на дно Марианского Желоба опускалось лишь два подводных аппарата с людьми на борту.

Иллюстрация: depositphotos.com | tolokonov

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

(ФОТО) Режиссер «Аватара» и «Титаника», канадский режиссер Джеймс Кэмерон (James Cameron) благополучно завершил погружение на дно Марианской впадины – самой глубокой точки Мирового океана.

57-летний Кинематографист стал третьим человеком в истории, погрузившимся на дно Марианской впадины в Тихом океане. Он совершил погружение на одноместном батискафе «Дип си челленджер» (DeepSea Challenger), который был разработан и построен по его заказу в Австралии.

Джеймс Кэмерон добрался до Бездны Челленджера — участка впадины на глубине почти 11 км — в 01:52 мск и пробыл на дне около шести часов, в течение которых собирал образцы подводного грунта, растений и живых организмов, а также провёл киносъемку, используя 3D-камеры.

По итогам подводного путешествия выйдет совместный с National Geographic фильм о погружении.

После этого «Дип си челленджер» сбросил 500 кг балласта и устремился обратно на поверхность. Обратный путь занял меньше 70 минут.

12-тонный «Дипси Челленджер», окрашенный в ярко-зеленый цвет, был оборудован всем необходимым для проведения фото- и видеосъемки, в том числе в трехмерном режиме.

Отснятые Джеймсом Кэмероном кадры лягут в основу научно-документального фильма канала «Нэшнл джиогрэфик».

«Не могу дождаться, когда поделюсь с вами увиденным», — написал режиссер в Twitter, передает ИТАР-ТАСС .

Джеймс Кэмерон с командой океанографов отправился к Марианскому глубоководному желобу на западе Тихого океана 19 марта. Погружение планировалось совершить еще несколько дней назад, но из-за плохих погодных условий его несколько раз откладывали.

Глубоководный аппарат «Дип си челленджер» с Джеймсом Кэмероном на борту поднялся на поверхность Тихого океана после погружения на дно Марианской впадины.

До сегодняшнего дня на дно Марианской впадины люди погружались лишь однажды — в 1960 году на батискафе «Триест» в самую глубокую точку океана опустились швейцарский инженер Жак Пикар (Jacques Piccard) и лейтенант ВМС США Дон Уолш (Don Walsh).

Их подводный аппарат пробыл на дне впадины всего 20 минут. Двое исследователей тогда обнаружили там всего шесть видов живых существ, в том числе плоских рыб размером до 30 сантиметров, похожих на камбалу.

Нынешняя экспедиция на дно Марианской впадины готовилась более 7 лет. Глубоководный аппарат «Дип си челленджер» был изготовлен в Австралии при поддержке Национального географического общества и компании «Ролекс».

В конструкторских работах и планировании экспедиции, помимо Кэмерона, принимали участие Институт океанографии имени Скриппса, Лаборатория реактивного движения НАСА и Университет штата Гавайи.

До того, как отправиться ко дну Марианской впадины, Джеймс Кэмерон совершил свыше 70 погружений. В частности, он погружался на дно Байкала на глубоководном аппарате «Мир-1». Кроме того, он 12 раз опускался на дно океана во время съемок своей картины «Титаник».

Режиссер "Аватара" и "Титаника", канадский режиссер Джеймс Кэмерон (James Cameron) благополучно завершил погружение на дно Марианской впадины - самой глубокой точки Мирового океана.

57-летний Кинематографист стал третьим человеком в истории, погрузившимся на дно Марианской впадины в Тихом океане. Он совершил погружение на одноместном батискафе "Дип си челленджер" (DeepSea Challenger), который был разработан и построен по его заказу в Австралии.

Джеймс Кэмерон добрался до Бездны Челленджера - участка впадины на глубине почти 11 км - в 01:52 мск и пробыл на дне около шести часов, в течение которых собирал образцы подводного грунта, растений и живых организмов, а также провёл киносъемку, используя 3D-камеры.

По итогам подводного путешествия выйдет совместный с National Geographic фильм о погружении.



После этого "Дип си челленджер" сбросил 500 кг балласта и устремился обратно на поверхность. Обратный путь занял меньше 70 минут.

12-тонный "Дипси Челленджер", окрашенный в ярко-зеленый цвет, был оборудован всем необходимым для проведения фото- и видеосъемки, в том числе в трехмерном режиме.

Отснятые Джеймсом Кэмероном кадры лягут в основу научно-документального фильма канала "Нэшнл джиогрэфик".

"Не могу дождаться, когда поделюсь с вами увиденным", - написал режиссер в Twitter, передает ИТАР-ТАСС .

Джеймс Кэмерон с командой океанографов отправился к Марианскому глубоководному желобу на западе Тихого океана 19 марта. Погружение планировалось совершить еще несколько дней назад, но из-за плохих погодных условий его несколько раз откладывали.

Глубоководный аппарат "Дип си челленджер" с Джеймсом Кэмероном на борту поднялся на поверхность Тихого океана после погружения на дно Марианской впадины.

До сегодняшнего дня на дно Марианской впадины люди погружались лишь однажды - в 1960 году на батискафе "Триест" в самую глубокую точку океана опустились швейцарский инженер Жак Пикар (Jacques Piccard) и лейтенант ВМС США Дон Уолш (Don Walsh).

Их подводный аппарат пробыл на дне впадины всего 20 минут. Двое исследователей тогда обнаружили там всего шесть видов живых существ, в том числе плоских рыб размером до 30 сантиметров, похожих на камбалу.

Нынешняя экспедиция на дно Марианской впадины готовилась более 7 лет. Глубоководный аппарат "Дип си челленджер" был изготовлен в Австралии при поддержке Национального географического общества и компании "Ролекс".

В конструкторских работах и планировании экспедиции, помимо Кэмерона, принимали участие Институт океанографии имени Скриппса, Лаборатория реактивного движения НАСА и Университет штата Гавайи.

До того, как отправиться ко дну Марианской впадины, Джеймс Кэмерон совершил свыше 70 погружений. В частности, он погружался на дно Байкала на глубоководном аппарате "Мир-1". Кроме того, он 12 раз опускался на дно океана во время съемок своей картины "Титаник".

Режиссер Джеймс Кэмерон погрузился в Бездну Челленджера (самый глубокий участок Марианской впадины с отметкой около 11 тысяч метров) в одноместном батискафе, который специально по его заказу разработали и построили в Австралии. Кэмерон погрузился на дно за 90 минут. По итогам подводного путешествия планируется появление совместного с National Geographic фильма о погружении.

Марианская впадина — самый глубокий на земле желоб на западе Тихого океана. Он протянулся вдоль Марианских островов на 2 500 км. Самая глубокая точка Марианской впадины называется «Бездна Челленджера». Согласно последним исследованиям 2011 года, ее глубина 10 994 метра ниже уровня моря. Для сравнения, высочайшая вершина мира — Эверест поднимается на высоту «всего» 8 848 метров.

Глубоководный батискаф Deepsea Challenge:

На дне Марианской впадины давление воды достигает 1 072 атмосфер, т.е. в 1 072 раза больше нормального атмосферного давления

Джеймс Кэмерон рассказывает всему миру о своей экспедиции. Он выглядит очень усталым, но, кажется, счастливым.

«С детства я мечтал о подводных плаваниях. Я понимаю, что большинство людей знают меня как режиссёра, но эта страсть меня всегда преследовала».


«Мы создали аппарат в Сиднее, и над ним работали, преимущественно, австралийские инженеры».

«Мне надо было ехать в Лондон на премьеру «Титаник 3D», но я выбрал остаться с людьми и работать вместе с ними над аппаратом».

Видно, что Кэмерон очень хочет спать, едва держится.Журналисты через спутниковую связь задают ему вопросы. Все пытаются понять, через что прошёл Кэмерон.Кэмерон рассказывает, как ещё вчера они хотели опуститься, всё приготовили, но погода не позволяла. Они думали, что всё сорвалось, Кэмерон даже прилёг на несколько часов. А потом погода улучшилась, и они начали спуск. Техника не подвела.

Он говорит об ощущении давления. Кажется, что металлическая капсула, в которой он сидел, сплющивалась на его глазах, иллюминатор как будто вдавливался под давлением.У Кэмерона не получилось взять пробы камней, которые он планировал подобрать со дна. Но это ничего страшного: будут ещё, наверное, три-четыре спуска, которые будет осуществлять другой пилот, и там уже всё получится. Больше не выйдет, потому что капсула не выдержит.

Кэмерон говорит, что нырял в другие впадины, и везде было много жизни. Он ожидал увидеть столько же здесь. А увидел просто плоскую поверхность и — ничего. Что-то такое было на расстоянии, но рассмотреть как следует не удалось. Но ничего особенного: просто какие-то детали. Это очень одинокое, пустое место. Было ощущение, что ты прилетел на другую планету, и она не населена.Ещё, говорит Кэмерон, в других впадинах были следы. Грунт был испещрён следами насекомых. Здесь всё было настолько плоским, как будто жизнь так и не смогла приспособиться к этим страшным условиям.

Отсек, в котором во время погружения находился Камерон, представляет собой металлическую сферу диаметром 109 см с толстыми стенками, способными выдерживать давление более 1 000 атмосфер

При погружении на дно океана, батискаф переворачивается и вертикально опускается вниз:

На дне впадины

“МИР”ная жизнь “ТИТАНИКА”
ИНТЕРВЬЮ С КОМАНДИРОМ ГЛУБОКОВОДНОГО АППАРАТА “МИР-2” ЕВГЕНИЕМ ЧЕРНЯЕВЫМ

Почему в самом конце двадцатого столетия, пережившего рекордное количество бедствий и потрясений, катастрофа, случившаяся почти в самом его начале, — гибель океанского суперлайнера “Титаник” — до сих пор так будоражит наше воображение?
Думаю, ответ кроется в поражающем нас сочетании масштабности этого несчастья с его символичностью...
В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года в черном мраке океана человечеству был преподан страшный, но, к сожалению, так им и не усвоенный урок. Буквально в считанные часы потерпели сокрушительный крах человеческая самонадеянность, слепая вера во всемогущество техники и охранную силу больших денег...
С тех пор прошло почти девяносто лет, а человечество с содроганием вспоминает судьбу этого корабля. Гибели “Титаника” посвящены сотни книг, множество пьес и даже мюзиклов, радио- и телепередач, тысячи газетных и журнальных публикаций. (Собственно, с этой темой связан и материал, который вы читаете в данную минуту...)
История каждого из 2228 пассажиров и членов команды могла бы стать сюжетом для потрясающего фильма. Поэтому неудивительно, что кинематографисты самых разных стран трагические события той ночи сделали темой одиннадцати художественных картин.
Двенадцатой такой попыткой стал знаменитый, “оскароносный” (по одиннадцати номинациям!) фильм американского режиссера Джеймса Камерона.
Все мы имели возможность убедиться, что кроме несомненных художественно-игровых достоинств, фильм отличается от своих предшественников наличием искусно вплетенных в сюжет подводных съемок несчастного затонувшего “Титаника”... Собственно, и сам сюжет возник благодаря реальной возможности сделать подобные уникальные кадры.
И мы можем гордиться тем, что знаменитый режиссер смог осуществить свой грандиозный замысел только в сотрудничестве с нашими соотечественниками — специалистами из лаборатории глубоководных аппаратов Института океанологии имени П. П. Ширшова Российской Академии наук.
Между прочим, представители Пентагона пытались запретить Камерону это сотрудничество и предлагали заменить российских специалистов — и соответственно, подводную технику — американскими. Но в ходе судебного разбирательства режиссер отстоял свое право работать с россиянами, доказав, что уникальные съемки могут осуществить только не имеющие аналогов русские глубоководные аппараты — “шеститысячники”...
Один из пилотов двух российских “МИРов”, участвовавших в съемках “Титаника” (а до и после того — в большом количестве интереснейших глубоководных исследований), — специалист в области электроники Евгений Черняев . В ходе нашей беседы мне удалось выудить у этого удивительно скромного командира уникальной подводной машины некоторые дополнительные факты о нем самом.

Евгений награжден двумя орденами: Трудового Красного Знамени — за участие в создании глубоководных аппаратов и Oрденом Мужества — за работы по обнаружению атомной подводной лодки “Комсомолец” и закрытию проломов ее носового отсека. (Между прочим, она была обнаружена в одно из Жениных погружений!)
Кроме того, он опытный оператор — и не только подводных, но и вполне земных съемок, и даже… вполне профессиональный клипмейкер.
...На экране — в свете “МИРовского” прожектора — шлюпочная палуба “Титаника”, обросшие “сталактитами” ржавчины леера и поручни, нос корабля, обыгранный и воспетый в фильме, мирные (и тем самым ужасающие) бытовые предметы, лежащие на океанском дне... Все это и многое другое Евгений видел наяву и, конечно, сам и снимал во время многочисленных своих погружений к легендарному кораблю.

Спуск “МИРа” на воду .

— Камерон выбрал наши аппараты не только за возможность опускаться на рекордные глубины, но и за их высокие показатели маневренности, энергетики, за мощное освещение, за большой угол обзора из иллюминатора, за то, что наших аппаратов — два, а это обстоятельство существенно расширяет возможности подобных съемок...

— Да и с пилотами он не прогадал... Думаю, здесь российским профессионалам нет равных. А по каким критериям происходит отбор в вашу команду?

— Каждый член нашей команды должен быть универсалом: и пилотом, и бортинженером, и техническим специалистом, и водолазом, и связистом, и ремонтником, и неплохим спортсменом... И, что немаловажно, — энтузиастом, учитывая скромные размеры оплаты нашего труда.

— В каком году вы совершили самое первое свое погружение к погибшему “Титанику”?

— В 1991 году наш уникальный исследовательский корабль “Академик Мстислав Келдыш” (по сути — целый плавучий научный комплекс) отправился к этому месту в нейтральных водах Северной Атлантики. Тогда наш аппарат впервые и спустился к затонувшему кораблю. Мы ходили туда, как в музей — только для осмотра и подводных съемок (по заказу американской компании). В память о погибших оставили на этом печальном месте мемориальную табличку и цветы...

— А что вам вспоминается в связи с первым погружением в обществе Камерона?

— Это случилось в октябре 1995 года. Но погружениям предшествовал подготовительный период. Были сделаны маленькие масштабные макеты наших аппаратов, со светом и камерой, шестиметровый макет “Титаника”, и все это размещено в специальном черном шатре... Изображение на камерах выводилось на монитор. Практически перед каждым погружением Камерон проводил своеобразную репетицию, прикидку — мы ходили вокруг макета корабля с этими аппаратиками в руках, а он смотрел на монитор и определял, как выглядит тот или иной ракурс. Актер Левис Абернати, сыгравший в фильме Большого Лу, в этом рейсе был с нами в качестве подсобного рабочего. Все необходимые расстояния он измерял рулеткой — их переводили в настоящий масштаб, чтобы уточнить маршруты наших будущих съемок. Для создания эффекта мутной воды в шатер пускали дым...
В ходе настоящих подводных съемок многое менялось: свои коррективы вносило подводное течение, что-то мешала сделать муть, поднимавшаяся при работе.
Камерон привык снимать, делая много дублей и прикидок. Порой думаешь: “Слава Богу! Все получилось!”, а он вдруг говорит, что нужно снова зайти в исходные точки и все повторить. Оказывается, Камерон еще и не снимал — экономя пленку, для начала просто определял, что получится... А под водой своя специфика: в первом заходе мы уже подняли муть, и снять то, что задумано, в этом месте сейчас уже нельзя... Но он человек разумный и всему быстро учился.

— Кто входил в подводную съемочную группу? Обычную киношную толпу в ваши аппараты не посадишь...

— В аппарат вмещаются только три человека. Помимо меня и бортинженера в нем находился Эл Гиддингс, известный режиссер и оператор, соавтор Камерона по фильму “Бездна”, а в двух последних погружениях — сам Джеймс Камерон. Во втором аппарате работал мой шеф, заведующий нашей лабораторией доктор технических наук Анатолий Сагалевич. С ним Камерон совершил десять погружений.

— А оператор?

— Камерон снимал все сам. Для съемок была создана специальная, не имевшая аналогов техника. Внутри аппарата находились только ручки управления кинокамерой (значительно меньше обычных), а сама камера была вынесена вовне и помещена в специальный бокс, таким образом она могла выдерживать давление свыше четырехсот атмосфер. А на моем аппарате, “МИР-2”, был установлен телеуправляемый модуль, с помощью которого мы делали съемки внутри “Титаника” — в районе носового трюма и полубаков, в проеме главной лестницы, а через него — на палубах “А”, “B”, “C”, “D”, “E”, в кают-компании. Вы, наверное, помните эти кадры...

— А как вы объяснялись с американцами?

— По-английски. Его я учил “методом погружения” — в процессе работы с иностранцами (до этого во всех учебных заведениях изучал только немецкий). Когда рядом с тобой в тесном общении — только люди, не говорящие по-русски, поневоле выучишь их язык...

— Каким образом режиссер руководил подводными съемками?

— Хотя наши основные точки прохода были запланированы и обговорены заранее, он учитывал такие часто меняющиеся показатели, как видимость, направление течения, и вносил в наши маршруты соответствующие изменения: например, вместо запланированного правого мы снимаем более выигрышный в данный момент левый борт и т. п.

— И сколько же продолжалась такая разовая съемка?

— В среднем все погружение занимало примерно пятнадцать часов: пять часов — спуск и подъем, и работа “на грунте” — часов десять. Последнее мое погружение с Камероном продолжалось восемнадцать часов.

— ...!!! А в аппаратах предусмотрено хоть какое-то обеспечение экипажа пищей, решение вопросов прочих человеческих надобностей?

— Конечно, мы имеем возможность и перекусить, и решить кое-какие естественные человеческие проблемы. Но я уже говорил про необходимый в нашем деле энтузиазм — он нужен и для того, чтобы легко мириться со многими неудобствами...
Не забывайте о том, что мы не только совершаем погружения, но еще и готовим к ним аппараты: измерительный комплекс, балластную систему, локаторы, эхолоты, видео- и фотосистему, приспособления для аварийного сброса и многое другое. Так что времени для сна между погружениями зачастую почти не остается.

— У вас была реальная возможность узнать человеческие качества Джеймса Камерона. Каким товарищем, каким спутником он оказался?

— Хорошим. Вполне спокойным в общении. Он доверяет тебе как профессионалу, полагаясь на твой опыт и чутье.
У нас был такой случай: когда мы всплыли уже на поверхность, наш модуль “Снуп” сошел со своих направляющих и волны прибили его к нашему аппарату... Он потихоньку ударялся о корпус “МИРа”, а внутри его у нас, у экипажа, было ощущение, что удары очень сильные. И Камерон начал серьезно волноваться. Я его успокоил: “Джим, не надо нервничать — это не опасно, сейчас появятся водолазы, возьмут модуль и поставят его на место”. И Камерон мне поверил, стал гораздо спокойнее.
Когда все произошло так, как я и предсказывал, он долго, с интересом разглядывал абсолютно неповрежденные не только гладкие поверхности, но и все выступающие части модуля... В таких ситуациях доверие друг к другу укрепляется еще больше.

— Какие объекты подводных съемок “Титаника” запомнились вам больше всего?

— Район кают-компании. На корабле кругом некрасивые ржавые сосульки железа. А тут — блестят бронзовые люстры, стоят великолепные резные колонны из редких пород дерева — их не тронули пока ни время, ни микроорганизмы... Еще запомнился бронзовый блеск уцелевших деталей рулевого управления и приводов лебедок. Остатки “вороньего гнезда”, откуда впередсмотрящие слишком поздно увидели злополучный айсберг... Удивила бутылка с пробкой, не задвинутой вовнутрь полностью, как у всех остальных бутылок (силой большого давления), а только наполовину. Я поднял ее с песка с помощью манипуляторов, снял на камеру, положил на место, а потом долго думал, в чем тут дело... Пока не понял, что в ней, судя по всему, идет процесс брожения и образующиеся газы с силой выталкивают пробку из бутылки, сопротивляясь глубоководному давлению...
Впечатляет и общий вид кораблекрушения. “Титаник” разломился на три части. Самая большая, носовая часть, глубоко “врубившаяся” носом в грунт, сориентирована на север. В том же направлении легла хвостовым винтом корма. Расстояние между ними — около шестисот метров, в этом месте — фрагменты средней части. А вообще обломки “Титаника” разбросаны в радиусе километра...
Еще Камерон надеялся найти в районе полубака автомобиль редкой марки, который везли в том рейсе. Но я сразу сказал, что найти его не удастся: при таком мощном ударе носом о дно все содержимое трюмов и палуб улетело куда-то вперед, в глубь, и искать его здесь бесполезно — как бы старательно ни закрепили эту машину при погрузке. Так что скорее всего от нее остались лишь отдельные фрагменты — колеса, например...
Ну а человеческих останков, как и любой органики того времени, там не уцелело совсем...

— А какие эпизоды подводных съемок, вошедших в этот знаменитый фильм, вы считаете самыми удачными?

— Те эпизоды, когда в кадре появляются сразу два наших аппарата... Ведь третьего “МИРа” для их съемок у нас не было! Камерон сделал это компьютерными методами. Он взял два реальных наших прохода (я их оба хорошо помню) и совместил в кадре. Еще мне очень нравится переход от наших реальных съемок интерьера затонувшего корабля к его первозданному роскошному виду. Это сильный прием.

— Слышала, что Камерон пригласил всех своих товарищей по подводным съемкам на премьеру фильма?

— Первая российская премьера “Титаника” состоялась в Калининграде. Об этом настоятельно просил Камерона наш руководитель Анатолий Сагалевич. Дело в том, что “Академик Келдыш” — судно калининградской приписки, и весь его экипаж — калининградцы. Заработки у них — копеечные, поэтому за свою работу люди заслужили хотя бы право проведения первого российского показа фильма в их родном городе. Все смогли увидеть результаты своего труда, получили памятные сувениры.
Камерон съездил и на корабль, прошел на палубу к законсервированному уже, промасленному “МИРу” и стал гладить его по сфере, обнимать, как старого товарища...
Потом мы побывали и на московской премьере в “Кодак-Киномире”. Камерон приезжал в Россию с показами еще до присуждения фильму всех многочисленных “Оскаров”.

— Вашу команду связывают с Камероном совместная работа и, в сущности, совместное творчество. Похоже, он это хорошо понимает. Нет ли у вас новых планов совместной работы?

— Пока он занят другими делами. Ну а мы теперь каждый год ходим в экспедицию к “Титанику”. Мы предоставляем богатым туристам (за 35 тысяч долларов), а также победителям викторины, которую проводят немецкие телекомпании, уникальную возможность путешествия на наших аппаратах к затонувшему кораблю. Тем не менее, ни одно наше плавание не было чисто коммерческим. Ведь вся эта коммерция и нужна лишь для того, чтобы регулярно ремонтировать наше судно и проводить полноценные научно-исследовательские работы. Шестьдесят процентов погружений служат научным целям. А в результате — наши ученые делают новые открытия, выходят в свет тома научных монографий...
Ну а Камерон, судя по всему, вполне может продолжить работу с глубоководными объектами. Возможно, это произойдет не сейчас, а в будущем... Он говорил, что хотел бы заняться научно-документальными съемками на подводную тематику.
Мы много рассказывали ему об интересных объектах мирового океана, и он так увлекся нашими рассказами, что захотел пройти вокруг света и увидеть все своими глазами. И хотя планы эти далеко не конкретные, есть надежда, что мы еще вместе поработаем.

Титаник, легендарное судно затонувшее 15 апреля 1912 года, было обнаружено в 1985 году Робертом Балларом и Жаном Луи Мишелем, после чего с 1987 по 2007 год специально созданная компания “Rsm Titanic Inc.” отправила к океанскому лайнеру еще семь экспедиций.
За последние 19 лет корпус Титаника подвергся серьезному разрушению, причиной чему стала вовсе не морская вода, а охотники за сувенирами, которые постепенно разворовывают останки лайнера. Так, например, с судна исчезли судовой колокол или мачтовый маяк. Кроме прямого разграбления урон кораблю наносит время и действие бактерий, оставляющих после себя только ржавые развалины.
У вас же есть шанс посмотреть на корабль в том виде, в котором он открылся 24 года назад взору Роберта Баллара и Жана Луи Мишеля.

1) Поисковый аппарат Арго начинает свой двухчасовой спуск к корпусу "Титаника" в северной части Атлантического океана.

2) Два поршневых двигателя высотой с четырехэтажный дом (один из которых изображен на фото) приводили в движения винты Титаника.

3) Свет батискафа Мир 2 освещает левый становой якорь на баке затонувшего Титаника.

4) В ранние утренние часы 1 сентября 1985 океанограф Роберт Баллард и фотограф Эмори Кристоф обнаружили и сфотографировали останки Титаника. Криштоф и его команда использовали подводный поисковый аппарат и буксируемые салазки с фотокамерой, для того, чтобы сделать более 20 тысячи кадров, в числе которых был и этот снимок, на котором можно увидеть правый винт затонувшего океанского лайнера.

5) Уцелевшее оконное стекло окна каюты капитана Эдварда Дж. Смита на "Титанике", который лежит на глубине в две с половиной мили (четыре километра) в северной части Атлантического океана.

6) Батискаф Мир-1 освещает перила на Титанике.

7) Керамическая чашка и обломки с "Титаника" лежат на дне Атлантического океана у побережья Ньюфаундленда.

8) Фрагмент корпуса судна на дне океана.

9) Отверстие в правой стороне корпуса судна - причиной появления которого, вероятно, стало столкновение "Титаника" с айсбергом 14 апреля 1912 года. От этого удара судно раскололось надвое и затонуло, в результате чего погибли 1,5 тысячи человек.

За последние 19 лет корпус Титаника подвергся серьезному разрушению, причиной чему стала вовсе не морская вода, а охотники за сувенирами, которые постепенно разворовывают останки лайнера. Так, например, с судна исчезли судовой колокол или мачтовый маяк.

Керамическая чашка и обломки с "Титаника" лежат на дне Атлантического океана у побережья Ньюфаундленда



Спуск Кэмерона на батискафе «Глубоководный испытатель» занял 2 часа 36 минут, а подъём даже меньше, чем предполагалось - всего 70 минут. Кэмерон погрузился в Бездну Челленджера - самую глубокую точку Марианской впадины. Там, на дне, режиссёр провел около шести часов, снимая документальный материал на встроенную в батискаф 3D-камеру, а также собирая образцы грунта для научных исследований. Ещё до погружения руководитель проекта Дэвид Возерспун специально для телеканала BBC провёл обзорную экскурсию и рассказал, как устроен батискаф «Глубоководный испытатель»:

Погружение Кэмерона - совместный проект режиссёра, National Geographic Society и часовой компании Rolex - должно было состояться на несколько дней раньше, но команда ждала подходящих погодных условий. Ещё в прошлые выходные об исследовании Кэмероном Марианской впадины не могло быть и речи. В Тихом океане бушевал шторм, и команда специалистов пережидала его на острове Гуам.

Приключение начинается. Начало погружения Джеймса Кэмерона. Видео с сайта National Geographic

Итак, за процессом погружения в режиме реального времени следили друзья и коллеги Кэмерона, члены его команды и жена режиссёра - актриса Сьюзи Эмис. Все они периодически публиковали короткие сообщения в Твиттере. Твит-сообщение от самого Кэмерона со дна океана было короткое и ёмкое:

Ролик, где показан условный путь на дно, проделанный батискафом

Первое погружение в Марианский желоб состоялось 23 января 1960 года. Лейтенант ВМС США Дон Уолш и швейцарский учёный-океанолог Жак Пикард в течение 5 часов спускались на дно, но провели в желобе всего 20 минут - одно из внешних окон их батискафа «Триест» под сильным давлением треснуло.


Положение пилота в сфере «Глубоководного испытателя». Фото с сайта National Geographic


Своё опасное путешествие Кэмерон совершал в сфере пилота диаметром всего 109 сантиметров. Стальная сфера, как в 1960 году, так и сейчас – единственный способ для человека благополучно спуститься на дно океана. Сфера «Глубоководного испытателя» не намного удобнее той, что была у первой экспедиции 1960 года на батискафе «Триест». В таком крохотном пространстве Кэмерон едва мог двигаться в течение почти 9-часового путешествия. Но пришлось установить такой диаметр сферы, так как её размер и вес (она является самой тяжёлой частью аппарата) кардинально влияют на общий размер и вес всего батискафа – чем она тяжелее, тем труднее поднимать батискаф обратно на поверхность.

Кэмерону даже пришлось заниматься йогой, чтобы развить определённую гибкость и суметь занять в сфере не очень удобную, но единственно возможную позу. Дизайн и конструкция сферы пилота практически не изменились с 1960 года. Это и по сей день – самое безопасное место для пилота на борту батискафа. Когда Кэмерон спустился на дно Марианской впадины, давление на глубине было такой силы, как если бы режиссёр держал на каждом своём плече по 13 автомобилей. И именно сфера защищает пилота в этом случае.

А вот, какой вид мог открываться Кэмерону из батискафа. Компьютерное анимационное видео


Джеймс Кэмерон стал третьим человеком, кто рискнул опуститься на 11-километровую глубину и первым, кто сделал это в одиночку. Он совместил приятное с полезным - снял материал для нового документального проекта и черпал вдохновение для создания следующей части «Аватара». Но самое главное, он на время утолил свою непреодолимую жажду знаний, исследований и приключений:

Исчёрпывающие данные о погружении Джеймса Кэмерона - фото, видео и подробные статьи - доступны на официальном сайте экспедиции Deep Sea Challenge на английском языке.

Статьи по теме