Река иордан место крещения на карте. Река иордан, место крещения господня. Крещение Господне - история праздника

Честно говоря, я совершенно не знал об этом споре, пока не приехал в Иорданию.
Израиль стоит на своем, убеждая паломников и туристов, что Христа крестили на современной территории их страны, Иордания же доказывает, что место крещения находится на восточном берегу реки Иордан...
Понятно, что этот вопрос имеет крайне важное значение для обеих стран по нескольким причинам. Во-первых, с религиозной точки зрения, во-вторых, с точки зрения привлечения туристов.
Как же все обстоит на самом деле? На каком берегу на самом деле Иоанн Креститель крестил Иисуса Христа - на западном или восточном? И почему всегда местом крещения считался израильский Ярденит, а теперь возник спор и настоящим местом называют иорданский Вади-Харар?


2. На сегодняшний день река Иордан является границей между двумя странами - Израилем и Иорданией.
Причем отношения у них между собой, мягко говоря, не очень. Так что, помимо религиозной и туристической сторон спора добавляется еще и политическая. Ширина реки в этом почитаемом христианами месте составляет не больше 10 метров и паломничество идет и с той, и с той стороны. На фото выше вы видите, что между израильскими досками и иорданскими буйками всего пара метров - поднырнув с одной стороны, вынырнуть можно уже в соседней стране.
В этих условиях власти обоих государств, обеспечивая возможность паломничества, предпринимают особые меры безопасности и контроля во избежание незаконного пересечения границ двух недружественных государств. И с той, и с той стороны в месте омовения паломников постоянно присутствуют вооруженные пограничники и работники спецслужб.

3. У православных считается правильным три раза окунуться в воды Иордана, как это делается во время обряда крещения

4. Для омовения на месте продают специальные длинные белые рубашки. Стоят они около 20 долларов, но никто не принуждает совершать омовении только в них.
Гиды предупреждают, что можно и в своей одежде, но желательно, чтобы она закрывала торс и верхнюю часть ног

5. Многие окунаются в своей одежде

6. А кто-то и не прикрывая торс

7. Некоторые не окунаются в воду, а лишь трижды споласкивают лицо и руки.

8. Или друг друга

9. Взгляд с другого берега реки Иордан

10. Настоятель египетской коптской церкви приехал на омовение с группой египетских христиан.

11. Но вернемся к спору, о котором шла речь в начале поста...

12. С израильской стороны место паломничества называется Ярданит (или Эйзария) и открыто для посещения оно было еще в 1981 году. С тех пор поток желающих окунуться в воды святой реки в месте, где крестили Иисуса Христа, не иссякает ни на один день. Но.... В конце 90-х появилось одно НО. И оно на территории Иордании

13. В конце 90-х годов археологи обнаружили непосредственно место, где был совершен обряд крещения Иисуса Христа. Оно называется Вади-Харар и находится... с Иорданской стороны!
В сочинениях, написанных паломниками по Святым местам времен расцвета Византийской империи, часто упоминалась греческая колонна с крестом на вершине, обозначающая место крещения и установленная во времена раннего христианства. Международная группа археологов-библеистов заявила, что ей удалось обнаружить именно то место на реке Иордан, где Иоанн Креститель совершил обряд над Иисусом Христом. Было обнаружено, как полагают ученые, основание той самой колонны.

14. Археологи именно здесь нашли остатки 3-х церквей, названных в честь Иоанна Крестителя, а рядом, на берегу старого русла Иордана, именно на месте крещения Иисуса остатки церкви 5-6 в., построенной императором Анастасием. Почему старого русла? Все дело в том, что в V веке Иордан несколько изменил свое русло при впадении в Мертвое море. И находка была обнаружена на 40 метров восточнее берега Иордана.
Именно поэтому Иордания и утверждает, что правильным приезжать на паломничество именно на восточный берег, а не на западный. Получается, что несмотря на известный факт крещения на западном берегу, сейчас это место находится на восточном...

15. Вади-Харар находится в приграничной зоне, поэтому доступ туристических групп к нему под особым контролем. Подъезжая к святому месту, повсюду вы увидите пограничные ограждения, контрольные вышки и контрольно-пропускной пункт на въезде в туристический сектор.

16. После открытия археологами Вади-Харар в окрестностях построили свои храмы все христианские конфессии

17. Пункт проверки на въезде в Вади-Харар. Здесь гид передает пограничникам список группы, по которому на выезде он проконтролирует, что группа покинула пограничную зону в полном составе, никто не убыл и не прибыл

18. Сменный наряд пограничников готовит обед

19. От парковки к месту паломничества ведет аллея с навесом от солнца. Вокруг Вади-Харар иорданская пустыня и часто температура воздуха здесь поднимается до 40 градусов Цельсия и даже выше. Так что навес здесь совсем не лишний

20. Несмотря на окружающую пустыню и жару, вдоль аллеи можно увидеть цветы

21. Спуск к месту омовения

22. На месте старого храма, которое обнаружили по остаткам мозаики, построили греческую православную церковь

23. Внутри достаточно скромные росписи на стенах и небольшой иконостас...
Кстати, во всех пяти церквях, которые вырастали друг за другом на этом месте после того, как землетрясения разрушали предыдущую, не было алтарей, как положено по традиции, только выход к лестнице, ведущей к реке Иордан. Вместо алтаря здесь другое святое место - место крещения Иисуса Христа.....

Предыдущие мои фоторепортажи и фотосюжеты:

Праздник Богоявления или Крещения Господня, наравне с праздником Пасхи, является древнейшим христианским праздником. Посвящен он крещению Господа Иисуса Христа в реке Иордан. Этот праздник издревле встречался христианами с большим подъемом потому, что он напоминал им об их собственном крещении и побуждал глубже осознать силу этого таинства.

В этой брошюре мы расскажем о событии крещения Господа Иисуса Христа и постараемся уяснить значение этого евангельского события для нашей христианской жизни, объясним главнейшие моменты богослужения праздника Богоявления, приведем канон утрени в русском переводе. В конце расскажем о значении крещенского освящения воды.

Когда приблизилось время Господу Иисусу Христу выйти на Свое общественное служение, Бог послал пророка Иоанна Крестителя с проповедью покаяния, чтобы приготовить еврейский народ к принятию ожидаемого Мессии. Начало проповеди Иоанна Крестителя, согласно евангелисту Луки, пришлось на 15-й год правления римского императора Тиверия. То был приблизительно 779 год от основания Рима или 30-й год христианской эры. В это время Господь еще жил в Своем городе Назарете, в северной части Святой Земли – Галилеи, где Святое Семейство поселилось еще со времен избиения Иродом вифлеемских младенцев.

Проповедь пророка Иоанна была проста, но проникала в самую душу слушателей: “Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное,” говорил пророк. Местом проповеди Иоанна была пустыня Иудейская, – малонаселенная местность, занимавшая западные берега Иордана и Мертвого моря, испещренная скалистыми холмами и сухими ручьями, с очень скудной растительностью, почему и называлась пустыней. Пророк Иоанн, сын праведных Захарии и Елизаветы (Захария был священником, а Елизавета происходила из рода царя Давида), рано осиротев, вырос в этой пустыне. Там он привык к самому суровому образу жизни. Он носил одежду из верблюжьего волоса и препоясывался кожаным ремнем. Пищей ему служили акриды (род саранчи) и дикий мед.

После скучных наставлений иудейских книжников, рассуждающих, главным образом, насчет правильного исполнения различных религиозных обрядов, проповедь Иоанна Крестителя пронеслась по Иудее, как струя свежего воздуха. Жители Иерусалима, Иудеи, и даже Галилеи и Самарии толпами устремились услышать живое и вдохновенное слово пророка Божия.

Еще за 700 лет до Р. Хр. знаменитый пророк Исаия предсказал в своей книге о проповеди Иоанна Крестителя. Исаия называет пророка Иоанна “Гласом, вопиющем в пустыне” (),который должен был “приготовить путь Господу, сделать прямыми стези Его.” Предсказал также об Иоанне Крестителе последний ветхозаветный пророк Малахия, живший лет за четыреста до Р.Хр. Он называет Иоанна Ангелом Господним, говоря от лица Божия: “Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною. И внезапно придет в Храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета (Мессия), Которого вы желаете. Вот, Он идет, говорит Господь Саваоф” (“Ангел” – по-гречески значит вестник, , см. также , и ).

Призывом “покаяться ” пророк Иоанн внушал евреям необходимость глубоко осознать неправильность своих поступков , осудить свою греховную жизнь и начать новую, основанную на заповедях Божиих. Слово “каяться” – mеtаnоin – по-гречески означает “переменить образ мыслей,” начать смотреть на жизнь по-новому. При этом, пророк Иоанн настаивал, чтобы покаяние было искренним , всецелым, сопровождалось исправлением себя и добрыми делами . “Сотворите плод, достойный покаяния,” – говорил пророк иудеям. На часто задаваемый вопрос “что делать” пророк отвечал: “У кого две одежды, тот дай неимущему,” иными словами: делайте добро, помогайте нуждающимся. Мытарей (сборщиков податей) пророк убеждал не требовать налогов, больше положенных. Воинов учил никого не обижать, не клеветать и довольствоваться своим жалованием.

Однако, не все иудеи приходили к пророку с жаждой услышать живое слово Божие и намерением исправиться. Некоторые приходили к нему из праздного любопытства, или чтобы придраться к какому-нибудь его неосторожному слову и обвинить пророка перед властями. К недоброжелателям пророка принадлежали иудейские книжники и фарисеи, которые завидовали славе пророка и боялись потерять свой авторитет среди народа. Они гордились знанием закона, своей обрядовой “праведностью,” на простых же и некнижных людей смотрели с презрением. Пророк Иоанн, видя лицемерие и злобу иудейских начальников, их нежелание обратиться к Богу, обличал их открыто и весьма строго, говоря: “Порождения ехидны! (род ядовитой змеи). Кто внушил вам бежать от будущего гнева (Божия)?”

Тех же, которые каялись и исповедовали (открыто объявляли) свои грехи, пророк Иоанн крестил в реке Иордан. Крещение состояло в молитвенном погружении кающегося в воду, что символически означало очищение грехов. (Слово “Крещу” – по-гречески bаptizо – значит “погружаю”). Крещение пророка Иоанна не было еще благодатным христианским крещением, но лишь приготовлением к нему.

Именуя приближающееся Царство Мессии Небесным, пророк Иоанн давал понять, что Мессианское царство будет не таким, каким многие из иудеев неправильно представляли в виде могущественного и богатого государства. Царство Мессии будет именно небесным – духовным , влекущим к Богу и доставляющее людям нравственное обновление.

Некоторые иудеи, глядя на Иоанна, спрашивали себя: не является ли он ожидаемым Мессией? Но пророк Иоанн решительно отклонял от себя это звание, объясняя им, что его задачей является только приготовить людей к принятию грядущего Мессии. Он, Иоанн, крестит их в воде в знак покаяния. Мессия же будет их крестить “Духом Святым и огнем.” Иными словами, новое крещение будет не простым символическим омовением, как Иоанново крещение, но будет именно благодатным возрождением человека . В Мессианском крещении Сам Дух Святой, как огонь, спалит греховную нечистоту людей и зажжет в их душах пламенное желание служить Богу. Тех, которые примут Мессию, соберет в Свое Царство, как пшеницу собирают в житницу, тех же, которые воспротивятся Христу, Бог сожжет, как солому, огнем неугасимым.

Далее Евангелисты повествуют, что “Тогда, – во время одной из проповедей предтечи Иоанна на берегу реки Иордана – приходит Иисус из Галилеи к Иоанну, чтобы креститься от него.” Зачем безгрешный Иисус пришел креститься? Ответ на этот вопрос мы находим у самого Иоанна Крестителя, который несколько раз до этого объяснял членам Синедриона: (Синедрионом назывался высший духовный совет). “Я для того пришел крестить в воде, чтобы Он (Христос) явлен был Израилю,” иными словами, чтобы при крещении было обнаружено, кто Он. До этого времени жил в тиши Назарета, известный только жителям своего маленького города, как сын Марии и плотника Иосифа. Теперь же Христу исполнялось тридцать лет, и Он получал право, согласно еврейским законам, учить народ и называться “рабби” – наставником. Настало время явить Себя народу, а народу – услышать свидетельство о Нем, как о давно ожидаемом Мессии. Это и свершалось теперь на берегу Иордана.

Однако, когда Господь приблизился к Иоанну, тот почувствовал Его великую, божественную святость, и сказал Иисусу: “Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне.” На что Господь ответил: “Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду.” Правдой Иисус называет волю Божию . Воля Божия была, чтобы все, желающие стать членами благодатного Мессианского Царства, крестились. Крещение получило значение “двери” в Царство Божие. , будучи родоначальником нового возрожденного Им человечества, должен был первым войти в основываемое Им Царство, открыть людям путь к спасению и научить их исполнять волю Божию. (Имея в виду постоянное желание Христа исполнять волю Своего Отца, царь Давид в пророческом псалме приводит слова Христовы: “Иду (в мир) исполнить волю Твою, Боже!” (, смотри послание к ).

При этом, погружение Спасителя в воду в момент Его крещения имело еще целью освятить крещение , сделать этот символический обряд благодатным, возрождающим христианским таинством.

Все, приходившие к Иоанну, сначала исповедовали грехи свои, а потом погружались в воду. Один Иисус, как безгрешный, пришел к Иоанну прямо для крещения. Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды и начал молиться на берегу. Здесь Он, как Сын Божий, просил Своего Небесного Отца благословить начало Его общественного служения. Внезапно, пока Иисус еще молился, небо раскрылось, и оттуда спустился на Иисуса Дух Святой в виде белого голубя. Одновременно с неба послышался голос Бога-Отца, говорившего: “Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.” Эти слова Бога Отца были указанием Иоанну и присутствовавшему народу на Божественное достоинство Мессии, Который был не только человек, но и Единородный Сын Божий.

Совершившееся здесь тройное чудо – открытие неба, сошествие Духа Святого в виде голубя и свидетельство Бога Отца – полностью убедило пророка Иоанна в том, что и есть ожидаемый Мессия. Этого видимого сошествия Святого Духа на Мессию и ждал пророк Иоанн, потому что Бог еще в самом начале, посылая пророка на проповедь, сказал ему: “На Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.” Таким образом, с этого момента пророк Иоанн Креститель мог без малейшего сомнения свидетельствовать всем об Иисусе, как о Мессии и Агнце Божием, берущим на Себя грехи мира. Вскоре после крещения Господа Иисуса Христа пророк Иоанн уступил Ему нескольких своих учеников: братьев Андрея (Первозванного) и Петра, и братьев Иакова и Иоанна (Богослова). Примкнув к Спасителю, они стали Его первыми учениками и апостолами.

Значение Крещения Господня

В день крещения Господня мы вспоминаем чудо Бого-явления Тhео-fаniа . Действительно, при крещении Спасителя, единый, всемогущий Бог, Творец неба и земли, впервые явил Себя людям в Трех Лицах: Бог-Отец – голосом Своим; Сын – крещением в Иордане; и Дух Святый – схождением в виде голубя. Поэтому в тропаре праздника Крещения говорится, что в этот день “Троическое явися (открылось) поклонение.”

Праздник Богоявляния или Крещения Господня занимает особое положение среди двенадцати великих праздников Церкви. Напоминает он нам о нашем духовном рождении в день, когда священник троекратно погружал нас в воду. Напоминает он и об обетах, которые мы дали у святой купели, если не сознательно по причине малолетства, то в виде обещания наших духовных поручителей – восприемников, которые должны были нам объяснить значение таинства крещения и смысл христианского учения.

Во время таинства крещения священник вспоминает Крещение Господне и молится Богу такими словами (в русском переводе):

“Все творение воспевает Тебя явившегося. Ибо Ты – наш Бог, Который на землю пришел и с людьми пожил. Ты освятил Иорданские потоки, послав с неба Твоего Святого Духа и сокрушил головы в них гнездящихся змиев. Поэтому, человеколюбивый Царь, приди и ныне наитием Твоего Святого Духа и освяти воду сию…И дай ей благодать искупления, благословение Иордана. Сделай ее источником нетления, даром освящения, прощения грехов, исцеления недугов, пагубой для демонов, непреступной для вражеских сил, исполненной ангельской крепости…Явись же, Господи, на воде сей и дай претвориться в ней крещаемому, чтобы он отложил ветхого человека, растлеваемого в похотях обольщения, и облекся в нового, который обновляется по образу создавшего его, чтобы он, будучи соединен с Тобой подобием Твоей смерти в крещении, стал и участником воскресения и, сохранив дар Святого Духа и возрастив залог благодати, он принял бы почесть высшего звания и был сопричислен перворожденным, написанным на небе в Тебе Боге и Господе нашем Иисусе Христе.”

Для христианина, говорит отец Церкви первых веков св. , воды крещения являются “и гробом, и матерью.” Гробом для его прежней греховной жизни вне Христа и матерью его новой жизни во Христе и в Царстве Его бесконечной правды. Крещение – дверь из царства тьмы в царство света. “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся.” – Кто крещен во Христа, тот и облачен в ризу Христовой праведности, уподобляется Ему, становится участником Его святости. Сила крещения заключается в том, что крещаемый получает способность и силу любить Бога и своих ближних. Эта христианская любовь влечет христианина к праведной жизни и помогает ему преодолевать привязанность к миру и его греховным наслаждениям.

Беда многих христиан нашего времени заключается в том, что они мало трудятся над тем, чтобы ярче разжечь в своих сердцах полученный ими дар благодатной любви. Болезненная привязанность к миру вытеснила в них духовную любовь и принесла с собой огорчения, злобу и зависть.

Поэтому, празднуя великий праздник Крещения Господня, вспомним о данном нами при крещении обете любить Бога и ближних. Поблагодарим Бога за то, что удостоил нас духовного рождения и призвал в Свое Царство вечного блаженства. Постараемся стать достойными этой великой чести и милости Божией!

Богослужение праздника

Крещения Господня (Богоявления)

В древней Церкви (до четвертого века) Богоявление Господне праздновалось 6-го января по ст. ст. (19-го января по нов. стилю). Праздник этот совмещал в себе память о двух событиях: Рождества Христова и Его Крещения во Иордане. Когда в конце четвертого столетия Рождество Христово стало праздноваться особо 25-го декабря, то праздник Богоявления стал отмечать одно крещение Христово, почему с тех пор и стал именоваться Крещением Господним. Первоначальное сочетание двух воспоминаний в одном празднике Богоявления сказалось в одинаковости структур праздников Крещения и Рождества Христова, а именно: в канун обоих праздников (навечерие) совершаются Царские часы, после которых совершаестя Вечерня с Литургией. Всенощные под эти два праздника начинаются не Вечерней, как обычно, но Великим повечерием, на котором поется “С нами Бог.”

На Вечерне, совершаемой накануне Богоявления, читаются 13 паремий – отрывков из ветхозаветных книг. Причина такого большого количества паремий (обычно под праздники читается только три паремии) объясняется тем, что в древней церкви в этот день крестилось большое количество оглашенных. Таинство крещения совершалось в притворе храма во время чтения паремий. После крещения новокрещенные, в белых одеждах, со светильниками в руках входили в храм. Христиане же встречали их пением: “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся,” что до сих пор принято петь на литургиях праздников Крещения и Рождества Христова.

На паремиях под праздник Богоявления читаются Библейские рассказы и пророчества, имеющие отношение к воде, например:1) – об установлении земли на “водах;” 2) – переход Израиля через Красное море; 3) – победная песнь Богу после потопления египтян; 4) Иис. – чудесный переход евреев через Иордан; 5) – чудесный переход пророков Илии и Елисея через Иордан; 6) – исцеление Неемана от проказы в реке Иордан; 7) – призыв покаяться и омыться; 8) – примирение Иакова с Исавом около Иордана; 9) – египетская царевна находит младенца Моисея на берегу Нила; 10) чудесное орошение шерсти для удостоверения Гедеона; 11) – чудо низведения огня пророком Илией и последующий дождь; 12) – чудесное превращение пророком Елисеем соленой воды в пресную; 13) о духовном возрождении.

На литургии накануне Богоявления читается Апостол: и Евангелие: .

В стихирах Вечерни праздника Крещения делается художественный пересказ истории этого события: разговор Иисуса Христа с Иоанном Крестителем и его боязнь крестить Господа, отверстие небес, глас с неба и сошествие Св. Духа. Кроме того, в стихирах поясняется внутреннее значение праздника: а) Господь принял Крещение не для собственного очищения, в котором Он не нуждался, а ради спасения людей; б) Господь до конца желал исполнить все ветхозаветные законы и обряды; в) восхождение Его от воды знаменует возведение мира к небу, и, наконец, г) современное таинство крещения дает благодать Божию потому, что вода крещения освящена Господом.

Тропарь

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе.

Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, началось поклонение Св. Троице: ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя подтверждал истинность слов (Отца). Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе.

Кондак

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси. Свет Неприступный.

Сегодня Ты, Господи, явился вселенной, и свет открылся нам, разумно воспевающим Тебя: “Свет неприступный, Ты пришел и показал Себя нам.”

В каноне на Утрени излагается история Крещения Господня. Проводится мысль, что Господь крестился для того, чтобы очистить нас от грехов, открыть миру Свое Божественное достоинство и просветить людей светом Богопознания. В каноне говорится, что , принявший плотью тяготевшее на нас бремя проклятия и смерти, погружается в струю Иордана для того, чтобы истребить грех и дать нам Божье благословение. В крещении Он поражает нашего врага дьявола в самых убежищах его сокровенной бездны.

В прокимне на Литургии говорится о явлении Господа на земле: “Благословен грядый (идущий) во имя Господне, Господь и явися нам .” В апостольском чтении на () говорится, что с пришествием Спасителя на землю принесена была благодать спасения. В Евангельском чтении () повествуется о событии крещения Спасителя.

Задостойник

Величай душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу.

Недоумевает всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице; обаче Благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу: Ты бо христиан еси Предстательница, Тя величаем.

Величай душа моя, Пречистую Богородицу, Которая почетнее небесных (ангельских) воинств.

Никакой язык не в силах восхвалить по достоинству, и даже ангельский ум недоумевает, как воспеть Тебя, Богородица; но, будучи Благой, прими нашу веру, ибо Ты знаешь любовь нашу. Ты – Заступница христиан, и Тебя мы величаем.

Канон Богоявления

Св. Козьмы Маюмского

Песнь 1-я

Ирмос : Могучий на войне Господь открыл дно морской глубины, и по суше повел народ Свой, покрыв в ней противников, ибо Он прославился ( гл.).

На каноне – ирмосы поются, тропари же читаются. Между тропарями канона говорится: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.”

Царь веков, Господь, струями Иордана обновляет растленного и сокрушает там главы гнездящихся змей, ибо Он прославился ().

Господь, воплотившийся от Девы, облекши невещественный огонь Божества в вещественную плоть, омывается водами Иордана, ибо Он прославился.

Господь, смывающий нечистоту людей, во Иордане очищается ради них, которым Он благоволил уподобиться; пребывая тем, чем был, Он просвещает находящихся во мраке, ибо Он прославился.

Песнь 3-я

Ирмос : Господь, дающий крепость царям нашим и возвышающий достоинство помазанников Своих, рождается от Девы и приходит для крещения. Мы, верные, будем восклицать Ему: нет столь святого, как наш.

Неплодная прежде и страдавшая бесчадием, радуйся ныне Христова . Ибо водой и Духом у тебя родились сыны, с верой взывающие: нет столь святого, как Бог наш.

Песнь 4-я

Ирмос : Я услышал, Господи, голос Твой, который Ты назвал голосом вопиющего в пустыне (пророка Иоанна); когда Ты, свидетельствуя о Твоем Сыне, возгремел над многими водами (Иордана). Тогда пророк, исполнившись явившегося Духа, воскликнул: Ты – Христос, Божия премудрость и сила (, ).

Видел ли кто, – восклицает проповедник, – чтобы очищали солнце светлое по естеству? Как же я омою водами Тебя, сияние Славы и образ присносущного Отца? И как я, трава, прикоснусь к огню Твоего Божества? Ибо Ты – Христос, Божия премудрость и сила ().

Моисей, приблизившись к Тебе, явил священное благоговение, которым был охвачен: когда он уразумел, что Ты говоришь из купины, тотчас закрыл лицо. Как же я открыто воззрю на Тебя, или возложу на Тебя руку? Ибо Ты – Христос, Божия премудрость и сила ().

Имея разумную душу и будучи почтен даром слова, я стыжусь вещей неодушевленных. Потому что, если крещу Тебя, осудят меня гора, дымящаяся огнем, море, расступившееся на двое, и этот Иордан, обратившийся назад. Ибо Ты – Христос, Божия премудрость и сила (, Ис. , ).

Песнь 5-я

Ирмос : Иисус, Начальник жизни, идет разрешить осуждение первозданного Адама, и, как Бог, не имея нужды в очищении, ради падшего очищается в Иордане, где убив вражду, дарует мир, превосходящий всякое разумение.

Когда бесчисленное множество людей стеклось креститься от Иоанна, он стал среди них и возгласил предстоящим: кто внушил вам, непокорные, уклоняться от наступающего гнева? Принесите Христу достойные плоды; ибо, являясь ныне, Он дарует мир (, ).

Земледелец-Создатель, став посреди, как один из всех, испытует сердца; и, взяв в руки веятельную лопату, премудро очищает всемирное гумно, сожигая бесплодность, а плодоносным даруя вечную жизнь ().

Песнь 6-я

Христос, родившись нетленно от Бога и Отца, без скверны воплощается от Девы. И, как Предтеча учит, невозможно разрешить ремень Его обуви – сочетание Слова с нашим естеством. Он избавляет земнородных от заблуждения ().

Христос крестит губительным огнем противящихся и не признающих Его Богом, но Духом, посредством воды, благодатно обновляет исповедующих Божество Его, избавляя их от грехов.

Песнь 7-я

Ирмос : Шумный ветер с росой и сошедший Ангел Божий сохранили невредимыми благочестивых юношей, брошенных в огненную печь. Посему, быв орошаемы среди пламени, они с благодарностью пели: благословен Ты, преславный Господи и Боже отцов.

Как на небе, с трепетом и удивлением предстояли Ангельские силы у Иордана, созерцая непостижимое схождение Бога: Как Он, держащий в своей власти состав небесных вод, с плотью стоял в водах, отцов наших (, ).

Облако и море, в которых законодатель Моисей крестил некогда странствующий народ, прообразовали чудо божественного крещения. Море было образом воды, а облако – Духа, Которыми, освящаясь, мы взываем: благословен Ты, Господи Боже, во веки ().

Все мы, верные, богословствуя о Том, от Кого получили освящение, будем неумолкаемо с Ангелами прославлять Отца, Сына и Святого Духа; ибо сие – Троица Лиц, единосущная, ибо один Бог, Которому и воспеваем: благословен Ты, Господи Боже, во веки.

Песнь 8-я

Ирмос: Вавилонская печь, источив росу, изобразила то чудное таинство, в котором Иордан имел принять в струи свои невещественный огонь и объять крещающегося плотью Творца, Которого люди благословляют и превозносят во вся веки.

Оставь всякий страх, – сказал Искупитель Предтече, – и, повинуясь, приступи ко Мне, ибо Я благ по существу; покорись Моему велению и крести Меня, сошедшего, Которого люди благословляют и превозносят во все веки.

Креститель, услышав слова Владыки, с трепетом простер руку, но коснувшись верха главы Создателя своего, воззвал к Крещаемому: освяти меня! Ибо Ты – мой, Которого люди благословляют и превозносят во вся веки.

На Иордане Троица явилась: Ибо высший в Божестве Отец возгласил: Сей крещаемый есть Сын Мой возлюбленный; и Дух почил на равном Себе, Которого люди благословляют и превозносят во вся веки.

Песнь 9-я

Ирмос : Никакой язык не в силах восхвалить Тебя достойно, и даже небесный ум недоумевает, как воспеть Тебя, Богородица. Но, как благая, прими нашу веру: Ты знаешь нашу любовь, согретую Богом. Ибо Ты – предстательница христиан. Тебя мы величаем.

Приди своим духом, Давид, к просвещаемым и пой: приступите ныне к Богу и просветитесь верой. Падший Адам, этот нищий, воззвал, и пришедший Господь услышал его. Он обновил растленного в струях Иорданских (, ).

“Измойтесь и очиститесь,” – говорит Исаия, “перестаньте делать зло пред Господом. Жаждущие же, идите к воде живой.” Ибо Христос окропляет животворной водой прибегающих к Нему с верой и крестит Духом в жизнь нестареющую ().

Освящение воды

После Евангелия дьякон произносит ектенью с особыми водосвятными прошениями. Священник читает молитву, в которой просит Господа даровать всем причащающимся и мажущимся святой водой очищение, освящение, здравие и благословение. После молитвы священник троекратно погружает в воду святой Крест, при пении тропаря: “Во Иордане крещающуся Тебе, Господи.” Затем священник освященной водой кропит храм, всех присутствующих и их жилища.

Обычай освящения воды в день крещения существовал уже в 3-м веке. Св. Иоанн Златоуст называет крещенскую воду “агиасмой” – святыней. С древнейших времен известно, что Богоявленская святая вода не портится. Крещенской водой окропляют иконы, богослужебные сосуды, облачения и нательные кресты во время чина освящения. Ею же освящают дома, пищу, автомобили и другие предметы. Принимаемая с верой, она имеет силу врачевания недугов, как душевных, так и телесных. Не заменяя Причастия, она может послужить вместо Причастия тому, кто по какой-нибудь причине лишен этого утешения. При унынии, смущении или расстройстве духа она дает успокоение и облегчение. По этой причине христиане хранят святую крещенскую воду дома в святом углу и с молитвой пьют ее утром натощак.

Итак, с радостью будем встречать светлый праздник Крещения Господня, благодаря Спасителя за возрождение нас водой и Духом в таинстве крещения и за то, что открыл нам путь к Царству Небесному!

После раннего завтрака, с вещами садимся в автобус. Едем через город по крутому спуску, где мы поднимались вчера от берега Галилейского моря. Проехали это чудесное озеро. Здесь нам показали, где вытекает из него река Иордан. Едем в город Ерихон , который находится в восточной окраине Иордании. Он неоднократно упоминается в Ветхом и Новом Завете. Дорога занимает около часа. Река Иордан течёт с севера на юг, и её длина здесь в 2 раза больше. Название реки Иордан означает спускающаяся, ниспадающая. Вода её по библии целебная. По библейским преданиям был исцелён человек от проказы. Едем по Иорданской долине. Слева от нас вдали видна полоска Мёртвого моря. Жаль, что туда мы не поедем. Уровень мёртвого моря – самый низкий в мире. Справа на горе видим крепость. Рядом проходят поля с саженцами. Между рядов проезжает небольшой трактор и поливает их. Теперь едем по пустыне. Слева и справа пески и камни. Наконец подъехали к реке Иордан. Выходим из автобуса, и идём в тростниковые раздевалки.

Опять надеваем купальник, белые рубахи и идём по ступенькам до реки. Река здесь неширокая 15-20 метров. Вода зеленоватая и непрозрачная. Посредине реки стоит пограничный столбик, по другую сторону находится Иордания, и заплывать далее границы нельзя. Здесь же находится пограничный пост, и пограничники, которые наблюдали за нами.


Наша группа паломников выстроились у воды и вместе с батюшкой стали читать молитвы. Напротив, нас на другом берегу паломники Иордании. У них крещение по-другому, они заходят в воду по щиколотки, священники с молитвой обливают их сверху небольшим количеством воды. Мы же русские — стоим облачённые белыми рубахами в молитвах.

Наш батюшка освящает воду крестом.

Вникаем в смысл священных слов. Множество мух слетелось к нам, они мешают и щекочут ноги. Туристы с того берега с любопытством разглядывают и фотографируют нас. Здесь на реке в библейские времена Иоанн Креститель крестил Иисуса Христа. Место очень святое. Наконец наш батюшка с молитвой освятил воду большим крестом. Теперь можно заходить.

Вода показалась прохладной. Окунулась трижды с молитвой «Отче Наш». Ощущения незабываемые. Солнце, вода и Дух Святой. Мне так понравилось, и вода уже не казалась холодной. Теперь идём одеваться в раздевалки, и к автобусу. Снова едем по Иудейской пустыне. Небо сине-голубое, жёлтые пески, местами вдоль дороги растут красивые красочные кусты.

Справа от нас видим верблюдов. Их коричневая окраска выделяется среди оранжевого песка.


Приехали в Ерихон , самый древний город мира к греческому монастырю пр. Герасима Иорданского . Он расположен неподалёку от впадения реки Иордан в Мёртвое море. На этом месте останавливалась Богородица с Младенцем и Иосифом по дороге в Египет.

Монастырь Св. Герасима — один из древнейших в Палестине. Он был построен преп. Герасимом в 455 году. Св. Герасим был родом из Мир Ликийских. Монастырь представлял собой каменную крепость, рассчитанную примерно на 70 монахов. На середине лавры находилась » киновия» (общежитие) для новоначальных. Монахи «достигшие степеней совершенства», помещались в отдельных келиях.

Пять дней недели каждый пребывал в своей келии, не вкушая ничего, кроме хлеба воды и фиников. В субботу и воскресение отшельники собирались все вместе, и по причащении Св. Таин, за общей трапезой вкушали варёную пищу и немного вина. Они не имели никакого имущества, кроме одежды, и, уходя не затворяли дверей своих келий. В пустыне подвизались другие св. отцы; пр. Феоктист, преп. Феодосий и др.


Память святого празднуется 4 марта. Пр. Герасим был столь воздержан, что весь Великий пост пребывал без пищи, довольствуясь только причастием Св. Таин. Преподобного изображают обычно вместе со львом. Этот лев, после того, как Св. Герасим исцелил его, стал преданным и неразлучным «послушником» преподобного, и использовался на монастырских работах.

Со времени арабского нашествия 637 года сведения об монастыре становятся малочисленнее, и затем исчезают. В 12 веке русский паломник игумен Даниил застал в монастыре 20 монахов.

Нынешний монастырь находится в нескольких милях от сада по направлению к Мёртвому морю. Он похож на небольшую крепость в пустыне. Примечательно, что неизвестны ни место погребения св. Герасима, ни сведения о его мощах.

Полы в храме из старинной мозаики. Мне понравилась огромная икона — крещение Иисуса Иоанном Предтечей.


Во внутреннем дворике очень уютно. Монахи нас угощают рисовой похлёбкой с хлебом.

Церковная еда всегда сытна и вкусна. Здесь в углу находится клетка с огромными зелёными попугаями. Справа небольшая церковная лавка.
Едем к следующему монастырю Пророка Елисея . Во дворе сохранилось знаменитое дерево Закхея, на котором сидел сборщик податей в надежде увидеть Спасителя.


Справа от нас источник святой воды. Можно пить, и умыться свежей водой. Заходим в храм.

Далее едем в монастырь «Русская миссия ». Здесь во все стены висят огромные иконы. Мне понравились с библейскими событиями — Крещение Иисуса, где Спаситель сам излечивал больного и т.д.

Снова выходим на улицу, погода стоит очень тёплая. На термометре у входа я заметила температура воздуха +26 С’. Рядом фруктовый сад с лимонами и апельсинами. Далее наш путь в Каранталь к Горе Искушений . На этой горе Иисус Христос постился в течение 40 дней и ночей после Своего Крещения, и здесь же Диавол искушал Его. Автобус остаётся внизу на стоянке, а мы идём 30 минут пешком в гору по каменистой дороге.

Добрались первые до железных ворот монастыря. Здесь находится греческий православный монастырь Искушения , построенный в 4 веке, и недостроенный монастырь на вершине горы. Стучим в двери. Наконец нас услышали, и открыли дверь. Здесь необычные проходы с открытыми сводами. Вместо потолка свешивающиеся склоны горы.

Выходим на длинный балкон, который нависал прямо над пропастью.

Главной святыней монастырского храма является камень, на котором молился Иисус. Мы по очереди в благоговении прикладываемся к нему. Ознакомившись с внутренними помещениями, выходим из храма и спускаемся уже за 15 минут к автобусу. Едем обратно, туда, где нас оставил гид Дмитрий. Ему нельзя ездить сюда, так как у него гражданство Израиля. Такие здесь дикие порядки.
Теперь едем из Эрихона к востоку. Здесь раскинулась удивительная своей каменистой дикостью Иудейская пустыня. Путь проходит по извилистой дороге. Автобус остаётся на стоянке. Со смотровой площадки открывается сказочный вид на пустынную, сезонную реку Нахаль Прат (на иврите) или Вади Кельт (на арабском), которая за многие годы образовала в скале каньон впечатляющих размеров. Длина глубокого и узкого ущелья — около 28 километров, а перепад высоты – более 1000 метров. На дне каньона есть три ручья: Эйн-Прат, Эйн-Мабуа и Эйн-Кельт. Нам на этот раз предстоит спуститься глубоко вниз к храму, что находится в каньоне. Нас предупредили, что некоторые паломники могут остаться наверху. Дорога состоит из больших плит. Местные извозчики с ослами, предлагают свои услуги по крутому спуску, но никто из наших паломников не пожелал. Здесь необычная природа. Горы резко обрываются вниз в виде каньонов.

Постепенно вечереет, воздух насыщен свежестью, и незнакомыми горными запахами. Мы неспешно спустились, последний отрезок пути надо пройти с подъёмом.

Наконец подошли к вратам храма пр. Хозевита , основанный, около 480 г. и посвящён Пресвятой Богородице. В пещерах ущелья, по соседству с храмом, располагались кельи иноков. Некоторые кельи виднелись в почти отвесной стене. Далее идём в пещерный храм Ильи Пророка , в память искушения Христа Дьяволом. По преданию это происходило на этом месте. Здесь скрывался и молился пророк Илия во время трёхлетней засухи. В этой же пещере св. Иаким получил от Ангела известие, что его жена родит долгожданную дочь Марию – Богородицу.

На улице уже темнело. В одном из залов храма балкон выходит на ущелье. Картина необычна перед закатом солнца. Вместо обзора во весь пролёт виднелась каменная стена. Добродушные монахи угостили нас кофейным напитком, чтобы подкрепить наши силы для обратной дороги. Теперь наш путь обратно, нужно подняться по крутому склону извилистой дороги.

Несколько человек согласились ехать на ослах, их сопровождали пешие погонщики. Я не поехала на осле, а пошла пешком, чтобы прочувствовать всю вечернюю красоту гор. Поднялись довольно скоро, и времени потратили почти это — же, за которое спустились. Меня это даже удивило. Вот, что значит освящённый кофейный напиток. Садимся в автобус.
Едем в Вифлеем , который находится в 8 км от Иерусалима по территории Палестины . Наш Гид опять нас временно покинул, так как ему нельзя находиться на чужой территории. На улице уже темно. Приехали в гостиницу, разместились по своим номерам. Номер у нас немного прохладный. Включаем кондиционер, но он, то перегревает комнату, то отключается.


МОСКВА, 8 августа – РИА Новости, Антон Скрипунов. О том, где крестили Христа, до сих пор спорят учёные, политики и верующие. Одни утверждают, что это важное для христиан событие произошло на западном берегу Иордана, другие – на восточном. У кого какие аргументы – в материале РИА Новости.

«До слёз!»

Уже более четырёх лет Нина Просветлюк, уроженка Хмельницкой области Украины, трудится в Русском странноприимном доме в Иордании, у священной для верующих реки, давшей название этому государству. «Я думала, что приеду сюда только на месяц. Но, оказавшись здесь, ощутила такую радость, что у меня аж слёзы пошли! Представить не могла, что буду тут молиться Богу за себя и за весь мир», - признаётся она.

Ежедневно с раннего утра и до позднего вечера Нина выполняет различные послушания, которые отнимают много сил. Но ей всё же удаётся по три раза в день с молитвой окунаться в библейской реке.

. Послушница Нина из Русского странноприимного дома у места крещения Христа на реке Иордан

Паломнический комплекс Русской Православной Церкви, который в 2012 году открыли президент Путин и король Иордании Абдалла II, ежедневно посещают десятки паломников и туристов. Здесь останавливаются даже американцы и канадцы. А у храма Иоанна Предтечи можно встретить мусульман, в том числе из Ирака и Сирии - для них это тоже памятное место.

Но стоит заглянуть в путеводители, как начинается путаница. То же и в научных трудах. Причём, как утверждают учёные, проблема возникла ещё в первые века христианства. Самые ранние грекоязычные списки Евангелия местом крещения Иисуса называют местечко «Вифара заиорданская», то есть находящаяся на восточном берегу (на территории современной Иордании). А христианский мыслитель III века Ориген, прекрасно знавший предание о Христе, напротив, говорит о западном береге (современный Израиль).

РИА Новости / Антон Скрипунов . Русский странноприимный дом у места крещения Христа

Поэтому сегодня паломники посещают два места: Каср Эль-Яхуд на западной стороне реки и Аль-Махтас на восточной.

Место пророков

Крещение Христа - один из первых эпизодов евангельской истории. Согласно Писанию, когда Иисус достиг тридцатилетия, в Иудейской пустыне проповедовал Иоанн Предтеча (Креститель). И весь «Иерусалим, и вся Иудея, и вся окрестность Иорданская» приходили к нему исповедовать свои грехи и креститься в водах Иордана. Пришёл и Иисус.

РИА Новости / Антон Скрипунов . Река Иордан

«Я крещу в воде; но стоит среди вас [Некто], Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его» - так, по словам евангелиста Иоанна, отреагировал Предтеча на приближение Христа.

О месте крещения Христа в Евангелии упоминается лишь раз: «Это происходило в Вифаваре при Иордане» (Ин. 1:28). Название местечка Вифавара (Бейт-Абара) переводится с арамейского - языка Христа и Иоанна Крестителя - как «переправа пророков».

По словам иорданского археолога Рустома Мджяна, Иоанн неспроста крестил Спасителя именно тут. «Как известно, неподалёку от Иордана находится холм, с которого, по преданию, Илия Пророк был вознесён на небо. И пещера, где жил Иоанн Предтеча. Местные жители даже думали, что это Илия вернулся к ним. К тому же Иоанн проповедовал точно там же, где Илия, - на восточном берегу Иордана. В его время эта местность считалась безопасной, ведь там не было римлян», - рассказывает исследователь.

Русский след

Библейское предание дало исследователям первую зацепку. А найти точное место вознесения пророка Илии - Джабаль Мар Ильяс - помог русский монах.

Первый русский паломник на Святой Земле игумен Даниил составил в XII веке подробное описание мест, которые посетил. И вот что он сообщил про Джабаль Мар Ильяс: «К востоку от реки (Иордан. - Прим. ред.) на расстоянии двух полётов стрелы есть место, откуда Илья-пророк был восхищен на огненной колеснице на небо. Там же находится пещера Иоанна Крестителя. Здесь же протекает обильный водою поток, он красиво течёт по камням в Иордан. Вода потока студёная и очень вкусна. Эту воду пил Иоанн Предтеча, когда жил в пещере».

РИА Новости / Антон Скрипунов . Развалины византийского храма в Джабаль Мар Ильясе на месте пещеры Иоанна Крестителя. Иордания

В 1996 году археологи приступили к поискам. Спустя некоторое время они нашли развалины византийского храма с крестообразной купелью, а рядом вымощенное камнем русло «ручья Иоанна Крестителя».

«Оказывается, здесь был монастырский комплекс. Его разрушило землетрясение. На полу храма мы нашли мозаику с надписью на греческом: «Построен этот монастырь монахом Риторием в 592 году после Рождества Христова», - говорит Рустом Мджян.

РИА Новости / Антон Скрипунов . Археолог Рустом Мджян на месте храма в Джабаль Мар Ильясе

Ответ на полу

Однако расстояние от Джабаль Мар Ильяса до Иордана приличное - больше километра. Как же найти точное место крещения? Помогла, как это нередко бывает, случайность.

Примерно в 20 километрах к востоку от Иордана находится город Мадаба. В нём есть православная церковь святого Георгия, возведённая в 1894 году. Так вот, при её строительстве наткнулись на огромное мозаичное панно VI века. На нём изображены различные города, включая Иерусалим, Вифлеем и Газу. Картина оказалась частью огромной «мадабской карты» Святой Земли. До наших дней дошёл лишь её фрагмент размером пять на семь метров. На нём есть и место крещения Господня.

РИА Новости / Антон Скрипунов . Карта Святой Земли в церкви святого Георгия в городе Мадаба. Иордания

Учёные это поняли благодаря изображённым рядом с «переправой пророков» двум рыбам - символам христианства. «На карте река впадает в большое озеро, а рыбы плывут в обратную от него сторону. Значит, это Иордан, впадающий в Мёртвое море, солёную воду которого не выносит ни одна живность», - объясняет археолог.

Но на карте не обозначено, на какой стороне реки находится то самое место. Это и вызывает споры среди учёных.

Судя по карте, Вифара располагается на западном берегу. Отсюда версия о том, что Христа крестили в местечке Каср Эль-Яхуд («Крепость иудеев»). Сейчас там монастырь Иоанна Крестителя (Иерусалимской Православной Церкви).

РИА Новости / Антон Скрипунов . Копия «мадабской карты» с изображением места крещения Христа

«На праздник Крещения иерусалимский патриарх, прежде чем совершить обряд бросания креста в воду, заходит в этот маленький древний монастырь. Обитель находится где-то в полутора километрах от западного берега Иордана», - поясняет историк-востоковед Михаил Якушев.

Однако археологов смущают два обстоятельства. Во-первых, игумен Даниил в 1106 году писал, что на месте крещения находится часовня. А монастырь Иоанна Крестителя в Каср Эль-Яхуде тогда лежал в развалинах после землетрясения 1024 года.

РИА Новости / Бова Городовикова . Тысячи православных приняли участие в обряде водосвятия на реке Иордан

Во-вторых, за последние две тысячи лет Иордан неоднократно менял русло, в основном из-за землетрясений.

Причудливый храм

После Шестидневной войны 1967 года граница между Израилем и Иорданией стала проходить как раз по реке. Причём оба государства заминировали берега. Лишь с подписанием мирного договора в 1994 году и последующим за ним разминированием восточного берега (западный начали полномасштабно очищать от мин только в 2018 году) учёные смогли исследовать святое место.

РИА Новости / Антон Скрипунов . Вид на Иорданскую долину с горы Нево, где погребён пророк Моисей

Археологи обращают внимание на то, как паломники описывали церковь на месте крещения. Например, аббат Антонин из Падуи, посетивший Святую Землю в 570 году, отмечает, что она стояла вплотную к реке на восточном берегу. А вместо алтаря - крестообразная купель.

Церковь эту, по словам историков, построили на восточном берегу в IV веке по приказу святой Елены, матери императора Константина Великого. Точное место ей подсказали жившие в пещерах неподалёку монахи. А те, в свою очередь, опирались на свидетельства местных жителей.

Благодаря свидетельствам паломников VI-XII веков, а также фотографиям руин, сделанным в 1930-е годы французскими монахами, учёные определили примерное расположение этой церкви и приступили к раскопкам.

«В 1996 году мы начали исследовать всю зону между Иорданом и местом Джабаль Мар Ильяс. На каждом участке делали пробные замеры - раскапывали небольшие ямки. Если попадались какие-либо артефакты, кресты например, то ямку расширяли», - вспоминает Рустом Мджян.

И вот одна из проб дала результат. Археологи обнаружили остатки древней византийской церкви с крестообразной купелью - точь-в-точь как в описаниях средневековых паломников. А рядом с ней нашли следы русла реки.

РИА Новости / Антон Скрипунов . Развалины храма на месте крещения Христа в Аль-Махтас в Иордании

Окончательно храм раскопали только в 2002 году. Каждый расчищенный участок приходилось особым образом консервировать, чтобы он не обрушился.

А в 2016-м местечко Аль-Махтас, где обнаружили храм, ЮНЕСКО включило в список Всемирного наследия как место Крещения Христа. И, по данным Управления по туризму Иордании, с каждым годом верующие всё чаще приезжают именно сюда. «Если за весь прошлый год место Крещения посетили четыре тысячи паломников из России, то только за первое полугодие нынешнего - уже 11 тысяч», - сообщил РИА Новости глава управления Абдул Разак Арабият.

Впрочем, Израиль активно выступал против открытия этого места для паломников. И по сей день обе страны продолжают спор за право именоваться ни много ни мало «родиной христианской религии».

РИА Новости / Антон Скрипунов . Реконструкция храма на месте крещения Христа в Аль-Махтас в Иордании

Крещение Господня – одно из самых важных событий в истории христианства. Оно знаменует начало миссии Христа, а также явления Иисуса всему христианскому миру. За Евангелием Триединый Бог обратился к Иоанну Крестителю, который и провел церемонию. Именно река Иордан является местом крещения Иисуса Христа.

Священная вода

Река Иордан

Около 2000 лет прошло, как люди со всего мира приходят к берегам священной реки за духовным и физическим выздоровлением. Каждый верит, что после омовения, можно будет исцелить душу и тело. Речка не раз меняла свое русло, непосредственно двигались и границы соседствующих государств. Единой постоянной вещью осталась вера человека в Бога, в его силу подарить чудо каждому.

19 января ежегодно отмечается Крещение Господня. И в этот день, когда на речке Иордан патриархатом служится праздничный молебен, воды образуют кругооборот, разворачиваются и начинают течь в обратном направлении. Сама река протекает с гор 400 метров и впадает в озеро Киннерет. Она не становится соленной сразу, из-за мощности потока протекает еще несколько сотен метров. Дальше Иордан перетекает в Мертвое море.

При крещении Иисуса, на него снизошел Святой Дух и воды обернулись вспять. С того времени это повторяется каждый год. Перед Крещением православные пускают вдоль речки в Мертвое море деревянные кресты, на которых горят свечи. 19 января они приплывают за обратным течением назад. Соответственно, в этот день пресные воды библейской реки соленые.

Поскольку священное место находится в Иордании, местные власти разрешают освящать воду только на праздник Крещения. Лишь в этот день патриарх может провести службу.

Течение Иордана очень сильное, потому никто не смеет отнести чудо, происходящее каждый год, списать его на природные явления. К тому же при каждом молебне присутствует не одна тысяча людей.

Многие паломники приезжают, чтобы просто окунуться. Некоторые – принимают здесь обряд. Окунаться в реку принято семь раз с головой.

Центр проведения обряда

Ярденит – территория с различными сооружениями, которая расположилась на реке Иордан. Относится комплекс в северной части Галилеи, находится возле берегов озера Тивериадского.

Обратите внимание! Добраться к нему возможно, следуя дорогой №90.

Ярденит именует место, где речка выходит из озера. Сегодня именно здесь проводят символический обряд, во время которого происходит крещение для прихожан греческо-православной и католической церкви.

Место крещения Иисуса Христа располагается ниже по течению Иордана. Священной точкой считают Каср-Эль-Яхуд, где и сегодня проходят обряды крещенья паломников. Но территория находится на границе двух государств, потому нет свободного доступа. С 2011 г. посетить его можно исключительно в день Крещения Господня, в другое время абсолютно все закрыто.

С 1981 г. Ярденит выбрали условной точкой крещенья, именно здесь сегодня и проводят обряды для желающих. Территория принадлежит Киннерету, ею управляют члены кибуца.

Немного истории

Обряд крещения в реке Иордан

Вся территория описана известным высказыванием из Евангелия, переведенным на различные языки. Он гласит, что река Иордан является местом крещения Иисуса Христа.

В христианских исторических фактах указано, что в реальности церемония проходила в поселении Вифавара – сегодняшнем Каср-Эль-Яхуд. Доступ к территории перекрыли из-за последствий Шестидневной войны. Посещения дозволили только после того, как подписали мирный договор с Иорданией. Случилось это только в 1994 году.

Из-за происшедших событий Министерством туризма было решено построить комплекс, который послужит дополнительной площадкой. Потому с 1981 года именно Ярденит был одним местом таинства со стороны Иордана, что подлежало регулировке, пока в 2011 г. не открыли Каср-Эль-Яхуд.

Позже провели раскопки, в результате которых обнаружили остатки византийской церквушки. Потому считается, что местом, которое указывалось в библии, Вифавары — было селение Вади-эль-Харар в Иордании. Только сегодня там нет русла реки, поскольку за столько лет она изменила маршрут.

Еще одним местом крещенья стало озеро Кинерет, возле восстановленного храма Двенадцати Апостолов. Но все же именно воды реки Иордан несут тот самый сокровенный духовный смысл.

Современность

Ярденит представляет собой комплекс со всевозможными удобствами для посетителей: лавки с сувенирами, рестораны, паркинг. Для желающих совершить омовение, здесь расположены раздевалки и магазинчики, где можно арендовать или приобрести необходимую для проведения обряда одежду. Здесь проложены дорожки, обустроены места для окунания, рядом находится центр для паломников. Каждый год около 400 тысяч туристов приезжают в это место.

Границы между странами не видно, она больше условная. Но со стороны Иордании всегда можно увидеть несколько вооруженных военных. От Иордании попасть к месту крещения можно по желанию, а вот со стороны Израиля доступ открыт лишь при мирном положении (палестинская территория).

Эти берега речки очень полюбились различными рыбами, а также нутриями, которые раньше водились возле долины Хула. Это обусловлено тем, что из-за постоянного наплыва посетителей, у них достаточно обильное питание.

Весь процесс погружения займет не более получаса. Желательно брать с собой плавательные принадлежности (купальник, полотенце, сланцы). Но при необходимости все можно приобрести, так же это касается и крестильной сорочки. Денег за омовение в священной воде никто не берет.

Река Иордан и место крещения Иисуса Христа на фото выглядит небольшим и мутным. Быстрота водного течения поднимает всю глину со дна реки, потому вода здесь не очень чистая. Но после того как набрали ее в бутылку и дали отстояться, можно убедиться, что она станет прозрачной.

Для каждого верующего человека это место является особенным, потому не стоит упускать возможность туда отправиться.

Помимо священных вод стоит отправиться посмотреть на Мертвое море с его прекрасными пейзажами.

Статьи по теме