Сценарий развлечения масленица в старшей группе. Сценарий на масленицу для детей старшей и подготовительной групп. Игра «Перетягивание каната»

Воспитатель: Кузнецова В. В.

2013 год

Дети средней и старшей групп выходят на улицу, звучит фонограмма весёлой музыки. Детей встречают ведущая и скоморох Ванька, в руках у которого чучело Масленицы.

Вед: Собирайся народ!

В гости Масленица ждет

Мы зовем к себе тех-

Кто любит веселье и смех

Ждут вас игры, забавы и шутки-

Скучать не дадут ни минутки!

Масленицу широкую открываем-

Веселье начинаем!

Позвольте спросить, какой же сегодня праздник? Масленица – семейный праздник и мы собрались всей нашей большой, дружной семьей, чтобы отметить этот праздник, как это делали в старину.

Ой, как много здесь гостей

Ждет вас множество затей

Будем петь да играть

Старину вспоминать

А вы, ребята, знаете что-нибудь о Масленице? Масленичная неделя у наших предков была переполнена праздничными делами. В этот праздник проводились различные игры и многочисленные забавы.

Кульминацией Масленицы остается и по сей день сжигание чучела Зимы - символ ухода зимы и наступления весны. Предваряют такое обрядовое сожжение песни, игры, пляски, хороводы, сопровождающиеся угощением блинами. Изготавливали большую смешную куклу, которая олицетворяла собой Масленицу. Масленица бывает в конце февраля - начале марта. Она возвещает об окончании зимы и начале весны. Масленица - великий праздник на Руси. Народ его отмечает шутками, играми, плясками, кулачными боями и сытными застольями, обязательно с блинами. На масленицу наши мамы и бабушки пекут вкусные блины всю неделю.

Ванька : (Ставит чучело Масленицы в приготовленный для него сугроб)

Здравствуйте, мальчишки, широкие штанишки

Смешливые девчонки, короткие юбчонки

Я – скоморох Ванька

По всему свету гуляю

Все на свете знаю

Пришел к вам позабавиться да повеселиться

Праздник Масленицы встретить!

А у Масленицы герой один -

Круглый и вкусный, а зовут его?..

Дети: Блин!

Ванька: Чтоб поднять вам настроенье

Я устрою представленье

Тили – тили, трам – тарам

Роль блина сыграю сам!

(Надевает шапочку блина, нарумянивает щеки).

Позвольте представиться: я – блин

На весь свет один

Всех моих братьев съели

А меня не успели

Только на меня раскрыли роток

А я - шмыг и наутек!

Будем петь и развлекаться

Танцевать и кувыркаться!

Общий танец « Топа – топ» под фонограмму.

Ванька: А Теперь дорогие мои ребятки мы с вами поиграем:

Игры:

1. КАРТОШКА В ЛОЖКЕ. детей разделить их на 2 команды. Смысл игры - в одном конце комнаты стоит 2 пустые тарелки, в другом - 2 полные небольших картофелин. Нужно без помощи рук перенести по одной картофелине из одной миски в другую, кто быстрее, тот победил.

2. Забава «Перетягивание каната»

3. "Кенгуру" - с шариками между ног бегать вокруг флажка.

4. ВАРИАНТ ИГРЫ "ГОНКА МЯЧЕЙ -совочком.

5. Каждая команда передает мячик -сначала по низу а потом по верху -кто быстрее.

6. К двум машинкам привязываются длинные нитки, а на концы ниток привязываются карандаши. По команде ведущего игроки начинают их сматывать. Выигрывает тот, чья машинка придет быстрее к финишу.

(После игр Ванька и ведущий детям раздают солнышки)

Ведущий: Ребята, от Масленицы у нас в руках зажглись солнышки и они напоминают нам о последнем дне масленичной недели, который называют « прощенным воскресеньем».

Люди просят друг у друга прощение за нанесенные обиды. Это очень хороший древний обычай. Не стоит о нем забывать. Давайте и мы поклонимся друг другу и обнимемся в знак прощения наших взаимных обид.

1р: Широкая Масленица

Мы тобою хвалимся

На горах катаемся

Блинками наедаемся

2р: Как на масленой неделе

Из печи блины летели

Масленица, угощай

Всем блиночков подавай

(Ванька выносит и поднос с блинами).

Ванька: С пылу, с жару разбирайте

Похвалить не забывайте

С пылу, с жару, из печи

Все румяны, горячи

Под весёлую задорную русскую музыку детям раздают блины.

Ведущий: Быстро пролетело время. Вот и подошёл к концу наш праздник. Пора возвращаться в группу.

Дети возвращаются в группы.


Мероприятие проводят три посменных ведущих: Зима, Масленица и Весна. Масленица помогает детям пройти пограничный участок между зимним и весенним царством, проводит игры, конкурсы. Чтобы преодолеть последнее препятствие, дети ищут ключ. Дверь открыта – цель достигнута, дети теперь в гостях у Весны.

Цель: Создание праздничного настроения.

Оформление. Комнату можно визуально поделить на две части:

  1. Одну украсить в стиле Весны: цветы, травка, яркие облака, солнышко и так далее.
  2. Вторая часть – зимняя: снежинки, тучки, ёлочки новогодние, дед Мороз и Снегурочка.

Необходимые атрибуты:

  • Шапка, шарф, валенки, варежки;
  • Воздушные шарики;
  • Изображения морозных узоров – силуэтов зверей;
  • Круглые блины из картона.

Роли:

  • Ведущие – Зима, Масленица и Весна

Ход мероприятия

Ребята располагаются в зале. Входит первая ведущая – Зима.

Зима: Добрый день, ребятишки. Я – повелительница стуж и метелей, королева снежинок и северных ветров, самая настоящая Зима. Пришла вас проводить до границы сезонов – самой Весне передать. Если, конечно, вы хотите туда попасть. Может, вы у меня хотите остаться?

Дети: Нет!

Зима: Мы будем на санках кататься, снежинки рассматривать, в снежки играть. Оставайтесь, не пожалеете!

Дети отказываются.

Зима: Ну, что ж. Тогда пойдем в дорогу дальнюю. Вот только нужно будет тепло одеться. Ведь границу охраняют ветер сильный, мороз крепкий, чтобы ничего с той стороны на эту не попало. Лишний лучик солнышка промелькнет – отогреется земля, травка потянется. А воздух-то холодный – она и замерзнет. Не стоит будить природу раньше времени. Иначе погибнет она, замерзнет. И вы тоже можете замерзнуть. Поэтому одевайтесь потеплее.

Зима: Оделись дети тепло, мороз не проберется сквозь варежки и валенки, не отморозит ручки. Но может отморозить нос и щечки. Что будете делать тогда?

Дети отвечают.

Зима: Нужно растирать отмороженный участок. Давайте потренируемся.

Под веселую танцевальную музыку проводит игру «Не страшны морозы нам». Дети растирают ту часть тела, на которую указывает Зима. При этом не забывают танцевать.

Зима: Теперь можно смело пускаться в путь. А чтобы было веселее, загадаю вам зимние загадки. Вы внимательно слушайте и отгадывайте.

Загадывает загадки:

  • Зеленая красавица всем детям очень нравится: на новогоднем празднике под ней лежат подарки. Пушистая и снежная, украшена игрушками, на ней блестят фонарики, как звезды, очень яркие (Ёлка).
  • Длинноухий, в шубке белой скрылся от лисы под елью (Заяц).
  • С неба падают сестрички на шарфы и рукавички (Снежинки).
  • Наступает Новый год. Кто поздравить нас придет (Дед Мороз, Снегурочка)?

Зима: Вот и подошли мы к границе. Чувствуете – воздух холоднее стал? Слышите, как ветер завывает?

Прикладывает руку к уху, прислушивается. Дети повторяют движение.

Зовет вместе с детьми Масленицу – она выходит.

Масленица: Здравствуй, матушка. Добрый день, ребята.

Зима: Добрый день, Масленица. Нагостились уже у меня дети, хотят к теплому солнышку, к радостному пению птиц, к зеленой травке попасть. Проведешь их к моей сестре?

Масленица: Конечно, с радостью. Проведу, все покажу. Вот это будет приключение!

Зима: Только не задерживай их, да и сама возвращайся скорее.

Масленица: Хорошо, матушка.

Зима: До свидания, дети. Скоро встретимся (уходит).

Масленица: Ребята, мороз и ветер вас могут не пропустить просто так к Весне. Придется доказать, что мы их не боимся. Докажем?

Дети: Да!

Масленица: Еще нужно чаще улыбаться. Наша сияющая улыбка будет согревать воздух, а от этого станет только теплее. Умеете улыбаться? Покажите.

Дети улыбаются.

Масленица: Молодцы, значит, быстро дойдем до царства Весны. А чтобы не замерзнуть, поиграем с волшебными шарами, заполненными теплым воздухом.

Масленица проводит игры и конкурсы с воздушными шариками:

  • «Передай другому» – дети по кругу передают мяч, пока ведущая считает до 5. Как только она скажет «5», тот ребенок, у кого оказался шарик, оббегает круг и встает на свое место. Дальше игра продолжается.
  • «Не урони» – в воздухе несколько шариков. Задача ребят – не допустить, чтобы шарик упал на пол.
  • «Сильный нос» – несколько желающих пытаются удержать на носу шарик.
  • «Закат-рассвет» – дети встают в колонну. Первому в руки дают шарик, который он передает по верху – это «рассвет». В обратную сторону шар передается снизу – «закат».

Масленица: Согрелись мы немного, теперь можно идти дальше. Смотрите, какая красота – снежные узоры на окнах (показывает рисунки). Это Мороз Иванович постарался. Интересно, кого он здесь изобразил?

Дети определяют, чьи силуэты можно разглядеть среди узоров на окне.

Масленица: Великий художник – Мороз Иванович. Такой шедевр смог создать – глаз не отвести. Но нам нужно идти дальше. А впереди – ветры. Они так сильно дуют, что нам идти тяжело. Придется ползти на четвереньках, чтобы суметь добраться до Царства тетушки Весны.

Масленица: Ребята, вот и дверь, через которую можно пройти во владения Весны. Но посмотрите – она заперта. Как же ее открыть? Сломать замок (пытается сломать)? Не получается. Придется либо ключ искать, либо возвращаться. Как думаете, что будем делать?

Дети: Искать ключ.

Масленица: Нужен свет, чтобы его найти. А здесь темно, ведь зимнее солнышко светит недостаточно ярко. Придется найти помощников. Посмотрите, вот же они – маленькие солнышки! Блинчики! Давайте соберем их!

Проводит конкурс «Найди блин». Дети ищут блины, которые могут быть на стене, под стулом и в других местах. Выиграет тот, кто найдет больше. Масленица собирает блины, раскладывает вокруг двери, незаметно подкладывает ключ от замка, который дети тут же находят.

Масленица: Нашли? Молодцы! Теперь можно дверь открывать, да к Весне ступать.

Открывает дверь, дети по очереди проходят через нее, возвращаются на стульчики. Выходит третья ведущая – Весна.

Весна: Добрый день, ребята. Здравствуй, Масленица.

Масленица: Привет, тетушка. Я тебе ребятишек привела – нагостились они у матушки-Зимы, к тебе захотели.

Весна: Молодец, Масленица. Доброе у тебя сердце – всем помогаешь, никому не отказываешь.

Масленица: Мне разве жалко? Тем более они обещали снова к нам в гости прийти. Правда, ребята?

Дети соглашаются.

Масленица: Ну а мне пора идти. Матушка, верно, заждалась. Она просила детишек быстрее провести, а потом домой возвращаться. Наверное, сюрприз готовит. Вы любите сюрпризы? И я тоже. Поэтому побежала, чтобы не опоздать. До свидания (убегает).

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 23

«Детский сад комбинированного вида»

СЦЕНАРИЙ

праздника МАСЛЕННЫЦЫ

для детей старшего дошкольного возраста

Составитель:

Старший воспитатель

Казанцева

Наталья Сергеевна

Заверено:

Зав. МАДОУ № 23

Филимонова

Светлана Владимировна

Кемерово 2013 г.

Цели и задачи:

  1. Создание положительного эмоционального настроя детей;
  2. Совершенствование знаний о народном празднике масленица, традициях его празднования;
  3. Закреплять умение выступать на сцене, чувствовать себя уверенно;
  4. Совершенствовать коммуникативные навыки.

Место проведения: площадка.

Дата проведения: май 2013 год.

Оформление: солнышко, шары, метла, две гимнастические палки, два обруча, два мешка.

Технические средства: звуковоспроизводящая аппаратура, диски, микрофоны.

Музыкальное оформление: песни посвящённые масленице, музыкальное сопровождение для игр,

Костюмы: костюмы скоморохов (Ванька, Маруся), Баба Яга.

Угощение: блины.

Участники: дети старшего дошкольного возраста.

Звучит веселая русская народная музыка.

Дети собираются в музыкальном зале, (у девочек одеты русские платки и шали, щеки у детей накрашены).

Стоит чучело Масленицы с косичками от всех групп.

Ведущий: Собирайся народ!
В гости Масленица ждет
Мы зовем к себе тех
Кто любит веселье и смех,
Ждут вас игры, забавы и шутки,
Скучать не дадут ни минутки!
Масленицу широкую открываем,
Веселье начинаем!
Ой, как много здесь гостей,
Ждет вас множество затей.
Будем петь да играть
Старину вспоминать!
Позвольте спросить, какой же сегодня праздник?
Масленица – семейный праздник и мы собрались всей нашей большой, дружной семьей, чтобы отметить этот праздник, как это делали в старину.
Ведущий: Подходи, честной народ!
Становись в хоровод!
Чтобы было веселей,
Торопи своих друзей!

Исполняется хоровод с инсценировкой русской народной песни «Как на тоненький ледок».

  1. Как на тоненький ледок выпал беленький снежок.
  1. Выпал беленький снежок, ехал Ванюшка-дружок.
  1. Ваня ехал, поспешал, со добра коня упал.
  1. Он упал, упал, лежит - никто к Ване не бежит.
  1. Две девушки увидали, прямо к Ване подбежали.
  1. Прямо к Ване подбежали, на коня Ваню сажали,
  1. На коня Ваню сажали, путь-дорогу показали.
  1. Путь-дорогу показали да наказывали:
  1. «Как поедешь ты, Иван, не зевай по сторонам!»

(Звучит веселая музыка, выбегает Скоморох).

Ванька: Здравствуйте, мальчишки, широкие штанишки
Смешливые девчонки, короткие юбчонки
Я – скоморох Ванька
По всему свету гуляю
Все на свете знаю
Пришел к вам позабавиться да повеселиться
Праздник Масленицы встретить!
А у Масленицы герой один -
Круглый и вкусный, а зовут его?..
Дети: Блин!
Ванька: Чтоб поднять вам настроенье
Я устрою представленье
Тили – тили, трам – тарам
Роль блина сыграю сам!

(Надевает шапочку блина, нарумянивает щеки).

Ванька: Позвольте представиться: я – блин
На весь свет один
Всех моих братьев съели
А меня не успели
Только на меня раскрыли роток
А я - шмыг и наутек!
Будем петь и развлекаться
Танцевать и кувыркаться!

Общий танец « Топа – топ»
Слова к танцу: Топа – топ, топа – топ
Топа – топа, топа-топ
Хлопай – хлоп, хлопай – хлоп
Хлопай, хлопай, хлопай хлоп
Прыг да скок, прыг да скок
Прыг да скок да прыг да скок
Ножку – раз, ножку – два
Вот как пляшет детвора
Сели – встали, сели – встали
И нисколько не устали и т.д.

(Звучит музыка, появляется скоморошина Маруся, одета в русский сарафан, на голове шапочка в форме оладьи).

Маруся: Я от бабушки ушла
Я от дедушки ушла
По снежочку я пошла…
Ой. ребятишек я нашла!
Эх, сейчас поозорую
И игру вам подарю я!

Игра « Масленица»
Слова к игре:

А я - масленица
Я не падчерица
Со платочком хожу
К вам сейчас подойду
(между детьми) На плече платок лежит
Кто быстрее побежит?

Ванька: Ты кто такая, мне ответь?
Маруся: Да я сестрица твоя, Оладушка!
Меня, как и тебя. испекла бабушка
Ванька: А почему ты такая маленькая?
Маруся: А на меня муки не хватило.
Ванька: А почему на тебя муки не хватило?
Маруся: Вся мука на тебя ушла.
Ванька: Ну, что ж, теперь мы – братец и сестрица.
Вместе будем веселиться!
Маруся: Итак, песенка о нас, споем все вместе о том, как бабушка пекла блины – оладушки.

Песня « Ладушки»

Маруся: (всматривается в Ваньку)
Вот вопрос меня тревожит
На кого наш блин похожий?
Очень знакомое личико!
Ванька: Мое личико похоже на блинчик!
Маруся: А еще на кого?
Ванька: Я на дедушку похожий?
Дети: Нет!
Ванька: Я на бабушку похожий?
Дети: Нет!
Ванька: Я – красивый и пригожий?
Дети: Да!
Маруся: Да, красив ты и пригож
Ты на солнышко похож!
Ванька: Я на солнышко похожий
Пойду в гости к солнцу я
Вас с собой возьму, друзья!
Маруся: Надо к солнышку сходить
Надо солнце разбудить
Чтоб скорей пришла весна
Пробудилась ото сна

Логоритмическая игра « Радуга – дуга»

Не по лесу, по тайге, а по радуге – дуге (идут по кругу)
Мы ногами топ – топ – 2 раза
А под нами, а под нами ходят тучи с облаками
Шлеп, шлеп…. (шлепки по коленям)
Мы, как птицы полетели
Хлоп…...(машут руками)
И на облако присели, стоп! (приседают)

(Маруся показывает детям солнышко обратной стороной)
Ванька: Ребята, посмотрите, солнышко спит
Надо нам его разбудить

(Дети читают заклички)
1. Ну – ка, Солнце, просыпайся
В чисто небо выбирайся
Будешь по небу ходить
Песни петь и всем светить
2. Солнышко, Солнышко, выгляни в окошко
Солнышко, Солнышко, покажись немножко
Тут твой любимчик – симпатичный
Ванька: Молчит, Солнышко, не улыбается, совсем загордилось!
Маруся: Тут что-то не так! Что-то с Солнышком случилось?!

(Звучит музыка, выбегает Баба Яга)
Баба Яга: Здравствуйте, ребятушки!
Здравствуйте, Оладушки!
Что, не получается Солнышко разбудить да Весну-красну встретить? Это я постаралась. Мне и самой в моем дремучем лесу с солнышком хорошо живется!
Ванька: Ах, ты, Баба Яга, костяная нога, верни радость нашему солнышку.
Баба Яга: Это я-то костяная нога? Ты что, совсем от жизни отстал?! Вспомнил, когда это было-то!
Я – Баба, современная Яга
Мне жизнь такая дорога
Никого не нужно есть,
Пенсия большая есть,
Телевизор, телефон,
Видеомагнитофон,

Есть машина у меня!
Так что ступа не нужна.
В триста лет я молодая,
Не худая, не больная,
И нога не костяная.
Посмотрите на меня -
Как мила и как умна!
Ванька: Ты прости меня, Ягуся, это я не подумав сказал. Ты очень даже симпатичная.
Баба Яга: Вот то-то же. Ну, ладно, поиграете со мной, тогда и Солнышко ваше расколдуется.

Игры:
1. « Береги ноги » (перепрыгивание через метлу)
2. «
На метле, как на коне » - эстафета
3. «Прыжки в мешках»

4. Эстафета «Тачка»

(Выбирается ребенок-«тачка», который должен перевезти свою команду на противоположную сторону)

5. « Всем нам весело живется »
Слова к игре: Всем нам весело живется
Мы в ладоши хлопаем
Хлоп – 4 раза
Я беру себя за лоб (колено, любые части тела)
(Б.Я поворачивает Солнце лицевой стороной)
Ванька: Вот и стало светлее
Вот и стало теплее
Скоро птицы прилетят
И комары запмщат
Уж ты, ласточка,
Ты, касаточка,
Ты возьми ключи
Запри Зиму, отопри Лето!
Маруся: Пора уходить Зиме холодной
Пора и с Масленицей, нашей гостьюшкой попрощаться.

Сжигают Масленицу
1р: Широкая Масленица
Мы тобою хвалимся
На горах катаемся
Блинками наедаемся
2р: Как на масленой неделе
Из печи блины летели
Масленица, угощай
Всем блиночков подавай
(Ванька и Маруся выносят самовар и поднос с блинами).
Ванька: Тинка – тинка
Подай блинка
Оладушка – прибавушка
Масляный кусок
Маруся: С пылу, с жару разбирайте
Похвалить не забывайте
С пылу, с жару, из печи
Все румяны, горячи

Песня "Ой, блины"

Как на Масляной неделе

Мы блиночков захотели.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Наша старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

На поднос она кладет,

И сама на стол несет.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Гости, будьте же здоровы,

Вот блины мои готовы.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Угощение блинами с чаем


Любовь Вячеславовна Богданова

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ

ПРАЗДНИКОМ «МАСЛЕНИЦА »

(старшая группа )

Программное содержание :

Знакомить детей с русским фольклором, прививать любовь к народному творчеству.

Развивать выразительность речи, память, воображение, фантазию. -побуждать детей к активному участию в театрализованных играх. -воспитывать доброжелательные, партнерские отношения, -повышать двигательную активность в подвижных играх, хороводах, -развивать ловкость, выдержку, быстроту реакции, -создать условия для эмоциональной сферы, -уметь расслабляться и контролировать дыхание.

Материал :

Костюмы для детей (сарафаны, рубахи, кукла «Петрушка» , чучело Масленицы , Грамзапись А. Вивальди из цикла времена года (Весна) .

Ход занятия:

Звучит музыка А. Вивальди из цикла времена года (Весна)

Воспитатель встречает детей одетых , в русские народные костюмы.

Здравствуйте добры молодцы, красны девицы!

Добро пожаловать в русскую старину !

Мы в костюмы нарядились, Вкруг себя оборотились.

Воспитатель обращает внимание детей на то , как они одеты, уточняет названия костюмов.

После чего воспитатель предлагает детям сесть на стулья. Из - за ширмы показывается кукла «Петрушка» .

Петрушка : «Как у наших ворот Собирается народ! Мы сегодня зиму провожаем! Весну красную встречаем! Коляда, коляда, Здравствуй, Масленица

Воспитатель :

- «Петрушка, а что такое Масленица Петрушка :

«С давних времен Масленица - самый веселый праздник. Отмечают его в конце зимы. Все веселятся и радуются, что прошла зима и наступает весна. Праздновали ее так : собирались дети со всей округи, строили снежные горы и крепости, катались на санях, устраивали карусели и аттракционы.

Празднуют Масленицу целую неделю . Каждый день недели имеет свое название.

Начинается Масленица в понедельник и называется - «Встреча» .

Воспитатель :

-«Петрушка, наши дети выучили песни, которые распевали на Руси, когда встречали Масленицу ».

(Дети читают стихи песен)

«Здравствуй, Масленица дорогая ,

Наша гостьюшка годовая!

Приезжай на конях вороных,

На саночках расписных,

Чтобы слуги были молодые,

Нам подарки везли дорогие,

И блины, и калачи,

К нам в окошко их мечи.»

«Приезжай к нам в гости, Масленица ,

На широкий двор - на горах покататься,

В блинах поваляться, Сердцам потешаться!»

«Масленица , Масленица , Блином попеканщица! Пришла раненько, Встретили тебя хорошенько, Сыром, маслом и блином , И румяным пирогом!»

«Второй день - вторник - звался «Заигрыш» . С утра молодцы и девицы катались с гор, ели блины, проводили игры, ходили по улицам ряженые.

Проводится игра.

«Пирог»

Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка) .

Все дружно начинают расхваливать «пирог» :

Вот он какой высоконький,

Вот он какой мякошенький,

Вот он какой широконький.

Режъ его да ешь!

После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу» . Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога» , тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.

Третий день Масленицы - среда - «Лакомка» . В этот день лакомились блинами.

Блины считаются одним из самых любимых русских блюд. История их создания покрыта тайной. Существует много версий возникновения этого кулинарного изделия. Некоторые русские историки считают, что дрожжевые блины появились на Руси в 1005-1006 годах. Вот одна из версий появления блинов.

Однажды, разогревая овсяный кисель, наш предок зазевался, и кисель поджарился и подрумянился, так получился первый блин. По мнению историка В. Похлебкина, блины появились на Руси до IX в., и само слово «блин» - это искаженное слово «млин» , берущее начало от слова «молоть» . Таким образом, слово «млин» - это мучное изделие. Блины пеклись на Руси в течение всего года, а с XIX века они стали основным угощением во время Масленицы .

Сама форма блинов ясно указывает на их символическую связь с Солнцем. А. Куприн писал : «Блин красен и горяч, как горячее всепрогревающее солнце, блин полит растительным маслом – это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей ».

Рецепт блинов был особенным, а их приготовление - целым ритуалом. Женщины накануне готовили специальную опару, дожидались появления звезд на небе, выходили к колодцу или к какому либо водоему замешивать тесто, иногда даже добавляя в него снег. Затем они ставили опару на окно, приговаривая определенные слова.

Наиболее часто использовали гречишную муку, но также брали и ржаную, пшеничную, ячменную. Блины готовились в стороне от посторонних глаз, даже родственники не должны были это видеть. Блины готовили в печи на чугунных сковородках, смазанных маслом . Блины получались легкими, пористыми, пухлыми.

Во время Масленицы народ ел блины с утра до вечера. На улицах с лотков продавались сдобные дрожжевые блины, в трактирах блины подавались с грибами, селедкой, икрой, сметаной, медом, вареньем.

А знаете ли вы, что по традиции блины надо есть только руками. Если проткнешь вилкой блин или разрежешь ножом – накличешь беду, так как блин – это солнце. В Древней Руси человека, разрезавшего блин, забивали палками. С тех пор и осталось это правило – брать блины руками, допускается их сворачивать, скручивать, рвать, но руками.

На Лакомку тещи принимали зятьёв к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. А по вечерам пели песни про заботливую тещу, угощающую зятя блинами; разыгрывали фарсы с наряженным медведем про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зятек-то теще спасибо сказал.

Считалось, что в Масленицу , а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, "сколько раз собака хвостом махнет ".

Четвёртый день Масленицы - четверг «Разгуляй» .

Самый веселый день. В этот день гуляли с утра до вечера, пели частушки, плясали, водили хороводы, катались на санях по улицам, проводились кулачные бои и разные обряды. Например, крепили к огромным саням столб, привязывали на него колесо, а на колесо сажали мужика - балагура и затейника с вином и калачами, а вслед за этим "поездом" с песнями тянулся народ. А еще начинали чучело Масленицы возить и колядовать : наряженные детишки ходили от дома к дому и пели : "Трынцы-Брынцы, пеките блинцы!", выпрашивая таким образом себе угощение на праздничный вечер.

Пятый день Масленицы – пятница «Тёщины вечеринки»

Не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж теперь зятья приглашают их к себе в гости! Ведь в пятницу, на тещины вечерки, зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями. Поэтому и говорили, что "у тещи зятек - любимый сынок".

Шестой день Масленицы – суббота «Золовкины посиделки»

В субботу, на золовкины посиделки (золовка - сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости.

Седьмой и последний день Масленицы – «Прощёное воскресенье»

Сжигали чучело (которое держало в руке блин, как символ зимы, которая закончилась.

Сжигая Масленицу , приговаривали :

Гори, гори ясно, чтобы не погасло,

Чтобы все метели разом улетели,

Чтобы птички пели, травки зеленели

Небеса синели и колосья зрели

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

А пепел развевали над полями - "на богатый урожай".

Веселились в этот день, пока не зазвонят колокола к вечерне. С первым ударом колокола веселье прекращалось. Все шли в церковь. После службы просили прощения у родных, близких, знакомых и даже незнакомых людей произнося слова : «Бог прощает, и мы простим» .

Уходит Масленица , а вместе с ней и зима. Уходит под звук капели. Весна вступает в свои права. Таким образом, люди освобождались от старых обид , накопленных за год, и встречали новый год с чистым сердцем и легкой душой.

Воспитатель благодарит Петрушку за его рассказ.



Сценарий праздника «Масленица» в старшей группе.

Дети старшей группы проходят в зал и усаживаются на стульчики, а дети подготовительной группы заходят в зал под русскую народную мелодию.

Ведущий : Проходите, гости дорогие, рассаживайтесь поудобнее. Пожалуйста, располагайтесь. Рады гостям, как добрым вестям. Проходите, не стесняйтесь.

Всех привечаем, душевно встречаем.

В тесноте, да не в обиде.

Завершается зима. День становится длиннее. Все чаще на небе солнце светит. А ведь кажется, что мы совсем недавно встретили ее, радовались первому морозу, первому снегу, любовались снежными узорами.

О снеге да морозе в народе сложено немало пословиц. Давайте их вспомним.

Зима – не лето, в шубу одета.

Зимой солнце сквозь слезы улыбается.

Зима – трех месяцев владыка.

Ребята, а хорошо ли вам было зимой? На санках катались? На лыжах ходили? А на коньках? И ведь совсем недавно мы водили веселые хороводы у елки. Давайте вспомним одни из них.

«Елочка красавица».

Появляются два скомороха.

1-й скоморох : Бояре боярыни!

2-й скоморох : Судари и сударыни!

1-й скоморох : К нам на праздник поспешите!

2-й скоморох : С нами спойте и спляшите!

Ведущий : Что за праздник?

1-й скоморох : Не слыхали о нем разве?

Будет праздник здесь большой,

Встретятся Зима с Весной!

2-й скоморох :

Зиму песнями проводим,

Спляшем с нею в хороводе!

А Весну весельем встретим,

Словом ласковым приветим!

Ведущий :

Как же к нам Весна придет?

Разве по снегу дойдет?

Нет, напутали вы что-то!

Скоморохи :

А скажите, вам охота

Встречу эту увидать?

1-й скоморох :

Что ж, тогда придется звать

Масленицу – Прасковею!

2-й скоморох :

Потому что только с нею,

Встреча эта состоится!

Всех на улицу зовем

Эй, давай, бежим бегом.

Под музыку на «лошадях» въезжает Зима.

Зима :

Здравствуйте, народ честной!

День сегодня не простой,

Над полями, над лесами

Долго я была хозяйкой,

Теплой, белою фуфайкой.

Время быстро пролетело,

Я заметить не успела,

Что закончен мой черед,

Вслед за мной Весна идет!

1-й скоморох :

Погоди, Зима, прощаться

И с народом расставаться.

Мы хотим с тобой плясать

Песни спеть и поиграть!

Песня «Снег».

2-й скоморох : А теперь бежим на улицу играть!

Дети выходят на улицу, старшие и средние дети играют со скоморохами, а подготовительные дети – с Бабой Ягой; затем меняются.

Баба Яга: Здорово, ребятня! Поклон вам люди добрые! А меня-то вы узнали? Верно, касатики мои, она самая – Баба Яга. Я теперь другая и совсем – совсем не злая И даже разрешаю вам прокатиться на моей метле. Хотите? Тогда вставайте в две команды.

Задания для детей:

- «Бег с метелкой между кеглями»

- «Перетяни канат»

- «Золотые ворота».

После игр дети встречаются на одной площадке.

Наигрались, детвора?

Мне уходить пришла пора.

Скоморохи :

Так негоже уходить!

Надо детям подарить

На прощание подарки,

Чтобы было вкусно, сладко!

Зима :

Чем могу вас угостить,

На прощанье одарить?

Разве снегом или льдом,

Холодом, но не теплом!

1-й скоморох :

Прикажи нести блины,

Что румяны, масляны!

Ты, видать, обряд забыла!

На Руси законом было:

Щедро зиму провожать

Всех блинами угощать!

Зима :

Будь, по-вашему, друзья!

Тот обычай знаю я.

Символ праздника несите,

Масленицу покажите.

Выносят блины и чучело Масленицы.

Зима :

И такой обычай есть:

Надо Масленицу сжечь,

Чтоб Весна, моя сестрица,

Все тепло того костра

Всей душою ощутила

К нам на праздник поспешила!

Сжигают Масленицу.

Скоморохи :

Зазывай, народ, Весну

Синеоку и красну!

Жаворонушки – полетовушки!

Прилетите к нам,

Весну красную,

Весну ясную

Принесите нам!

Появляется Весна.

Весна :

Здравствуй, милая сестра!

Тебе на смену я пришла!

Зима :

Здравствуй, милая Весна!

Домой, на север мне пора.

Прощайте, люди и простите

На Зиму зло вы не держите.

Скоморохи :

В свои права, Весна, вступай

Природой править начинай!

Весна и скоморохи угощают детей блинами. Дети снова расходятся по своим участкам, воспитатели проводят с ними игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий праздника «Масленица» для старшего дошкольного возраста

Дети старшей группы проходят в зал и усаживаются на стульчики, а дети подготовительной группы заходят в зал под русскую народную мелодию.

Ведущий : Проходите, гости дорогие, рассаживайтесь поудобнее. Пожалуйста, располагайтесь. Рады гостям, как добрым вестям. Проходите, не стесняйтесь.

Всех привечаем, душевно встречаем.

В тесноте, да не в обиде.

Завершается зима. День становится длиннее. Все чаще на небе солнце светит. А ведь кажется, что мы совсем недавно встретили ее, радовались первому морозу, первому снегу, любовались снежными узорами.

О снеге да морозе в народе сложено немало пословиц. Давайте их вспомним.

Зима – не лето, в шубу одета.

Зимой солнце сквозь слезы улыбается.

Зима – трех месяцев владыка.

Ребята, а хорошо ли вам было зимой? На санках катались? На лыжах ходили? А на коньках? И ведь совсем недавно мы водили веселые хороводы у елки. Давайте вспомним одни из них.

«Елочка красавица».

Появляются два скомороха.

1-й скоморох : Бояре боярыни!

2-й скоморох : Судари и сударыни!

1-й скоморох : К нам на праздник поспешите!

2-й скоморох : С нами спойте и спляшите!

Ведущий : Что за праздник?

1-й скоморох : Не слыхали о нем разве?

Будет праздник здесь большой,

Встретятся Зима с Весной!

2-й скоморох :

Зиму песнями проводим,

Спляшем с нею в хороводе!

А Весну весельем встретим,

Словом ласковым приветим!

Ведущий :

Как же к нам Весна придет?

Разве по снегу дойдет?

Нет, напутали вы что-то!

Скоморохи :

А скажите, вам охота

Встречу эту увидать?

1-й скоморох :

Что ж, тогда придется звать

Масленицу – Прасковею!

2-й скоморох :

Потому что только с нею,

Встреча эта состоится!

Всех на улицу зовем

Эй, давай, бежим бегом.

Под музыку на «лошадях» въезжает Зима.

Зима :

Здравствуйте, народ честной!

День сегодня не простой,

Над полями, над лесами

Долго я была хозяйкой,

Теплой, белою фуфайкой.

Время быстро пролетело,

Я заметить не успела,

Что закончен мой черед,

Вслед за мной Весна идет!

1-й скоморох :

Погоди, Зима, прощаться

И с народом расставаться.

Мы хотим с тобой плясать

Песни спеть и поиграть!

Песня «Снег».

2-й скоморох : А теперь бежим на улицу играть!

Дети выходят на улицу, старшие и средние дети играют со скоморохами, а подготовительные дети – с Бабой Ягой; затем меняются.

Баба Яга: Здорово, ребятня! Поклон вам люди добрые! А меня-то вы узнали? Верно, касатики мои, она самая – Баба Яга. Я теперь другая и совсем – совсем не злая И даже разрешаю вам прокатиться на моей метле. Хотите? Тогда вставайте в две команды.

Задания для детей:

- «Бег с метелкой между кеглями»

- «Перетяни канат»

- «Золотые ворота».

После игр дети встречаются на одной площадке.

Зима:

Наигрались, детвора?

Мне уходить пришла пора.

Скоморохи :

Так негоже уходить!

Надо детям подарить

На прощание подарки,

Чтобы было вкусно, сладко!

Зима :

Чем могу вас угостить,

На прощанье одарить?

Разве снегом или льдом,

Холодом, но не теплом!

1-й скоморох :

Прикажи нести блины,

Что румяны, масляны!

Ты, видать, обряд забыла!

На Руси законом было:

Щедро зиму провожать

Всех блинами угощать!

Зима :

Будь, по-вашему, друзья!

Тот обычай знаю я.

Символ праздника несите,

Масленицу покажите.

Выносят блины и чучело Масленицы.

Зима :

И такой обычай есть:

Надо Масленицу сжечь,

Чтоб Весна, моя сестрица,

Все тепло того костра

Всей душою ощутила

К нам на праздник поспешила!

Сжигают Масленицу.

Скоморохи :

Зазывай, народ, Весну

Синеоку и красну!

Жаворонушки – полетовушки!

Прилетите к нам,

Весну красную,

Весну ясную

Принесите нам!

Появляется Весна.

Весна :

Здравствуй, милая сестра!

Тебе на смену я пришла!

Зима :

Здравствуй, милая Весна!

Домой, на север мне пора.

Прощайте, люди и простите

На Зиму зло вы не держите.

Скоморохи :

В свои права, Весна, вступай

Природой править начинай!

Весна и скоморохи угощают детей блинами. Дети снова расходятся по своим участкам, воспитатели проводят с ними игры.


Статьи по теме