Смотреть что такое "душевный мир" в других словарях

Прочитайте план инфо-урока:

1.Лексическое значение паронимов духовный - душевный

2.Примеры словосочетаний с паронимом духовный

3.Примеры предложений с паронимом духовный

4.Примеры словосочетаний с паронимом душевный

5.Примеры предложений с паронимом душевный

1.ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАРОНИМОВ ДУХОВНЫЙ - ДУШЕВНЫЙ

ДУХОВНЫЙ - интеллектуально-нравственный.

ДУШЕВНЫЙ - 1.Относящийся к душе. 2)Искренне дружелюбный.

2.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ - ДУХОВНЫЙ

1)духовный мир

2)духовные начинания

3)духовная деятельность

4)духовное начало

5)духовная поддержка

6)духовная жизнь человека

7)духовные ценности

8)духовная культура

9)духовный опыт

10)духовная память

11)духовное богатство

12)духовное содержание

13)нравственное и духовное воспитание

14)нравственные и духовные силы России

15)духовные ориентиры

3.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ - ДУХОВНЫЙ

1)Что же такое духовный мир личности?

2)Вопросы духовного

3)Как изменяется духовный

4)Духовное

5)Какова роль музеев в сохранении и распространении духовных ценностей?

6)Патриотизм-это высшее духовное

7)Именно село является основой нравственных и духовных сил России.

8)Духовный человек — это тот, у которого дух доминирует над плотью.

9)Москва – духовный центр Руси.

10)Можно ли назвать духовную

11)Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях. (Фалес)

12)Призвание всякого человека в духовной деятельности – в постоянном искании правды и смысла жизни. (А.П.Чехов)

13)Внутренняя сущность человека зависит не от обстоятельств, не от общественных условий, а от того, есть ли в нём высшее духовное начало… (М.Шатров)

14)Памятники культуры - это генераторы духовной

15)Милосердие состоит не только в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего не в осуждении ближнего, а в уважении его человеческого достоинства. (Л. Н.Толстой)

16)Библиотека, несомненно, центр духовной жизни школы.

17)Родители должны заботиться не только о физическом, но и о духовном развитии ребёнка.

18)Духовный

19)Сильнее всего объединяет людей духовная близость.

4.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ - ДУШЕВНЫЙ

1)душевные качества

2)душевная сила

3)сохранять душевное спокойствие

4)душевный покой

5)душевное состояние

6)душевный настрой

7)душевная песня

8)душевный фильм

9)душевные стихи

10)душевные муки

11)душевные терзания

12)душевные переживания

13)душевные волнения

14)душевное равновесие

15)душевный надлом

16)душевная трагедия

17)душевный комфорт

18)душевный дискомфорт

19)душевная драма

20)душевная щедрость

21)душевная боль

22)душевный подъём

23)душевный порыв

24)душевная теплота

25)душевное состояние героя

26)душевное здоровье человека

27)душевный контакт с близкими людьми

28)душевное тепло

29)душевный кризис героя

30)душевная красота простого человека

31)душевные слова благодарности

32)душевные поздравления

5.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ - ДУШЕВНЫЙ

1)Лес вызывал у меня чувство душевного

душевное

3)Как писатель показывает душевное состояние героя?

4)Каждый человек… пережил состояние вдохновения – душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы. (К.Г.Паустовский)

5)Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.

6)Счастье в душевном богатстве. (Д. Голсуорси).

7)Душевные

8)Война – это тяжёлый, изнуряющий труд, физический и душевный

9)Пока будет жить матрешка, излучая истинную русскую красу, не угаснет и вера в наш умный, душевный

10)Почему в минуты душевного

11)Душевный

12)Типичный герой рассказов В.М.Шукшина – человек чудаковатый, душевный

13)Оптимизм – вера в успех, увлеченность, душевный подъем.

14)Сумел ли Есенин преодолеть душевный кризис 20-х годов?

15)Красота человека бывает не только внешней, но и внутренней (душевной ).

16)Познав истинное горе, Петр выходит из душевного кризиса, и его музыка начинает звучать иначе.

17)Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство.

18)Великодушный – обладающий высокими душевными

19)Это был высокий, крепкий, не слишком разговорчивый, но очень отзывчивый и душевный

20)…А спокойствие – душевная подлость. (Л.Н. Толстой)

21)И скучно, и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды… (М.Ю.Лермонтов)

22)Наша память – это душевный и жизненный опыт, оплаченный дорогой ценой. (Ю. Бондарев).

23)А.А. Фет видел в природе источник таинственной и глубокой жизни, которая может быть доступна человеку лишь в мгновения высшего душевного подъёма.

24)Душевный

25)Он был душевным , религиозным человеком.

26)Беседа наша была душевной .

6.ТЕСТЫ

1)сохранять душевное спокойствие

2) душевная боль

3)душевная память

4)душевное состояние

В одном из приведенных ниже словосочетаний НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер словосочетания и правильное слово.

1)духовные начинания

2)духовный покой

3)духовная деятельность

4)духовное начало

В одном из приведенных ниже словосочетаний НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер словосочетания и правильное слово.

1)душевная теплота

2)душевное состояние героя

3)душевные ориентиры

4)душевные поздравления

В одном из приведенных ниже словосочетаний НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер словосочетания и правильное слово.

1)душевное содержание

2)душевные муки

3)душевные терзания

4)душевные переживания

В одном из приведенных ниже словосочетаний НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер словосочетания и правильное слово.

1)нравственные и душевные силы России

2)душевная щедрость

3)душевный дискомфорт

4)душевное тепло

В одном из приведенных ниже словосочетаний НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер словосочетания и правильное слово.

1)душевные волнения

2)нравственное и душевное воспитание

3)душевное равновесие

4)душевный надлом

В одном из приведенных ниже словосочетаний НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер словосочетания и правильное слово.

1)духовные ценности

2)духовная культура

3)духовный опыт

4)духовный комфорт

В одном из приведенных ниже словосочетаний НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер словосочетания и правильное слово.

1)Как изменяется духовный мир героя на каждом этапе развития?

2)Духовный комфорт основывается на доверии, простоте, открытости.

3)Духовное богатство народа очень тесно связано с народной педагогикой, нравственными проповедями.

4)Какова роль музеев в сохранении и распространении духовных ценностей?

1)И скучно, и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды… (М.Ю.Лермонтов)

2)Оптимизм – вера в успех, увлеченность, душевный подъем.

3)Патриотизм-это высшее душевное состояние человека как личности.

4)Сумел ли Есенин преодолеть душевный кризис 20-х годов?

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Родители должны заботиться не только о физическом, но и о духовном развитии ребёнка.

2)Духовный мир каждого человека уникален.

3)Сильнее всего объединяет людей духовная близость.

4)Духовный человек – это человек, любящий людей.

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Лес вызывал у меня чувство душевного покоя и уюта: в этом чувстве исчезли мои огорчения, забылось неприятное…(М.Горький).

2)Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

3)Внутренняя сущность человека зависит не от обстоятельств, не от общественных условий, а от того, есть ли в нём высшее душевное начало… (М.Шатров)

4)Как писатель показывает душевное состояние героя?

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Душевные переживания – переживания, волнующие душу.

2)Именно село является основой нравственных и душевных сил России.

3)Война – это тяжёлый, изнуряющий труд, физический и душевный . Люди переживают неволю, голод, увечья, смерть.

4)Пока будет жить матрешка, излучая истинную русскую красу, не угаснет и вера в наш умный, душевный , красивый русский народ, в нашу неповторимую родину.

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Почему в минуты душевного волнения ты отправляешься в лес?

2)Типичный герой рассказов В.М.Шукшина – человек чудаковатый, душевный , отзывчивый в радости и беде.

3)Беседа наша была душевной .

4)Не наружность надо украшать, но быть красивым в душевных начинаниях. (Фалес)

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Москва – духовный центр Руси.

2)Это был высокий, крепкий, не слишком разговорчивый, но очень отзывчивый и духовный человек, хороший товарищ, работник и семьянин.

3)Можно ли назвать духовную и общественную жизнь Сергия Радонежского подвигом?

4)Библиотека, несомненно, центр духовной жизни школы.

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Что же такое духовный мир личности?

2)Вопросы духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения выходят в нашем обществе на первый план.

3)Великодушный – обладающий высокими духовными качествами, готовый бескорыстно жертвовать своими интересами для других; умеющий прощать других людей.

4)Памятники культуры - это генераторы духовной энергии, вложенной в них теми людьми, которые их создавали, а также теми людьми, которые на протяжении многих веков им поклонялись. (Ф.Абрамов)

7.ОТВЕТЫ

№ тестового задания

№ словосочетания или предложения

духовная

душевный

духовные

духовное

духовные

духовное

душевный

Март 1996 г.

Дорогой Друг!

В предыдущем послании мы проанализировали триединство человеческой личности – дух, душу и тело. Давайте продолжим исследование этой темы, и рассмотрим вопрос взаимоотношений между духом человека и его душой.

Человеческий дух произошел напрямую от Бога и имеет непосредственную связь с Ним. От начала было так: Бог управлял духом человека, этот дух управлял душой, а душа, в свою очередь, руководила телом. Вследствие бунта дух человека был устранен от управления, а контролировать человека начала его душа. В результате этого каждый невозрожденный человек находится под контролем трех функций души: воли, разума и эмоций.

Примиряя человека с Собой, Бог стремится восстановить первоначальный порядок, в котором Он опять сможет напрямую быть связан с духом человека; дух сможет занять место над душой; а душа управлять телом. Понимание этого помогает нам понять переживания Давида, выраженные в Псалме 102:1: «Благослови, душа моя, Господа». Верой дух Давида был воссоединен с Богом и стремился поклониться Ему. В результате чего дух Давида побуждает его душу, а та, в свою очередь, – голосовые связки произнести нужные слова прославления и поклонения.

До тех пор, пока человек находится в подчинении Богу, а его душа подчинена духу, – он способен жить в гармонии с Богом и самим собой. Но как только человек снова начинает бунтовать против Бога, его душа выходит из подчинения духу, и внутренняя гармония разрушается. Таким образом, между духом и душой постоянно происходят трения – там присутствует определенное напряжение.

В греческом языке Нового Завета есть особое прилагательное, образованное от слова «душа» («псюхе»), и означающее действие, порожденное душой. Это – прилагательное «псюхикос». На наш язык было бы правильно перевести его как «душевный». Но, к сожалению, некоторые языки мира, такие как, например, английский, не имеют точного аналога этому слову (русский язык обладает таким преимуществом, – прим. ред .).

В результате этого в английском переводе Нового Завета используется целый ряд слов для описания понятия «душевный»: «естественный, чувственный, мирской, недуховный, лишенный духа», и фразу «следующий своему природному инстинкту». По этой причине англоязычные читатели Библии не могли проникнуть в суть этого вопроса и понять, что все эти слова или фразы означают одно и то же слово на греческом. Но мы будем использовать именно слово «душевный». Это подчеркнет существующее в Новом Завете противопоставление между духовным и душевным.

В 1 Коринфянам 15:44-46 Павел использует слово «душевный» трижды для того, чтобы подчеркнуть разницу между нашим нынешним телом, которое душевно, и прославленным телом, которое будет духовным. Душевным является тело, в котором дух вынужден действовать через душу. А духовное – это такое тело, в котором управление будет осуществляться непосредственно духом, без необходимости получения пропуска через душу.

Херувимы, описанные в первой главе Книги пророка Иезекииля, по всей видимости, имеют такие духовные тела: «И шли они каждое в ту сторону, которая пред лицом его; куда дух хотел идти, туда и шли…» (стих 12). И снова: «Куда дух хотел идти, туда шли и они; куда бы ни пошел дух…» (стих 20).

По-видимому, именно такие тела верующие получат после воскресения. Нашему духу больше не будет нужно побуждать душу, чтобы та, в свою очередь, управляла действиями тела. Наше тело будет реагировать непосредственно на решения духа. Мы станем подобными этим самым херувимам – мы будем идти туда, куда хочет наш дух. Какая славная свобода!

В Новом Завете есть три отрывка, которые еще яснее открывают противодействие духовного и душевного. Павел пишет: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор. 2:14-15).

В понимании духовных вещей душа зависима от духа. Если она не находится в гармонии с духом, то сфера духовной истины закрыта для нее. Поэтому очень важно, чтобы мы подходили к истине с правильным отношением: душа подчинена духу, а дух находится в союзе с Богом.

Затем, Иуда пишет об определенной категории людей в церкви: «это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям, …отделяющие себя от единства веры, душевные, не имеющие [Святого] духа» (Иуда 16,19). Христианин, душа которого не подчинена Богу посредством духа, становится каналом, через который плотской образ жизни и распри могут проникать в церковь. Здесь сокрыт истинный корень разделений в Теле Христовом.

Наконец, в Послании Иакова 3:15 упомянуто об одном виде мудрости, которая «…не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская…» . Иаков говорит о трех последовательных нисходящих ступенях: от земного к душевному, и, далее, к бесовскому. Когда христианин становится земным, он теряет из поля зрения вечность. Он не может видеть дальше земного – успеха, удовольствия, процветания, физического здоровья. Он заинтересован только в том, что его вера может дать ему только в этой жизни!

Для таких людей Павел говорит: «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор. 15:19). Такие христиане часто считают самих себя преуспевающими. Бог считает их достойными жалости.

Итак, за земным следует душевное. Быть душевным – значит быть самососредоточенным, эгоистичным. Для таких людей христианская вера – это способ взять от жизни все, что им нужно. Они считают, что благочестие служит для прибытка (личной выгоды) (см. 1 Тим. 6:5).

Душевное, в свою очередь, открывает дверь бесовскому. Это основной путь проникновения бесов в церковь. На один из самых частых вопросов: нуждаются ли христиане в освобождении от бесов? – слова Иакова дают ясный ответ. Такое скатывания вниз от земного к душевному и к бесовскому открывает – как отдельных верующих, так и целые общины – для бесовской деятельности.

Во многих местах сегодня вы найдете церкви, находящиеся в этой порочной смеси. Нет четкой границы между душевным и духовным, и поэтому нет преград для бесовского. Истинные проявления Святого Духа перемешались с совершенно очевидными бесовскими проявлениями. И в результате многие искренние верующие озадачены и сбиты с толку.

Чтобы защитить самих себя мы должны развивать духовное различение и научиться отличать истинно духовное от душевного (от душевной подделки). Но для этого существует только один достаточно острый инструмент. И это – Слово Божье: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12). Затем упоминаются два условия, которые мы должны выполнить для того, чтобы иметь такое различение: «Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:14).

Первое условие – мы должны регулярно питаться твердой духовной пищей через изучение всей Библии. Второе условие – мы должны регулярно практиковать различение. Мы должны бодрствовать, распознавая духовные силы, действующие в каждой отдельной ситуации. Различение должно стать такой же неотъемлемой частью нашей жизни, как и молитва.

В завершении, давайте обратимся к словам Павла и прислушаемся к наставлению Божьего апостола: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью» (1 Кор. 16:13-14).

Ваш в служении, Дерек Принс.

«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» ().

Как это так? Почему «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия» , мало того: как он может почитать это «безумием» ? И что значит «судить духовно» ?

На языке светском «человеком душевным» обычно называют того человека, у которого проявляются лучшие качества души – человека доброго, сердечного. Почему же такой человек может не принимать того, что «от Духа Божия» и даже почитать это «безумием»? Не учили ли нас еще с детства, что человек состоит из души и тела и что, хотя тело создано из земли, но зато душа – это высшее начало в человеке, она Божественного происхождения и стремится к Богу? Как же эта душа может быть чуждой Божию и не принимать то, что от Духа Божия происходит? Но вот и апостол Иуда, брат Господень, в своем соборном послании говоря о том, что «в последния времена появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям, которые отделят себя от единства веры», как бы в пояснение потом прибавляет: «это люди... душевные, не имеющие духа» ().

Что это за люди душевные? И почему Слово Божие относится к ним неодобрительно?

Представление о том, что человек состоит из души и тела, – слишком элементарное, примитивное, а в действительности конструкция человека гораздо более сложна. Когда говорят, что человек состоит из души и тела, то обычно хотят этим выразить, что человек состоит не только из одного мертвого вещества, материи, но и из того высшего начала, которое эту материю оживотворяет, делает живой. «И стал человек душою живою» , говорит книга Бытия (), после того как Бог, создав человека из праха земного, «вдунул в лице его дыхание жизни» . В этом смысле душу имеет и каждое живое существо, каждое животное. «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую... и сотворил рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся... И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ея, скотов и гадов и зверей земных по роду их. И стало так» (). Следовательно, душой называется, в сущности, только жизненное начало в каждом живом существе – не больше.

С этой точки зрения становится вполне понятным изречение Господа, которое без такого предварительного объяснения многим кажется непонятным и даже соблазнительным: «Кто хочет душу свою спасти, погубит ее, а кто погубит душу свою Мене ради и Евангелия, тот спасет ее» (). Под «душой» здесь разумеется жизненное начало в человеке, то есть что делает живым мертвое само по себе тело, но не больше, и весь текст приобретает такой, уже вполне ясный смысл: «Кто хочет жизнь свою спасти, то есть кто слишком дорожит своей земной жизнью, тот ее потеряет, а кто отдаст свою жизнь ради Христа и Евангелия, тот именно только и приобретает настоящую жизнь, не эту временную, земную, а вечную, будущую».

Итак, представление о том, что человек состоит из тела и души, есть представление примитивное, далеко не исчерпывающее всей сложности конструкции природы человека. В послании апостола Павла к евреям мы находим более детализированное представление о составе человеческого естества. Апостол Павел говорит, что «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдуостраго, оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечныя» (). Тут, как мы видим, различается «душа» и «дух». Это различие «душевности» и «духовности» в человеке мы находим и во многих других местах Священного Писания , почему Церковь и положила считать, что человек по своему естеству трехсоставен или трехчастен и состоит из: 1) духа, 2) души и 3) тела, причем высшее начало в человеке – это дух, а душа, хотя и выше тела, так как она невещественна, нематериальна, но она, по выражению нашего великого психолога и знатока духовной жизни епископа , «вся обращена исключительно на устроение нашего временного быта – «земного» и «познания ея строятся только на основании того, что дает опыт окружающей жизни, и деятельность ея обращена на удовлетворение потребностей временной жизни» («Что есть духовная жизнь», стр.31). Поэтому душа есть низшее по сравнению с духом начало в человеке, и она тесно связана с телом и телесной жизнью, но сама вместе с тем служит как бы связующим началом между телом и духом, представляя собою как бы мост от тела к духу.

Итак, человек трехсоставен. Что же представляет собой каждая из трех составных частей его природы?

Тело создано Богом «из праха земного» (), и потому оно принадлежит земле: «Земля еси и в землю отыдеши» (), – сказано первому человеку. Телесная жизнь человека состоит в удовлетворении потребностей тела. Своей телесной жизнью человек ничем не отличается от прочих живых существ-животных. Потребности тела многоразличны в соответствии с разными органами тела, но в общем все они сводятся к удовлетворению двух основных инстинктов: 1) инстинкта самосохранения и 2) инстинкта продолжения рода.

Оба эти инстинкта вложены Творцом в телесную природу всякого живого существа с вполне понятной целью – дабы это живое существо не погибло и не уничтожилось бы бесследно. Для общения с внешним миром тело человека наделено пятью органами чувств: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, без коих человек был бы в этом мире вполне беспомощным. Весь этот аппарат человеческого тела необыкновенно сложен и премудро устроен, но сам по себе он был бы мертвой машиной, если бы его не оживотворяла душа.

Душа дана Богом, как оживотворяющее тело начало, для того, чтобы управлять телом. Все действия, или, вернее, движения души столь многообразны и сложны, так переплетаются друг с другом, так изменчивы и зачастую трудно уловимы, что их для удобства принято разделять на три вида, три разряда: мысли, чувства и желания. Эти движения души изучаются особой наукой, которая называется психологией. В соответствии с разделением движений души на три части и психология обыкновенно делится на три отдела: 1) психология познания, 2) психология чувства и 3) психология воли. К области познания относятся воображение и память, коим пользуется рассудок для приобретения определенных понятий и знаний о вещах. Понятия и знания, приведенные мыслительным трудом в порядок или систему, дают ту или иную науку. Органом тела, с помощью которого душа производит мыслительную работу, является мозг.

Органом чувства принято считать человеческое сердце. Это потому, что всякое чувство – радость или горе, скорбь или удовольствие, симпатия или антипатия, гнев или мирное расположение духа, покой или беспокойство – всегда отражается на сердце – усилением или ослаблением его деятельности. Сердце – мерило того, что нам приятно или неприятно, а так как человек, естественно, стремится к тому, что приятно и хочет избежать того, что неприятно, то сердце, естественно, является как бы центром жизни человека, центром, в котором вмещается все, что входит в душу совне и из которого исходит все, что обнаруживается душой вовне.

Желаниями человека руководит воля, которая не имеет для себя вещественного органа в нашем теле, а орудия для исполнения ее предначертаний – это наши члены, приводимые в соответствующее движение тем или иным решением воли при помощи мускулов и нервов.

Результат деятельности нашего ума и чувств, порожденных сердцем, оказывает то или иное давление на волю, и наше тело производит то или иное действие или движение.

Таким образом, душа и тело тесно связаны друг с другом. Тело с помощью органов внешних чувств дает те или иные впечатления душе, а душа, в зависимости от этого, так или иначе управляет телом, руководит его деятельностью. Ввиду такой тесной связи души с телом эту жизнь нередко называют общим термином: «жизнь душевно-телесная».

Однако необходимо все же различать: жизнь телесную, как удовлетворение потребностей тела, и жизнь душевную, как удовлетворение потребностей души.

В чем состоит жизнь телесная, мы уже знаем. Она состоит в удовлетворении требований двух главных инстинктов: инстинкта самосохранения и инстинкта продолжения рода. душевная состоит в удовлетворении потребностей ума, чувства и воли: душа хочет приобретать знания и испытывать те или иные чувства.

Но жизнь человеческая далеко не исчерпывается удовлетворением потребностей тела и души. Тело и душа – это еще не весь человек, неполный человек. Над телом и душой стоит еще что-то высшее, то именно, что часто выступает в роли судьи и души, и тела и дает всему оценку с особенной, высшей точки зрения. Это высшее начало в человеке есть дух, который Божественного происхождения. Это та сила, которую вдохнул в лице человека, завершая его творение. Душа есть и у животных, но она, согласно повествованию книги Бытия, вместе с телом была произведена землей: «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ея, скотов, и гадов, и зверей земных» (). Душа человеческая во многом сходна с душою животных, но в высшей своей части она несравненно превосходит душу животных, а это зависит от сочетания души человека с духом, который от Бога.

Что же это за дух и каковы его проявления?

«Дух, – говорит еп. Феофан Вышенский, – как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой. Неким духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную от Него зависимость и сознает себе обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им («Что есть духовная жизнь»). «Ты, Боже, создал нас со стремлением к тебе, – говорил еще блаженный Августин , – и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе».

Каковы же проявления духа в человеке? Как и в чем они выражаются? Великий психолог и наставник духовной жизни епископ Феофан указывает нам три таковых проявления: 1) страх Божий, 2) совесть и 3) жажда Бога.

1 . «Все люди, на каких бы они степенях развития ни стояли, – говорит епископ Феофан, – знают, что есть Верховное Существо Бог, Который все сотворил, все содержит, всем управляет, что и они во всем от Него зависят, и Ему угождать должны, что Он есть Судия и Мздовоздаятель всякому по делам его. Таков естественный символ веры, в духе написанный. Исповедуя его, дух благоговенствует пред Богом и исполнен страха Божия».

2 . «Сознавая себя обязанным угождать Богу, дух не знал бы, как удовлетворить сей обязанности, если бы не руководила его в сем совесть». «Совесть указывает человеку, что право и что неправо, что угодно Богу и что неугодно, что должно и что не должно делать». Но совесть не только указывает должное, причем «за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть законодатель, блюститель закона, судия и воздаятель». Недаром народ называет совесть «голосом Божиим» в душе человека.

3 . Духу свойственно искать Бога, стремиться к соединению с Богом, жаждать Бога. Ничем тварным и земным дух удовлетвориться не может. Кто бы сколько ни имел земных благ, ему все кажется мало, все хочется чего-то большего. Эта вечная неудовлетворенность, всегдашнее недовольство показывает, что у нашего духа есть стремление к чему-то высшему, идеальному, как говорят, а потому ничто земное этого высшего и идеального заменить не может, и душа человека мается, не находя себе покоя. Только в Боге, в живом общении с Ним человек находит себе полное удовлетворение и успокаивается, приобретая высшее – благодушевный мир и спокойствие.

Итак, вот каковы проявления духа в человеке. Теперь ясно, в чем состоит и духовная жизнь в отличие от жизни телесной и душевной. Духовная жизнь состоит в удовлетворении потребностей духа, а потребности духа состоят в стремлении человека к Богу, искании живого союза, общения с Богом и желании жить по воле Божией.

Так ли у нас, в наше время, понимают духовную жизнь? Наше время вообще отличается всякого рода маскировкой, фальшью, подтасовкой, извращениями и злонамеренными искажениями. Это и понятно. Ибо дух самоутверждающейся человеческой гордыни в совершенно обнаженном, явно открытом для всех виде очень непривлекателен, так же, как и сам отец его сатана, а потому этому духу необходимо маскировать себя, прикрывать себя разными благовидными личинами. Недаром же и сам сатана, по словам апостола, преобразуется «во ангела светла» () . В современных понятиях поэтому очень многое извращено и искажено до неузнаваемости. Так обстоит дело и с вопросом о духовной жизни. Современность игнорирует вовсе дух человека, как таковой, сливая дух с душой в одно, причем даже в современной научной психологии явления духовной жизни относятся к разряду душевной жизни: и религиозное чувство, и моральное чувство, и совесть – это будто бы функции все той же души, а так как душа материалистами отрицается и функции ее рассматриваются лишь как функции мозгового и нервного вещества, то и явления духовной жизни тоже оматериализовываются и рассматриваются как функции мозга, нервной системы и т.п. Получается грубейшая и нелепейшая профанация явлений душевной жизни. Явления телесной, душевной и духовной жизни весьма часто современным человеком вовсе не различаются, и получается смешение этих понятий и страшная путаница. Неудивительно поэтому, что когда мы слышим в нынешнее время выражение «духовная жизнь», то оказывается, что под понятием духовной жизни разумеется все, что угодно, но только не подлинное явление духовной жизни. К области духовной жизни относят не только науку, всевозможные открытия и изобретения, но даже кинематографию, театр, балет и чуть ли не цирк. Иными словами, «душевность» выдается за «духовность», и то, что относится к сфере всего лишь «душевной жизни», называют, по недоразумению, «жизнью духовной».

Почему совершился этот подлог и почему жизнь духовная стала уделом лишь немногих избранных личностей?

Да все потому же, что дух самоутверждающейся человеческой гордыни стал господствующим духом нашего времени. Подлинная духовная жизнь, то есть стремление человеческого духа к Богу, естественно, предполагает прежде всего живую веру в личного Бога и искреннее желание жить, руководствуясь голосом совести, а этого-то именно и нет у большинства современных людей. Как мы уже говорили, дух самоутверждающейся человеческой гордыни стремится на место веры в Бога утвердить веру в себя, а голос совести, как обличающий это заблуждение и вообще мешающий свободе действий в этом направлении, усыпить и подавить. Существование духа отрицается, игнорируется, на первый план выступает душа, то есть область ума, чувства и воли, и она-то, эта душа, низшее по сравнению с духом начало, занимает первое место в жизни человека. Поэтому такого человека Слово Божие и называет «душевным» человеком, утверждая, что ему духовное непонятно, область духовного ему чужда, а потому он не может понять и принять то, что происходит от Духа Божия.

Но как бы человек ни подавлял в себе требования духа, они все же заявляют свои права. Дух рвется к Богу и, не находя выхода своим стремлениям под грубым насилием, которое чинит над ним самоутверждающаяся человеческая гордыня, он довольствуется, так сказать, «суррогатами», которые изобретает для его успокоения человеческая гордыня. Вместо подлинной какое-либо туманное философское учение, или теософия, или спиритизм, или еще что-либо подобное, а вместо церкви – храм науки, или театр, или балет, вообще что-либо из области душевной жизни, могущее увлечь собой человека. Эта подтасовка, подмена духовности душевностью, особенно характерна для нашего времени. Так, например, многие у нас в России в последнее время ходили, да и теперь ходят в церковь только для того, чтобы получить эстетическое наслаждение – послушать красивое пение. Нет спору, что эстетическое чувство – это, конечно, высокое чувство, ибо чувство прекрасного в душе человека – это отображение высшей Божественной красоты, но поскольку оно является бессознательным, безотносительно от сознательного влечения, стремления к Богу, оно все же относится только к области душевности и чуждо подлинной духовности. Вообще на высших своих ступенях душевные чувства настолько сближаются с духовными, что современному человеку бывает трудно их различить, и он «душевное» принимает за «духовное», и ему иной раз кажется, что он от этого «душевного» получает полное духовное удовлетворение, хотя это, конечно, только самообман, заблуждение. Мне признавался один весьма интеллигентный и развитый душевно, но, к сожалению, малодуховный человек, что он, слушая музыку, испытывает молитвенное настроение. Как отличить душевное состояние от подлинно духовного? Подлинно духовное состояние всегда вполне бесстрастно, оно настолько возвышенно, что как бы уносит человека от земли и не дает ему никаких телесных ощущений, а всякое душевное состояние, сколь бы оно высоко ни было, непременно вызывает те или иные телесные ощущения, как, например, усиленное биение сердца, приятное щекотание нервов или так называемые «мурашки по спине», которые особенно чувствуются любителями красивого пения, красивой музыки.

Этой именно преобладающей «душевностью» современного человека и объясняется то, что настоящее строгое церковное пение, пение, удовлетворяющее лишь «духовности», для большинства даже, казалось бы, церковно-настроенных людей, кажется непонятным, скучным, и им не нравится. Взамен этого строго церковного пения у нас заводится в последние два столетия новое пение, пение итальянское, концертное, удовлетворяющее «душевности», а потому нравящееся современному человеку, погрязшему в тине «душевности». Точно так же не нравится современному человеку и древняя иконопись, так как духовное чутье его слишком неразвито для того, чтобы понять и оценить «духовную» красоту этих вполне отрешенных от земли священных изображений древности. «Душевному» человеку больше нравятся современные Мадонны, полнолицые и румяные, напоминающие более о здешней земной жизни, чем о возвышенном мире духовном. Так и во всем прочем, современный человек туп и глух к истинной «духовности» и чувствителен только к «душевности», которую нередко принимает за «духовность», называя даже официально в литературе, и прессе, и общественных выступлениях свою «душевную» жизнь жизнью «духовной».

Почему так подавлена в нынешнее время жизнь «духовная» и почему на первый план выступила жизнь «душевная»?

Мы уже сказали, что это сделал все тот же дух современности, дух самоутверждающейся человеческой гордыни, который задался целью вытравить представление о Боге из жизни современных людей и богом для себя сделал самого человека. Вся жизнь современных людей строится поэтому таким образом, что нет места для подлинной духовной жизни, и каждый ищущий духовности человек мечется в отчаянии, все больше и больше погрязая в тину душевности. Самый темп современной жизни, темп нервный, не дающий места уединенной самососредоточенности, не благоприятствует ведению духовной жизни. Современный человек – это как винтик или колесико в огромной машине нынешней материалистической культуры: он теряет свою личность, свою индивидуальность и подлинно, по меткому народному выражению, целый день, а нередко и ночь, «вертится как белка в колесе». «Время – деньги» – вот основной лозунг жизни современного человечества, а потому нет времени на то, чтобы углубиться в себя, самососредоточиться, прислушаться к движениям своего духа, к голосу своей совести. Этот темп жизни, нервный и бешеный, чрезвычайно утомляет, обессиливает человека, а потому не остается у него достаточно сил для непременной работы над собой, каковой требует духовная жизнь. Остается только желание как-то развлечься, отдохнуть, отвлекшись на время от этой гнетущей механизации жизни, а потому так распространились теперь всякие дешевые, легкомысленные увеселения вроде кино, танцулек и т.п. мест времяпровождения в свободное от работы и от занятий время. Это несомненный бич современности, разлагающий все здоровье в человеке, но это неизбежное порождение современной культуры человека, отрекшейся от Бога и сделавшей основой своей жизни дух самоутверждающейся человеческой гордыни.

Все эти увеселения и развлечения действуют, как водка и кокаин, на современного человека, они еще более усыпляют в нем духовную жизнь, парализуют духовные движения, подавляют голос совести и все нравственные требования, и человек мало-помалу из области «душевности» спускается еще ниже – в область «телесности» и становится как бы «плотью бездушной», по словам Псалмопевца: «Человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им» (). И исполняется на них грозный приговор Божий, изреченный еще современникам праведного Ноя, погибшим от потопа: «Не имать дух Мой пребывати в человецех сих... зане суть плоть» (). И, конечно, когда человек, созданный по образу и подобию Божию, отрекается от своего высокого достоинства и, становясь «плотию бездушною», «прилагается скотам несмысленным и уподобляется им», он сам изрекает смертный приговор. События последнего времени для нас лучшее доказательство, как губительно для человека забвение духовной жизни, подмена ее «душевностью» и ниспадение в область «телесности». Забвение Бога и провозглашение богом самого человека ведет к все большему и большему нравственному падению, а в результате к озверению и к самоистреблению.

Поэтому ясно как белый день, что единственный путь спасения человечества от этой окончательной гибели – это путь духовной жизни, но не той «духовной» жизни, которую подносят современному человеку его культурные вожди, совершающие подлог и подмену «духовностью», а подлинной духовной жизни, проявления которой заключаются в стремлении человека к Богу, искании общения с Богом и желании жить по Его святой воле.

1Кор.2:12-16
«12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 Что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но от Духа Святого, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что от Духа Святого, потому что он почитает это безумием; не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов».

Это одно из самых потрясающий откровений, которое есть в новом завете. До сегодняшнего дня оно приводит многих в смятение, но оно разрывает религиозные замки, которыми дьявол сковывает многих сегодня в разных религиозных лагерях.

Дух Божий всегда ведет к освобождению и свободе. Мы можем судить обо всем, если находимся в Божьем Духе и не переходим к осуждению. Но именно этого боится сатана и понятно, что он либо сводит все к: «не будем судить»; либо сталкивает к явному осуждению и клевете.

Мы призваны оставлять всякий раз душевные узы с кем бы то ни было. «Душевное» - враг «духовного». Более, душевное это и есть плотское, то есть то, что еще не подчинено Духу Божьему. Мы все, каждые день обязаны брать свой крест, на котором выносим приговор своей еще душевной жизни…

Даже Петр, ученик Христа, сказав «пожалей себя» Христу, услышал в ответ: «Отойди от мен сатана, ты думаешь не о том, что Божье, но человеческое».

Душевное всегда вносит человеческую логику. «Что может быть доброго из Назарета?». Или «Вот мать твоя и братья твои». Сатана давит на душу, чтобы остановить нас в следовании за Христом. «А что подумают люди?»

Галл. 1:10
«У людей ли я ныне ищу благоволения?» - говорит автор послания.

Дух Божий заостряет наше внимание на многих важных вопросах, которые касаются излишней душевности в наших собраниях.Душеные узы ведут к рабству плоти и, в конце концов, - к отступлению от Бога…

4Царств 18:1-7
«1 В третий год Осии, сына Илы царя Израильского, воцарился Езекия, сын Ахаза, царя Иудейского.
2 Двадцати пяти лет был он, когда воцарился, и двадцать девять лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Ави, дочь Захарии.
3 И делал он угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид отец Его.
4 Он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, - потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан
5 На Господа, Бога Израилева уповал он; и такого, как он, не было между всеми царями Иудейскими не после него и прежде него»…

Вот это да! То есть он разрезал все душевные узы и не боялся последствий. «Душевное» завело далеко сердце Израиля, так что весь Израиль кадил иным божествам. Но Езекия был верен пред Богом.

«6 И прилепился он к Господу, и не отступал от Него, соблюдал заповеди Его, какие заповедовал Господь Моисею.
7 И был Господь с ним: везде, куда он не ходил, поступал благоразумно. И отложился от царя Ассирийского, и не стал служить ему»… То есть не искал больше помощи в мире и вообще в лице кого-либо из людей влиятельных…

Езекия разрезал все душевные связи в своем хождении с Богом, но, пришли более серьезные испытания в жизнь Езекии. Царь Ассирийский переселил всех Израильтян в Ассирию, понятно что силою.

4Царств.18:12
«За то, что они не слушали гласа Господа, Бога Своего, и преступили завет Его: все, что заповедовал Моисей, раб Господень, они и не слушали, и не исполняли». Но ведь это не касалось Иудеи! Езекия был верен Господу. И вот царь Ассирийский пошел против Иудеи.

4Царств. 18:13
«В четырнадцатый год царя Езекии, пошел Сеннахирим, царь Ассирийский, против всех укрепленных городов Иудеи». Это было испытание. Но Езекия пошел на компромисс.

4Царств.18:14
«И послал Езекия, царь Иудейский, к царю Ассирийскому, в Лахис, сказать: виновен я; отойди от меня; что наложишь на меня, я внесу»…

В чем был виновен царь Езекия перед Ассирийским царем? Тем, что отложился от него при своем правлении, так посчитал он. В этом он чувствовал свою вину? Нет, просто страх человеческий объял сердце его.

4Царств 18:14-16
«14 И наложил царь Ассирийский на Езекию, царя Иудейского, триста талантов серебра и триста талантов золота.
15 И отдал Езекеия все серебро, какое нашлось в доме Господнем и в сокровищницах дома царского.
16 В то время снял Езекия золото с дверей дома Господня и с дверных столбов, которые золотил Езекеия, царь Иудейский и отдал его царю Ассирийскому»…

Страх человеческий – ставит сеть. Многие из нас, в том числе и я, шли на компромиссы из-за страха человеческого. Но нужно покаяться и отложить свое сердце от всего - к чему, или к кому мы примкнули из-за страха. Это не верное основание для нашего упования. Оно связало нас. Многие церкви сегодня приняли «крышу» именно из-за этого основания. Пастырями двигал страх и неправильно обнародованное учение. В этом нужно покаяться. Этим состоянием воспользовались «вербовщики», но отношения в Царстве Божьем не строятся на страхе, или человеческом авторитете. Есть путь к отношениям истинным, в которых никогда не перечеркивается свобода выбора и не налагаются человеческие заветы, ведущие к душевным узам….

Но, принимая истину, мы переживаем освобождение и от этого рабства.

Евр.4:12
«Ибо слово Божье живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные»…

Вот что делает истина. Она и сегодня исполняет свое предназначение. Все сферы нашей жизни должны подвергнуться освящению. Те, кто затворяют вход и сами не входят путем истины – могут быть смещены той же истиной и словом от Бога. Поэтому лучше строить свой фундамент на откровении, которое в начале должно освободить нас и тогда мы увидим, как помочь ближнему…

Но вы скажете, большинство так живет и Бог милостив, в конце концов.

Начнем с первого – большинство так живет.

Именно в этом есть обольщение. Сегодня, некто сказал, что христиан в мире насчитывается немалое число. То есть все, кто называет себя христианином – зачислили в этот лагерь большинства. Но это большинство, скорее всего на сегодня раскрывает лицо блудницы. И даже те, кто идут за Богом, едва оторвались от ее характера жизни. Я и себя еще вижу в этом. Как? Очень просто. Именно это раскрывает один из стихов откровения

Этот исход давно начался, но компромиссы возвращают нас назад. Большинство из нас все еще находится в этой блуднице.

Исход 23:2
«Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды»…

Второе: "Бог милостив". Но о какой милости идет речь? О попустительстве? Так в этом нет природы Его милости, потому что, если кто оставляет путь правды, то он все более приближается к бездне. Милость Его является в том, что Он говорит к нам, отводя от обольщений многих. Но как часто, мы все еще глухи и слепы? И в первую очередь я снова говорю себе это слово...

Но вы думаете, что когда мы идем на компромисс - этим все заканчивается? Нет, конечно же, сатана захочет всю душу, потому он будет искать лазейку, как затянуть нас больше. Потому и сказано, чтобы мы возлюбили Господа всем сердцем и всем своим разумением. Нам нужно отлеплять свое сердце от идолов, а также от тех людей, которые возлюбили мир.

2Тим. 4:10
«Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век»…

То есть, в конце концов, душевные люди будут оставлять место переплавки и уходить в мир. Они делают сами свой выбор, выбирая компромиссы. Не нужно идти за ними. Авраам не пошел уговаривать Лота. Но когда Лот попал в беду – он помог ему, но это не дало надлежащего результата.

Сегодня сатана трудится над всеми истинами, чтобы умалить их значение до человеческого сознания. Особенно над истинами – «покаяние» и «возьми свой крест». Перекручивая истинный смысл – он добивается того, чтобы верующие продолжали называть себя верующими и шли на губительные для них компромиссы…

Итак, мы говорим, что христианство в том виде, в котором мы представляем – скорее душевное, нежели духовное. А душевное должно умереть. Это как семя, которое сеется душевное, а восстает духовное, так и в этом случае…

Апостол Павел обсуждает тему воскресения мертвых. Зачем? Потому что привязанный к земной жизни человек – перестает ожидать небесной и строит свое упование, как человек душевный. Постепенно истина о воскресении мертвых становится второстепенной. Но ведь мы верующие ожидаем этого, или нет?

1Кор.15:35
«Но скажет кто-нибудь; как воскреснут мертвые? И в каком теле придут?»

Плотской человек или душевный теряет это понимание, он слишком привязан к земным началам и ценностям…

1Кор.15:36
«Безрассудный! То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет;»

Правда, интересно? Истина о смерти и воскресении Христа пропитывала сознание каждого духовного человека. Но вот восстает душевное христианство и начинает противиться. Апостол Павел начинает объяснять это откровение. И оно само собою для душевного покажется безумием, ведь оно выносит приговор нашим без Бога плотским усилиям, но зато раскрывает новую надежду.

1Кор.15:37
"И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое..."

1Кор.15:41-46
«41 Иная слава солнца, иная слава Луны, иная звезд; и звезда от звезды рознится в славе
42 Так и при Воскресенки мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении;
43 Сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи восстает в силе;
44 Сеется тело душевное, восстает тело духовное,
45 Так и написано: «первый человек Адам стал душою живущею»; а последний дух животворящий.
46 Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное.
47 Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба.
48 Какой перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные;
49 И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного.
50 Но то скажу вам, братья, что плоть и кровь не могут наследовать Царства Божьего»…

К чему вел апостол Павел? К тому, о чем мы говорим. Мы имеем наследие первого Адама, по образу которого мы привыкли жить до уверования и теперь этот образ мы скинули, но еще нуждаемся в непрестанном преобразовании в нового Адама. Рим. 12:2…

Это преобразование от Духа Святого вводит в Славу Божью и взирая на Славу Божью, мы преображаемся…

Но душевные связи будут пытаться нас останавливать, чтобы обратить от истинного пути. Душевное может показаться мудрым, но в нем нет мудрости Божьей…

Иакова 3:13-18
«13 Мудр ли и разумен кто из вас? Докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью.
14 Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину:
15 Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская;
16 Ибо, где зависть и сварливость, там неустройство и все худое.
17 Но мудрость, сходящая свыше, во-первых чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.
18 Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир»…

Кто еще действует в душевной мудрости, тот будет поступать подобным описанным выше образом, но духовный хранит мир и убегает о споров и конфликтов, притом, что не идет на компромисс с истиной. Просто он ее выносит из совета с Господом прежде, чем предоставит ее на суд человечекий...

Оценка апостолом Павлом своей проповеди (2,1-13)

Доказав выше, что «благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1,21) , апостол Павел теперь показывает, что его проповедь была именно таковой: не в красноречии и мудрости человеческой, а в простоте истины креста Христова. «Ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, притом распятого» (2,2).

Именно крестная смерть Христа и ее значение (по примеру апостола Павла) должны быть главной темой проповеди всякого пастыря. Искупительная смерть Христова была стержнем всех его бесед .

Сила же проповеди апостола была не в красноречии или силе логики, но в «явлении духа и силы»: «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера наша утвердилась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (2,4-5).

Духовно совершенным, т.е. тем, кто верой принимал непостижимую тайну креста Христова, апостол открывал все сокровища христианской мудрости: «Мудрость же мы проповедуем среди совершенных» (2,6). Все Послания апостола наполнены этой мудростью. Божественная мудрость названа апостолом «тайной сокровенной» (2,7) , т.е. она неисповедима для природного человеческого сознания, как неисповедимо и то блаженство, которое нас ожидает в Царствии Христовом. Однако благодатным действием Духа Святого нам дается некоторое предвкушение этого Царства вечной славы: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии» (2,9-10).

Если тайны человеческого сердца никто не знает, кроме самого духа человеческого, то тем более «Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (2,11). Этого Духа, ведающего тайны Божии, по благости Божией и мы приняли в таинстве миропомазания и сделались сродными Ему, нас Он соделал храмами Себе и научил сокровенным тайнам (2,12-13).

В зависимости от того, что человек поставляет для себя авторитетом: мудрость Божию, евангельскую, или свою собственную, апостол Павел различает человека духовного и человека душевного.

«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем» (2,14-15).

У епископа Феофана находим следующее понимание человека душевного:

Душевный человек - «тот, кто познать все хочет своим умом и то только признает истинным, что ему кажется таковым, кто жизнь свою и все начинания устрояет собственными своими способами... кто целью жизни поставляет покой и счастье земные и все обращает в средство к тому, кто так привык к осязаемому и чувствуемому, что невидимое и духовное не считает и существующим».



Человек духовный - это тот, кто воспринял преображающую благодать Божию, кто водится уже Духом Божиим, в ком Дух Божий обитает, как в Своем храме. Этот-то Дух Божий научает человека духовному ведению Божьих тайн, внутренне открывает сокровища мудрости, неведомые для душевных. Духовные «имеют ум Христов» (2,16) , им воспринимают Евангелие, и по мере обогащения им усовершаются в богопознании.

Плотской человек . Далее апостол Павел называет еще одну разновидность людей - плотские (3,1-4). Это те, которые способны воспринимать духовное, стремятся к Богу, но еще «младенцы во Христе». В них еще временами доминирует закон плотской жизни, преобладает плотской и душевный образ мыслей и действий. Это уверовавшие и крестившиеся, и даже, может быть, получившие благодать священства, но в которых плевелы плотского и душевного поведения засоряют чистоту духовного строя*.

(* Нужно отметить, что в святоотеческой литературе чаще под плотским человеком понимается то, что в данном случае под душевным, а душевный же понимается как ступень к духовному. Так и сам апостол Павел под плотской мудростью понимает такую, как и у душевного человека, т.е. неспособную принять проповеди креста Христова.)

Итак, разделения, распри, разногласия между коринфскими христианами объясняются их плотским образом жизни. Если бы они были духовные, они в проповеднике искали бы зерна духовной мудрости, не увлекались бы внешней красотой проповеди и не разделялись бы. Плотяностъ же их происходит от порабощенности духа страстям (3,3).

Статьи по теме