Социальные процессы: кооперация, конкуренция и адаптация. Основные типы взаимодействия: кооперация и конкуренция Виды социальных взаимодействий кооперация и конкуренция

Общение как взаимодействие (интеракция). Типы взаимодействий. Психологическая характеристика кооперации и конкуренции.

Общение - взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты.

Интерактивная сторона общения чаще всего проявляется при организации совместной деятельности людей. Обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых попытках развить совместную деятельность, организовать ее. Это позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности. Психологическая структура совместной деятельности включает в себя наличие общих целей и мотивов, совместные действия и общий результат.

Типы взаимодействий между людьми в психологии

1) сотрудничество˸ оба партнера по взаимодействию активно помогают друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности;

2) противоборство˸ оба партнера противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого;

3) уклонение от взаимодействия˸ оба партнера стараются избегать активного сотрудничества;

4) однонаправленное содействие˸ когда один из участников совместной деятельности способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним;

5) однонаправленное противодействие˸ один из партнеров препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с первым;

6) контрастное взаимодействие˸ один из участников старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия первому (в подобных ситуациях такое противодействие может маскироваться в какой-либо форме);

7) компромиссное взаимодействие˸ оба партнера проявляют отдельные элементы как содействия, так и противодействия.

Обобщение вышеперечисленных видов позволяет выделить два основных вида взаимодействия˸

2) основанное на соперничестве и конкуренции, часто ведущих к конфликтному взаимодействию.

Практические люди вступают в бесконечное кол-во разл. видов взаимодействия. Для обозначения основных типов взаимодействия в с.п. применяется наиболее распространенное дихотомическое деление всех возможных видов взаим-й на два противоположных вида˸ кооперация и конкуренция . В первом случае анализируются взаим-я, которые способствуют организации совм. д-ти., являются ʼʼпозитивнымиʼʼ с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаим-я, так или иначе ʼʼрасшатывающиеʼʼ совм.деят., представляющие собой определенного рода препятствия для нее.

Общение как взаимодействие (интеракция). Типы взаимодействий. Психологическая характеристика кооперации и конкуренции. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Общение как взаимодействие (интеракция). Типы взаимодействий. Психологическая характеристика кооперации и конкуренции." 2015, 2017-2018.

Кооперация – поведение, максимизирующее результат деятельности (или благосостояние) группы. Кооперацией называется такого рода взаимосвязь двух индивидов, когда продвижение первого индивида к своей цели не препятствует продвижению второго индивида к его цели.

Конкуренция – поведение, максимизирующее относительное преимущество одного субъекта над другим. Типы конкуренции : соревнование, соперничество, конфронтация, конфликт.

Кооперация – необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. А.Н. Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности :

а) разделение единого процесса деятельности между участниками;

б) изменение деятельности каждого, т.к. результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологическом языке означает, что «предмет» и «мотив» деятельности не совпадают.

Что касается другого типа взаимодействий – конкуренции , то здесь чаще всего анализ сконцентрирован на наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте.

Адам Смит считал, что общества успешно функционируют именно потому, что каждый преследует собственный эгоистический интерес, тем самым улучшая положение общества в целом. То есть он отрицал вообще противоречие между интересами конкретного человека и интересами общества.

Теория взаимозависимости Тибо и Келли

Ситуации смешанной мотивации, в которых интересы индивидуума частично соответствуют, а частично противоречат интересам других.

В частности, дилемма узника, представляющая собой конфликт между эгоистическим и групповым интересами:

Дилемма узника - один из наиболее известных вариантов модель игры с ненулевой суммой, который используется при применении теории игр для анализа межличностного конфликта.

«Двух подозреваемых берут под стражу и изолируют друг от друга. Окружной прокурор убежден, что они совершили определенное преступление, но не имеет достаточных доказательств, чтобы предъявить им обвинение в суде. Он говорит каждому из них, что у него имеется две альтернативы: признаться в преступлении, которое, по убеждению полиции, он совершил, или не признаваться. Если оба не признаются, то окружной прокурор предъявит им обвинение в каком–то незначительном преступлении, таком, например, как мелкая кража или незаконное владение оружием, и оба получат небольшое наказание (1 год тюрьмы каждому); если они оба признаются, то будут подлежать судебной ответственности, но он не потребует самого строгого приговора (8 лет каждому); если же один признается, а другой нет, то признавшемуся приговор будет смягчен за выдачу сообщника, в то время как упорствующий получит „на полную катушку“ (3 месяца первому и 10 лет второму)“. В этой ситуации перед каждым участником стоит задача получить максимальный выигрыш согласно матрице выигрышей, с которой они познакомились заранее. Причем предлагается серия попыток. Фиксируемыми переменными выступают: формальные данные об участниках, стратегии игры, субъективные описания противника и т.д.»

Социальные ловушки – это дилеммы, действия в которых, сиюминутно привлекательные для каждого из участников, с течением времени оказываются затратными для всех вовлечённых в ситуацию членов. Пример с «трагедией общинных пастбищ».Социальные укрытия – это дилеммы, действия в которых, сиюминутно непривлекательные для каждого из участников, с течением времени оказываются выгодными для общества в целом (отдалённая коллективная выгода).Интеракция – процесс выполнения единой деятельности несколькими индивидами в одном месте и в одно время.

Эксперимент Дойча : два человека, один из которых является сообщником экспериментатора. Сообщник экспериментатора ведёт себя заранее обговоренным образом. Второй человек об этом не знает. Наивный испытуемый мог действовать либо в жёсткой конкурентной манере – выигрыш может быть только за счёт проигрыша другого (результат с нулевой суммой), либо действовать так, чтобы позволять выиграть и другому, но в таком случае размер выигрыша будет меньше.

Эксперимент показал, что кооперация вызывает кооперацию, а конкуренция вызывает конкуренцию.

42. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция .

Взаимодействие – случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт 2-х и более человек, имеющий следствием взаимные изменения их деятельности, поведения, установок, отношений.

Взаимодействие (в узком смысле) – 1) система взаимообусловленных индивидуальных действий, связанных причинной циклической зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией поведения другого. 2) взаимосвязь субъектов в совместной деятельности.

Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация – необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. А.Н. Леонтьев назвал 2 основные черты совместной деятельности: а) разделение единого процесса деятельности между участниками; б) изменение деятельности каждого, т.к. результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что означает, что «предмет» и «мотив» деятельности не совпадают.

Что касается другого типа взаимодействия – конкуренции, то здесь чаще всего анализ сконцентрирован на наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте.

Соц. психология сосредотачивает свое внимание на 2-х вопросах: с одной стороны, на анализе вторичных социально-психологических аспектов в каждом конфликте (например, осознание конфликта его участниками); с другой – на выделении частного класса конфликтов, порождаемых специфическими социально-психологическими факторами.

Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил) . Леонтьев называл две основные черты совм. деятельности: разделение единого процесса деят-ти между участниками; изменение деят-ти каждого, т.к. рез-т деят-ти каждого не приводит к удовлетворению его потребности, т.е. «предмет» и «мотив» деятельности не совпадают.Важным показателем «тесноты» кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса.

Конкуренция - одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целейи интересов в условиях противоборства с добивающимися этих же целей и интересов других индивидов и групп . Конкуренция отличается сильной вовлеченностью в борьбу и частичной деперсонализацией представлений о противнике.

При анализе различных типов взаимодействия принципиально важна проблема содержания деятельности, в рамках которой даны те или иные виды взаимодействия. Так можно констатировать кооперацию не только в условиях производства, но и при осуществлении каких-либо асоциальных, противоправных поступков - совместной кражи и т.д.

Сотрудничество как вид взаимодействия проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми: деловое партнерство, дружба, солидарность, политический союз между партиями, государствами и др. Оно является основой объединения людей в организации или группы, проявления взаимопомощи, взаимоподдержки и др.

Отличительные черты:

· обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодействия для обеих сторон;

· возможна направленность на достижение возникающей совместной цели;

· подкрепление сотрудничества такими средствами обмена как верность, признательность, уважение.

Соперничествокак тип взаимодействия предполагает в качестве предпосылок наличие единого неделимого объекта притязаний обеих сторон (авторитет, территория, властные права, полномочия, голоса избирателей и др.). Основа соперничества:

1. стремление отстранить, подчинить, уничтожить соперника;

2. отсутствие общих целей, но обязательное наличие аналогичных целей относительно неделимого объекта: оба хотят овладеть кошельком покупателя, властью и др.;

3. подкрепление длительного соперничества негативными средствами обмена (зависть, хитрость, неприязнь, озлобление, неискренность, скрытность), сила проявления которых зависит от формы соперничества.

Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта.

Конкуренция – соперничество двух социальных субъектов или более за что-то находящееся вне этих субъектов (чаще всего соперничество за признание кем-то третьим, например, конкуренция претендентов на должность, политических партий на власть в государстве). Конкуренция не обязательно предполагает знание конкретного соперника (конкурс при приеме в вуз).

Даже если соперник известен, то главное, на что направлены действия в условиях конкуренции – добиться признания третьими своих усилий, т.е. добиться предпочтения.Однако, некоторые конкуренты могут пренебречь правилами конкуренции и прибегнуть к прямому воздействию на конкурента, чтобы оттеснить его от объекта конкурентной борьбы (экономическая война, гражданская война, физическое устранение противника). В этом случае конкуренция перерастает в конфликт.



Конфликт – это всегда прямое столкновение соперников. Для конфликта характерны:

· знание соперника;

· знание причин конфликта;

· ожидание ответных действий, противоборства

К. Маркс считал конфликты локомотивами истории, «повивальной бабкой истории», решительно разрешающей противоречия социальной жизни, осуществляющей коренные преобразования социальных связей и тем самым открывающей путь быстрому развитию производительных сил и общественных отношений. При этом, чем решительнее форма разрешения конфликта, порождением которого является социальная революция, в ходе которой конфликт достигает своего апогея, чем последовательнее уничтожаются старые традиции, тем быстрее идет общество вперед.

Другие мыслители, подводя итоги череды французских революций XVIII-XIX веков, русских революций XX в., анализируя более свежие события –социалистические революции в странах Восточной Европы после второй мировой войны, исламская революция в Иране и т.д. усматривают в любых революциях преимущественно деструктивное начало, что приводит к неправильной оценке конфликта вообще.

Утверждается, что история социальной эволюции свидетельствует о том, что все фундаментальные и прогрессивные процессы – результат развития знания, солидарности, а не ненависти и жестокости- неизбежных атрибутов любой революции.

«Революция есть худший способ улучшения политических и духовных условий жизни масс… Революции скорее… не увеличивают, а сокращают все базовые свободы, не улучшая, а скорее ухудшая экономическое и культурное положение рабочего класса. Чего бы она не добивалась, достигается это чудовищной и непропорционально великой ценой»

(Питирим Сорокин).

Как уже отмечалось, любое сотрудничество может со временем не устроить одну из сторон и перерасти в конфликт. Следовательно, возникновение конфликта – это свидетельство не патологии той или иной системы социальных взаимодействий, а ее естественного развития, источник новых качественных изменений. Конфликты возникают неизбежно, являясь свидетельством роста социального организма. Именно конфликты несут в себе заряд обновления системы социальных взаимодействий- кредо конфликтологического направления современной социологической мысли (Р.Дарендорф, Л.Козер). Признавая неизбежность конфликта, Л.Козер сравнивает его со страховочным клапаном, который позволяет своевременно произвести необходимые реформы, преобразования, повышающие адаптационные способности социального организма к окружающей среде. Тем самым за счет определенных преобразований сохраняется целостность социальной системы. Но конфликт – это очень острое оружие. В умелых руках оно лечит, а в неумелых скорее разрушает, дезорганизует. Суть современного отношения к конфликтам высказал Р.Дарендорф, указывая, что конфликт является отцом всех вещей, т.е. движущей силой изменений, но конфликт не должен быть войной.В рациональном обуздании социальных конфликтов одна из центральных задач политики.

Исторический опыт свидетельствует:

1.если обе стороны конфликта проявляют терпимость, готовность к разумным компромиссам, именно конфликт становится фактором, как правило, конструктивных изменений, способствует установлению новых норм, критериев взаимоотношений, которые устаивают обе стороны, повышают эффективность социальных взаимодействий.

2. если конфликтующие стороны идут на обострение своих отношений, рассматривая друг друга как непримиримых антагонистов, то подобные конфликты имеют, как правило, огромные разрушительные последствия (разрушается семья, гражданские войны уничтожают накопленные обществом ресурсы, вымываются целые социальные слои и др.).

Правда, истории известны случаи, когда разрешение конфликта, приобретшего разрушительные формы, приводило к созданию благоприятных условий для быстрого развития всего общества (война между Севером и Югом в США). В данном случае созидательный потенциал конфликта, несмотря на жертвы, превысил его разрушительные последствия.

Но чаще гражданские войны, смуты отбрасывали общество назад.

3. Никто не может предсказать, что перевесит – созидательный импульс или разрушительное начало конфликта. Это обнаруживается, как правило, постфактум. Рационально просчитать все последствия конфликта и управлять им в соответствии со своими планами невозможно.

Для компромиссного разрешения конфликта необходимы две основные группыусловий:

1. ценностные условия (если конфликтующие стороны считают высшей ценностью, приоритетом избегание острых форм разрешения конфликта, неприемлемость гражданской войны, единство семьи и т.д., то каким бы острым не был конфликт, он, как правило, может избежать той формы, которая приводит к разрушительным последствиям); признание конфликта как такового, чтобы можно было вести переговоры;

2. работа в области предупреждения и разрешения конфликта. Конфликт- это часть социальной жизни, конфликты неизбежны.Необходима разработка процедур, которые помогают в их разрешении (например, в некоторых семьях не принято вмешивать детей в конфликт родителей, парламентская форма борьбы, институализация конфликтов между рабочими и предпринимателями – создание отраслевых профсоюзов).

Стадии конфликта:

1. предконфликтная – накопление и обострение противоречий, социальная напряженность (фрустрация), неудовлетворенность, нарастание угроз;

2. конфликтная– острые разногласия, открытое противоборство (забастовки, голодовки, саботаж);

3. послеконфликтная – тенденция к нормализации, компромисс, переговоры, полное разрешение конфликта.

По отношению к конфликту можно занимать позиции:

· игнорирования;

· силового решения (давление);

· продуктивного компромисса

Методы разрешения социального конфликта:

1. разрешение – заключительная стадия конфликтного процесса, осуществляется через изменение объективной ситуации, либо путем психологической перестройки субъективного образа ситуации, который сложился у враждующих сторон. Разрешение возможно:

· полное – прекращение конфликта на уровне внешнего противоборства, образ противника сменяется на образ партнера, установка на борьбу сменяется установкой на сотрудничество;

· частичное – исчезает открытое конфликтное поведение, но сохраняется внутренне побуждение к продолжению антагонизма, сдерживаемое либо волей, либо опасениями санкций третьей стороны;

2. компромисс – реализация интересов взаимных уступок;

3. переговоры – механизм регулирования отношений между социальными субъектами, основанный на том, что в одно и то же время существуют взаимосвязь и расхождение интересов;

4. прямой диалог;

5. применение силы – власти, закона, традиции (когда стороны уверены в том, что способны навязать оппоненту свое решение);

6. отступление – умение своевременно отступить есть признак высокой культуры конфликтного поведения.

Отношения влияния и власти.

М. Вебер определил власть как способность субъекта навязывать свою волю другим даже в случае их сопротивления. Власть признается универсальным средством обмена: наделенный ею человек способен получить многие ценности.

Влияние предполагает учет одним человеком мнения другого при выработке собственных решений на основе уважения, признания заслуг, ума, таланта, а значит, признание значимым для себя мнения этого человека, этой профессии. Влияние – переходная к власти форма взаимодействия.

Власть –такое взаимодействие, при котором один субъект способен тем или иным образом вызвать в поведении других изменения (уступки), желательные для него, даже в тех случаях, когда этого не желают те, кто должен изменить свое поведение. Власть является формой социальных взаимодействий и в то же время инструментом, обеспечивающим упорядоченный характер этих взаимодействий. Власть гарантирует соблюдение принятых правил игры, норм, упорядоченность действий отдельных индивидов. Власть – инструмент, препятствующий произволу и анархии. В этих целях она наделяется правом ограничения свободы действий отдельных индивидов, обладает силой принуждения. Социологов интересует проблема легитимности власти (признания ее законности), мотивы, которые заставляют одних людей подчиняться другим.

Главное не в том, почему люди борются за власть, упиваются ею, а в том, почему люди подчиняются. Власть есть всегда двустороннее, с доминированием воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, нет и власти. Подчинение также естественно присуще человеческому обществу, как и руководство. Готовность к подчинению зависит от того, что ожидаемый положительный эффект услуги, которую оказывает властитель, превысит те издержки, которые он несет, подчиняясь распоряжениям властителя.

На чем основано доверие подчиненных к властителю, до каких пределов власти позволительно вмешиваться в личную жизнь? Мотивация подчинения достаточно сложна. Здесь может быть и страх перед санкциями, долголетняя привычка к повиновению.

М.Вебер выделил три разновидности «легитимных оснований господства»:

1. харизматическое господство – подчинение (эмоциональное поклонение

личности, обладающей особым даром оказывать влияние на людей.

Харизмой обладают пророки, военные герои, вожди);

2. традиционное господство – подчинение, основанное на вере, что власть

священна. Но и властители должны заботиться о своих подчиненных

(традиционной является власть монархов в государстве, передающаяся по

наследству, власть старшего мужчины в патриархальной семье).

Традиционная легитимность отличается прочностью. Поэтому для с

стабильности демократии, считал М.Вебер полезно сохранение

многовековыми традициями почитания власти.

3. рационально-легальное господство – подчинение на основе признания

законности, обоснованности властных функций, их необходимости. Этот тип власти распространен в современном обществе: он лежит в основе государства, предприятий и организаций. Права и обязанности властителя и подчиненного при этом оговорены и защищены законами. В таком государстве подчиняются не личности руководителя, а законам. Данная легитимность характерна для демократических государств. Главный признак легальной легитимности – признание властных распоряжений разумными, обоснованными, так как они соответствуют законам, установленным правилам.

Таким образом, сущность общества предопределяется реализующимися в различных формах (сотрудничества и соперничества, господства и подчинения) социальными взаимодействиями, выступающими строительным материалом человеческой деятельности.

Контрольные вопросы:

1. Какое влияние на зарождение и развитие социальных отношений оказали природно-географические факторы?

2. Какие из биологических особенностей человека сыграли наиболее важную роль в его социальном становлении?

3. Что такое потребность? В чем сходство и отличие потребностей животных

и человека?

4. По каким принципам строится пирамида потребностей А. Маслоу? В чем

ее недостатки?

5. Почему социальное действие считается одной из важнейших категорий

социологии?

6. Как вы понимаете схему индивидуального действия Т. Парсонса?

7. Какую роль в социальном действии играет мотив?

8. Что характерно для сотрудничества и соперничества?

9. Чем конкуренция и конфликт отличаются друг от друга?

10. Каковы социальные последствия конфликта?

11. Почему власть считается универсальным средством обмена?

12. Что означает понятие «легитимация власти», и каковы ее типы?

Литература:

1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология в 3-х тт.М., ИНФРА –М, 2000.

2. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов.- М.: Академический Проект, 2002.

3. Общая социология: Учебное пособие/Под общ. ред. проф.А. Г. Эфендиева.-М.: ИНФРА-М, 2002.

4. Осипов Г.В. Социология. М.: Мысль, 1996.

5. Смелзер Н.Дж. Социология. М.: «Феникс», 1994.

6. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

7. Социология: Основы общей теории. Под. ред. Осипова Г.В.М.: «Мысль», 1998.

8. Фролов С.С. Основы социологии. М., «Гардарики», 1999.

9. Энциклопедический социологический словарь/Под общ. ред. Академика РАН Г.В. Осипова.- М.: ИСПИ РАН, 1995.

Ключевые понятия:

a. социальное действие

b. социальное взаимодействие

c. социальная связь

d. социальный контакт

f. легитимность

g. легальность

h. сотрудничество

i. соперничество

j. социальный конфликт

Слово кооперация происходит из двух латинских слов: ко - вместе и операри - работать. Кооперация это процесс совместного труда, работы. Кооперация может протекать в диадах (группах, состоящих из двух индивидов), малых группах, а также в больших группах (в организациях, социальных слоях или обществе).

Кооперация в примитивных обществах обычно имеет традиционные формы и протекает без осознанного решения трудиться сообща. На островах Полинезии жители сообща ловят рыбу не потому, что они так решили, а потому что так делали их отцы. В обществах с более развитой культурой, техникой и технологиями создаются предприятия и организации для преднамеренной кооперативной деятельности людей. В основе любой кооперации лежат согласованные действия и достижение общих целей. Для этого необходимы такие элементы поведения как взаимопонимание, согласованность действий, установление правил сотрудничества. Кооперация, прежде всего, связана с желанием людей сотрудничать, и многие социологи считают это явление основанным на бескорыстии. Однако проведенные исследования и опыт показывают, что корыстные цели в большей степени служат кооперации людей, чем их симпатии и антипатии, нежелания или желания. Таким образом, главный смысл кооперации состоит, прежде всего, во взаимной пользе.

Даже ярко выраженные индивидуалисты вынуждены согласиться с тем, что они находят удовлетворение в семейной жизни, в проведения досуга в компании друзей и в общении с коллегами на работе. Необходимость в подобной кооперации так велика, что мы иногда забываем, что успешное стабильное существование общества и удовлетворенность его членов во многом зависят от способности каждого к включению в кооперативные взаимосвязи. Личность, которая не может легко и свободно кооперироваться с людьми, окружающими ее (соседи по дому, коллеги по работе, друзья и т.д.) вероятно будет изолирована и возможно не приспособится к совместной жизни. Умение кооперироваться важно и тем, что оно незримо связано с кооперацией в обществе. Действительно, все большие организации представляют собой сеть малых первичных групп, в которых кооперация функционирует на основе включения индивидов в значительное число личностных взаимосвязей.

Кооперация - объединение большого количества людей, вместе работающих в крупных организациях и выполняющих разные социально-производственные функции. Желание людей сотрудничать для достижения общих целей выражается через правительственные учреждения, частные фирмы и религиозные организации, а также через общественные организации, и т.д. Такая кооперация не только объединяет многих людей в данном обществе, но и обусловливает создание сети организаций, кооперирующих деятельность на уровне государственных, региональных, национальных и межнациональных взаимосвязей. Основные трудности при организации такой крупномасштабной кооперации вызывает географическая протяженность кооперативных связей, достижение соглашения между отдельными организациями.



Конкуренция - это процесс борьбы между людьми, объединениями людей или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены (это могут быть деньги, власть, статус, и другие ценности). Она может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям.

Конкуренция основана на том факте, что люди никогда не могут удовлетворить все свои желания. Поэтому конкурентные отношения процветают в условиях изобилия так же, как соперничество за лучшие, высокооплачиваемые рабочие места существует в условиях полной занятости.

Если рассматривать взаимоотношения полов, то и там практически во всех обществах существует острая конкуренция за внимание со стороны определенных партнеров противоположного пола.

Конкуренция может проявляться на личностном уровне (например, когда два руководителя борются за влияние в организации) или носить безличный характер (предприниматель борется за рынки сбыта, не зная лично своих конкурентов - в этом случае конкуренты могут не идентифицировать своих партнеров как соперников). Как личностная, так и безличная конкуренция обычно осуществляется в соответствии с определенными правилами, которые фокусируют внимание на опережении соперников, а не на их устранении.

Хотя конкуренция и соперничество присущи всем обществам, острота и формы их проявления весьма различны. У личности, живущей в обществе, где конкуренция сильна, конкурентные отношения начинаются с детства (например, в Англии или Японии дальнейшая карьера во многом зависит от школы, в которой ребенок начинает свое обучение). Кроме того, в обществе по-разному складывается соотношение процессов сотрудничества и конкуренции.

Конкуренция - это один из методов распределения недостаточного вознаграждения (т.е. такого, которого не хватает для всех). Конечно, возможны и другие методы. Ценности могут распределяться по нескольким основаниям, например, по первоочередной необходимости, возрасту или социальному положению. Можно распределять ценности посредством лотереи или делить их поровну между всеми членами общества. Но применение каждого из этих методов порождает значительные проблемы. Первоочередная необходимость чаще всего оспаривается людьми или объединением людей, так как если ввести систему приоритетов многие считают себя заслуживающими наибольшего внимания. Равное распределение недостаточного вознаграждения среди людей с разными потребностями, способностями, а также среди приложивших разные усилия, тоже весьма спорно. Однако конкуренция, хотя и может быть недостаточно рациональным механизмом распределения вознаграждения, является действенной и, кроме того, снимает множество социальных проблем.

Раньше верили в то, что конкуренция всегда усиливает мотивацию и таким образом повышает производительность. В последние годы исследования конкуренции показали, что это не всегда справедливо. Можно привести множество случаев, когда внутри организации появляются люди (несколько человек стремятся занять место начальника отдела), которые, конкурируя между собой, не могут положительно влиять на эффективность деятельности организации. Кроме того, конкуренция, не дающая шансов на продвижение по службе какому-либо человеку, часто приводит к отказу от борьбы и снижению его вклада в достижение общих целей. Но, несмотря на это, очевидно, что в настоящее время не придумано еще более сильного стимулирующего средства, чем конкуренция. Именно на стимулирующем значении свободной конкуренции основаны все достижения современного капитализма, необыкновенно развились производительные силы, открылись возможности для значительного повышения уровня жизни людей. Более того, конкуренция привела к прогрессу в науке, искусстве, к значительным изменениям в социальных отношениях. Однако стимулирование путем конкуренции может быть ограничено, по крайней мере, в трех отношениях.

Во-первых, люди сами могут ослабить конкуренцию. Если условия борьбы связаны с излишними тревогами, риском и потерей чувства стабильности и безопасности, они начинают защищать себя от конкуренции. Бизнесмены развивают монопольную систему цен, идут на тайные сделки и сговоры, чтобы избежать конкуренции; некоторые отрасли требуют защиты их цен со стороны государства; научные работники, невзирая на свои способности, требуют любой занятости и т.д. Таким образом, люди могут отходить от конкуренции просто потому, что боятся потерять все, что у них есть. Наиболее яркий пример - отказ от конкурсов и состязаний представителей искусства, так как певцы или музыканты, занимая в них невысокие места, могут потерять популярность.

Во-вторых, конкуренция является стимулирующим средством только в некоторых областях человеческой деятельности. Там, где стоящая перед людьми задача проста и требует выполнения элементарных действий, роль конкуренции весьма велика и появляется выигрыш за счет дополнительного стимулирования. Но если задача усложняется, качество работы становится более важным, конкуренция приносит меньше пользы. При решении интеллектуальных задач не только возрастает продуктивность объединения людей, работающих по принципу кооперации (а не конкуренции), но и работа делается более качественно. Конкуренция при решении сложных технических и интеллектуальных задач действительно стимулирует деятельность, но внутри коллектива наиболее стимулирующей является не она, а кооперация.

В-третьих, конкуренция имеет тенденцию превращаться в конфликт. Действительно, согласие на мирную борьбу за определенные ценности, вознаграждения путем соперничества часто нарушается. Конкурент, проигрывающий в мастерстве, интеллекте, способностях, может поддаться искушению завладеть ценностями путем насилия, интриги или нарушения существующих законов конкуренции. Его действия могут породить ответную реакцию, и конкуренция превращается в конфликт с непредсказуемыми результатами.

Конфликт - это попытка достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли другим, столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого человека или группы людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. От конкуренции конфликт отличается более четкой направленностью, наличием инцидентов, жестким ведением борьбы. Основу конфликтов составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения.

Конфликт имеет общие стадии протекания:

стадию потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей и норм;

стадию перехода потенциального конфликта в реальный, или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;

стадию конфликтных действий;

стадию снятия или разрешения конфликта.

Кроме того, каждый конфликт имеет более или менее выраженную структуру. В любом конфликте существует объект (т.е. то, что существует вне нас, независимо от нашего сознания, явление внешнего мира) конфликтной ситуации, связанный, как правило, с организационными трудностями, особенностями оплаты труда, с деловыми и личными отношениям и конфликтующих сторон.

Второй элемент конфликта - это цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами. Далее конфликт предполагает наличие конкретных лиц, являющихся его участниками.

И, наконец, в любом конфликте важно отличить конкретный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрытых. Примером конфликтов являются войны. Рим уничтожил Карфаген, американские переселенцы практически уничтожили некоторые племена североамериканских индейцев, враждующих с ними.

В конфликтах с менее насильственной формой основная цель враждующих сторон состоит в отстранении противника от эффективной конкуренции путем ограничения их ресурсов, свободы маневра, в снижении их статуса и престижа. Конфликты между людьми чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни, в то время как межгрупповой конфликт обычно носит безличный характер, хотя возможны вспышки личной неприязни.

Статьи по теме