Типы междометий по значению примеры. Междометие. Служебные слова и междометия

Тема:_Междометие___МУНГАЛОВА МУВАДА СЫРЫМОВНА

Инструкция для учителя: Задания «Мостика» на повторение пройденного материала

Ответьте на вопросы:

1.Как мы выражаем различные чувства восторг, удивление, страх?

- ах, ай, о, эх, эй, увы, ура.

2.Как мы выражаем различные побуждения?:

прочь, вон, ну, брось.

3. Эти слова : Ах, ой, ба, о, ох, эх, эй, увы, ура, фу, фи к какой части речи относятся?

Инструкция для учителя: для усвоения т еоритической части темы и формирования новых знаний по новой теме нужно составить задания, включающие нижеследующие вопросы:

ІІ - . Групповая работа. Самостоятельное усвоение учащимся новой темы: «Междометие»

А) Учащиеся сами выполняют следующие задания.Ответы анализируют вместе с учителем.

Ребята на первом этапе мы говорили о междометий.

1.Дайте определение междометию

-Междометие - особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения.

2.В какую часть речи не входят междометия?

Междометия не входят ни в самостоятельные, ни в служебные части речи.

3.Междометия изменяются? – Нет

4.Являются ли междометия членами предложения? – Не являются.

5.Как ставятся знаки препинания в междометиях?

А) Если междометие находится в начале предложения, то после него ставится запятая.

Б) Если находится в середине предложения, то запятая ставится с двух сторон.

В) Когда междометия произносятся с особой интонацией, то после них ставится восклицательный знак.

Дополни определения:

    Междометия бывают производными и непроизводными.

    Междометия выражают различные чувства: восторг, презрение, удивление, страх.

    Междометия выражают различные побуждения: желание удалить, прекратить разговор или шум, побуждение к действию.

    Междометия выражают общепринятые формулы приветствия, благодарности.

Задания для с амостоятельного усвоения новой темы

    1. «Узнавание» Найди в тексте новые слова, термины, понятия, выражения (по каждому абзацу), отвечающие на вопросы: кто? что? где? когда? какой ? и другие задания информационного характера. Задания на :

    « запом нить... , состав ить список... , выделить ..... , рассказать о... , показать .. назвать ....

Объясни причину:

1.Почему междометие не имеет лексическое значение?

Потому что, междометие – особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения.

2.Для чего употребляются в речи междометия?

Для выражения различных чувств, для побуждения к действию, для приветствия, благодарности

3.Какие бывают междометия?

Междометия бывают производными и непроизводными.

Производные: -Ужас! Брось! Извините!

Непроизводные: -а, у, ах, ну, увы, фу.

2. «Понимание» ( ) . Должны быть з 3. «Анализ» (1) сравните, 2)выявите различия,

3) найдите общее между

Используя диаграмму Венн сравни междометия выражающие: 1) различные чувства. 2)выражающие в эмоциональной форме побуждение к действию.3)выражающие общепринятые формулы приветствия, благодарности.

Междометия Междометия выражающие

выражающие различные побуждения к действию

чувства Вон! Прочь! Долой!

А! Ах! Ай! Ура!

Междометия они не изменяются

и не являются членами

предложения.

междометия выражающие

общепринятые формулы

приветствия, благодарности.

Спасибо! Благодарствуйте!

В чем главная идея темы? Междометия не входят ни в самостоятельные, ни в служебные части речи. Междометия разделяются на три типа: выражают различные чувства, побуждения, общепринятые формулы приветствия.

4. «Синтез»:

а)

б)

в) Дай определение, напиши общую формулу и т.д

Укажи в схеме идею вышеуказанной темы:

Непроизводные: междометия не являются Производные, то есть

Ах,эх, ну, членами предложения, возникшими из самос-

потому что,не имеют тоятельных частей речи

значения Брось! Ужас!

Найди в этих предложениях междометие и заполни таблицу.

Ах, ребята, пойте, только гусли стройте.

Ба, знакомые все лица.

Увы, он счастья не ищет и не от счастья бежит.

Эй, ямщик, смотри: что там такое чернеется?

Ну, барин,- закричал ямщик,- беда: буран

Для закрепления на практике и формирования умений ведется работа с учебником:

5. «Применение» ( Выполни следующие задания ( .... .... .... , или упражнения) из учебника, сборника, других источников (автор……, стр…..,

Междометия выражающие различные чувства

Междометия выражающие различные побуждения

Междометия выражающие

общепринятые формулы

приветствия, благодарности

Ах, ба, увы

Эй, ну

Привет, до свидания.

1..............................................

2...............................................

Ответ:....................................

3.........................................

6. «Оценка» (рефлексия)Вырази свое мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте:а) Как ты думаешь?б) Как бы ты поступил?в) Для чего это нужно в жизни?г) Какое применение может найти в жизненной ситуации. ?

Как ты думаешь, если междометие не имеет лексическое значение, то в чем его необходимость как часть речи?

Хотя междометие не имеет лексическое значение, но иногда междометие употребляется в значении других частей речи. При этом междометие принимает конкретное лексическое значение и становится членом предложения, например: Ай да мёд!- ай да в значении определения, передающего чувство восхищения, восторга.

ІІІ -этап обратной связи (этап оценивания )

1 - уровень (5 баллов)

Теория:

1. «Узнавание»

Найди в тексте новые слова, термины, понятия, выражения (по каждому абзацу), отвечающие на вопросы: кто? что? где? когда? какой? и другие задания информационного характера. Задания на: различение, узнавание, запоминание, составить список, выделить, рассказать, показать, назвать и т.д.

3 этап. Индивидуальная работа. 1 уровень (5 баллов)

Приведите примеры с междометиями,которые выражают чувства

А). Междометия, которые служат для выражения удовлетворения, восхищения, радости, веселья, восторга, одобрения.

Ах! ………………………………………………………………………………

А! …………………………………………………………………………………

Ну! …………………………………………………………………………………

Браво! …………………………………………………………………………..

Ура! ……………………………………………………………………………….

Б). Междометия, которые выражают тоску, горе, сожаление, печаль.

Увы! ……………………………………………………………………………….

Ах! ……………………………………………………………………………….

Эх! ……………………………………………………………………………….

В.) Междометия, которые выражают недоумение, недоверия, удивление, испуг, изумление.

У! ……………………………………………………………………………….

Ба! ……………………………………………………………………………….

Ну и ну! ……………………………………………………………………………….

М-да! ……………………………………………………………………………….

Батюшки! ……………………………………………………………………………….

Господи! ……………………………………………………………………………….

Г). Междометия, которые выражают протест, неудовольствие, порицание, досаду, злость.

Ах ты! ……………………………………………………………………………….

Ах, злодей! ……………………………………………………………………………….

Как бы не так! ……………………………………………………………………………….

Да, черта с два!.......................................................................................................... .

Знаки препинания при междометиях

Междометия выделяются запятой , если находятся в начале или в конце предложения; Эй , завяжи на память узелок. Как я люблю море, ах , как я люблю море!

Восклицательным знаком , если находится в начале предложения и произносится с повышенной интонацией; Ура! У нас каникулы . Боже! Что с тобой?

Практика 5. «Применение»

(по образцу) П рименение в сходной ситуации: выполни задания, проиллюстрируй, реши по образцу следующие задания: №….№….или упражнения из учебника, сборника (назв. автора, страница…)

Междометие

1. В каких ситуациях употребляются междометия, выражающие различные чувства? Междометия, выражающие различные чувства употребляются, когда человек восторгается(восторг), удивляется(удивление) , когда у него горе (печаль), (боязнь) . Например: Ах , чудо-то какое! Ой , как ты меня напугал!

2. При желании удалить, прекратить разговор или шум какие междометия

употребляются? Междометия выражающие различные побуждения, например:

А, вон- вон , это облачко. Ну, что вы об этом думаете? Ну, прекрати довольно уже!

.

Запятая,

восклицательный знак.

5. В каких случаях ставится дефис при междометиях? Междометия,

образованные повторением основ, пишутся через дефис.

6. Поставьте пропущенные знаки препинания, соедините линиями в правильном порядке.

Чувства восторга

Ах, как красиво кругом!

Чувства удивления

Ой молодец, как ты все правильно сказал.

Побуждение к речи

Ой ты мне наступил на ноги.

Побуждение к действию

7. Напишите какие междометия вы употребляете в речи

А) если узнаете радостную весть Ну, давай быстрее!

Б) если очень испугаетесь Ой, как мне тяжело.

В) если очень устанете Уф, всё обошлось.

Г) если к кому-нибудь обращаетесь Ура! У нас каникулы.

Д) если кого-нибудь торопите Увы! Извольте обратиться с просьбой

к вам.

Ну-ка, ребята, запишите предложения определите роль междометии в предложений.

Плачет ребенок трудно матери баю-бай не помогает.

А ребенку ведь давно пора бай-бай.

В первом предложении баю-бай подлежащее.

Во втором предложении баю-бай сказуемое.

Результат: Формирование 1-уровня компетентности

2 - уровень (+ 4 балла)

« Понимание» ( описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому ) . Должны быть з адания с применением вопросов: почему? зачем? объясни, найди причину…,докажи, придумай и т.д.

3. «Анализ»

(1) …..сравните, 2)…….выявите различия,

3) найдите общее между….

4)выделите главную идею по теме)

Задания 1),2),3) можно заменить одним заданием как: «Заполни диаграмму Венна»

Междометие- особая часть речи , которая выражает различные чувства, побуждения к действию, слова этикета, но не называет их.

Междометие -не отвечает на вопросы,

Не называет предмет, признаки, не обозначает действие или состояние.

Не являются членами предложения, хотя в некоторых случаях может переходить в другие части речи.

Этикетными называются междометия, которые выражают общепринятые формулы приветствия и благодарности.

Активно междометия употребляются в устной речи, в художественных произведениях чаще используются в диалогах.

К междометиям примыкают звукоподражательные слова .

Междометие не относится не к самостоятельной, не к служебной части речи.

Выражаемые чувства или волеизъявления передаются с особой интонацией.

Ах, сколько у меня интересного материала!

Морфологические признаки не имеют ни лексических, ни грамматических значений и не могут выступать в роли какого-либо предложения.

Однако они являются базой для образования других частей речи.

Синтаксическая функция иногда междометия могут выступать в функций различных членов предложения, употребляться в значении других частей речи.

Не следует относить слова обозначающие мгновенные действия: бах, хлоп, шлеп, слова имитирующие различные звуки и голоса животных, птиц тра-та-та к междометиям

Как ты думаешь, если междометие не имеет лексическое значение, то в чем его необходимость как часть речи?

Хотя междометие не имеет лексическое значение, но иногда междометие может употребляться в значении других частей речи. При этом междометие принимает конкретное лексическое значение и становится членом предложения, например: Ай да мёд!- ай да в значении определения, передающего чувство восхищения, восторга.

Мне, --сказало Междометье,- интересно жить на свете.

Выражаю поощренье, похвалу, упрёк, запрет,

благодарность, восхищенье, возмущенье, привет..

Те кого охватит страх, произносят слово Ах!

У кого тяжёлый вздох, произносят слово Ох!

Кто встречается с бедой, произносит слово Ой!

Кто отстанет от друзей, произносит слово Эй!

У кого захватит дух, произносит слово Ух!

Ах! Как трудно жить на свете не усвоив междометий

Теория:

4. «Синтез»

а ) Задания на синтез (соединенияе частей по-новому: создать, придумать дизайн, разработать, составить план). Приведи в систему…, классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему, заполни кроссворд, реши, составь ребус и т.д.) б) Сделай вывод, обобщение по всему содержанию текста. в) Дай определение, напиши общую формулу и т.д.

Практика:

6. Оценка

(рефлексия) (рефлексия) Вырази свое мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте:

а) Как ты думаешь?

б) Как бы ты поступил?

в) Для чего это нужно в жизни?

г) Какое применение может найти

1. В каких ситуациях употребляются междометия, выражающие различные чувства?

Междометия, выражающие различные чувства употребляются, когда человек восторгается(восторг), удивляется(удивление) , когда у него горе (печаль), когда преобладает чувство страха (боязнь) . Например: Ах , чудо-то какое! Ой , как ты меня напугал!

2. При желании удалить, прекратить разговор или шум какие междометия употребляются?

Междометия выражающие различные побуждения, например: А, вон- вон , это облачко. Ну, что вы об этом думаете? Ну, прекрати довольно уже!

3. На какие два вида делятся междометия? Междометия бывают производными и непроизводными .

4. Какие знаки препинания употребляются после междометия? Запятая, восклицательный знак.

Замените междометия синонимами

1.Елы-палы (ну так, елки-палки)

2. Копец (конец)

3. Кранты (крах)

4. Ужас (абзац)

Среди междометии выражающих волеизъявления побуждения к какому-то либо действию, выделяются следующие:

1 Междометия, которые являются своего рода призывом –Ау! –Алло! –Эй!

2 Междометия, которые выражают повеление, приказ, сигнал к началу или окончанию действия, призыв к вниманию, к согласию, к молчанию, призыв на помощь: Айда! Марш! Тс! Караул! Цыц! Чш! Чур! Приведите примеры:

Алло!

Айда! .

Марш! .....................................................................................................................

Тс! ..

Караул! ...................................................................................................................

Цыц! .......................................................................................................................

Чш! .........................................................................................................................

Чур! .........................................................................................................................

1.Какие междометия можно употребить, когда просишь о помощи?

2.Какие слова этикеты, слова приветствия и благодарности ты используешь в своей речи?

3.Какие междометия не следует употреблять при общении?

Составьте диалог, используя следующую ситуацию

    Вы приглашаете своего друга поехать летом с вами в деревню или в город.

    Выразите чувство восторга по поводу красоты природы в деревне или красоты города.

    Друг ваш не может поехать и выражает чувство сожаления

Результат: Формирование 3 -уровня компетентности (9+3=12 баллов = «отл.») =

= полной компетенции по данной теме

эмоциональные междометия), и 2) междометия, выражающие волю, приказ и т.д., т.е. повелительно-побудительные ( императивные междометия).

1. Среди междометий, выражающих чувства, выделяются следующие группы:

    а) междометия, служащие для выражения удовлетворения, восхищения, радости, веселья, восторга, одобрения и т.д. (Ура! Браво! То-то! У! Ах! А! и др.). Например: - А! Это ты, - и он улыбнулся ей своей доброй улыбкой (Сим.); - Ну , все, выбрался! - пробормотал он счастливо (Г. Березко); Крики: «браво, брависсимо, браво!» заглушают... звуки оркестра; Ура! Мы ломим, гнутся шведы (П.);

    б) междометия, выражающие тоску, горе, сожаление, печаль (Увы! Ах! Эх! и др.). Например: Ах , Дуня, Дуня! Что за девка-то была (П.); Увы , на разные забавы я много жизни погубил! (П.); Эх , хозяйка, нету моченьки! (Н.);

    в) междометия, выражающие недоумение, недоверие, удивление, изумление, испуг (Ба! А! О! Ну и ну! М-да! Ох! Батюшки! Матушки! Господи! и др.). Например: - Ну и ну , - удивленно протянул Климов (Г. Березко); У , какие страсти! (Даль); Матушки! А картофель-то я и забыла (Н. Усп.);

    г) междометия, выражающие протест, неудовольствие, порицание, досаду, злость и под. (А! ах! Ах ты, господи! Э-эх! ), и ряд бранных междометных сочетаний (Черт возьми! Черта с два! и т.д.). Например: Ах ты , обжора! Ах , злодей!.. (Кр.); - У! Баловень! - тихо ворчит нянька (Гонч.); Да, черта с два! Как бы не так, куда приятно и забавно! (Вяземский);

    д) междометия, выражающие иронию, злорадство, сарказм, презрение, отвращение и под. (Но! Фи! Фу! Тьфу! У! А! ). Например: Вы знаете, что для меня теперь Малевский фи ! (Т.); Фи , мерзость! Как я мог не видеть всей гадости этого тогда... (Л. Т.); Тьфу! Оплошал... (Гр.);

    е) междометия, выражающие эмоциональную характеристику, оценку обстановки, отношения к речи говорящего. Междометия этой группы характеризуются тем, что имеют оттенок модальности (Право! Ей-ей! Ей-богу; Вот еще! Баста! Дудки! и др.). Например: Право , от полной души я благодарен соседу (Фет); Я слово дал и что ж? Ей-ей , теперь готов уж отказаться (П.); [Подколесин:] Послушай, Илья Фомич, знаешь ли что! Поезжай-ка ты сам; [Кочкарев:] Ну, вот еще : с ума сошел разве? (Г.); Нет уж, дудки , ваша милость! Уж и то во мне все сбилось! Не поеду ни за что (Ершов);

    ж) междометия, имеющие значения благодарности, приветствия и др. (Спасибо! Здравствуйте! До свидания! Извиняюсь и др.). Например: Спасибо за совет. Или: До свиданья , Марья Ивановна, не извиняюсь перед вами... (П.); Здравствуй , счастливое племя! Узнаю твои костры... (П.).

Бо льшая часть эмоциональных междометий отличается многозначностью. Так, многозначными являются междометия А! О! Ох! У! и многие другие.

Междометие О! может, например, выражать восхищение: О , это была бы райская жизнь!.. (Г.); изумление: Ты не знаком? О! Познакомься с ним (Гр.); испуг: О! Как ты меня напугал! ; удивление: От удивления мог произнести только один звук: О?! (Купр.); негодование: - О , чтобы тебе подавиться! - ругался он, посиживая у окна (М.-С.); насмешку: - О-о , да, вы поэт! - произнес он, усмехаясь.

Многозначными являются и такие междометия, которые могут быть соотнесены с другими частями речи: Батюшки! Господи! Матушки! и др. Например, междометие Батюшки! может выражать восхищение, удивление. Батюшки! Что у тебя с рожей-то?.. (М. Г.); тревогу, испуг: - Батюшки , беда! - отвечала Василиса Егоровна. - Нижнеозерная взята сегодня утром (П.); призыв на помощь: - Батюшки , задавили, - послышался женский голос (Л. Т.).

2. Среди междометий, выражающих волеизъявление, побуждение к какому-либо действию, выделяются следующие группы:

    а) междометия, являющиеся своего рода призывом (Ау! Алло! Эй! и др.). Например: Ау , дружки! Лешутки, Лесовые! Заснули что ль? Проснитесь, отзовитесь на голос мой! (А. Остр.);

    б) междометия, выражающие повеление, приказ, сигнал к началу или окончанию действия, призыв к вниманию, к согласию, к молчанию, призыв на помощь и т.д. (Айда! Ну, вали! Кыш! Чу! Марш! Цыц! Тс! Чш! Чур! Караул! и др.). Например: Никита, айда на дощаники! (Фед.); Гринев, узнав от него об нашей опасности, велел садиться, скомандовал марш, марш , в галоп... (П.); Я подумал: «Цыц! Не смей этим шутить!» (Леск.); Чш... кто-то идет (Г.); Только, чур , не перебивать (Помял.); И опять пошла тревога: «Помогите, ради бога! Караул : лови, лови...» (П.).

Лекция 32 Междометие

В настоящей лекции рассматриваются основные признаки и классификации междометий.

Междометие

В настоящей лекции рассматриваются основные признаки и классификации междометий.

План лекции

31.1. Междометие как часть речи.

31.2. Классификации междометий.

31.3. Звукоподражательные слова.

31.1. Междометие как часть речи

Междометие - это малоизученный класс слов, который в силу своего промежуточного положения в общей системе частей речи современного русского литературного языка не получил еще точного определения. История этого вопроса уходит далеко в прошлое.

В настоящее время в школьной практике принято считать, что междометие - это часть речи, которая выражает различные чувства и побуждения, но не называет их.

Выражаемые междометиями чувства или волеизъявления передаются при помощи особой интонации, например: Ах, сколько у меня интересного материала!.. (А. Куприн); Эй! Лисья шуба, коли есть лишни, Не пожалей пятишни... (Ин. Анненский).

Междометия отличаются и от знаменательных, и от служебных частей речи. От знаменательных частей речи междометия отличаются тем, что не называют явления действительности, а от служебных - тем, что не выражают отношений между словами в словосочетании и предложении, не служат для связи слов и предложений и не вносят в предложение дополнительных смысловых оттенков.

Междометия не имеют ни лексических, ни грамматических значений и не могут выступать в роли какого-либо члена предложения. Однако междометия являются базой для образования слов других частей речи: существительных, прилагательных, глаголов, которые активно используются вречи. Например: Лошади равнодушно переступив ли через преграду и двинулись дальше, однако кучер кареты затпрукал, натянул поводья (Б. Акунин).

К междометиям не следует относить слова, обозначающие мгновенные действия: бах, хлоп, шлёп и др. (хотя в науке существуют различные точки зрения по данному вопросу), а также слова, имитирующие различные звуки и голоса животных и птиц. (тра-та-та; бум-бум-бум; мяу-мяу; гав-гав; га-га-га и др.).

31.2. Классификации междометий

Типы междометий по происхождению

По происхождению междометия делятся на непроизводные и производные .

Непроизводные междометия не соотносятся со словами других частей речи и состоят обычно из одного, двух или трёх звуков (а, о, э, ах, ох, эх, ого, увы, ай-ай-ай, ой-ой-ой).

Производные междометия образованы от слов других частей речи:

Глаголов (здравствуйте, прощайте, подумаешь);

Существительных (батюшки, караул, господи);

Наречий (довольно, полно);

Местоимений (то-то же).

Слова иноязычного происхождения (алло, браво, бис, капут)

Типы междометий по структуре

По структуре междометия могут быть простыми, сложными или составными .

- Простые , состоят из одного слова (аи, ой, увы);

- Сложные , образованные соединением двух-трёх междометий (ай-ай-ай, ой-ой-ой, батюшки-светы);

- Составные , состоят из двух и более слов (увы и ах; то-то же; вот тебе на; вот тебе раз).

Типы междометий по значению

В составе междометий выделяются три группы:

1) междометия эмоциональные,

2) междометия побудительные,

3) междометия этикетные.

Эмоциональные междометия

Выражают различные положительные или отрицательные эмоции, а также то или другое эмоциональное состояние: радость, весёлость, страх, ужас, недоумение, опасение, восхищение и т. д ., например:

Разочарование - Ах, на свете всё из той же самой глины... (Ф. Сологуб);

Раздражение - Тьфу, господи прости! Пять тысяч раз твердить одно и то же... (А. Грибоедов);

Сожаление - Увы! Поныне только люди... (Вяч. Иванов).

Почти все междометия, обслуживающие сферу эмоций, ярко экспрессивны. Тем не менее у некоторых междометий экспрессивность может быть еще более усилена. В отдельных случаях повышение экспрессивности достигается средствами словообразования (путем прибавления суффиксов субъективной оценки: ой-ой-ошеньки, ох-ох-онюшки, ох-ох-ошеньки ); часто используется прием осложнения междометия местоимением ты, при таком употреблении почти полностью утрачивающим свое лексическое значение и интонационно сливающимся с междометием: ах ты, ох ты, ух ты, их ты, ишь ты, эх ты, тьфу ты, фу ты, ну ты . Распространенным средством усиления экспрессии является совместное употребление нескольких (чаще двух) междометий: тьфу черт, ах боже мой, о-о батюшки .

Побудительные (волеизъявительные) междометия обычно выражают:

Зов, оклик - Эй, воротник, говоришь по-немецки? (Ин. Анненский);

Побуждение, запрещение - Тсс. ни слова... даль былого... (Ин. Аннениский);

Заверение - Вот, сударь, если бы вы были за дверями, ей-богу, нет пяти минут, как поминали вас мы тут... (А. Грибоедов).

В силу своей естественной близости к повелительному наклонению глаголов междометия, функционирующие в сфере волеизъявлений, обнаруживают целый ряд специфических глагольных признаков:

Способны принимать постфикс -те (на - нате, ну - ну те, полно - полноте, айда - айдате, брось - бросьте, цыц - цыцте, валяй - валяйте, брысь - брысьте )

Способны к соединению с частицей -ка (на - на-ка - нате-ка - на-тка, ну - ну-ка - нуте-ка - ну-тка, айда - айдате-ка ).

Проявляют способность к синтаксическим связям с теми или иными (чаще местоименными) формами: чур меня, ату его, ну вас, цыц (брысь) отсюда, марш домой, айда на речку, на яблоко .

Могут употребляться при обращениях междометия ау, алло, эй, на, но (н-но-о), ну, тпру, улю-лю: Ау, Женя, где ты?

К побудительным междометиям относятся слова, используемые для подзывания животных или управления животными: кис-кис, цып-цып, кусь-кусь, но!, тпру! и др. и междометия, используемые при общении с маленькими детьми: тю-тю, агу (агунюшки, агушеньки ), бай-бай, баю-бай (баюшки-баю, баиньки ), сюда же относится детское чур-чура .

Этикетные междометия - это слова, связанные с выражением в речи норм этикета: Спасибо! Благодарю! Здравствуй! Привет! До свидания! Счастливо! Всего хорошего! , например:

приветствие - Здорово, друг, здорово, брат, здорово! (А. Грибоедов);

прощание - До свиданья, друг мой, до свиданья. (С.Есенин).

Все междометия этой группы содержат некоторую долю знаменательности, сближающую их со словами других частей речи. Многие междометия этой группы способны развивать вторичные значения и функционировать в качестве средств экспрессивно-эмоционального выражения удивления или несогласия, отпора, противодействия.

31.3. Звукоподражательные слова

Звукоподражательные слова - это особая группа слов, передающих различные звуки, издаваемые человеком и животными, а также звуки, которые существуют в живой и неживой природе: гав-гав, иго-го, карр-карр, кудах-тах-тах, кап-кап, мяу, му-у, фррк .

К звукоподражаниям НЕ относятся:

1) слова (глаголы и образованные от них существительные) со значением «издавать крик» типа скулить (скуление), лаять (лаянье), блеять (блеянье), мычать (мычание) и др. ;

2) слова со значением мгновенного действия (усечённые формы глаголов) типа бах, плюх, скок, стук, шлёп, щёлк и др.

Дата: 2010-05-22 01:03:45 Просмотров: 12883

Междометия в русском языке считаю основными средствами выражения эмоций, поэтому хочется обязательно сказать несколько слов о данной части речи.

Междометия - это слова, которые выражают чувства и побуждения говорящего, но не называют их.

Примеры. Увы, я этим опечалил своих товарищей! (П.) - выражается сожаление; О! Оказывается мы с вами знакомы! - выражается удивление; Ух! Наконец- то мне стало легче!- выражается чувство облегчения после тяжёлого переживания; Шш... внимание! - требование тишины; Эй, кто здесь есть!- оклик с целью привлечь внимание; Но! Поехали! -понукание; Эй! Стой - требование остановки и т. п.

Междометия по значению принят разбить на следующие группы:

1)Междометия, выражающие чувства в виде эмоций: удивление, одобрение, угрозу, укоризну, страх, печаль, горе и т. п.: а! ах! ба! ай да! ура! ужо! э-эх! тьфу! фи! фу! уф! ой-ой! ох! о! увы!

В зависимости от смысла всей речи, от интонации, от обстановки разговора некоторые из перечисленных междометий употребляются при выражении абсолютно разных чувств, например: Ах, как чудесно! (радость). Ах, это возмутительно! (горе, возмущение).

2) Междометия, выражающие различные побуждения: вон! прочь! (желание удалить); ну! Давай! (побуждение к речи или действию); на! (побуждение к тому, чтобы брали что-нибудь); цыц! шш! (запрещение); Марш! (побуждение идти); эй! (желание, чтобы обратили внимание).

3) Междометия, выражающие различные чувства и изъявления воли по отношению к речи собеседника: вот ещё! (несогласие), ой ли? (недоверие), право! (уверение) и др.

К междометиям примыкают звукоподражательные слова, с помощью которых также могут передаваться эмоции: бац! хлоп! мяу! кукареку! гав-гав! Эти слова не называют звуков, издаваемых животными или предметами, а воспроизводят их путём подражания им, например: Порою двухствольное ружьё бухает раз за разом: бах-бух! Тра- та-та! Прозвучали выстрелы.

Междометия придают речи живость, эта часть речи свойственна эмоциональным репликам и восклицаниям: Ух, устал! Атас!

В связи с данной функцией междометий считается, что основной сферой их употребления является обиходно-бытовой стиль, когда звучит живая непринуждённая речь. Ух, ты! Здорово!

В художественной литературе междометия писатели используют, во-первых, для речевой характеристики персонажей; во-вторых, употребительны они и в авторском тексте, для передачи динамики описываемых событий, при выражении отношений к описываемым событиям автора, а также междометия широко используют при передаче внезапности действий, показывая сопровождающие их звуки, восклицания и т.п., например: Генерал в затруднительных случаях говорил только «гм!». (Достоевский.) Ай, Моська, знать, она сильна, что лает на слона! (Кр.) Трах-тах-тах, трах- тах-тах! взвился к небу снежный прах (Блок.)

Отдельно следует сказать о глагольных междометиях бац, хлоп, бух и т.п., которые признаны выражать значение мгновенного или неожиданного действия, а также придают речи наглядность, картинность: вместо сообщения о действии говорящий как бы рисует перед слушателями картину этого действия например: Мартышка, в зеркале увидя образ свой. Тихохонько медведя толк ногой! (Кр.) Смотри, косой, теперь спасайся. А чур зимой не попадайся! Прицелюсь - бух! И ляжешь... Ууу-х!.. (Н.)

Отсюда ясным становится утверждение, что междометие является одним из основных средств для передачи эмоций.

Анализ антонимических отношений в подъязыке математики английского языка

Анализ употреблений неопределённого артикля на материале "Песнь о Роланде"

По проблеме артикля существует огромная литература. Обзоры её содержатся в используемых нами учебниках и учебных пособиях О.И. Богомоловой, Л.И. Илия, В.Г.Гака, Е.А. Реферовской и А.К. Васильевой и др...

В настоящей работе под комплиментом понимается хвалебное высказывание, приятные, доброжелательные слова и словосочетания, выражающие лестный отзыв или содержащее положительную оценку адресата со стороны говорящего...

Вопрос о языковом выражении человеческих эмоций интересовал многих лингвистов, при чём во все времена. Хочется отметить, что данная проблема актуальной остаётся и сейчас. Связано это с тем...

1.2 Семантический подход к классификации средств выражения категории побудительности Как уже отмечалось, в фокусе внимания языковедов находятся семантические проблемы категории побудительности...

Метафора как средство выражения оценки в современном немецком и русском языках

Язык во все времена оставался наиболее яркой идентифицирующей характеристикой этноса, еще Пифагор для познания нравов какого ни есть народа советовал, прежде всего, изучить его язык. Язык - хранитель культуры...

Порядок слов в английском предложении: основные особенности

Сравнительные конструкции со значением приблизительности в немецком языке

Средства выражения модальности в английском языке

Модальные слова имеют значение предположения, сомнения, вероятности, уверенности говорящего в мысли выраженной в предложении. Модальные слова выполняют функцию вводного члена предложения и обычно относятся ко всему предложению в целом...

Экспрессемы в речевом портрете В.В. Путина (Крымская речь)

Риторический вопрос известен как средство выражения эмоциональности, экспрессии в высказывании. Экспрессивность обусловлена тем, что хоть это и вопрос, но с он с утвердительным содержанием. То есть такой вопрос не требует ответа...

Эмоциональная тональность рассказов А.И. Куприна

Одним из главных способов выражения ирреальности является использование косвенных наклонений. Наклонение (Mood) - одна из основных грамматических категорий глагола. Наклонение тесно связано с понятием модальности...

Языковые средства выражения значений ирреальности в английском языке

В английском языке есть группа глаголов, которые выражают не действия, а только отношение к ним со стороны говорящего. Они называются модальными. С их помощью говорящий показывает, что он считает то или иное действие возможным или невозможным...

Междометие – это класс неизменяемых слов (и сочетаний слов), служащих для выражения чувств, ощущений, душевных состояний, эмоционально-волевых реакций на окружающую действительность: ай!, ах!, ба!, батюшки!, вот тебе и на!, ну и ну!, ой!, увы!, фу!, чу! и т.д.

Будучи выражением эмоций и волевых побуждений, междометия не называют сами чувства, волеизъявления, т.е. не имеют номинативной функции (чем существенно отличаются от знаменательных частей речи). Так, например, междометие ого! не является названием состояния удивления, восхищения, в отличие от слов удивление, удивляться, восхищение, восхищаются и т.д.

Не обладая номинативной функцией, междометия имеют тем не менее закрепленное за ними содержание : каждое междометие выражает определенное чувство, состояние или волеизъявление. Это относится и к тем междометиям, которые могут быть "многозначными". Так, междометие ой! выражает боль, испуг, страх, удивление, радость, сожаление, огорчение и не выражает побуждения (как ну!), узнавания (как а! ба!), презрения (как фу!); междометие фу! выражает досаду, отвращение, укоризну, усталость, удовлетворение и не выражает восхищения, удивления, узнавания и т.д.

Междометие синтаксически не связано с другими элементами предложения. Этим оно отличается как от знаменательных, так и от служебных частей речи. Правда, ряд междометий может выступать в функции различных членов предложения (в разговорной речи). Например, междометия могут употребляться в функции сказуемого: "Подымается окошко, и шамкающий голос: "Брысь, вы, пострелята!" (Сераф.); "Если парень в горах не ах, если сразу раскис и вниз..." (Выс.).

Встречаются междометия в функции подлежащего и дополнения. При этом некоторые из них получают способность изменяться по числам и падежам (как ах, ох) и иметь при себе определения: "Он топтался на месте и расточал томные ахи" (И. и П.); "Он не мог молчать, не мог снисходительно улыбаться или отделаться своим противным "А!"– он должен был сказать что-то" (Ю.Баз.); "Все эти хи-хи, ха-ха, пенье, трусливые разговоры – мерзость!" (А.Н.Т.).

Используются междометия и в функции обстоятельства; "Что народу легло – ай-ай!" (Фурм.).

По составу междометия разнообразны. Среди них выделяются непроизводные (или первообразные) и производные(непервообразные) . К непроизводным относятся а, ага, ай, ах, ба, ей-ей, о, ого, ой, ох, тьфу, ух, фу; ха, цыц, эх; заимствованные айда, амба, ату, баста, бис, браво, стоп, тубо, ура, шабаш и нек. др.

Производными являются: батюшки, боже (боже мой), дьявол (дьявольщина), здравствуй (те), ой ли, плевать, подумаешь, подумать только, пожалуйста, помилуйте, то-то; Боже упаси, Боже сохрани, слава Богу, черта с два и т.д.

Разряды междометий с точки зрения семантических функций:

Междометия в зависимости от того, что они выражают, делятся на эмоциональные (отражают эмоции и эмоциональные оценки), этикетные и императивные, или повелительно-побудительные.

К эмоциональным междометиям принадлежат: 1) междометия, выражающие удовлетворение – удовольствие, радость, восхищение и т.п., положительную оценку фактов, ситуаций действительности (ага!, ай!, ай-ай-ай!, браво!, о!, ура! и др.); например: "Кто-то, перегоняя, проговорил ей над ухом: "Ай да глазки!" (А.Н.Т.);

2) междометия, выражающие неудовлетворение – упрек, порицание, протест, досаду, злость, гнев и т.п., отрицательную оценку фактов, ситуаций действительности (ах!, вот еще!, господь с вами!, тьфу!, черт возьми!, фу!, эх! и т.д.), например: "Ах, да воротите же их! – застонала нервная дама. – Фу, как вы все бестолковы!" (Купр.);

3) междометия, выражающие удивление, недоумение, испуг, сомнение и т.п. (ба!, батюшки!, матушки!, ну и ну!, ну и дела!, подумать только!, тю!, увы!, хм! и т.д.), например: "Батюшки! – изумился тонкий. – Миша! Друг детства!" (Ч.).

При этом в зависимости от выражаемых эмоций междометия могут входить в разные группы. Таковы междометия а!, ах!, ай!, ай-ай-ай!, о! и др.

К междометиям этикета относятся выражения приветствия, благодарности, извинения, пожелания: здравствуй (те), салют!, до свидания, всего, спасибо, простите, извини (те), пожалуйста и др.

Среди императивных междометий выделяются : 1) междометия, выражающие команды, призыв к какому-либо действию и обращенные к людям или животным (айда!, вон!, тсс!, ну!, цыц!, вира!, майна!, полундра!; брысь!, фу!, фас!, пиль!, тубо! и т.д.), например: "Не играйте! – замахали старшины музыкантам. – Тсс... Егор Нилыч спит" (Ч.)

2) междометия, выражающие призыв откликнуться, служащие средством привлечь внимание и т.п. (алло!, ау!, караул!, эй! и др.), например: "Караул! Режут!"– закричал он" (Ч.).

Некоторые междометия в разных своих семантических функциях принадлежат к разным группам. Так, здравствуйте , произнесенные с разной интонацией, связанной с семантикой междометия, может относиться в одних случаях к эмоциональным междометиям (как и здравствуйте, я ваша тетя!), в других – к этикетным; междометие ну! может входить и в группу эмоциональных, и в группу императивных. Например: "Ну, бал! Ну, Фамусов! Умел гостей назвать!" (Гриб.) (эмоциональное); "Переписывай! Быстро, ну!" (Вс.Ив.) (императивное).

Использование междометий

Междометия широко используются как в разговорной речи, так и в речи художественной и публицистической. В обычном устно-обиходном употреблении они служат средством передачи разнообразных чувств человека, его отношения к фактам действительности.

В произведениях художественной литературы междометия не только передают чувства и состояние автора или героя (гнев, радость, сомнение, сожаление, усталость), но и усиливают эмоциональность высказывания.

Большинство междометий стилистически окрашено. Поэтому использование их не только передает особенности живой речи, богатой эмоциями, но и сообщает контексту тот или иной стилистический тон.

Звукоподражательными называются слова, передающие различные звуки, издаваемые человеком или животными, а также звуки и шумы природы и т.д. В отличие от междометий звукоподражательные слова не выражают каких-либо чувств или волеизъявлений. Звукоподражательные слова могут употребляться и изолированно, и в составе предложения, выполняя нередко функции различных членов предложения. Звукоподражательные слова представляют собой одно из экспрессивно-изобразительных средств отражения действительности.

Статьи по теме