Военные реформы в России во второй половине XIX века. Военная реформа второй половины XIX века

Введение

Актуальность нашей работы заключается в рассмотрении закономерности проведения военной реформы в рамках буржуазных реформ второй половины XIX века.

Цель работы состоит в изучении особенностей проведения военной реформы второй половины XIX века.

Достижение цели предполагает решение ряда задач:

1) рассмотреть общественное положение в России во второй половине XIX века;

2) определить предпосылки реформ второй половины XIX века;

3) дать характеристику военной сферы накануне реформы;

4) рассмотреть создание окружной системы и реорганизацию в сфере управления армии;

5) рассмотреть перевооружение армии и реорганизация военного обучения;

6) изучить организацию армии в 70-е годы XIX века.

Милютинские военные реформы в период 60―70-х гг. XIX века составляли неразрывную часть буржуазных реформ, проводимых Александром II. Военная реформа 1860-1870-х гг. сыграла важную роль в реорганизации вооруженных сил, системы их подготовки, комплектования и перевооружения, однако из-за незавершенности не смогла в полной мере обеспечить создания прочных основ обороноспособности государства.

ГЛАВА 1 Характеристика буржуазных преобразований в России

Во второй половине XIX века

1.1 Общественное положение в России во второй половине XIX века

К середине XIX века стало заметно отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. Международные события середины века показали ее ослабление во внешнеполитической области. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине XIX века было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени.

На внутреннюю политику оказывали влияние многие факторы: укрепление капиталистического уклада, появление новых классов и социальных слоев, мощный подъем общественного движения. Во внутренней политике России второй половины XIX века выделяются три этапа. Первый ― подготовка и осуществление крестьянской реформы. Второй ― проведение буржуазных реформ 60-70-х годов. Третий ― изменение в 80-90-х годах правительственного курса, усиление в нем консервативных тенденций .

Первая половина XIX века характеризовалась всё усиливавшимся кризисом феодально-крепостнической системы в результате развития в недрах её новых капиталистических отношений. Этот процесс разложения феодально-крепостнической системы обусловливал рост классовых противоречий и возникновение новой буржуазной идеологии.

После падения крепостного права Россия быстро превращалась из аграрной страны в аграрно-индустриальную. Развивалась крупная машинная индустрия, возникали новые виды промышленности, складывались районы капиталистического промышленного и сельскохозяйственного производства, создавалась разветвлённая сеть железных дорог, формировался единый капиталистический рынок, происходили важные социальные сдвиги в стране. Влияние реформ на развитие промышленности начинает сказываться постепенно к 70-м ― 80-м годам. К началу 80-х годов XIX века в России в основных сферах промышленного производства машинная техника уже вытеснила ручную, водяное колесо практически вытеснил паровой двигатель. Паровые машины и механические станки завоевали господствующее положение в горнодобывающей, металлообрабатывающей и текстильной отраслях промышленности. Важным показателем промышленного переворота явился бурный рост в 60-е ― 70-е годы парового механизированного транспорта.

Боязнь революционного взрыва и стремление упрочить систему государственного управления вызывали необходимость отдельных мелких реформ, рассчитанных на сохранение основ феодально-крепостнического строя. Мероприятия эти обусловливались также и экономическими изменениями, происходившими под влиянием развития капитализма. Однако эти незначительные реформы не могли внести какие-либо существенные изменения в условиях кризиса всей системы феодально-крепостнического государства.

1.2 Предпосылки реформ второй половины XIX века

К середине XIX столетия общий кризис феодально-крепостнической системы, назревавший еще с конца XVIII века, достиг наибольшей остроты. Незаинтересованность крепостного работника в результатах своего труда «исключала возможность применения машин и улучшения агротехники в крепостных имениях» .

Сохранение феодально-крепостнических отношений серьезно тормозило развитие промышленности. Ведь в промышленности, особенно горной и металлургической на Урале, широко использовался труд крепостных, так называемых посессионных рабочих, т. е. крестьян, которые отрабатывали барщину на заводах. Труд был настолько неэффективен, что владельцы заводов сами стремились от них избавиться.

Событием, которое ускорило ликвидацию феодального строя, была Крымская война 1853―1856 гг., закончившаяся поражением царского правительства. Война показала отсталость и бессилие крепостнического строя, неэффективность социальной и экономической систем России. Рекрутские наборы, повышенные налоги и повинности, расстройство торговли и промышленности обострили нужду и бедствия угнетенных масс выше обычного уровня. Военные поражения привели к недовольству буржуазии и дворянства. В этой обстановке правительство сочло необходимым приступить к подготовке реформы по отмене крепостного права. Уже вскоре после заключения Парижского мирного договора, завершившего Крымскую войну, новый царь Александр II (сменивший на престоле умершего в феврале 1855 года Николая I), выступая с речью в Москве перед предводителями дворянских обществ, сказал, «имея в виду отмену крепостного права, что лучше, чтобы это произошло сверху, нежели снизу» .

Третий параграф. В нем речь идет о реформах русской армии в 19 веке. Реферат легко оформить ка доклад, эссе, контрольную или творческую работу. Уникальность текста 80%. Можно приобрести весь реферат за 150 р. на сайте Автор 24 . Параграфы 4 – 5 и Заключение будут выложены отдельно.

В начале 19 в. в России были проведены серьезные военные реформы. Это обуславливалось процессом разложения феодализма и переходом к новым капиталистическим отношениям. Дворянская элита страны активно противодействовала изменениям в армии и флоте, поэтому радикальные реформы военной сферы были отодвинуты во времени до второй половины 19в.

Александр I, вступив на престол в 1801 г. провозгласил курс на реформирование всех сторон жизни, государства, в том числе и в военной области. В 1802 г. проведена реорганизация центрального военного управления. Вместо Военной и Адмиралтейской коллегий, создаются Военные и Морские министерства. Проведены реформы в организации войск.

В пехоте и кавалерии постоянным войсковым соединением стала дивизия, состоявшая из 2-3 бригад двух полкового состава и артиллерийской бригады. Дивизии сводились в корпуса – высшие соединения, как в пехоте, так и в коннице. Корпус имел, как правило, две дивизии и две артиллерийских бригады. Корпуса объединялись в армии.

Так, в начале 1812 г., войска были сведены в 8 пехотных, 4 кавалерийских корпуса и два казачьих отряда и распределялись между 1- й и 2- й Западными, 3- й Резервной и Дунайскими армиями. Увеличилось число егерских полков, способных вести бой в рассыпном строе.

Русская армия 1809г, получила на вооружение более совершенное 7-линейное кремневое ружье, что позволило ввести обучение войск прицельной стрельбе. При участии генерала П. И. Багратиона и военного министра. М. Б. Барклая-де-Толли были разработаны и введены новые уставы и наставления. Некоторое усовершенствование получила система подготовки офицерских кадров, расширена сеть военно-учебных заведений.

Эти изменения положительно сказались на русской армии, которая во время Отечественной войны 1812 г под командованием М.И. Кутузова разгромила сильнейшую в мире того времени армию Наполеона.

Поражение в Крымской войне 1853 – 1856 гг. заставило руководство страны предпринять более радикальные преобразования системы вооруженных сил. В 1861г. на должность военного министра был назначен генерал Д. А. Милютин (1816-1912 гг.) – сторонник реформ в армии, сумевший при скромных экономических возможностях государства поднять мощь русской армии. В 1862 г. он представил царю, проект военной реформы, который одобрил его. Россия вступила в полосу военных реформ, которые продолжались до 1874г.

Цель этих реформ состояла в создании массовой армии, в ликвидации военной отсталости России, выявленной в Крымской войне 1853-1856 гг.

Основные мероприятия реформы:

замена рекрутских наборов всесословной воинской повинностью. Согласно принятому Уставу о воинской повинности (1874г.) к службе привлекались все мужчины, достигшие 20-летнего возраста. Срок действительной службы в сухопутных войсках определялся в 6 лет и затем 9 лет в запасе, на флоте – 7 лет и 3 года в запасе.

Устав освобождал от военной службы служителей религиозного культа, преподавателей, врачей, народов Средней Азии и Казахстана, Крайнего Севера и Дальнего Востока, Кавказа. Освобождались от призыва в армию по семейному положению (единственный сын, если он был кормильцем семьи).

В целом по стране число ежегодно призываемых в армию не превышало 30%, от лиц призывного возраста. Люди, имевшим образование, получали льготы: для окончивших высшие учебные заведения срок действительной службы сокращался до шести месяцев, гимназии – до- полутора лет.

Переход к всеобщей воинской повинности позволил государству сократить численность армии в мирное время и значительно увеличить контингент военно-обученного запаса. Его численность к концу века составила около 3 млн. человек.

Реформа военного образования

Поведена реформа военного образования, подготовки и переподготовки офицерских кадров. В 60 -х годах 19 в. проведены преобразования военно-учебных заведений. Их цель заключалась в том, чтобы готовить преданные Отчизне, хорошо образованные и обученные военному делу кадры офицеров.

Были открыты две новые академии; Военно-юридическая и Морская. В конце века в России насчитывалось шесть военных академий (Генерального штаба, Медико-хирургическая, Артиллерийская, Инженерная, Юридическая и Морская). Но количество слушателей в них было небольшим. Например, в Артиллерийской академии число слушателей не превышало 60 человек.

Средняя военная школа была серьезно реформирована. Вместо кадетских корпусов создавались военные гимназии, которые давали общее среднее образование и готовили юношей к поступлению в военные училища, и прогимназии с четырехлетним сроком обучения для подготовки к поступлению в юнкерские училища.

В начале 60-х годов создаются военные и юнкерские училища. В военных училищах срок обучения был три года, туда принимались юноши, закончившие военные гимназии. В военных училищах внутренний распорядок был основан на выполнении строжайшей воинской дисциплине.

Юнкерские училища готовили офицеров из лиц, не имевших общего среднего образования, а также из армейских низших чинов, вышедших из дворянских и обер-офицерских семей. качество военных знаний, даваемых юнкерам, было боле низким, чем в военных училищах.

Для подготовки технических специалистов были созданы оружейные, технические, пиротехнические, топографические, фельдшерские и другие школы. В целях усовершенствования военных знаний и переподготовки офицеров учреждались одногодичные школы.

Итоги реформы:

  • В итоге реформы военной школы заметно улучшилась подготовка командных и инженерно-технических кадров, увеличилось их число. К концу 19в. в год в среднем выпускалось 2 тысячи офицеров, что позволяло обеспечивать до 80% вакансий в армии и на флоте.
  • В 1882 году военные гимназии были ликвидированы. Одновременно правительство восстановило кадетские корпуса как закрытые дворянские учебные заведения.
  • В итоге реформы военной школы значительно улучшилась подготовка командных, и инженерно технических кадров, увеличилось их численность.

К концу 19в. ежегодно обучалось:: в кадетских корпусах около 12 тыс. человек, – в военных училищах 5,5 тыс. человек, – в юнкерских 2,8 тыс. человек, – в академиях 850 человек.

Глубокие реформы были произведены в области военного управления и организации войск. Центральное управление по-прежнему осуществляло Военное министерство, которое состояло из:

  • 1) Военного совета;
  • 2) Канцелярии;
  • 3) Главного штаба;
  • 4) Главных управлений.

Полномочия министерства увеличивались: теперь вся армия находилась в его подчинении, включая гвардию и действующую армию.

Была создана военно-окружная система

Страна была разделена на 15 военных округов во главе с командующими, которые подчинялись императору. Контроль над командующими округами осуществляло военное министерство. Верховное командование над всеми вооруженными силами осуществлял император, его ближайшим помощником был военный министр.

Перевооружение армии

Важная составная часть военных реформ – перевооружение армии и флота. На вооружение русской пехоты стало поступать нарезное стрелковое оружие – винтовка системы Бердана, а затем трехлинейная винтовка системы Мосина (1891 г.).

Берданка - однозарядная винтовка калибра 4,2 линии (10,67 мм) под металлический патрон. Заряжалась с казны. Разработана командированными в США русскими инженерами полковником А.П. Горловым и капитаном К.И. Гуииусом при содействии американского полковника X. Бердана. На вооружение были приняты винтовки Бердана № 1 (1868), № 2 (1870). Имелось 3 типа № 2 - пехотная, драгунская и казачья винтовки.

Мосин Сергей Иванович (1849-1902) - русский конструктор стрелкового оружия, генерал-майор с 1900 г. В 1890 г. создал «трехлинейную» винтовку - калибр 7,62 мм, магазинную пятизарядную. Винтовку модернизировали в 1910, 1930 и 1933 гг. Ее боевая скорострельность - 10-12 выстрелов в минуту, прицельная дальность - до 2 тыс. метров, масса со штыком - 4,5 кг, без штыка - 4 кг.

В артиллерийские части поступали стальные нарезные орудия. Во второй половине 19 в. парусный флот уступил место паровому броненосному флоту. К концу века Россия занимала в Европе третье место по количеству боевых судов: Великобритания имела 355 кораблей, Франция – 204, Россия – 107.

Реформаторы попытались улучшить материальное положение офицеров, повысить престиж военной службы. В 1859 г. были установлены более высокие оклады денежного содержания офицеров. В 1886 г. на 10-40% были увеличены оклады строевым офицерам. В результате годовое жалование составляло: у командиров корпусов – 10950 руб., начальников дивизий 5256 руб., командиров полков – 3711 руб., командиров батальонов – 1380 руб., командиров рот -1032 руб. Тем не менее, жалование русских офицеров в сравнении с жалованием французских или немецких офицеров было низким, порой уступало в два и даже три раза.

Военные реформы второй половины 19 в. имели прогрессивное значение. Боеспособность российской армии и флота возросли, что показала русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Отсталость русской армии, которую со всей очевидностью проде­монстрировало поражение в Крымской войне, появление новых угроз (например, объединенной милитаризованной Германии), рост револю­ционного движения и необходимость отстаивания внешнеполитичес­ких интересов России обусловили необходимость перестройки воору­женных сил страны.

Военная реформа проводилась в течение 12 лет под руководством военного министра Д.А. Милютина. В рамках реформы была проведе­на реорганизация военного управления, были созданы военные окру­га, осуществлялось перевооружение армии, в том числе замена крем­ниевых ружей капсулоными, улучшилась система подготовки военных кадров, был принят новый военный устав, проведена военно-судебная реформа. В ходе этих преобразований были созданы военные гимна­зии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения, в которые принимались лица всех сословий. Новые уставы уделяли главное вни­мание боевой и физической подготовке солдат. В целом это должно было усилить боеспособность войск. Однако наиболее важным эле­ментом военной реформы было изменение принципов комплектова­ния вооруженных сил.

На первом этапе реформы был сокращен срок службы рекрутов (с 25 до 15 лет), несколько улучшена подготовка офицерских кадров. Однако рекрутская повинность как способ комплектования армии дей­ствовала вплоть до 1874 г. И только быстрое усиление западноевро­пейских армий, формировавшихся на основе всеобщей воинской по­винности, заставила правительство ввести аналогичный порядок в рус­ской армии.

1 января 1874 г. был утвержден Устав о воинской повинности, ко­торый для всего мужского населения России вместо рекрутских набо­ров вводил всесословную воинскую повинность. Военнообязанны­ми были лица мужского пола всех сословий, достигшие 21 года.

Срок службы в сухопутных войсках составлял 6 лет с последую­щим зачислением в запас на 9 лет, во флоте соответственно 7 лет и 3 года в запасе. Для лиц, имевших образование, продолжительность службы сокращалась. Так, лица, окончившие высшие учебные заведе­ния, должны были служить всего 6 месяцев, гимназию - 1,5 года, го­родское училище - 3 года, а начальную школу - 4 года.

Однако призыву на действительную службу подлежали далеко не все. Действовали многочисленные льготы, освобождавшие от службы в связи с семейным положением, религиозными взглядами, националь­ной принадлежностью. Так, не подлежали призыву единственные сы­новья, кормильцы престарелых родителей и др. От военной повиннос­ти освобождались служители культа, хотя часть их находилась в войс­ках в качестве армейских священников, некоторые сектанты, по зако­нам своей веры не могущие носить оружие. Так, для меннонитов, части немецких колонистов, вводилась альтернативная служба в лесных командах (в мирное время) и санитарных частях (в военное время). От военной службы освобождались также отдельные народности Край­него Севера, народы Средней Азии, Казахстана и частично Кавказа. Остальные граждане, достигшие 21 года, призывались на службу по жребию. Лица, не призванные в регулярные войска, зачислялись в ополчение.

Новый порядок призыва в армию позволил России при сокраще­нии срока действительной военной службы создать крупные обучен­ные резервы. Это значительно облегчало содержание армии и позво­ляло в случае войны отмобилизовать значительную обученную воен­ную силу.

Командный состав по-прежнему сохранял корпоративный и сослов­ный характер, еще длительное время в нем преобладали дворянские элементы. Для получения офицерского звания требовалось специаль­ное военное образование.

Сохранялась особая военная юстиция, в ведение которой в 1878 г. было передано большое число дел о государственных преступлениях (сопротивление властям, нападение на полицию и войска). Еще ранее, в 1863 г., в связи с польским восстанием генерал-губернаторам было дано право объявлять губернии на военном положении, в связи с чем многие дела переходили в ведение военных судов.

– комплекс мер по преобразованию русской армии, проведенный в 60-70-х годах 19 века.

Предпосылки военной реформы

Военная реформа стала одной из основных в комплексе великих реформ Александра 2. Основной предпосылкой для проведения преобразований в армии стала Крымская война , которая была проиграна. Неудача правительства не только подорвала доверия народа к царю, но также обнажила все недостатки существующей армии – плохая подготовка рядовых солдат и офицеров, несовременное оснащение, хаос в управлении армией, недостаток человеческих ресурсов.

Армия, как один из самых необходимых государству институтов, начала подвергаться изменениям еще в 50-ых годах сразу после войны, однако своего пика реформы достигли чуть позднее, в 60-ых. Большая часть преобразований была совершена выдающимся русским военным деятелем, военным министром Д.А. Милютиным.

Целью военной реформы было создание армии, которая бы была незначительной в мирное время (и не требовала больших средств на содержание), но при этом могла бы быстро мобилизоваться и развернуться в период военных действий.

Главным событием всей военной реформы стал выпуск Манифеста о всеобщей воинской повинности и Устава о воинской повинности 1 января 1874 года. Манифест провозглашал переход от рекрутского набора в армии к всеобщей повинности вне зависимости от сословия. Теперь в армии в течение 6 лет обязаны были отслужить все мужчины, включая крестьян. Откупиться от службы в армии было невозможно, призывались лица старше 20 лет. Это не только позволяло создать более обширную и мобильную армию, но также давало возможность представителям низших сословий достигнуть успеха благодаря службе в армии.

Однако еще до принятия манифеста модернизации подверглась система управления армией. В частности, в 1864 году Россия была разделена на несколько военных округов, управление которыми осуществлялось местными органами, однако все они подчинялись военному министру. Это позволило избежать многих трудностей в управлении армией и сделать систему более организованной.

Кроме того, для улучшения качества и мощи армии произошло полное перевооружение. Войска всех ведомств получили новое, современное оружие, также были реконструированы военные заводы, которые теперь могли обеспечивать армию большим количеством качественной техники.

Дисциплина и образование солдат и офицеров также претерпели изменения. Были отменены телесные наказания, офицеры стали более образованными благодаря новым принципам воспитания. Стали появляться различные военные училища и академии.

Появился военный суд и военная прокуратура, которые проводили гласные и негласные процессы. Это позволило улучшить дисциплину.

Кроме того, разрабатывались новые военные законы, которые должны были отвечать современным условиям и повысить уровень российской армии, чтобы сделать ее конкурентоспособной.

Результаты и значение военной реформы Александра 2

Военная реформа была одна из самых длительных в череде великих реформ Александра 2 и заняла почти два десятилетия. Однако, благодаря умело проведенным преобразованиям, удалось создать совершенно новую армию, которая отвечала всем современным стандартам. Более того, была преобразована не только сама армия, но и вся система в целом – теперь управление было менее централизованным, были созданы военные округа, в которых решения принимали местные управленцы ориентируясь на ситуацию. Военный министр же занимался более глобальными вопросами, касающимися всей армии в целом, что позволило значительно повысить качество принимаемых решений.

Статьи по теме