Знаки препинания при обращениях. … ваше самомнение зашкаливает

Меня всегда удивляет, когда кто-то говорит: «Я не читаю книг». Да, в мире много вещей, занимающих наше время, – фильмы, видеоигры, СМИ. Но вам всё равно стоит найти время для чтения. Если вы не читаете книги, то многое упускаете.

1. Чтение улучшает воображение и творческие способности

Когда мы читаем, то даём новую жизнь записанным словам – они преображаются в нашем воображении. Мы представляем заново образы, звуки, запахи увлекательной истории. А этот труд развивает «творческую мускулатуру» нашего мозга – и мало где можно найти подобные эффективные упражнения.

2. Улучшение интеллекта

Несмотря на все достижения современной техники, чтение остаётся лучшим способом обучения и хранения информации. Те, кто больше прочёл, становятся умнее. Они заполнили свою голову информацией, которой у других нет и не будет без книг.

3. Чтение может изменить вашу жизнь

Некоторые книги могут изменить вашу жизнь так, как вы сами не ожидаете. Такие книги, как «Над пропастью во ржи», «Повелитель мух» или «Цветы для Элджернона» заставили меня иначе смотреть на мир. Эти книги глубоко подействовали на меня, я изменился, прочитав каждую из них. Это сила чтения – путешествие в самого себя, а не только по увлекательному сюжету. Как и после путешествия, после таких книг – вы уже не тот, что раньше.

4.Читатели сексуальны

Согласно исследованиям, женщины считают умных парней сексуальнее тех, у кого средний интеллект. Ум – одно из самых востребованных качеств, какие женщины ищут в мужчинах. Так что, одинокие парни, загляните в книжный магазин!

5. Умение сопереживать

Трудно представить себя на месте кого-то другого, особенно если его мир сильно отличается от вашего.
Чтение – отличный способ «заглянуть в голову другого человека», узнать его мысли и чувства. Вместо того, чтобы смотреть на жизнь из одной точки, вы можете посмотреть на мир другими глазами!

6. Мудрость

Каждый раз, открывая книгу, вы заполняете голову знаниями, фактами, мнениями, сюжетами. Чтение – как бы непрерывная доставка информации. Вместе с этой информацией читатель получает и опыт. Книги - рассказы о чьих-то жизненных уроках, о приобретённом опыте. Это для вас возможность понять, как устроен мир. Читая книги, вы становитесь мудрее.

7. Самосовершенствование

Чем больше вы читаете, тем шире ваш словарный запас. Неудивительно – ведь вы регулярно встречаете в разных книгах столько слов, что вскоре сами начинаете употреблять их в повседневной жизни. Хорошие читатели обычно и сами хорошо пишут. Любой успешный писатель скажет вам, что для улучшения навыков писательства необходимо каждый день читать. Более того, чтение помогает улучшить уверенность в себе. Это может помочь вам во многих сферах жизни, таких как социальные отношения или продвижение по службе.

8. Улучшение навыков мышления

Чтение усиливает аналитическое мышление. Люди, которые читают, определяют закономерности быстрее тех, кто не читает. Чтение делает ваш ум острее и укрепляет синапсы головного мозга, ведь это ещё и тренировка памяти. Другими словами, ваш мозг становится сильнее и быстрее, потому что вы читаете.

9. Улучшение внимания и концентрации

Большинство из нас привыкли к «многозадачности», научились делить своё внимание между телевизором, Интернетом, телефоном и уймой других вещей. Но так мы теряем способность сосредоточиться в нужный момент на одном важном деле. Чтение книги улучшает способность сконцентрироваться. Ведь книга сама по себе требует полной концентрации внимания, потому что если отвлечься, вы теряете нить повествования.

10. У читающих больше шансов на успех

Наверное, можно найти успешных людей, которые не читают книги. Но трудно. Вспомните знаменитых учёных, бизнесменов, писателей, политиков. Если у них у всех есть какой-то общий интерес – то это чтение.

11. Генерация идей

Идеи – мощный двигатель. На них основаны научные и технические достижения. Ими решаются мировые проблемы, излечиваются болезни. Идеи могут изменить нашу жизнь. Когда вы читаете, вы получаете много новых мыслей. Эти мысли крутятся в вашей голове – и помогают создать вашу собственную удивительную идею.

12. Чтение поможет верно расставить приоритеты

Чтение открывает для вас новые возможности. Прочтёте о новых приключениях, другом образе жизни – о разных вещах, о которых прежде даже не вспоминали. Возможно, вы задумаетесь над этим, и поймёте, что хотите изменить свою жизнь и поставить перед собой другие цели. И важно в вашей жизни совсем не то, что вы прежде ставили на первое место.

13. Проживите несколько жизней

Люди, которые не читают, могут прожить только свою собственную жизнь. Читатели же имеют доступ ко многим и многим жизням – реальных или вымышленных персонажей. Мы можем почувствовать то, что чувствовали они, испытать то, что испытывали они.
Собственный жизненный опыт делает нас сильнее и мудрее. Но если вы живёте только одну жизнь, то лишаете себя опыта других людей и уроков от их жизней.

14. Улучшение психического здоровья

Так же, как мышцы тела, мозгу требуется «зарядка», чтобы оставаться здоровым и сильным. Исследования показали, что такая умственная деятельность как чтение, могут замедлить (или даже предотвратить) болезнь Альцгеймера и слабоумие. А люди, которые много читали за свою жизнь, куда позже испытывают на себе возрастное ухудшение памяти и умственных способностей, по сравнению с теми, кто не любил читать.

15. Вокруг света не выходя из дома

Путешествия – самый лучший способ узнать другие народы и культуры. А второй лучший способ – чтение. Оно может открыть для вас целый новый мир – там, прямо за вашим порогом. Написано очень много книг о разных странах, вы можете читать о любом уголке земного шара и познакомиться с жизнью разных народов с помощью книг.

16. Улучшение физического здоровья

Мы читаем обычно в тишине, наедине с собой. Когда вы увлечены хорошей книгой, то находитесь в состоянии, близком к медитации. Чтение расслабляет и успокаивает. В результате – снижение стресса, нормализация кровяного давления. Читающие люди меньше страдают от расстройств настроения.

17. Больше тем для разговора

Чем больше вы узнаёте о новых темах, историях и мнениях, тем проще вам становится завязать беседу. В конце концов, у вас в руках неисчерпаемый источник новых материалов для обсуждения!

18. Исследуйте себя

Вы слышали выражение «потерялся в книге»? Чтение – активный процесс, и вы сами в него активно включаетесь, как бы участвуете в действии. С помощью чтения можно многое узнать о самом себе. Например, вы можете спросить себя, а что бы вы сделали на месте героя книги. И ответ может вас удивить.

19. Расширьте кругозор

Если вы не читаете, то ваш мир тесен. Вы знаете лишь малую долю того, что происходит вокруг вас. Чтение откроет вам, насколько велик мир на самом деле. Есть много предметов, в которых я ничего не смыслил. Только когда я стал читать о них, я осознал, как же мало знал прежде!

Каждый месяц печатаются тысячи книг. Добавим к этому сообщения в блогах и журнальные статьи. Вы всегда можете найти среди этого разнообразия что-то на свой вкус. Более того, сейчас нет ничего проще, чем стать читателем. Библиотеки есть везде – и они бесплатны! Теперь существуют и цифровые копии книг, а значит, даже идти в библиотеку не обязательно.

Итак, учитывая все перечисленные преимущества чтения, нет никаких оснований не читать.

Вы начинающий автор? Или только подумываете о том, чтобы стать таковым? И в первом, и во втором случае вы мечтаете о популярности материалов, о дискуссиях в комментариях, о лайках и репостах. И ничего дурного в таких мечтах нет: чем известнее наше имя, тем больше пользы мы приносим людям. Сегодня я хочу поговорить о том, что может стать преградой на пути к целям.

Вы не сможете стать блогером, если…

… вы ленивы

Писательское мастерство – это айсберг. На поверхности – результат. Под водой – большая часть. Никто не слышит ваших жалоб на отсутствие идей, никто не увидит первых трех вариантов текста, а улучшение стиля отметит только глаз профессионала.

Если вы не умеете работать, отключив все, начиная с эмоций и заканчивая мыслями о плохой погоде, лучше выберите другую стезю.

… вы быстро сдаетесь

«О, это только для начинающих!», подумали опытные авторы. «Это им надо себя доказывать!» Какая коварная ловушка!

На первых порах приходится работать много. А потом – еще больше. Удержаться на вершине непросто. Если вы подняли планку, от вас ждут, что завтра вы подпрыгнете до звезд, а кто-то говорит: «Да он не сможет!» Критически важно смочь. Сделать еще шаг там, где остановились остальные. Этот шаг отличает любителя от профессионала.

… вы не любите критику

Ее никто не любит (я тоже не люблю). Но она нужна, потому что без критики вы не будете знать, над чем работать. Прислушивайтесь к замечаниям. Что-то вы отметете, а что-то примете к сведению.

… ваше самомнение зашкаливает

Если вы считаете себя совершенством и уверены в том, что учиться вам больше нечему, рано или поздно вы встретите человека, который собьет вашу корону. Для вашего же блага – встретьте его сейчас, когда у вас десять читателей, а не тогда, когда их будет десять тысяч. Большой конфуз.

… вам наплевать на читателя

Нас определяет наша аудитория. Мы пишем для этих людей, беседуем с ними. Да, находить контакт с читателем непросто. Но если вы перестанете обращать на него внимание, у вас вообще не будет читателя.

… вы боитесь пробовать новое, ошибаться и рисковать

Сетевая сфера слишком динамична, чтобы можно было позволить себе прятаться в зоне комфорта. «Письмо? Ха-ха! Вот тут-то я профессионал, я пишу всю жизнь и делаю это великолепно!», скажет кто-то.

Я пришла в блогосферу в тот момент, когда она находилась на подъеме. Читатель любил красивый слог и ладный стиль, с удовольствием читал длинные посты. Но сегодня все иначе. Конкуренция высока. Талантливых много, трудолюбивых – тоже. Выигрывает тот, кто пробует новое. Другой формат постов. Другие темы. Иная подача. Это последний – но самый важный пункт. Если вы боитесь новизны, читатель уйдет к тому, кто ее НЕ боится.

Вдохновения и легкого пера всем нам!

МАЛЬЧИК С СЕРЕБРЯНЫМ ГОРЛОМ

Я сожалею, что документы, касающиеся жизни Жеребцова, утеряны, а то, что дошло до нашего времени, очень отрывочно и скудно.

К счастью, перед самой смертью Жеребцов, будучи уже в отставке, познакомился с писателем Евсеенко. Писатель этот добросовестно поставлял многочисленные рассказы и повести для журналов "Нива" и "Родина". Немудрые эти вещи были рассчитаны на читателя, располагающего множеством свободного времени, преимущественно на дачника, и ни в какой мере не блистали талантом.

Евсеенко не был лишен дара изобразительности, но, как и многие его современники (дело относится к 90-м годам прошлого столетия), был заражен страстью улавливать настроения. Он описывал настроение природы, людей, животных, свое собственное и даже настроение целых городов и подмосковных дачных местностей.

В одной из этих местностей он и познакомился с Жеребцовым, тотчас же опытным глазом определил, что дряхлый и добродушный моряк неизбежно должен хранить в себе некий литературный сюжет, и взялся за выуживание этого сюжета. Сюжета не выудив, Евсеенко все же рассказ написал, но напечатать не успел, так как у него открылась тяжелая стадия чахотки и он был послан в Ялту, где вскоре и умер. Рукопись его рассказа, интересующую меня лишь в меру заключенных в ней сведений о последних днях Жеребцова - первого исследователя Кара-Бугазского залива, я и привожу здесь, сделав необходимые сокращения. Называется рассказ "Роковая ошибка".

"Если вы, читатель, бывали на художественных выставках, то должны помнить картины, где изображены заросшие просвирником провинциальные дворики. Ветхий, но теплый дом со множеством пристроек и крылечек, липы под окнами (в них гнездятся галки), трава, густо растущая среди щепок, черный щенок, привязанный на веревке, и забор с выломанными досками. За забором зеркальная гладь живописной реки и пышное золото осеннего леса. Теплый солнечный день в сентябре.

Дачные поезда, проносящиеся вблизи старого дома, придают пейзажу еще большую прелесть, заволакивая желтизну лесов облаками паровозного пара.

Если вы, читатель, любите осень, то знаете, что осенью вода в реках приобретает от холода яркий синий цвет. В этот день вода была особенно синей, и по ней плыли желтые листья ив, пахнущие сладкой сыростью.

Мокрые листья берез налипают на ваши ботинки, на подножки вагонов, на большие дощатые щиты, где московские купцы расхваливают свой товар перед выглядывающими из вагонов провинциалами.

Вот об этих-то щитах, особенно об одном, призывавшем всех курить гильзы Катыка, я и хочу поговорить с вами, читатель.

В сентябрьский день, о котором мы только что упомянули, я встретил вблизи такого вот истрепанного дождями и солнцем щита с рекламами старика в поношенной морской шинели. Лицо старика поражало густым загаром, особенно заметным в обрамлении седины и в обстановке северной бледной осени. Казалось, солнце жарких морей так пропитало старческую кожу, что даже ненастье средней России не могло уничтожить его следов.

Жулик! - сердито выкрикнул старик и угрожающе взмахнул палкой.- Пройдоха, но башковитый субъект!

Вы это о ком?

О Катыке, милостивый государь, о фабриканте Катыке,- ответил старик доброжелательно: видимо, он был не прочь вступить в беседу.

Я спросил, почему Катык - пройдоха и жулик.

История эта очень длинная. Пойдемте, пожалуй, ко мне - я живу поблизости,- выпьем чайку. Я вам, кстати, о Катыке расскажу.

Старик провел меня в тот дворик, о каком говорилось выше, и ввел в комнату, блиставшую чистотой. На полках стояли чучела высоких птиц с розовым оперением. По стенам висело много морских карт, исчерченных красными карандашами, и акварелей, изображавших пустынные берега зеленого и бурного моря. На столе в строгом порядке лежали старые книги. Я взглянул на названия - то были труды по гидрографии различных морей и путешествия по Средней Азии и Каспийскому морю. Пока девочка, дочь хозяина, ставила нам самовар, старик откупорил коробку желтого феодосийского табака и скрутил толстую папиросу.

Вот что, батенька мой,- сказал он, окутываясь дымом,- позвольте прежде всего представиться. Зовут меня Игнатий Александрович Жеребцов. Я отставной моряк, гидрограф, составитель карт Каспийского моря. Мне, изволите ли видеть, стукнул уже восьмой десяток. Вы интересовались Катыком. Так вот, могу сообщить, что Катык весьма неудачно исправляет ошибку, сделанную мною в молодые годы, когда я только что окончил плавание по Каспийскому морю. Ошибка моя состояла в том, что имеющийся на этом море залив Кара-Бугазский,- не знаю, слыхали ли вы о нем или нет,- я первый обследовал и признал совершенно бесполезным для государства, как не обладающий никакими природными богатствами. Но, между прочим, мною было обнаружено, что дно залива состоит из соли, как потом оказалось - глауберовой. Кара-Бугаз - место необычайное по сухости воздуха, по едкой и густой воде, по глубокой пустынности и, наконец, по обширности своей. Он окружен песками. После плавания в его водах я заболел удушьем. Только здесь, на севере, болезнь меня оставила, а то, батенька, я каждую ночь задыхался и форменно умирал.

По глупости своей я хотел предложить правительству перегородить узкий вход в залив дамбой, дабы отрезать его от моря.

Зачем, спрашиваете? А затем, что я был убежден в глубокой вредности его вод, отравляющих несметные стаи каспийской рыбы. К тому же загадочное в те годы обмеление моря я толковал тем, что залив ненасытно поглощает каспийскую воду. Забыл вам сказать, что вода в залив идет сильным потоком. Я высчитал, что ежели залив загородить, то уровень моря начнет подыматься каждый год почти на вершок. Я предполагал сделать в плотине шлюзы и таким путем поддержи-вать в море тот уровень, какой необходим для судоходства. Но покойный Григорий Силыч Карелин, спасибо ему, отговорил меня от безумного этого проекта.

Я поинтересовался, почему этот проект, правда необыкновенный, старик называет безумным.

Видите ли, батенька мой, я уже говорил, что дно залива состоит из глауберовой соли. Ученые предполагают, что каждый год в водах залива оседают миллионы пудов этой соли. Величайшее, можно сказать, месторождение этой соли во всем мире, исключительное богатство - и вдруг все это было бы уничтожено единым ударом.

Вторая моя ошибка произошла по вине вот этих северных мест. Сам я калужец, а пятнадцать лет провел на Каспийском море. Там - ежели вы бывали, то должны знать - унылость, пыль, ветры, пустыни и ни травки, ни деревца, ни чистой текучей воды.

Мне бы надлежало, как только зародилось у меня подозрение в величайших богатствах кара-бугазских, заняться этим делом, разворошить ученых мужей, а я махнул на все рукой и помышлял лишь о том, как бы мне поскорей воротиться к себе, в жиздринские леса. Не нужен мне был Кара-Бугаз с его солью. Калужские свои перелески я не променял бы на десяток Кара-Бугазов. Хотелось мне, знаете ли, как бывало в младенчестве, подышать грибным воздухом да послушать, как шумят дожди по листве.

Понятно, слабости наши бывают сильнее велений ума. Отказался я от славы, совершил, можно сказать, преступление перед родом человеческим, уехал к себе под Жиздру - и был счастлив. А между тем слух, что лейтенант Жеребцов нашел в заливе дно из необыкновенной соли, дошел до ученых. В залив послали туркмен. Они привезли воду в бутылках. Сделали ей анализ, и обнаружи-лось, что это чистейшая глауберова соль, без коей немыслимо ни стеклоделие, ни другие многие производства.

Тут-то и вынырнул пройдоха Катык. Мало ему гильз да беговых лошадей - он решил добывать соль в заливе, благо зимой волны выкидывают ее на берег прямо горами. Учредил для этого акционерное общество, всех обкрутил; соль не вывозит, а Кара-Бугаз получил от правитель-ства почти в полное свое обладание. Вот потому-то я и говорю, что Катык этот ваш - изрядная шельма".

Дальше в своем рассказе Евсеенко подробно описывает забавные разговоры Жеребцова с дочкой хозяина и дружбу его с окрестными мальчишками. Для них Жеребцов был непререкаемым авторитетом в делах рыболовства и дрессировки голубей. Мальчишек он звал "пузыри" и "клопы".

По праздникам к нему приезжал из Москвы сын его умершего школьного товарища (письмо этому товарищу было приведено нами в начале первой главы) - мальчик с серебряной трубкой в горле. Вместе они мастерили ловушки для птиц и удочки или занимались химическими опытами.

Иногда Жеребцов оставлял мальчика у себя ночевать. Тогда в его комнате до позднего вечера не стихали разговоры. Жеребцов рассказывал о своих плаваниях, и, надо сказать, никогда у него не было столь внимательного собеседника. Мальчик слушал и долго не мог заснуть, глядя на звезды за окнами. Зато и спали они потом крепко, по-детски. Даже хриплые вопли петухов, приветствовавших новый серенький день, не могли прогнать сладкий их сон.

Однажды таким вот утром Жеребцов не проснулся.

Похоронили его на пустынном кладбище на опушке леса. На похороны пришли хозяин дачи - владелец сапожного заведения из Марьиной рощи, мальчик с серебряным горлом, несколько мальчишек-голубятников и Евсеенко.

Через неделю могилу занесло мокрой рыжей хвоей. Начались долгие дождливые ночи и короткие холодные дни, и о Жеребцове забыли все, кроме мальчика с серебряным горлом. Изредка он приезжал из Москвы на могилу. Придет, постоит несколько минут и уйдет по длинной просеке к станции, где подымаются к небу столбы пышного паровозного пара.

Все попытки разыскать могилу Жеребцова, предпринятые сейчас, оказались тщетными.

Задание 17

Знаки препинания при обращении и вводных словах

Обращение может выражаться однословно и неоднословно.

2. Обращение может быть выражено существительным, стоящим в форме косвенного падежа, если оно обозначает признак предмета или лица, к которому обращена речь.

Например: Эй, в шляпе , вы крайний?

3. Личные местоимения ты и вы , как правило, не выступают в роли обращений: они выполняют функцию подлежащего, если при них имеются глаголы-сказуемые.

Например: Если вы, читатель , любите осень, то знаете, что осенью вода в реках приобретает от холода яркий синий цвет (Пауст.) – обращением является читатель , а местоимение вы сочетается с глаголом любите .

Местоимения ты, вы могут принимать функцию обращения в следующих случаях:

а) в конструкциях с обособленным определением или определительной придаточной частью:

Вы, третья с краю , с копной на лбу, я вас не знаю. Я вас – люблю! (Возн.);

Вы , чьи широкие шинели напоминали паруса, чьи шпоры весело звенели и голоса, и чьи глаза, как бриллианты, на сердце оставляли след, – очаровательные франты минувших лет (Цв.);

б) при самостоятельном употреблении, обычно с междометиями эй, ну, эх и др.:

Эх, вы ! И не противно вам сидеть рядом с Чебухайкой? – бросает он на ходу (Крут.);

Цыц, ты! Она тебе больше не слуга (М. Г.); – У него голова болит, – с сердцем посочувствовал Баев.



Эх-х... вы . Жители! (Шукш.);

в) в составе других обращений: Милый друг ты мой , не стыдись...(Фад.); Милая ты моя (Шукш.).

Внимание: Обращение грамматически не связано с предложением, не является членом предложения.

Знаки препинания при обращениях

1. Обращения обычно выделяются (или отделяются) запятыми, а при особой эмоциональной нагрузке – восклицательным знаком, стоящим после обращения.

Например :

Поздравляю, товарищи , с благополучным прибытием (Пауст.)

– Не ходи, Володя , – проговорил Родион (Ч.).

Прощай же, пора, моя радость ! Я спрыгну сейчас, проводник (Паст.). Стихни, ветер. Не лай, водяное стекло (Ес.). Прозрейте, товарищ зрячий , у озера в стоке вод (Возн.).

2. Несколько обращений разделяются запятыми или восклицательными знаками.

Например:

«Милая моя, дорогая, мучение мое, тоска моя », – прочитала она (Ч.);

Прощай, мое счастье , мое недолгое счастье ! (Купр.);

Пролетарий! Бедный брат ... Когда ты получишь сие письмо, я уже буду на отлете (Ч.).

Обращения, соединенные союзом И , не разделяются запятой.

Например:

Рыдайте, кабацкие скрипки и арфы (Возн).

3. Если после обращения имеется определение или приложение, то оно обособляется; такое определение воспринимается как второе обращение.

Например:

Дедушка, миленький , где же ты был? (Расп.);

Миллер, голубчик , встаньте. На берегу огни! (Пауст.).

4. Части расчлененного обращения выделяются отдельно, каждая сама по себе.

Например: Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая , заря моя вечерняя, любовь неугасимая ! (Ис.);

О, пренебрегнутые мои , благодарю и целую вас, руки Родины, робости, дружбы, семьи (Паст.).

5. Если обращение заканчивает вопросительное предложение, то после него ставится вопросительный знак.

Например:

Слышите, Дмитрий Петрович ? Я приеду к вам в Москву (Ч.);

Когда же наконец будет Кара-Ада, капитан ? (Пауст.);

Что с вами, синий свитерок ? (Возн.);

Ты молилась ли на ночь, береза ? Вы молились ли на ночь, запрокинутые озера Сенеж, Свитязь и Нарочь ? Вы молились ли на ночь, соборы Покрова и Успенья ? (Возн.).

6. Частицы О, Ах, А и др., стоящие перед обращениями, от них не отделяются.

Например:

О мой милый, мой нежный, прекрасный сад ! (Ч.).

Прош, а Прош !– позвал Прохор Абрамович (Плат.).

Ах Надя, Наденька , мы были б счастливы... (Ок.).

О вихрь , общупай все глуби и дупла (Паст.).

О грозди возмездья ! Взвил залпом на Запад – я пепел незваного гостя! (Возн.).

О юность, феникс, дурочка , весь в пламени диплом! (Возн.).

О любимые сердцем обманы, заблужденья младенческих лет ! В день, когда зеленеют поляны, мне от вас избавления нет (Забол.).

7. Если же перед обращением оказывается междометие (в отличие от частицы оно акцентируется), то оно отделяется запятой или восклицательным знаком.

Например:

Ах, милая Надя , – начал Саша свой обычный послеобеденный разговор (Ч.);

Эй, три осьмушки под резьбу , иди возьми болт!

Междометие (как призыв к вниманию) может и само выступать в качестве обращения.

Например :

Эй , берегись! Устроишь замыкание! (Возн.).

Эй , поосторожней там! – крикнул Степаха (Крут.).

Куда? Ты что? Эй ! (Шукш.).

8. После обращения, представляющего собой отдельное вокативное предложение (Предложение-обращение, т. е. односоставное предложение, в котором главным и единственным членом является название лица - адресата речи), ставится многоточие или восклицательный знак – одиночный или в сочетании с многоточием.

Например:

Миллер ! – прошептал Шацкий (Пауст.);

Петь !.. – Лялька опять в окне (Шукш.);

Мать... А мать ! – позвал он старуху свою (Шукш.);

Братишки ... – сказал он тихо, и голос его сорвался (Пауст.).

Вводные конструкции (вводные слова, словосочетания, предложения)

значения вводные слова примеры
1. Разная степень уверенности Конечно, бесспорно, безусловно, несомненно, разумеется, само собой разумеется, кажется, вероятно, очевидно, возможно, верно, без сомнения, без всякого сомнения, казалось бы, видимо, по-видимому, подлинно, в самом деле, действительно, правда, не правда ли, в сущности, по существу, право, чай, надо полагать, думаю, надеюсь, полагаю, должно быть, может, может быть, наверное, пожалуй, по всей вероятности и др. Дождь, кажется, кончился.
2. Различные чувства К счастью, к радости, к общей радости, на счастье, на радость, к стыду, к несчастью, по несчастью, на беду, удивительное дело, к ужасу, к сожалению, к удивлению, к досаде, чего доброго, к огорчению, странное дело, нечего греха таить, не ровен час и др. Дождь, к счастью, закончился.
3. Источник информации По сообщению (кого-либо), по словам (кого-либо), по мнению (кого-либо), по-моему, по-твоему, по сообщению (кого-либо), на мой взгляд, по слухам, по преданию, слышно, дескать, мол, помнится, говорят, сообщают, передают и др. По-моему , дождь кончился.
4. Порядок мыслей и их связь Во-первых, во-вторых, в-третьих, итак, таким образом, напротив, однако, впрочем, с одной стороны, с другой стороны, в частности, таким образом, главное, впрочем, между прочим, кроме того, сверх того, кстати, кстати сказать, к слову сказать, повторяю, подчеркиваю, скажем, стало быть, наконец, значит, следовательно, наоборот, например, к примеру и др. Итак, дождь кончился. Вскоре, однако, сомнения рассеялись.
5. Замечания о способах оформления мыслей Одним словом, словом, иначе говоря, лучше сказать, попусту говоря, короче говоря, другими словами, так сказать, грубо говоря, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, что называется и др. Одним словом, всё обошлось благополучно.
6. Слова, обращенные к собеседнику с целью привлечь его внимание к сообщаемому Видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), знаешь (ли), знаете (ли), пойми, поймите, послушайте, поверьте, согласитесь, вообразите, представьте себе, помилуйте, извините, простите, веришь (ли), пожалуйста, помилуйте, заметьте себе, сделайте милость, скажите на милость, если хотите знать и др. Верите ли, я все-таки сделала это.
7. Оценка меры того, о чем говорится. Самое большее, самое меньшее, по крайней мере, без преувеличений и др. Мы, самое большее, завтра сделаем то, что обещали.
8. Выражают экспрессивность высказывания. По правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, страшно вспомнить, смешно сказать, не в укор будь сказано, надо признаться, честно говоря, между нами говоря, между нами будь сказано и др. Завтра, страшно вспомнить , будет десять лет, как мы знакомы.

II. Трудные случаи определения вводных слов.

Вводное слово пример не вводное слово пример
1. наконец = и ещё - указывает на связь мыслей, порядок изложения; - содержит в себе какую-либо оценку действия Можно, наконец, использоваться площадку для игр. Наконец = напоследок,после всего, в результате всего Можно добавить суффикс ТО Наконец он приехал. (Наконец-то)
2. Вообще = вообще говоря (Редко бывает вводным) Мне, вообще, это кажется странным. Вообще =обычно, постоянно, всегда, совсем Он вообще не хочет лечиться. (= совсем)
3.Однако = стоит в середине или в конце предложения Он, однако, заблудился. Однако = но Стоит в начале предложения, в том числе и сложном, или между однородными членами. Тема не новая, однако (=но) интересная. Канонада стала слабее, однако (=но) трескотня ружей ещё слышалась.
4.Значит = следовательно, стало быть. Облако двигалось к западу, значит, рассчитывать на хорошую погоду не приходится. Значит = означает Что значит твоё молчание? (=означает)
5. В конце концов =наконец Да замолчите же вы, в конце концов. В конце концов =напоследок, после всего, в результате всего Они долго спорили и в конце концов приняли решение, которое всех устраивало.
6. Во всяком случае = имеет ограничительно-оценочное значение Я, во всяком случае, этого не говорил. Во всяком случае = при любых обстоятельствах Во всяком случая он никогда не оставит прежнего своего питомца.
7. Главным образом = самое главное Чтобы подготовиться к занятию, необходимо про- читать теорию и, главным образом, выполнить практические задания. Главным образом = преимущественно, в основном, больше всего Он выжил главным образом благодаря своим друзьям.

III. Примечание :

1 . Не являются вводными словами

Авось, бишь, буквально, будто, вот, ведь, вдобавок, в довершение, вряд ли, вдруг, всё-таки, даже, едва, едва ли, словно, именно, как раз, как бы, как будто, исключительно, обязательно, к тому же, между тем, вроде, якобы, причём, почти, именно, иногда, небось, тем не менее, приблизительно, в конечном счете, примерно, решительно, якобы, притом, никак, поистине, поэтому, просто, по решению, по предложению, по постановлению.

2. Если слова например, в частности, главным образом, допустим, положим, скажем и т.п. стоят в начале уточняющего или присоединительного оборота, то они выделяются вместе с оборотом, т.е. после них никакого знака не ставится. Сравните:

Он, например, охотно читает фантастику.

Работа может быть представлена в ближайшее время, например завтра.

3 . Союз А (реже НО) не отделяется запятой от последующего вводного слова, если образует с ним одно целое: а значит, а впрочем, а следовательно, а во-вторых, а во-вторых, но стало быть и т.д.

Например:

Несчастье нисколько его не изменило, а напротив, он стал ещё крепче и энергичнее.

Жизнь Никиты не была постоянным праздником, а, напротив, была неперестающей службой.

4. После других союзов запятая перед вводным словом ставится.

Статьи по теме