Четыре «ловушки» на ЕГЭ по русскому языку. Элективный курс "капканы гиа" Капканы егэ тесты

31.12.2020 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько".

10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"

10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ,

Вопрос № 3 Средства выразительности (тропы): Фразеологизм – устойчивое словосочетание, хранящееся в нашей памяти как одно слово. Фразеологизм всегда имеет переносное значение, его можно заменить одним словом. Примеры: не сводить глаз, видеть все в розовом свете, глаза загорелись, работать спустя рукава, сердце кровью обливалось. Метафора – скрытое сравнение, один из тропов, слово/словосочетание, употребленное в переносном значении на основе скрытого сравнения. Примеры: 1) Какая-то мелкая рыбешка приплыла, сверкнула голубой искрой и сгорела в луче фонаря, исчезла. 2) Всею своею собачье душою рацвела Кусака, и это изменило ее до неузнаваемости. Олицетворение - троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами. Пример: Опишите вьющийся куст этих красных цветов, которые тянутся через ограду, хотят заглянуть в комнату, посмотреть через стеклянную дверь, что мы тут с вами делаем… Сравнение - троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения - выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания, свойства. Как распознать: по союзам как, как будто, словно. Пример: загорелся, словно факел; не жалея слов, мягких, как хорошая повязка… Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. Пример: Сомову – самый жестокий бойкот!

Редко встречаются такие термины: Устойчивое сравнение – что-то среднее между фразеологическим оборотом и сравнением. Пример: олень стоял как изваяние. (оборот не выделяется здесь запятыми, т. к. можно заменить одним словом «неподвижно») Гипербола - стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усилен ия выразительности и подчёркивания сказанной мысли, например: «я говорил это тысячу раз» или «нам еды на полгода хватит» . Противопоставление / антитеза –троп, используемый в литературе для СОПОСТАВЛЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ, ЛИЦ И ПРОЧ. . Как распознать: при помощи союза а или при помощи тире со значением противопоставления. Пример: Геракл совершал свои подвиги как храбрец, а этот молодой человек совершил свой подвиг из трусости… Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.

Задание 1: выпишите из предложения все возможные тропы, какие найдете. Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это черное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие березки, тронутые желтизной.

Вопрос № 4 Орфограммы в приставках. 1. Важно из задания понять, какую именно приставку надо найти. 2. Знать, что существуют 3 группы приставок: первая группа приставок – НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ ПРИСТАВКИ: по-, над -, за-, к-, из-, до-, в-, с- и. т. д. ВНИМАНИЕ! В КИМ может быть такая формулировка задания: «В предложениях …… выпишите наречие, в котором приставка требует написания на конце суффикса –А –» - это значит, что нужно вспомнить о приставках ИЗ-, ДО-, С -, которые в наречиях, образованных от прилагательных, требуют на конце написания суффикса – А -. Пример: далекий издалека сухой досуха новый снова При написании у таких наречий других приставок на конце будет суффикс -о -: сухой насухо

Впорос № 4 В предложениях …… выпишите наречие, в котором сочетание приставки и суффикса требуют написания через дефис» – это значит, что речь идет о правиле: «Приставка "по" с наречиями пишется через дефис только, если наречие заканчивается на суффиксы "-ому", "ему", "-и. » Примеры: по-новому, по-прежнему, по-русски, по- своему. В остальных случаях приставка "по-" пишется слитно. Примеры: поярче, побольше.

Вопрос № 4 Вторая группа приставок – это приставки на –З и –С. Правило: «В приставках, оканчивающихся на –З и –С, перед звонкой согласной пишется З, а перед глухой – С» это такие приставки как: ИЗ-/ИС-, РАЗ-/РАС-, ВОЗ-/ВОС -, БЕЗ-/БЕС и т. д. Формулировка задания: «Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от последующего согласного звука» – это значит, что надо искать приставку второй группы с чередованием З/С на конце, например: разгадать или расположить, исчезнуть, извести. ВНИМАНИЕ! В КИМ может быть такая формулировка задания: «Из предложений …… выпишите слово, в котором правописание приставки не определяется правилом (является исключением)» – это значит, что исключением из данного выше правила будет приставка С-, она не зависит от глухости – звонкости последующего согласного, ведь приставки З- не бывает. Или может быть такая формулировка: «Выпишите слово, у которого правописание приставки НЕ зависит от глухости/звонкости последующего согласного» . Пример: сделать - слово, в котором приставка С- является исключением из правила, данного выше.

Третья группа приставок ПРИ- ПРЕ- Приближение: приехать, Если можно заменить прийти; приставку ПРЕ- на слово ОЧЕНЬ: прехорошенькая Присоединение: прибить, собачонка (= очень приклеить, приколоть; хорошенькая собачонка), Неполнота действия: премилый ребенок (= очень Присесть, прикрыть, прилечь; милый ребенок); БЛИЗОСТЬ/ РАСПОЛОЖЕНИЕ Если приставку ПРЕ- можно ВБЛИЗИ: прибрежный (при заменить приставкой ПЕРЕ-: береге), приусадебный (при преступить закон (= усадьбе), пришкольный (при переступить закон), прервать школе) беседу (= перервать беседу)

Вопрос № 5 Правописание –Н-/-НН- в суффиксах разных частей речи Формулировки заданий: «Из предложений …… выпишите слово, в котором правописание суффикса не определяется правилом (является исключением)» – это значит, что необходимо вспомнить все исключения, связанные с написанием НН и Н в суффиксах разны частей речи. Прежде всего – исключения в прилагательных: деревянный, оловянный, стеклянный, ветреный. А также вспомнить исключения в полных страдательных причастиях: невиданный медленный священный негаданный деланный считанные нежданный желанный обещанный неслыханный жеманный штукатуренный нечаянный чеканный неожиданный чванный и отглагольных прилагательных, которые в современном русском языке не являются причастиями: смышленый, названый (брат), посаженый (отец), приданое (невесты), прощеное (воскресенье), конченый (человек)

Вопрос № 5 Выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «Две Н пишутся в прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительного с основой на Н» - это значит, что нужно искать прилагательное, у которого одна Н является частью корня, а друга я –суффиксом -Н-, например: Цена ценный Луна лунный Длина длинный Лимон лимонный Мина минный Война военный

Вопрос № 5 Выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «Две Н пишутся в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов ОНН, ЕНН» Пример: болезненный от существительного «болезнь» Кстати, будьте внимательны при выделении суффикса, можно сделать ошибку, например: военный –корень воен, суффикс н. Выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В кратком прилагательном пишется столько Н, сколько и в полной форме этого прилагательного» - это значит, что искомое слово должно отвечать на один из вопросов: каков? Какова? Каковы? Каково? Пример: Естественна (какова?) естественная (какая?) Безукоризненна (какова?) безукоризненная (какая?) Воспитанна (какова?) воспитанная (какая?)

Вопрос № 5 Выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: « В полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН» - здесь необходимо отличать причастия от прилагательных по таким признакам: у причастия есть зависимое слово или приставка, оно обозначает действие, совершенное над кем-то в прошлом. Также необходимо вспомнить правило, когда у причастий пишется НН: 1) если есть приставка: вверенный документ (документ вверили) 2) если есть зависимое слово: жаренный (на чем?) на масле картофель; сравни: жареный картофель (нет зависимого слова от причастия). Образовано от глагола совершенного вида: сложенный конверт: его (что сделали?) сложили (сов. вид)

Вопрос № 5 Выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: « В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется только одна Н» - значит, надо искать слово, которое отвечает на вопросв: каков? какова: ? Каковы? Но опять необходимо отличать искомое причастие от обычного краткого прилагательного – по наличию зависимого слова; приставки; или по смыслу: страдательные причастия обозначают действие, совершенное над кем-то или чем-то. Пример: Я приручен (каков?) – значит: меня кто-то приручил; Дорога плохо освещена (какова?) – это краткое страдательное причастие прошедшего времени, так как у него есть зависимое слово и оно обозначает действие, совершенное над дорогой: дорогу плохо осветили. А значит, в обоих случаях должна писаться одна Н.

Вопрос № 5 Выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: « В наречии на –О, -Е пишется столько Н, сколько было в столе, от которого оно образовано» Пример: именно (наречие) именной (прилагательное)

Вопрос № 7 Синтаксис: Виды связи в словосочетании Согласование Управление Примыкание Как распознать: вопросы: какой? Какая? Какое? Чей? Чья? Чье? следовательно, зависимое слово - прилагательное или причастие, порядковое числительное Как распознать: вопросы косвенных падежей: кого? Чего? Кому? Чему? Кем? Чем? О ком? О чем? следовательно, зависимое слово – существительное Как распознать: вопросы неизменяемых частей речи: как? Когда? Сколько? Что делать? Что сделать? Следовательно зависимое слово – неизменяемая часть речи (наречие, деепричастие, инфинитив) Пример: соловьиное (чье?) пение, сильные чувства, первая встреча Пример: пение (кого?) соловья Внимание! Пойти (куда?) в школу – управление, потому что зависимое слово – существительное, танки (чьи?) немцев – тоже управление, потому что зависимое слово существительное, можно задать еще вопрос кого? Примеры: петь (как?) посоловьиному, удивленно (как?) обернуться, начал (что делать?) читать

Задание № 2: замените данный тип связи «согласование» на «управление» Дощатый сарай Стеклянная дверь Морской берег Задание № 3: замените тип связи «управление» на тип связи «согласование»: Дно колодца Правила школы Набеги казаков Задание № 4: заменить тип связи «управление» на тип связи «примыкание»: Обернулся в удивлении Ударить с силой

Вопросы № 8 и 11 Грамматическая основа. Чем может быть выражено подлежащее: Существительное в И. п. : Язык отражает душу народа. Местоимение в И. п. : Он вышел. Неопределенная форма глагола: Быть честным –это еще полдела. Понимать – значит сочувствовать. Словосочетание, в котором одно из них – в И. п. : Мы с мамой пошли в магазин. Сравни: Я с мамой пошла в магазин – здесь «с мамой» – дополнение. Очень редко: словосочетания без И. п. – Прошло около часа.

Виды сказуемого Простое глагольное сказуемое: Язык отражает душу народа. Составное глагольное сказуемое (вспомогательный глагол + неопределенная форма глагола): Мы начали работать – начали – вспомогательный глагол, работать – неопределенная форма глагола. Составное именное сказуемое (глаголы БЫТЬ, СТАНОВИТЬСЯ + имя существительное/прилагательное/числительное): Он был честным человеком. Существительное в И. п. – в том случае, если и полежащее тоже выражено существительным в И. п. , тогда между подлежащим и сказуемым ставится тире: Любовь (сущ. И. п.) – величайший дар (сущ. И. п.) человеку.

Вопрос № 9 Обособленные члены предложения Обособленные обстоятельства – это значит, что нужно искать обстоятельство, выделенное запятыми. А какое обстоятельство выделяется всегда запятыми? – деепричастный оборот: «Но тут автор обидных строк, вскочив с постели, подбежал к другу» . Одиночное деепричастие, которое всегда выделяется запятыми: «Читая, он думал об этом разговоре» Или сравнительный оборот: небо черное, как тушь. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. Уточняющее обстоятельство: «На углу, возле почты, была фотографическая витрина»

Обособленные согласованное определение Значит, надо искать выделяемый запятыми: причастный оборот: « Выросшие за лето медвежата играли на камнях и даже не заметили Тимофея, прижавшегося к сетке» . определительный оборот: «Маша, бледная и трепещущая, подошла к Ивану Кузьмичу» . Приложение: «Мне, человеку в костюме босяка, трудно было вызвать его, франта, на разговор» .

Обособленное несогласованное определение может выражаться: 1. существительным в Т. п. или П. п. (+ предлоги С или В) с зависимыми словами или без, неопределённой формой глагола с зависимыми словами, прилагательным в сравнительной степени с зависимыми словами. Чем отличается несогласованное определение от согласованного? Согласованное определение - это определение, которое связано с определяемым словом при помощи согласования (деревянныйзабор, наш подъезд, второй этаж, летящий шар). 2. Несогласованное определение - это определение, которое связано с определяемым словом при помощи управления ипримыкания (улица города, юбка в клеточку, её ученики, бумагапотолще, прогулка верхом, ребёнок лет пяти, обещаниелюбить). 3. К несогласованному определению, выраженному существительным, можно задать два типа вопроса: какой? и вопрос косвенного падежа (Т. п. или П. п.) кем? Чем? ком? чем? : Москва, вся в новогодних гирляндах, выглядела красиво. Москва КАКАЯ? В ЧЁМ? вся в новогодних гирляндах В данном примере обособленное несогласованное определение выражено существительным в П. п. (в гирляндах) с зависимыми словами (вся, новогодних).

Вопрос № 12 Задача при выполнении этого задания заключается в распознавании видов связи между частями сложного предложения. Существует три вида связи: Сочинительная - распознается по сочинительным союзам: а, и, но, то-то, не то – не то, да(= и /но), зато, либо, или. Подчинительная – по подчинительным союзам: что, чтобы, когда, где, потому что, как, как будто и т. д. Бессоюзная – здесь необходимо смотреть на знаки препинания между частями сложного предложения. Задание: в приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью: «Когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, (1) к его отцу приехал приятель, (2) генерал Ганнибал, (3) которого Пушкин увековечил под именем «арапа Петра Великого» . Василий Иванович со вздохом поведал о причудах и упорстве сына, (4) и, (5) заинтересовавшись, (6) гость прошел к мальчику»

Вопрос № 14 Предложения с разными видами связи. Как распознать: Минимум должно быть три грамматических основы; В отличие от 13 -го задания, где дано одно главное и несколько придаточных предложений, соединенных только подчинительной связью, в этом задании могут встречаться самые разные комбинации: 1. сочинительная и подчинительная связь: «Все мальчики тоже сочиняли стихи, но, слушая стихи Пушкина, они понимали, какая огромная разница между тем, что сочиняли они, и тем, что сочинил их удивительный сверстник» . , но , (какая …), (что…), и тем, (что…) 2. Подчинительная и бессоюзная: «Вскоре он заметил, что это не просто игра: мальчик довольно умело ориентировался в тактических сложностях маневра. [, (что)]: . 3. Сочинительная и бессоюзная: «Дети решили пойти в поход, но мама их не пустила: по прогнозам должен быть ураган» , но : 4. Сочинительная, подчинительная и бессоюзная: «Когда все гости пришли, началось застолье, и прислуга не успевала подавать блюда: так быстро все съедали ненасытные детишки» . (когда…), , и : .

Вопрос № 13 Предложения с разными видами подчинения придаточных. Как распознать: должно быть минимум три грамматических основы, две из которых являются придаточными (зависимыми), между ними подчинительные союзы. Виды подчинения придаточных: 1. Последовательное поподчинение – это вид подчинения придаточных, при котором одно придаточное зависит от другого: Это выражалось в целой системе самовоспитания (какой?), которой подверг себя десятилетний мальчик (зачем?), чтобы осуществить свою мечту. , (который…), (чтобы…).

Виды соподчинения придаточных однородное Соподчинение называется однородным, если придаточные одного вида относятся к одному и тому же слову в главном или ко всему главному: Поесть не очень стыдно (почему?), когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет. неоднородное , (когда …) и (когда…) Соподчинение называется неоднородным, если к главному предложению относятся придаточные разных видов или если придаточные одного вида присоединяются к разным словам в главном предложении: Мальчик видел, как толпа рукоплескала знаменитому оратору, и удивлялся силе его красноречия, которое покорило всех. [ , (как…), ], (которое…)

Задание: определить вид соподчинения придаточных С тех пор как он поверил, что, ежедневно тренируясь, он сможет научиться летать без ног и снова стать полноценным летчиком, им овладела жажда жизни и деятельности. Комната, в которой вдоль стен стояли шкафы с неплохими игрушками, сразу видно, иностранного производства, и на стенах висели разноцветные календари и плакаты, была просторной и светлой. Это уж потом узнал Пряхин, что работает тетя Груня не санитаркой, не медсестрой, а вахтершей, сидит при входе, а после смены обходит госпитальные палаты, кому водички подать, кому подоткнуть холодное суконное одеяльце, хотя никто ее об этом не просил.

До единого государственного экзамена остаются считанные месяцы, это ощущают все, кто планирует поступление в вуз в 2019 году. Школьники лихорадочно решают задания ЕГЭ, родители раз за разом перечитывают плавила поступления и , которые повысили бы шансы их детей на успех. Однако важно помнить, что экзамен – это проверка не только знаний школьника, но и его психической устойчивости. И, как ни странно, внимательности. Именно эти два аспекта часто подводят даже самых «подкованных» в предмете старшеклассников.

Впрочем, вооружен тот, кто предупрежден. Ниже вы найдете список пяти самых коварных ловушек на ЕГЭ, подстерегающих детей на каждом предмете, избежать которых (при определенном усилии) в состоянии каждый.

Ловушка 1: бланки ЕГЭ

Кажется, что главное в выполнении любого задания – знать правильный ответ. На самом деле, самое важное – корректное перенесение ответов в бланк. На экзамене дается всего один бланк для ответов на первую часть, поэтому невероятно важно не только ознакомиться с правилами заполнения бланков до экзамена, но и несколько раз проверить заполненное на самом экзамене: все ли ответы записаны корректно, не закрался ли пробел между словами (их в бланке ответов №1 нигде не должно быть), все ли цифры вписаны верно.


Рекомендуется практиковаться в заполнении бланков ещё на этапе подготовки к экзамену: выполнять в них тренировочные тесты (распечатать сами бланки можно ) или работать на специальных тренажерах .

Ловушка 2: время

Иногда выпускники просто не успевают выполнить работу качественно из-за некорректной расстановки приоритетов на экзамене. Поэтому важно писать пробные экзамены: это дает школьнику представление о том, как долго он выполняет ту или иную часть работы, хватает ли ему времени в целом.


Перед экзаменом необходимо чётко определить для себя, какое количество минут должно быть потрачено на разные части работы. Лучше всего исходить из правила: 20-30 минут на проверку работы, а из остального времени отводить в два раза больше минут на задания с развернутым ответом, чем на задания с кратким.

Ловушка 3: условия заданий

В каждом экзамене ЕГЭ (и ОГЭ) есть задания, успех выполнения которых зависит от правильного прочтения условий заданий. Например, в 22 и 23 заданиях ЕГЭ по русскому языку иногда нужно выписать верные, а иногда – неверные утверждения. В заданиях по математике и физике важно обращать внимание на единицы измерения и точность округления. Где-то в ответ может быть выписано всего 2-3 цифры, а где-то – любое количество. Все эти тонкости важно выявить еще в процессе , ведь на самом экзамене бдительность терять опасно.

Ловушка 4: критерии оценивания

Осторожно: формулировки творческих заданий второй части экзамена могут звучать двояко: что значит, например, обосновать собственное мнение в сочинении ЕГЭ по русскому языку или дать научное определение термину в задании по обществознанию? Чтобы не задаваться такими вопросами на экзамене, необходимо сделать две вещи: ознакомиться с форматами заданий и критериями их оценивания (а лучше выучить), а также внимательно, как и в прошлом пункте, читать каждое задание.


При этом при подготовке предельно важно помнить о пометке «Поступление - 2019»: работа с неактуальными вариантами заданий может привести к еще большей путанице (например, с изменениями в ЕГЭ по русскому языку в 2019 году можно ознакомиться ).

Ловушка 5: неуверенность

Неуверенность в себе – очень сильная вещь. Если неуверенность свойственна ребенку, побороть ее до конца, конечно же, не удастся, но более чем реально сократить ее негативные последствия до минимума. Самое главное перед экзаменом – запастись мыслью «Я готов!». Кому-то для этого нужно сто раз прорешать задачи по стереометрии, кому-то – написать сочинения на все мыслимые темы.



I. Пояснительная записка

Элективный курс «Капканы ГИА» в 9 классе рассчитан на учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствии с требованиями и моделями заданий ОГЭ-9 2015-2016 уч. г. В данной программе элективного курса большое внимание уделяется обучению написания сжатого изложения. В современных программах не содержится законченной, логически обоснованной системы работы по обучению созданию сжатых текстов. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Все это требует создания системы работы с учащимися по подготовке к итоговой аттестации в новой форме. Элективный курс позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают возможность попрактиковаться в написании сжатого изложения, что не предусмотрено программой по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы).

Программа элективного курса предусматривает также обучение учащихся написанию сочинению на лингвистическую тему. Данному виду работы по развитию речи в программе русского языка 5-9 класса уделяется недостаточное внимание, что не дает возможности должным образом подготовить учащихся к выполнению 3 части (альтернативное задание 15) – задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Данный курс предусматривает работу с текстом, его анализ как с точки зрения структуры, последовательности микротем, так и с точки зрения стилевой принадлежности и типа речи. Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.

Цель: осуществление поэтапной системной подготовки учащихся к выполнению заданий КИМов новой формы ОГЭ-9 по русскому языку;

Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение ОГЭ-9.

В ходе занятий учащиеся должны научиться:

В результате изучения курса учащиеся должны:

Систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;

Уметь писать сочинения-доказательства на заданные темы;

Уметь писать изложения разных видов (полные и сжатые).

ЗНАТЬ:

нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).

Применяя полученные знания, учащиеся должны УМЕТЬ:

Соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;

Находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях).

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

Дать понятие о нормах языка;

Рассмотреть основные типы лексических, грамматических ошибок;

Познакомить с орфоэпическими правилами и составить списки слов, в которых ударение или строго фиксированное, или вариантное;

Познакомить с тестовыми заданиями и сочинениями, которые доказывают необходимость обращения к теме курса.

    умение понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

    умение понимать основную мысль прослушанного текста;

    умение подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

    умение интерпретировать информацию звучащего текста;

    умение точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

    умение понимать главную мысль прочитанного текста;

    умение понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты;

    умение интерпретировать информацию прочитанного текста;

    умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста;

    умение определять средства связи предложений в тексте;

    умение проводить звукобуквенный анализ слова;

    умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота;

    умение проводить морфемно-словообразовательный анализ слова;

    умение определять основные способы образования слов;

    умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;

    умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;

    умение находить грамматическую основу предложения и определять языковые средства её выражения;

    умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

    умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;

    умение выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;

    умение последовательно излагать собственные мысли;

    умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;

    умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;

    умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

В ходе занятий учащиеся должны научиться:

    Работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать ее смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);

    четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;

    выполнять различные типы тестовых заданий;

    самостоятельно распределять время на выполнение заданий;

    четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;

    хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;

    правильно отмечать в бланке вариант ответа;

    вносить исправления в бланк экзаменационной работы;

    сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут.

На занятиях используются:

    Лекции учителя с различными видами заданий;

    Составление обобщающих таблиц и схем;

    Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы).

    Самостоятельный отбор материала.

    Работа в группах.

    Проведение деловых игр и практикумов.

    Работа с пакетами КИМов.

    Написание изложений и сочинений.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Программа курса рассчитана на 17 часов из расчета 0,5 часа в неделю.

Темы элективного курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ОГЭ-9.

Основные разделы элективного курса.

Программа элективного курса «Капканы ГИА» состоит из трех основных разделов:

1. Сжатое изложение.

2. Решение тестовых заданий формата ОГЭ-9.

3. Задание открытого типа (альтернативное задание 15) с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Подготовка к сжатому изложению

Первая часть работы государственной итоговой аттестации в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

    умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

    умение вычленять главное в информации;

    умение сокращать текст разными способами;

    умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

    умение находить и использовать в разных стилях речи языковые средства обобщённой передачи содержания.

Для эффективности выполнения этого вида работы ученика нужно научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого авторский замысел будет неясен или искажён. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию.

Поэтому первые занятия курса посвящены повторению основных понятий: текст, его признаки, микротекст, тема, микротема, проблема, основная мысль. При работе с текстами необходимо тренировать учащихся в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Так как для изложения даются тексты публицистического стиля, нужно подробнее остановиться на особенностях (лексических, морфологических и синтаксических) этого стиля речи, его приметах, а также повторить типы речи, которые могут использоваться в предложенных текстах.

При работе над сжатием текста необходимо познакомить учащихся с элементами сжатия (упрощение, сокращение, обобщение). Рекомендуется брать микротексты (1 абзац) и на конкретных примерах отрабатывать приемы сжатия.

Подготовка к решению тестовых заданий

Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа Часть 2 (задания 2–14) – задания с кратким ответом. При этом буквенные обозначения связаны не с уровнем сложности самого задания (все задания второй части не выходят за пределы базового уровня), а с технологией его выполнения.

Задания второй части проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий этого текста, ориентированы на проверку орфографических знаний и умений, а также проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.

При повторении понятий по фонетике необходимо особое внимание уделить соотношению букв и звуков в словах с разделительными знаками, с непроизносимыми согласными, а также мягким знаком, использующимся для смягчения согласных.

При систематизации знаний орфографических правил в курсе отрабатываются те, которые необходимы на экзамене: правописание приставок, особенно пре- и при- правописание суффиксов глаголов, прилагательных и наречий, правописание безударной чередующейся гласной в корне.

При обобщении знаний по лексикологии рекомендуется больше работать над синонимами, их видами (стилистическими, текстовыми, смысловыми), над построением синонимических рядов (при выделении доминанты), а также выразительностью речи (метафорами, эпитетами, сравнениями).

Работая по темам, связанным с синтаксисом, необходимо подбирать примеры на определение грамматической основы предложения с трудными случаями, например, когда подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, а сказуемое – составное глагольное или составное именное. Особое внимание уделить заданиям по обособленным членам предложения.

Подготовка к сочинению-рассуждению

Третья часть работы ОГЭ-9 содержит творческое задание открытого типа (альтернативное задание 15) с развёрнутым ответом (сочинение), которое проверяет коммуникативную компетенцию учащихся: умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.

Умение отстоять свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

Поэтому в данном курсе особое место отводится подготовке к сочинению-рассуждению. При этом необходимо остановиться на повторении понятий типы речи (повествование, описание, рассуждение), их признаках. Более подробно - на рассуждении (научном), его структуре и особенностях (лексических, морфологических, синтаксических), так как в основе собственного высказывания учащиеся будут использовать именно этот тип речи.

При подготовке к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему нужно помнить, что задание в демоверсии 2014 г. изменилось, поэтому рекомендуется использовать материал, отражающий разные языковые явления.

Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам.

Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов.

Раздел II . Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Количество тестов и работ по развитию речи

Введение. Значение курса, его задачи.

Текст. Сжатое изложение.

Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий.

Повторение. Итоговый контроль.

Текст. Сочинение на лингвистическую тему.

ИТОГО

IV. Список учебной литературы

1. ФИПИ. ГИА Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией И.П.Цыбулько./ М., Национальное образование, 2016.

3.Т.Г.Егораева. Русский язык. ОГЭ-9. Типовые тестовые задания. 9 класс./М., «Экзамен», 2016.

4.И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева. Контрольные работы в новом формате. 9 класс./ М., «Интеллект-Центр, 2015.

5.Т.Н. Мамона. рабочая тетрадь по русскому языку «Готовимся к изложению». 9 класс./ М., «Экзамен».

Словари и справочники

1. Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. – М., 1998.

2. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1988.

3. Зимин В.И. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. – М., 1994.

4. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 1989.

5. Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.

6. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1998.

7. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М.,1984.

8. Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М., 1988.

Экзаменационная работа ОГЭ (9 класс) по русскому языку состоит из трёх частей, включающих в себя 15 заданий.

Часть 1 включает в себя одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение).

Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Предлагаем подборку тестов для написания изложений из открытого банка заданий с официального сайта ФИПИ. Скачать тексты изложений и распечатать в формате документа Word.

Тексты изложений ОГЭ по русскому языку из открытого банка заданий с официального сайта ФИПИ

Текст изложения

Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом – фашизмом. Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. Важнейшей чертой минувшей войны был её всенародный характер, когда за общее дело на фронте, в тылу, в партизанских отрядах боролись все: от мала до велика. Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но отдавали себя без остатка, свой опыт и труд во имя грядущей победы, которая досталась нам очень дорогой ценой.

Но память человека со временем ослабевает, из нее по крупицам уходит сначала второстепенное, менее значимое и яркое, а затем и существенное. К тому же все меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить.

Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает литературу и искусство. О жизни человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам.

(По В. Быкову)

2. В чём польза чтения?

Аудиозапись прослушать/скачать

Текст изложения

В чём польза чтения? Верно ли утверждение, что читать полезно? Почему многие продолжают читать? Ведь не только для того, чтобы отдохнуть или занять свободное время.

Польза чтения книг очевидна. Книги расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир, делают умнее. А ещё важно читать книги потому, что это увеличивает словарный запас человека, вырабатывает чёткое и ясное мышление. Убедиться в этом каждый может на собственном примере. Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение, и вы заметите, как стало проще с помощью речи выражать собственные мысли, подбирать нужные слова. Читающий человек грамотнее говорит. Чтение серьёзных произведений заставляет нас постоянно думать, оно развивает логическое мышление. Не верите? А вы прочитайте что-нибудь из классики детективного жанра, например, «Приключения Шерлока Холмса» Конан Дойла. После прочтения вы будете соображать быстрее, ваш ум станет острее и вы поймёте, что читать полезно и выгодно.

Ещё полезно читать книги потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. После прочтения того или иного классического произведения люди порой начинают меняться в лучшую сторону. (По материалам Интернета)

3. Что такое хорошая книга?

Аудиозапись прослушать/скачать

Что такое хорошая книга? Она должна быть увлекательной, интересной. После прочтения первых страниц не должно возникать желания поставить её на полку. Речь идёт о книгах, заставляющих задуматься, выразить эмоции. Книга должна быть написана богатым языком. Она должна нести глубокий смысл. Оригинальные и необычные идеи тоже делают книгу полезной.

Не стоит увлекаться каким-либо одним жанром, родом литературы. Увлечение только жанром фэнтези способно превратить молодых читателей в тех, кто знает дорогу в Авалон лучше, чем путь домой. Если вы не читали книг из школьной программы, следует начать именно с них. Классическая литература – это обязательная база для каждого человека. В ней есть разочарование и радость, любовь и боль, трагедия и комедия. Такие книги научат чуткости, помогут увидеть красоту мира, понять себя и людей. Научно-популярная литература расширит кругозор, поможет определить свой путь в жизни, даст возможность саморазвития.

Надеемся, что доводы в пользу чтения сделают книгу вашим лучшим другом.

4. Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство?

Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет, конечно. Искусство – это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории.

Момент обращения человека к творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Ведь через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством. И не просто соприкоснуться, а узнать и понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое.

Вот почему ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству не как к развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам.

(По Ю. Бондареву)

5. Что значит быть культурным человеком?

Что значит быть культурным человеком? Культурным можно считать человека образованного, воспитанного, ответственного. Он уважает себя и окружающих. Культурного человека отличает также творческий труд, стремление к высокому, умение быть благодарным, любовь к природе и родине, сострадание и сочувствие к ближнему, доброжелательство.

Культурный человек никогда не солжёт. Он сохранит самообладание и достоинство в любых жизненных ситуациях. Он имеет чётко поставленную цель и добивается её. Главная же цель такого человека - увеличивать добро в мире, стремиться к тому, чтобы все люди были счастливы. Идеалом культурного человека является подлинная человечность.

В наше время люди уделяют слишком мало времени культуре. А многие даже не задумываются об этом на протяжении всей жизни. Хорошо, если у человека процесс приобщения к культуре происходит с детства. Ребёнок знакомится с традициями, переходящими из поколения в поколение, впитывает положительный опыт семьи и своей родины, познаёт культурные ценности. Став взрослым, он сможет быть полезным обществу. (По материалам Интернета)

6. Что такое дружба? Как становятся друзьями?

Что такое дружба? Как становятся друзьями? Друзей встретишь чаще всего среди людей общей судьбы, одной профессии, общих помыслов. И всё же нельзя уверенно сказать, что подобная общность определяет дружбу, ведь могут подружиться люди разных профессий.

Могут ли дружить два противоположных характера? Конечно! Дружба - равенство и сходство. Но в то же время дружба - это неравенство и несходство. Друзья всегда нужны друг другу, но не всегда друзья получают от дружбы поровну. Один дружит и дарит свой опыт, другой в дружбе обогащается опытом. Один, помогая слабому, неопытному, молодому другу, познаёт свою силу, зрелость. Другой, слабый, познает в друге свой идеал, силу, опыт, зрелость. Так, один в дружбе дарит, другой радуется подаркам. Дружба основывается на сходстве, а проявляется в различии, противоречиях, несходствах.

Друг тот, кто утверждает твою правоту, талант, заслуги. Друг тот, кто любя разоблачает тебя в твоих слабостях, недостатках и пороках.

7. Испытания ждут дружбу всегда.

Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни, со стремлением быстро реализовать себя пришло понимание значимости времени. Раньше невозможно было представить, например, чтобы хозяева тяготились гостями. Теперь, когда время – цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. Частые встречи и неторопливые беседы не являются уже непременными спутниками дружбы. В силу того что живём мы в разных ритмах, встречи друзей становятся редкими.

Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в городах с высокой плотностью населения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место в метро, в кафе, в читальном зале библиотеки.

(По Н.П. Крыщуку)

8. Когда я учился в школе, мне казалось...

Когда я учился в школе, мне казалось, что моя взрослая жизнь будет проходить в какой-то иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать другие люди. А на самом деле сложилось всё иначе. Мои сверстники остались со мной. Друзья молодости оказались самыми верными. Круг знакомых возрос необычайно. Но настоящие друзья, старые, подлинные друзья, приобретаются в молодости. Молодость - это время сближения.

Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы, не теряйте друзей. Ничто из приобретённого в молодости не проходит бесследно. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь. Дурные усложнят её и затруднят. Помните русскую пословицу: "Береги честь смолоду"? В памяти остаются все поступки, совершённые в молодости. Хорошие будут радовать. Дурные не дадут спать.

9. Когда мне было лет десять...

Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик «Животные-герои». Я считаю её своим «будильником». От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведённый летом в деревне, прогулка в лесу с человеком, который «на всё открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком, с ночёвкой в лесу...

Нет нужды перечислять всё, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как всё в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть.

И всё-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, она делает познание мира интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчёта всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки, сверкает красками, и есть любовь, приближающая человека к счастью.

(По В.М. Пескову)

10. Неуверенность в себе - проблема древняя...

Неуверенность в себе - проблема древняя, однако она привлекла внимание медиков, педагогов и психологов сравнительно недавно - в середине XX века. Именно тогда стало понятно: всё усиливающаяся неуверенность в себе может стать причиной массы неприятностей - вплоть до серьёзных заболеваний, не говоря уже о житейских проблемах.

А проблемы психологические? Ведь неуверенность в себе может послужить почвой постоянной зависимости от чужого мнения. Представим себе, как неудобно чувствует себя зависимый: чужие оценки кажутся ему гораздо более важными и значимыми, чем собственные; каждый свой поступок он видит прежде всего глазами окружающих. А главное, ему хочется одобрения ото всех, начиная с близких и заканчивая пассажирами в трамвае. Такой человек становится нерешительным и не может правильно оценить жизненные ситуации.

Как же преодолеть неуверенность в себе? Одни учёные ищут ответ на этот вопрос, основываясь на физиологических процессах, другие опираются на психологию. Ясно одно: преодолеть неуверенность в себе можно лишь в случае, если человек способен правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты.

11. В современном мире нет человека...

В современном мире нет человека, который не соприкасался бы с искусством. Его значение в нашей жизни велико. Книга, кино, телевидение, театр, музыка, живопись прочно вошли в нашу жизнь и оказывают на неё огромное влияние.

Соприкосновение с миром искусства доставляет нам радость и бескорыстное наслаждение. Но неправильно было бы видеть в произведениях писателей, композиторов, художников только средство получения удовольствия. Конечно, мы нередко идем в кинотеатр, садимся к телевизору, берём в руки книгу, чтобы отдохнуть и развлечься. Да и сами художники, писатели, композиторы так строят свои произведения, чтобы поддержать и развить интерес и любопытство зрителей, читателей, слушателей. Но значение искусства в нашей жизни намного серьёзнее. Оно помогает человеку лучше увидеть и понять окружающий мир и самого себя.

Искусство способно сохранять характерные черты эпохи, дарить людям возможность общаться друг с другом через десятилетия и века, становясь своеобразным хранилищем памяти для последующих поколений. Оно незаметно формирует взгляды и чувства, характер, вкусы человека, пробуждает любовь к прекрасному. Именно поэтому в трудные минуты жизни люди нередко обращаются к произведениям искусства, которые становятся источником духовной силы и мужества.

12. Многие думают, что быть искренним...

Многие думают, что быть искренним - значит открыто и прямо говорить то, что думаешь, и делать то, что говоришь. Но вот незадача: человек, сразу озвучивающий то, что первое взбрело ему в голову, рискует прослыть не только естественным, но и невоспитанным, а то и глупым. Скорее, искренний и естественный человек тот, кто умеет быть самим собой: снять маски, выйти из привычных ролей и показать своё истинное лицо.

Главная проблема в том, что мы плохо знаем себя, гонимся за призрачными целями, деньгами, модой. Мало кто считает важным и нужным направить вектор внимания в свой внутренний мир. Нужно заглянуть в своё сердце, остановиться и проанализировать свои мысли, желания и планы, чтобы понять, что истинно моё, а что навязанное, продиктованное друзьями, родителями, обществом. Иначе ты рискуешь всю жизнь тратить силы на цели, которые тебе на самом деле вовсе не нужны.

Если ты заглянешь в себя, то увидишь целый мир, бесконечный и многогранный. Ты обнаружишь свои особенности и таланты. Надо только изучать. И тебе, конечно же, не станет легче и проще, но станет интереснее. Ты найдёшь свой жизненный путь. Единственный способ стать искренним - это познавать себя.

13. Сущность понятия «власть» заключается...

Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Дерево, если ему не мешать, растет ровно вверх. Но даже если ему не удается расти ровно, то оно, изгибаясь под препятствиями, старается из-под них выйти и опять тянуться вверх. Так и человек. Рано или поздно он захочет выйти из повиновения. Люди покорные обычно страдают, но если раз им удалось сбросить свою «ношу», то они нередко и сами превращаются в тиранов.

Если командовать везде и всеми, то человека ждет одиночество как финал жизни. Такой человек всегда будет одинок. Ведь на равных общаться он не умеет. Внутри у него глухая, иногда неосознаваемая тревога. И он чувствует себя спокойно толь-ко тогда, когда люди беспрекословно выполняют его распоряжения. Командиры и са-ми несчастные люди, и плодят несчастье, даже если добиваются неплохих результатов.

Командовать и управлять людьми – это разные вещи. Тот, кто управляет, умеет ответственность за поступки брать на себя. Такой подход сохраняет психическое здо-ровье и самого человека, и окружающих.

(По М.Л. Литваку)

14. Одному человеку сказали, что его знакомый...

Текст изложения

Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выра-жениях: «Да не может быть! – воскликнул человек. – Я ничего хорошего для него не сделал…». Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом. В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности.

Нравственность – это путеводитель по жизни. И если ты будешь отклоняться от дороги, то вполне можешь забрести в бурелом, колючий кустарник, а то и вовсе утонуть. То есть если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же.

Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски. Совершайте добро и знайте, что оно наверняка окупится. Уверяю вас, что Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. То есть вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни – прожить её счастливо. И помните: творят добро возвышенные натуры.

15. Война была для детей жестокой и грубой школой.

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.

Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.

(По Ю. Бондареву)

16. Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека.

Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. И самая большая проблема – это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином.

Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла и, ощущая эту вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг запоздалой мелочной опекой и материальными благами.

Мир изменяется, становится другим. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации, то не стоит удивляться тому, что иной ребёнок так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой.

(По Ю.М. Нагибину)

17. Есть ценности, которые изменяются...

Есть ценности, которые изменяются, теряются, пропадают, становясь пылью времени. Но как бы ни изменялось общество, всё равно на протяжении тысячелетий остаются вечные ценности, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур. Одной из таких вечных ценностей, безусловно, является дружба.

Люди очень часто употребляют это слово в своём языке, тех или иных людей называют своими друзьями, но мало кто может сформулировать, что такое дружба, кто такой настоящий друг, каким он должен быть. Все определения дружбы сходны в одном: дружба – это взаимоотношения, основанные на взаимной открытости людей, полном доверии и постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь.

Главное, чтобы у друзей были одинаковые жизненные ценности, похожие духовные ориентиры, тогда они смогут дружить, даже если их отношение к определённым явлениям жизни разное. И тогда на настоящую дружбу не влияет время и расстояние. Люди могут разговаривать друг с другом лишь изредка, быть в разлуке в течение многих лет, но всё равно оставаться очень близкими друзьями. Подобное постоянство – отличительная черта настоящей дружбы.

18. Чтобы оценить доброту и понять ее значение...

Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать ее. Надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем. Надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, не в силу долга, а как дар.

Чужая доброта – это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится. Это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить рано или поздно, уверенно или неуверенно своею добротою.

Это великое счастье – почувствовать в своем сердце огонь доброты и дать ему волю в жизни. В этот миг, в эти часы человек находит в себе своё лучшее, слышит пение своего сердца. Забывается «я» и «своё», исчезает чужое, ибо оно становится «моим» и «мною». И для вражды и ненависти не остаётся места в душе. (138 слов)

19. Если отнять у человека способность мечтать...

Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего. Но мечты не должны быть оторваны от действительности. Они должны предугадывать будущее и создавать у нас ощущение, что мы уже живём в этом будущем и сами становимся иными.

Мечта нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение, источник высоких чувств. Она не даёт нам успокоиться и показывает всегда новые сверкающие дали, иную жизнь. Она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни. В этом её ценность.

Только лицемер может сказать, что надо успокоиться на достигнутом и остановиться. Чтобы бороться за будущее, нужно уметь мечтать страстно, глубоко и действенно. Нужно воспитать в себе непрерывное желание осмысленного и прекрасного. (123 слова)

20. Каждый человек ищет место в жизни...

Текст изложения

Каждый человек ищет место в жизни, старается утвердить своё я. Это естественно. Только вот как он находит своё место? Какими путями идёт к нему? Какие моральные ценности имеют вес в его глазах? Вопрос чрезвычайно важный.

Многие из нас не могут признаться себе в том, что из-за ложно понятого, раздутого чувства собственного достоинства, из-за нежелания показаться хуже мы иногда делаем опрометчивые шаги, поступаем не очень правильно: лишний раз не переспросим, не скажем "не знаю", "не могу" - слов нет. Себялюбцы вызывают чувство осуждения. Однако не лучше и те, кто разменивает своё достоинство, как мелкую монету. В жизни каждого человека, наверное, бывают моменты, когда он просто обязан проявить своё самолюбие, утвердить своё я. И, конечно, сделать это не всегда просто.

Истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается. И тем выше эта цена, чем больше человек любит не столько себя, сколько других. Лев Толстой подчёркивал, что каждый из нас, так называемый маленький рядовой человек, на самом деле есть лицо историческое, которое несёт ответственность за судьбу всего мира.

Статьи по теме