Джакомо Кваренги: биография, работы. Джакомо Кваренги - архитектор: биография, самые известные работы Кваренги архитектор работы

В создание неповторимого облика двух российских столиц, Москвы и особенно Санкт-Петербурга, внесли заметный вклад зодчие итальянского происхождения. Творчество Джакомо Кваренги - яркая страница в истории европейской и русской архитектуры эпохи классицизма.

Кроме проектов зданий самого различного масштаба и назначения, среди которых множество воплощенных, в его наследии - графические листы с реальными видами городов (ведутами) и фантазийными архитектурными композициями. По ним изучали ремесло несколько поколений зодчих.

Южная родина

Считавший себя истинно русским архитектором Джакомо Кваренги (1744-1817) родился в семье члена городского суда североитальянского города Бергамо. Склонность к изобразительному искусству была наследственной: его дед и отец считались умелыми живописцами. На выбор им архитектуры как главного занятия в жизни повлияло знакомство с Винченцо Бренна (1745-1820), ставшим потом придворным архитектором Павла I, и с Дж. Б. Пиранези (1720-1778), великим мастером архитектурной графики.

Стилистические предпочтения Джакомо Кваренги сформировались при знакомстве со знаменитым трактатом (1508-1580) «Четыре книги об архитектуре». В этой работе были обозначены схемы традиционных ордеров, применявшихся в античном зодчестве и выработана система применения классических приёмов для планировки зданий и разработки фасадных решений. Палладианство на долгое время стало главным течением классического стиля.

Освоение классического наследия

Образцами для изучения ордерных систем стали для Джакомо Кваренги достопримечательности многих итальянских городов - Рима, Флоренции, Вероны, Венеции. Они не только были насыщены древними памятниками, но и являлись настоящими центрами культуры эпохи Возрождения.

Ренессанс был тем временем, когда принципы высокой гармонии, выработанные в Древней Греции и в Древнем Риме, были подхвачены мастерами в разных областях европейской культуры. Обмерянные и зарисованные Джакомо Кваренги постройки лучших мастеров того времени - Альберти, Браманте и, конечно, Палладио - стали для молодого зодчего примером творческого освоения античных традиций в архитектуре. Он проявил интерес и к зданиям, которые построили мастера раннего классицизма Англии и Франции.

Начало творческого пути

Первым крупным заказом для Кваренги стала реконструкция церкви Санта-Сколастико, расположенной в городке Субиако близ итальянской столицы. В интерьере церкви он применяет классические элементы: ниши, пилястры и колонны Умело организованное освещение помогло добиться легкого и эффектного впечатления от внутреннего декора.

Простота и строгость художественных и композиционных решений становятся определяющими чертами его почерка. Этими приёмами в работе пользовался архитектор Джакомо Кваренги и тогда, когда начал свою деятельность в России.

При дворе Екатерины Великой

С осени 1779 года начинается служба 35-летнего итальянского зодчего при русском дворе. Он владел многими знаниями о палладианском течении в классической архитектуре и достаточным опытом применения их на практике. Его прибытие было своевременным, так как вкусовые предпочтения русской императрицы в отношении официального стиля менялись.

Её перестали устраивать тяжеловесные традиции французского классицизма, идеалом становилась утонченная палладианская неоклассика. Джакомо Кваренги как верный ученик и твердый сторонник Палладио быстро стал во главе нового течения русской архитектурной мысли. Его талант обогатился изучением лучших образцов древнерусской архитектуры, общением с признанными отечественными зодчими: И. Старовым, Н. Львовым, Ч. Камероном и другими.

Английский дворец в Петергофе

Первым значительным проектом на российской земле стал дворец, расположенный в Петергофа. Джакомо Кваренги начал работу над ним в 1780 году. Согласно своим эстетическим воззрениям, итальянский зодчий положил в основу планировки и объёмных решений палладианский дом кубической формы с доминантой в виде восьмиколонного портика коринфского ордера. Торжественность и монументальность пропорций сочеталась с простотой и изысканностью декора.
Творческий подход, который обозначил в этом объекте архитектор Джакомо Кваренги, работы, созданные им для загородной резиденции в Царском Селе - четыре церкви и многочисленные культовые постройки - полностью соответствовали вкусам главного заказчика, императрицы Екатерины. За итальянцем прочно закрепилось звание «архитектора двора».

Период расцвета и успехов

C работы над Концертным павильоном в Царском Селе, около (1782), началось самое успешное для архитектора десятилетие. В этот период им были созданы наиболее значительные проекты для Санкт-Петербурга и Москвы. По указанию императрицы он занимается обновлением интерьеров Зимнего дворца, возводит множество построек вокруг главной императорской резиденции.

Джакомо Кваренги, биография которого отныне тесно связана с русской столицей, возводит целый ряд сооружений, определяющих политический имидж столицы и всего государства. Среди них - комплекс административных зданий Академии наук (1783-1785) и здание Ассигнационного банка (1783-1799). Он много работает и над частными заказами, украшая столицу и окрестности прекрасными образцами русской классической усадьбы. Среди них выделяются усадьба Безбородко на правом берегу Невы (1783-1784), особняк Юсуповых на Фонтанке (1789-1792), дом Фитингофа (1786) и др.

Театр на Дворцовой набережной

Настоящий шедевр этого периода - Эрмитажный театр Джакомо Кваренги (1783-1787). Здание с двухэтажной рустованной лоджией, слегка заглубленной между двумя выступами - ризалитами - и украшенной большим коринфским ордером, стало настоящим украшением комплекса главных правительственных зданий.

Верный последователь Палладио, Кваренги при оформлении театрального зала позволил себе почти дословную реплику сооружения своего великого учителя. В планировке сцены и зрительских мест, в элементах декора Эрмитажный театр очень напоминает театр Олимпико в Виченце, построенный по проекту Андреа Палладио.

Проекты для Москвы

Один из наиболее заметных объектов, возведенных итальянским зодчим для первопрестольной - старый Гостиный двор. Джакомо Кваренги начал его строительство в 1789 году. Здание дошло до нынешнего времени существенно измененным в ходе переделок и восстановлений после многочисленных пожаров. Но по сохранившейся аркаде с коринфскими колоннами можно оценить гармоничный классический характер постройки.

В числе московских построек - Головинский дворец в Лефортово (1780) и торговые ряды на Красной площади (1786). Постройки на главной столичной площади не сохранились, а другое здание - Странноприимный дом Шереметьева на Сухаревской площади (1803-1807) - до сих пор впечатляет масштабом и гармонией.

Поздний период жизни и творчества

Спроектированные и построенные Джакомо Кваренги достопримечательности Санкт-Петербурга, относящиеся к началу XVIII века, - учебные, медицинские и общественные здания. (1804-1807) отличается величественным обликом, который определяется восьмиколонным портиком Мариинская больница на Литейном (1803-1805) отличается рациональным планировочным решением и строгим декором. Любимым детищем Кваренги позднего периода стал (1806-1808).

Гармонично вписанное в окружение, это здание стало воплощением самых важных идей палладианства. Выразительность архитектурного облика достигается сочетанием гладкой протяженности стен с пластически богатым акцентом в центре композиции. Им стал великолепный портик на основании в виде аркады.

Джакомо Антонио Кваренги много работал не только для столиц, но и для провинциальных городов Российской империи. Известны и его европейские постройки. Связав свою судьбу с Россией, он до конца своих дней оставался её патриотом. Когда во времена Бонапарта всем итальянцам было приказано вернуться на родину, Кваренги отказался и был заочно приговорён итальянским королём к смертной казни.

Последним же значимым проектом великого архитектора считается величественные Триумфальные ворота (1814) воздвигнутые в Санкт-Петербурге по случаю победоносного возвращения русских войск после победы над Наполеоном.

Джакомо Кваренги. Краткая биография

  • 20 сентября 1744 года - на севере Италии, в окрестностях Бергамо, в семье судьи родился будущий великий архитектор и художник-график.
  • С 1762 года - обучение живописи в Риме у Р. Менгса, архитектуре у С. Поцци, А. Деризе, Н. Джансомини.
  • 1769 - начало архитектурной деятельности, проекты культовых сооружений в окрестностях Рима и в Ломбардии.
  • 1 сентября 1779 года - Кваренги подписывает контракт с советником русской императрицы И. Я. Рейфенштейном и приезжает на работу в Россию.
  • 1780-1817 - проектирование и руководство строительством общественных и жилых зданий в Санкт-Петербурге, Москве, в провинции, в странах Европы.
  • 1811 - отказался покинуть русскую службу по приказу бонапартистских властей, за что был приговорен ими к смерти с конфискацией имущества.
  • 2 марта 1817 года - Джакомо Кваренги скончался в Санкт-Петербурге. Впоследствии был перезахоронен в Александро-Невской лавре.

КВАРЕНГИ, Куаренги, Гваренги (Quarenghi) Джакомо (Джакомо Антонио Доменико) , итальянский и российский архитектор, декоратор, живописец, график, почётный вольный общник петербургской Академии Художеств (1805). Родился в аристократической и художественной семье (его отец и дед занимались живописью). В юности готовился к карьере священнослужителя или юриста, изучал богословие, философию, право, увлекался античной поэзией. Против воли родителей решил посвятить себя живописи. Учился в Бергамо у Дж. Раджи и П. В. Бономини (последователей Дж. Б. Тьеполо) в середине 1750-х годов, с 1763 - в Риме у А. Р. Менгса, затем в студии С. Поцци (1764-66), где подружился с архитектором Бренной (вероятно, В. Бренна, работавший затем в России) и под его влиянием увлёкся архитектурой. В 1767-69 годах обучался архитектуре у позднебарочного архитектора П. Пози, затем у лионского архитектора А. Деризе (занимавшегося в Риме церковной архитектурой), друга И. И. Винкельмана; вместе с Н. Джансимони рисовал и обмерял памятники античного Рима. Кваренги был увлечён теорией Деризе о музыкальных пропорциях в архитектуре, даже изучал контрапункт и занимался сочинением музыки под руководством Н. Йоммелли (1770).

Под впечатлением трактата А. Палладио «Четыре книги об архитектуре» Кваренги стал страстным приверженцем палладианства (его даже прозвали «тенью Палладио»). Посетил Неаполь, Помпеи и Сицилию, затем Виченцу, Верону, Мантую, Ассизи, Римини и Пестум. В 1771-72 жил в Венеции, где подружился с архитекторами-палладианцами Т. Теманцой и Дж. Сельвой, познакомился с англичанами и получил несколько английских заказов. Кваренги также интересовался современной архитектурой классицизма: работами Ш. де Вайи, К. Н. Леду, Э. Л. Булле и Р. Адама. В 1771-77 Кваренги обновил интерьер средневековой церкви Санта-Сколастика в Субиако, которая стала одной из первых итальянских классицистических церквей. Затем работал в Риме в церкви Санта-Мария-ин-Кампителли и спроектировал музыкальный зал Капитолийского дворца (1775, осуществлён) по заказу сенатора и мецената А. Риццонико, в доме которого познакомился с А. Кановой, Дж. Б. Пиранези и другими художниками. В 1778-79 путешествовал по Южной Франции. По рекомендации Ф. М. Гримма в 1779 году Кваренги был приглашён к императорскому двору в Россию.

В 1779-1817 жил преимущественно в Санкт-Петербурге, неоднократно совершал поездки в Москву и другие города России, а также в Италию (1794-95 и 1810-11). Знакомился с древнерусской архитектурой и памятниками зодчества 18 века (исполнил многочисленные архитектурные и пейзажные зарисовки, имеющие большую художественную и историческую ценность). Среди первых архитектурных заказов Екатерины II было строительство 4 сельских церквей близ Царского Села (1781-1785, разрушены во время Великой Отечественной войны). Их простые кубические объёмы с единым пространством, перекрытым широким цилиндрическим сводом и низкой алтарной преградой-колоннадой, должны были напоминать о позднеантичных гробницах и храмах первых христиан, а 2 симметричные колокольни на западном фасаде, вдохновлённые венецианскими церквами Палладио, указывали и на характерную форму греческих (афонских) церквей. Один из центрических античных памятников Кваренга воспроизвёл в Казанской церкви-мавзолее А. Д. Ланского (1785-90) в Царском Селе, где также построил павильон «Концертный зал» (1784-86) и Александровский дворец (1792-96). В Петергофе Кваренги возвёл Английский дворец (1781-94, полностью разрушен в 1942 году). Среди наиболее значительных работ Кваренги в Санкт-Петербурге - здания Академии наук (1783-89), Ассигнационного банка на Садовой улице (1783-90); Эрмитажный театр (1783-87; прообразом послужил «Театро Олимпико» Палладио в Виченце), Екатерининский институт на Фонтанке (1804-07; ныне часть РНБ), Конногвардейский манеж (1804-07), Смольный институт (1806-08).

Крупнейший мастер русского классицизма, Кваренги одним из первых гармонично приспособил палладианские схемы сельских вилл к плотной городской застройке. Ему удалось вписать дворцовые типы фасадов особняков в единый ряд домов вдоль улицы; он использовал объёмные классические колоннады в контрасте с широкими плоскостями стен, прорезанными простыми окнами и отдельными нишами с антикизированной скульптурой. Его постройки задали центру Санкт-Петербурга монументальный масштаб, в котором работали архитекторы на протяжении следующего столетия. В Москве по проектам Кваренги были возведены одни из самых крупных зданий той эпохи, важные в градостроительном отношении, в которых преобладала классическая тема колоссальной колоннады: Старый гостиный двор на Ильинке (проект Кваренги 1789 года осуществлён в 1791-1805 С. А. Кариным и И. А. Селеховым, завершён в 1825-30 при участии О. И. Бове), Странноприимный дом графа Н. П. Шереметева (1803-07; строительство начато Е. С. Назаровым и др. в 1794-1803; ныне - НИИ скорой помощи имени Н. В. Склифосовского), Екатерининский (Головинский) дворец в Лефортове (1782-90-е годы, совместно с Ф. Кампорези, ныне - Общевойсковая академия ВС Российской Федерации). Кваренги также были созданы проекты для усадеб (Останкинский дворец графа Шереметева близ Москвы, «Ляличи» графа П. В. Завадовского в Черниговской губернии и др.) и ряда построек в провинциальных городах России. В 1798-1800 Кваренги построил мальтийские капеллы (католическую и православную) при Воронцовском дворце в Санкт-Петербурге. Около 1797 года вступил в Мальтийский орден (с 1798 года - кавалер ордена). Член Королевской Академии Художеств в Стокгольме (1796). В 1814 Кваренги получил потомственное российское дворянство и орден Святого Владимира 1-й степени.

Среди последних работ Кваренги - деревянные Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге в честь возвращения русской армии из Франции (1814; перестроены в камне и металле В. П. Стасовым в 1824-33) и конкурсный проект храма-памятника Отечественной войны 1812 года в Москве на Воробьёвых горах (1815, сохранилось 2 варианта ротонды с портиком типа Пантеона). Последний, как и другие церковные проекты Кваренги (в частности, соборов в Кременчуге и Новгороде-Северском, 1790-е годы), послужил источником творчества его последователей, в том числе для создания альбомов типовых проектов как в России (К. И. Росси, Л. Руска, И. И. Шарлемань), так и в Западной Европе. Их влияние ощущается и в российской архитектуре середины 20 века (например, в проектах монументов, посвящённых Великой Отечественной войне).

Исполнял также проекты надгробий (адмирала С. К. Грейга, мрамор, 1788, Домский собор, Таллин), погребальные катафалки для императрицы Екатерины II (1796) и Павла I (1801) в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга; рисунки ваз, торшеров и др. Был похоронен в католической части Волковского кладбища. К 150-летию со дня смерти Кваренги его останки перенесены в музейный некрополь Александро-Невской лавры. После смерти мастера его сын и помощник Джулио выпустил два издания «Постройки и проекты» Кваренги («Fabricche е disegni», 1821; т. 1-2, 1843-44; оба - по примеру осуществлённых О. Бертотти-Скамоцци изданий произведений А. Палладио).

Соч.: Théâtre de l’Ermitage de Sa Majesté l’Impératrice de toutes les Russies. Saint-Рé- tersbourg, 1787; Le nouveau bâtiment de la Banque Impériale de Saint-Рétersbourg. Saint- Рétersbourg, 1791; Edifices construits à Saint- Рétersbourg d’après les plans du chevalier de Quarenghi et sous sa direction. Saint-Рéters- bourg, 1810; Architetto а Pietroburgo: Lettere е altri scritti. Venezia, 1988.

Лит.: Земцов С. М. Материалы для биографии Гваренги // Архитектура СССР. 1934. № 3; Эттингер П. Портреты Дж. Кваренги // Там же. 1939. № 2; Талепоровский В. Н. Кваренги. Л.; М., 1954; Богословский В. А. Кваренги - мастер архитектуры русского классицизма. Л.; М., 1955; Гримм Г. Г. Кваренги. Л., 1962; Архитектурные проекты и рисунки Кваренги из музеев и хранилищ СССР. (Кат. выставки). Л., 1967; Ильин М. А. О палладианстве в творчестве Д. Кваренги и Н. Львова // Русское искусство XVIII в. М., 1973; Коршунова М. Ф. Дж. Кваренги. Л., 1977; она же. Дж. Кваренги // Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII в. СПб., 1997; Пилявский В. И. Дж. Кваренги. Архитектор. Художник. Л., 1981; Piljavskij V. G. Quarenghi. Mil., 1984; Мурашова Н. В. Контракт Дж. Кваренги // Ленинградская панорама. 1984. № 9; G. Quarenghi: Architetture е vedute. Mil., 1994; Disegni di G. Quarenghi. Venezia, 1998; Дж. Кваренги. Архитектурная графика. (Кат. выставки). СПб., 1999; G.Quarenghi е San Pietroburgo. Bergamo, 2003; Гармония стиля в архитектуре. Рисунки и чертежи Дж. Кваренги из Муниципальных собраний Италии. (Кат. выставки). Venezia, 2003.

20 сентября 1744 года у представителей двух известных итальянских семей Джакомо Антонио Кваренги и Марии Урсулы Рота родился второй сын, названный в честь отца Джакомо Антонио.

Начальное образование Джакомо получил в самом значительном и известном в Бергамо коллеже "Милосердие". Видя увлеченность сына изобразительным искусством, отец Кваренги как художник решил предоставить сыну возможность учиться рисованию у лучших художников города Бергамо - Паоло Бономини и Джованни Раджи. Однако Кваренги был недоволен их руководством, считая их манеру устаревшей. Полный сомнений относительно правильности методов изучения архитектурного искусства, преподносимых его римскими учителями, Кваренги натолкнулся однажды на знаменитый трактат архитектора Андреа Палладио "Четыре книги об архитектуре". Он нашел близкую и созвучную его мировоззрению методику творчества и раскрытие тектоники зодчества.

В конце 1760-х годов от ирландского скульптора Кристофера Юкстона, совершенствовавшегося в Риме, Джакомо получил заказ на проекты двух особняков "для английских господ" и выполнил поручение с успехом. После этого он разработал проекты каминов, а также таких утилитарных зданий, как склады, тоже для англичан. Вскоре Кваренги получил признание и у итальянских заказчиков.

В 1770 Кварнеги получил заказ от монахов-бенедиктинцев, в котором они просили обновить их старую церковь Санта-Сколастика, при условии не трогать ни одного камня прежней постройки, хотя во всей церкви не было ни одной части, которая соответствовала бы другой. Кваренги, которому было тогда около двадцати девяти лет, должен был решить поистине одну из самых трудных в архитектуре задач, связанную с реконструкцией существовавшего средневекового здания. И он ее выполнил умело. Первый камень был заложен 3 мая 1770 года, а закончилась стройка осенью 1773 года.

Достаточно длинный перечень архитектурных работ Кваренги говорит о его признании как архитектора заказчиками - соотечественниками и иноземцами. Он работал и для Рима, и для Бергамо, его проекты были отправлены в Англию, Швецию; в конце 1770-х годов он был вхож в круги римской знати. Возможность путешествовать обеспечивалась достаточным его благосостоянием, которое после женитьбы было упрочено.

Когда ему предложили поступить на службу в Россию, Кваренги согласился почти сразу. В январе 1780 года зодчий приехал в Москву. По своему служебному положению "архитектора двора ее величества" Кваренги был обязан исполнять в первую очередь заказы Екатерины II. Первой работой зодчего в Москве была перестройка императорского, так называемого Екатерининского дворца на Яузе. К этому времени Екатерина II уже успела оценить способности архитектора, и в феврале 1782 году поручила ему разработку проекта всего внутреннего убранства московского дворца.

В 1780-е годы Кваренги работал не покладая рук. Сам зодчий сообщал Маркези, что построил к 1785 году уже пять церквей - "одна в Славянке, одна в Пулкове, одна в Федоровском посаде, одна на Софийском кладбище для погребения...". Пятой церковью Кваренги считал мавзолей Ланского.

Одним из самых значительных сооружений Кваренги является простое, но величественное здание Академии наук на набережной Невы. Его строительство было вызвано отсутствием резиденции, приличествующей престижу учреждения, олицетворявшего русскую науку и культуру. Работы начались в 1783 году.

Лучшие дня

В связи с перепланировками Зимнего дворца театр с ярусами лож, оказавшийся в окружении дворцовых покоев, стал неудобным, и 3 сентября 1783 года появился указ о начале постройки "при эрмитаже каменного театра... по планам и под надзиранием архитектора Гваренгия".

В 1787 году в Петербурге появилось роскошное издание с гравированными чертежами только что выстроенного Эрмитажного театра и с описанием на французском языке, выполненным самим Кваренги. Процесс проектирования знаменитого Александровского дворца и поисков его окончательного решения занял у Кваренги всего лишь один год, так как уже 5 августа 1792 года были начаты торги на постройку.

Александровский дворец - свободно стоящее в парке открытое сооружение, композиционно единое с регулярной частью Нового сада, - предстал как антитеза замкнутому ансамблю Екатерининского дворца Растрелли. Как писал сам Кваренги, в его творчество часто вмешивалась Екатерина II. Такое вмешательство ставило зодчего порой в затруднительное положение, однако его непререкаемый авторитет позволял ему обходить острые углы и вводить в правильные архитектурные рамки все даваемые ему предначертания. Кваренги сумел сохранить высокий авторитет и у преемника царицы Павла I, а затем и у императора Александра I, чему немало способствовало успешное завершение нового дворца в Царском Селе.

В 1793 году в семье Кваренги произошла трагедия: во время родов скончалась его жена, оставив на руках беспомощного отца новорожденную девочку и еще четырех малолетних детей. Он решил вместе с детьми поехать в Бергамо, чтобы быть ближе к родным и семье Маццолени. Зимой 1793-1794 годов зодчий покинул Петербург. Осенью 1796 года Кваренги вернулся. Он вступил во второй брак с Анной Катериной Конради. К тому времени известность Кваренги как выдающегося архитектора двора Екатерины II вышла за пределы России. Это выразилось в том, что 26 января 1796 году он был избран членом шведской Королевской академии искусств. Официальное признание зодчего санкт-петербургской Академией художеств, как ни странно, произошло значительно позднее. Только 1 сентября 1805 года на чрезвычайном собрании академии Кваренги был избран в почетные вольные общипки.

Проект здания Смольного института Кваренги разрабатывал в конце 1805 - начале 1806 года, а в мае этого года уже состоялась торжественная закладка. В те же годы Кваренги создал великолепное монументальное здание Конногвардейского манежа на ответственнейшем месте в центре Петербурга.

Когда в 1812 году велась подготовка к походу Наполеона на Россию, итальянский король приказал всем итальянцам вернуться в Италию. Кваренги решительно отказался. За это он был приговорен королем к смертной казни и конфискации всего имущества. Италии как родины у него не стало. Новая родина - Россия - приняла его в число своих славных сынов. Зато с каким юношеским подъемом, с каким талантом престарелый Кваренги поставил Триумфальные Нарвские ворота для победной русской армии, возвращавшейся в 1814 году из Франции! С каким воодушевлением и мастерством он составил проект "Храма в память 1812 г." для постройки в Москве! Но построить ему помешала смерть. В 1817 году он скончался.

Рядом с усадьбой Разумовского находился обширный двор, сменивший в XVIII в. нескольких владельцев. В 1730-е гг. это был двор Степана Васильевича Лопухина - двоюродного брата первой жены Петра I - Евдокии Лопухиной. Он женился на Наталье Федоровне Балк, племяннице фаворитов Петра I и Екатерины I В 1743 г. Лопухина была обвинена в заговоре против власти и отправлена в ссылку с мужем и сыном. Все имущество Лопухиных конфисковали.
Двор Лопухиных в 1750 г. императрица пожаловала купцу Штегельману, поставлявшему ко двору иностранные товары. В 1762 г. Генрих Христиан Штегельман именным указом пожалован в «гоф-факторы». Арх. Растрелли в 1750-1753 гг. построил для нового владельца двухэтажное здание с флигелями по сторонам. После смерти Штегельмана некоторое время владелицей была его вдова Анна Кристина, но в 1764 г. усадьбу приобрела казна, и Екатерина II подарила бывший «Штегельманов двор» Григорию Орлову. Вероятно, тогда неизвестный нам арх. перестроил здание в формах раннего классицизма В ноябре 1796 г. именным указом вступивший на престол имп. Павел пожаловал «бывший дом Штегельмана», как его по-прежнему называли, графу Алексею Бобринскому, сыну Екатерины II и Григория Орлова.
Как дворец Разумовского, и этот дом был куплен казной для Воспитательного дома.
Первый известный нам владелец находящегося рядом участка, имеющего ныне №52 по набережной реки Мойки, некийЛеонтий Макушев, в 1734 году продал свой двор морского фло та лейтенанту Федору Григорьевичу Волконскому. Новым владельцем через пять лет стал Яков Федорович Балк, сосед и брат Натальи Федоровны Лопухиной.

В купчей 1739 г. приводятся размеры участка: по берегу р. Мойки 16 саж. 2 1/4 арш., по нынешней Казанской ул. - 16 саж. 1/4 арш. В донесении служителей Балка в 1740 г. сообщается, что владелец желает строить по наличной линии каменное, а по задней регулярное деревянное строение. Обмер участка производи арх. Коробов. Неизвестно, успел ли Балк построить задуманное. У следующего владельца графа Гавриила Ивановича Головкина двор был уже с каменным и деревянным строением и с домом. После этого до конца XVIII в. сменилось несколы обладателей участка.

В 1850-х гг. Фердинанд Августович Битепаж - известный как крупней книготорговец в Петербурге. М. А. Битепаж с 1880-х гг. стал хозяином фабрики музыкальных инструментов - роял и пианино - бывшей фирмы Беккер (в советское время - Красный Октябрь). Фридрих Битепаж и приобрел одну из сам обширных усадеб в центре столицы, которую у него позже купила казна для Воспитательного дома.
Руководство Воспитательным домом и другими благотворительными учреждениями осуществлял Опекунский совет.

В 1804 г. для него было решено построить новое здание. Проект создавал арх. Джакомо Кваренги. Строительство велось в 1808-1810 гг. Было возведено капитальное сооружение с массивными сводами и рядом помещений для размес-тившихся здесь учреждений. Особую известность приобрел «Зал с пеликанами», в котором помещены изображения пеликанов. Пеликан, разрывающий свою грудь, чтобы накормить Своим мясом птенцов, стал эмблемой Воспитательного дома, автором этой эмблемы был Джакомо Кваренги.
Помимо деловых помещений были в здании и квартиры чиновников.
Вскоре здание начали расширять и перестраивать. В 1837-1839 (?) гг. работы по перестройке вел арх. Петр Сергеевич Плавов. Плавов пристроил к зданию Кваренги с южной стороны флигель, увеличив длину фасада вдвое с 50 до 100 м, перепланировал некоторые внутренние помещения, создал новую парадную лестницу. Торжественный вид просторному вестибюлю на первом и втором этажах придают колонны.

В систему предприятий, доход от которых использовала для нужды Воспитательного дома, входил ломбард, находившийся в здании Опекунского совета, как помечено на план Шуберта 1828 г. Здесь же, очевидно, жил статский советник Павел Иванович Енден, бухгалтер при ломбарде.

Задачей Опекунского совета были не только сбор средств и финансирование подведомственных заведений, но и приумножение капиталов. В 1842 г. здесь открылось новое кредитное учреждение - Сберегательная касса. 30 октября (12 ноября) 1841 г. имп. Николай I подписал указ об учреждении сберегательных касс «с целью доставления недостаточным всякого звания людям средств к сбережению верным и выгодным способом». В первый же день в сберегательной кассе побывали 76 вкладчиков. Самым первым стал Николай Антонович Кристофари, сын выходца из Италии. Вопросам кредитного дела он не был чужд. Кристофари начал службу в должности писаря при директоре Экспедиции санкт-петербургской ссудной кассы. В 1854 г. он уже статский советник и кавалер, директор II Отделения Сохранной казны по вкладам, через год - директор канцелярии Санкт-петербургского Опекунского совета с чином действительного статского советника. С середины 1860-х гг. Кристофари занимал должность управляющего карточной фабрикой, как мы знаем, доход от продажи карт был важен для существования Воспитательного дома и связанных с ним благотворительных учреждений. При открытии сберегательной кассы Кристофари внес самый крупный одноразовый вклад - 10 рублей серебром.
Минимальный вклад составлял полтинник. Можно было копить деньги и по мелочи у себя дома. Для этого вкладчику давалась копилка, которую он постепенно наполнял. Ключ от копилки хранился в сберкассе, куда вкладчик приносил наполненную копилку или вызывал к себе сотрудника сберкассы с ключом, копилку вскрывали, деньги пересчитывали и клали на счет клиента.
Такую копилку можно увидеть в ведомственном музее, открытом в 2001 г. к 160-летию Сберегательного банка России. Там представлены старые конторские счета, денежные знаки, сберегательные книжки, образцы старой Гишковской мебели, которую часто украшали фигурами грифонов - символом сохранения богатства.

В дальнейшем главная сберкасса переехала на Садовую ул., 21. А на Казанской, 7, сохранился зал с пеликанами, в котором заседали члены Опекунского совета.
Необходимость дополнительных помещений потребовала перестройки здания. Производились эти работы в 1856-1859 гг. по проекту арх. Таманского Петра Ивановича. Таманский в 1853-1856 гг. состоял архитектором Опекунского совета. Таманский увеличил протяженность здания до 150 м, изменив отделку фасада. При Перестройке были сохранены Зал с пеликанами, парадная Лестница и вестибюль, созданные П. Плавовым. Таманский в Пристроенной им части создал еще одну парадную лестницу.

До 1917 г. в здании размещалась Канцелярия ведомства имп. Марии, главным управляющим Канцелярии в 1910-х гг. был Дмитрий Петрович Голицын,

Перед Октябрем 1917 г. здесь находилось ведомство, которое управляло приютами для сирот, слепых и глухих, богодельнями и др. благотворительными учреждениями - Опекунский совет. После Февральской революции это учреждение стало именоваться Министерством государственоого призрения. Здесь же были сосредоточены картотеки для выплаты пенсий по старостии инвалидности. В октябре 1917 в Смольном было создано Советское правительство, народным комиссаром государственного призрения была назначена А. М. Коллонтай. Но когда Коллонтай пришла на Казанскую ул., швейцар ее даже не пустил, чиновники встретили ее обструкцией. С большими трудностями, завоевав поддержку младших служащих бывшего министерства, Коллонтай наладила работу созданного Народного комиссариата государственного призрения.
В советское время здесь размещалась 221 школа. Школа работала всю блокаду.

В 1920-е гг. в доме №7 еще хранился архив учреждений ведомства императрицы Марии. Тогда же занимал помещения Губернский отдел народного образования. Здесь были кабинет заведующего, канцелярия, финансовая и снабженческая части, медпункт, секции - школьная, детских домов, экскурсионная и Комиссия по улучшению быта учащихся при Лен. Губисполкоме (КУБУЧ).
В 1930-е гг. ГубОНО сменил Институт гражданского воздушного флота.

Помимо здания Опекунского совета на месте бывших садов располагались здания, принадлежавшие до 2002 г. электромеханическому заводу "Заря".

(. С.) (. Канн П.Я. Казанская площадь (туристу о Лениграде). Лениздат. 1988. С. 142-145., Mary)

Все, кто интересуется историей архитектуры или принимает активное участие в создании архитектурных шедевров, слышали о таком замечательном человеке, настоящем мастере своего дела, как Джакомо Кварнеги. Этот человек не прожил свою жизнь напрасно. Он оставил огромнейший след на Земле. О жизни этого прекрасного архитектора и его творениях пойдет речь в статье.

Биография

Джакомо Антонио Доменико Кваренги родился в провинции Бергамо, маленьком селении Италии, в довольно обеспеченной семье. Живописцами были и его дедушка, и отец, причем очень известными. От них Джакомо досталась тяга к прекрасному и талант художника. Природа рвалась наружу, и мальчик демонстрировал желание творить, рисовать, но у родителей был задуман для него совсем другой путь: в монастырской школе он учился языкам, литературе, философии, юриспруденции. Кваренги говорил, что изучение последних двух наук вызвало в нем только отвращение. Впрочем, впоследствии Джакомо настоял на своем, став учеником художников Раджи и Бономини. Те обнаружили в нем выдающийся талант и посоветовали не сходить с выбранного пути.

В 1861 году Джакомо Антонио Кваренги отправился в Рим, где завел много полезных знакомств: его учителями и друзьями стали А. Менгс, С. Поцци, В. Бренна. Именно последний подал Джакомо идею стать архитектором, и так Кваренги увлекся до конца жизни, постепенно став настоящим знатоком темы. Он начал знакомиться с историей архитектуры, трудами архитекторов Рима, вдохновенно зачитывается трактатами зодчих Ренессанса, особенно близкими ему стали идеи Андреа Палладио.

Известность не заставила себя долго ждать: аббат Торп познакомил Джакомо с К. Редзонико. Этот меценат, в то время бывший очень знаменитым, заказал у Кваренги крупный проект церкви в Субиако. Сложность заключалась в том, что церковь надо было переделать, но старое здание изменять нужно было по минимуму. Так архитектору фактически пришлось создать новый храм внутри старого. Уже в этом проекте можно было разглядеть стиль Кваренги, которому присуща строгость и лаконичность. После выполнения этого первого крупного заказа к архитектору посыпались предложения со всей Европы.

1775 год подарил Джакомо Антонио Доменико Кваренги семейное счастье - жену и дочь.

Приглашение из России было для Кваренги следующим важнейшим этапом в жизни и карьере. До этого он лишь выполнял перестройки и небольшие случайные проекты, крупных самостоятельных проектов у него не было, как и не было полного чувства собственной самореализации. Поэтому архитектор Джакомо Кварнеги сразу же согласился отправиться в Россию, где подписал контракт с Екатериной II, став ее придворным архитектором. Это произошло в 1780 году.

Начало работы Кваренги в России было положено дворцом в Петергофе, который не только украсил природный ландшафт, но и впоследствии стал настоящей достопримечательностью Санкт-Петербурга. По проектам Кваренги были построены беседки и павильоны, церкви в Царском Селе и имения высокопоставленных особ. Он стал буквально нарасхват среди русских аристократов того времени, здесь его талант и познания в архитектуре наконец раскрылись в полной мере, внесли в городской облик штрихи классицизма. Екатерина всегда контролировала работу архитектора, общаясь непосредственно с ним, иногда даже принимала участие в разработке эскизов, но, бывало, слишком торопила в сроках осуществления проектов, о чем он сетовал в письмах.

Как бы то ни было, императрица всегда была весьма довольна работами архитектора, обновленные интерьеры в Зимнем дворце и все остальные постройки Кваренги были поистине грандиозными. Стабильность в работе не покинула придворного архитектора и после смерти Екатерины. С наступлением XIX столетия Джакомо Кваренги, постройки которого признаны шедеврами, стал проектировать больницы, институты. Смольный институт он сам даже называл лучшим из своих творений.

Проект Эрмитажного театра обеспечил архитектора квартирой неподалеку и персональной ложей. Вдохновением для создания послужил театр «Олимпико» А. Палладио. Джакомо Кваренги, краткая биография которого представлена вашему вниманию в статье, спроектировал театр очень продуманно, так что он был комфортен для посетителей, а акустика там была потрясающая. Архитектор писал, что стремился совместить в проекте античный вид и современные решения.

Хотя со временем у архитектора и погибли две дочери и две жены, у него осталось еще пятеро детей. Он остался в России до самой смерти, эта страна стала его второй родиной. Джакомо Кваренги скончался в Санкт-Петербурге в 1817 году, причиной послужила банальная простуда.

Современники о Кваренги

Архитектор был человеком заметным, о нем много говорили, писали, рисовали карикатуры, так как внешностью он обладал запоминающейся.

  • Екатерина II писала, что архитектор «делает нам восхитительные вещи» и его работы «так хороши, что лучше и не может быть», а также что он намного лучше французских архитекторов, с которыми ей приходилось сотрудничать до него, их работы она называла дрянными.
  • И. Грабарь говорил, что благодаря Кваренги архитектура вернулась на ту дорогу, что «ведет от Греции через Рим к Палладио и которая, конечно, у ворот его вилл еще не пресекается».
  • Ф. Вигель отмечал, что работы Джакомо Кваренги «более всего красят Петербург». Он также много шутил на тему непропорциональных размеров носа архитектора.

Джакомо Кваренги: достопримечательности

Абсолютно все проекты Кваренги сочетают в себе лаконичность композиции, строгий классический вид и одновременно пропорциональность, придающую им изящную аристократичность. Строения, созданные этим архитектором, ни в коем случае не перегружены излишествами и декором, их акценты не кричат, а лишь слегка намекают на изысканность. Джакомо Кваренги, биография которого насыщенна интересными фактами, проектировал не только сами здания, но и интерьеры, мебель, поэтому все убранство гармонично сочеталось между собой.

Проект Холодной бани, Кухня-руина, Концертный зал в Екатерининском парке и мост около него, храм на Кузьминском кладбище, казармы на Кадетском бульваре, множество мостов, Александровский и Константиновские дворцы, Серебряный кабинет во дворце Екатерины - это лишь некоторые примеры работ Джакомо Кваренги.

Институт Склифосовского

Интересна история создания Института Склифосовского в Москве, в проектировании которого принимал непосредственное участие Д. Кваренги. Института бы сейчас не было, если б не давняя любовь графа Шереметьева к Прасковье Жемчуговой, по просьбе которой тот создал в Сухаревке Странноприимный дом для бедных и страждущих. К сожалению, любимая женщина умерла, не дожив до открытия, и граф обратился к Кваренги, ее другу, за помощью в перестройке. Здание построено в форме полукруга и напоминает храм с куполом и колоннами. Впоследствии Странноприимный дом стал Шереметьевской больницей, но не все знают, что это своего рода символ любви.

Круглый рынок

Здание можно отнести к числу старейших рынков, построено было в 1790 г. Автор проекта - Кваренги. Здесь бывал А. С. Пушкин, некоторое время он жил рядом с рынком. Планировка рынка вовсе не круглая, а треугольная, но с закругленными краями, отсюда и название. Занимает постройка целый квартал. В основном на рынке торговали продовольственными товарами, но были и складские помещения.

Английский парк

Джакомо Кварнеги создал его летом 1781 г. Он стал самым первым пейзажным парком Петергофа и самым большим из них. Интересно то, что при планировании композиции парка в основу были положены естественные очертания водоемов. На берегу пруда был возведен трехэтажный Английский дворец. Парк и дворец не пережили Великую Отечественную войну, сохранились лишь руины.

Летний дворец Павла I

Кваренги был не единственным архитектором, работавшим над проектом дворца. Павловский дворец строили на протяжении полувека, строительство было завершено в 1786 г. В числе соавторов проекта были К. Росси, Ч. Камерон, А. Воронихин, В. Бренна.

Мариинская больница

Здание было построено в 1803 г. по инициативе Марии Федоровны. Главным архитектором проекта был Джакомо Кваренги. Больница имеет строгую симметричную планировку, вход украшен колоннадой. В основе плана лежит усадебная схема, палаты располагаются по обе стороны коридора, проходящего через все здание. В каждой палате не боле 15 кроватей, разделены они достаточно толстыми стенами, чтобы больные не беспокоили друг друга.

Триумфальные ворота

Знаменитые Нарвские триумфальные ворота - тоже проект авторства Кваренги. Были возведены в 1814 году всего за месяц в спешном порядке, чтобы русские войска вернулись с победой и прошли через них. Колоннада с возвышающимися над ней всадниками и богиней Славы выглядела необычайно торжественно. Однако материалы были, мягко говоря, не самыми долговечными (дерево и алебастр), так что в дальнейшем ворота были отстроены заново, но уже из камня и металла.

Университет экономики и финансов

Здание было создано в 1799 г. До университета в здании находился Ассигнационный банк, на время ВОВ учебное заведение было эвакуировано, с 1944 заработало вновь. Основой для построения плана послужили палладианские постройки, Кваренги во многом использовал наследие этого итальянского зодчего, но не путем слепого копирования, а добавляя свои идеи. Одним из принципов Кваренги было убеждение в том, что рабское следование теориям великих мастеров ведет к созданию посредственных сооружений.

Фасад здания с одинаковыми окнами выглядит уравновешенно, они образуют четкую геометрическую сетку. Классическая композиция, выверенность линий дарят архитектурному сооружению респектабельность и внушительность. Львиные маски придают фасаду нарядность, той же цели служат античные статуи на фронтоне и шесть колонн коринфского ордера. Впоследствии прямо перед фасадом был установлен памятник - бюст Д. Кваренги.

Александровский дворец Джакомо Кваренги

Этот дворец - признанный шедевр мировой архитектуры, яркий пример строгой классики. Историк искусства И. Грабарь говорил, что есть дворцы более крупного размера, но нет таких, которые превзошли бы Александровский в архитектуре. Здесь много времени проводила императрица Екатерина II, здесь проводились грандиозные празднества: балы с фейерверками, маскарады.

Проект Александровского дворца был готов в 1792 году, однако после этого неоднократно дополнялся и дорабатывался по пожеланиям императрицы. В итоге здание идеально вписалось в ансамбль парка, не выбиваясь, а как бы растворяясь в нем. Все части здания соразмерны, великолепие и роскошь достигаются не обилием золота, барельефов, живописных деталей и орнаментов, а лишь богатством и разнообразием архитектурных приемов. Дворец производит впечатление простоты и легкости, изящности и элегантности. Большое влияние на Кваренги оказало творчество итальянского архитектора А. Палладио, что сказалось и на облике Александровского дворца.

Двухэтажное здание выполняло функцию летней резиденции царской семьи. Кваренги безошибочно просчитал освещение дворца, и, несмотря на недостаток солнца в России, все залы светлые. Фасад здания украшен колоннадой, придающей ему торжественный и гостеприимный вид. Окна, ротонды расположены так, чтобы подчеркивать пейзаж парка, чтобы можно было любоваться чудесным видом на пруд и растительность вокруг него. Что немаловажно, элегантность и великолепие дворца сочетались с удобством внутреннего убранства, так что не одно поколение высокопоставленных персон прожило там с полным комфортом.

Смольный институт

В письмах Екатерины II то здесь, то там можно встретить искреннее восхищение работами Джакомо Кваренги, в том числе Смольным институтом. Мастер и сам признавал этот проект наиболее значимым в своем творчестве.

Название «Смольный» происходит от смоляного двора, который был создан близ Адмиралтейской верфи. Так бочки со смолой для обработки кораблей дали название дворцу, монастырю и институту. Как и все сооружения Кваренги, Смольный институт отличается сдержанностью, монументальностью, классической уравновешенностью, идеальной вписанностью в ландшафт. Здание Смольного Джакомо Кварнеги состоит из трех корпусов: главного и двух боковых, но производит впечатление единого. Каждый корпус при этом имеет отдельные входы.

Главный акцент в архитектурном оформлении фасада - портик из восьми колонн. Также здесь можно увидеть лепное изображение герба России. Внутри Смольного института располагается актовый зал, учебные и жилые помещения. Актовый зал выглядит очень торжественно: сквозь большие оконные проемы льется свет, белые колонны делят его на три части, висячие светильники, статуи, изразцовые печи, лепнина дополняют общую картину.

  • За три года до собственной смерти (в 1814 г.) он стал почетным обладателем ордена Святого Владимира I степени, а также российского дворянства.
  • При планировке Смольного института Кваренги разместил его немного позади от Смольного монастыря, будто признавая его значимость и отдавая поклон предшественнику.
  • Один из астероидов носит имя Кваренги (32807 Quarenghi).
  • Первый в России чугунный мост был построен именно благодаря ему.
  • Сейчас местом захоронения архитектора является Лазаревское кладбище, однако первоначально он был похоронен на Волковом.
  • На петербургской улице Садовой можно найти бюст Джакомо Кваренги.
  • Телеканал «Культура» снял фильм об архитекторе под названием «Красуйся, град Петров!»
  • Свой характер Кваренги описывал как «вспыльчивый, но отходчивый».
  • В 2012 году тиражом 1,5 тысячи штук была выпущена именная монета Джакомо Кваренги номиналом 25 рублей, на ней архитектор изображен с макетом и чертежами в руках.
  • В 2017 году в Санкт-Петербурге на углу Почтамтского переулка и ул. Якубовича поставили горку высотой под два метра в виде носа Кваренги, приурочив появившийся арт-объект к 200-летию со дня смерти архитектора.
  • В Пушкинском музее можно найти портрет знаменитого смешного носа Кваренги работы художника Орловского.
  • Институт Склифосовского, здание Старого Гостиного двора сохранились и по сей день.
  • Младшую дочь архитектора звали так же, как и императрицу, - Екатерина.
  • В Санкт-Петербурге есть переулок, названный в его честь.
Статьи по теме