Кто автор произведения уроки французского. Распутин, анализ произведения уроки французского. Нравственное значение произведения

В.Г. Распутин. «Уроки французского».

Душевная тонкость учительницы. Её роль в жизни мальчика

Цель урока: анализируя текст, показать учащимся душевность и чуткость учительницы; раскрыть нравственные законы, по которым живут герои В.Г.Распутина; выявить авторскую позицию и точки зрения учащихся на проблемы, поднятые автором в произведении; формировать умение анализировать художественное произведение, развивать коммуникативные навыки и умения учащихся, продолжить работу по развитию речи школьников; воспитывать чувство уважения к старшему поколению, нравственные качества в учениках.

Оборудование: портрет писателя в исполнении И.Глазунова, интерактивное оборудование, презентация, видеофрагменты из фильма «Уроки французского» (режиссёр Е.Ташков), записи песен, раздаточный материал (мини-словари с толкованием слов «прототип», «доброта», «совесть», «нравственность», «гуманизм», «урок»; образец синквейна).

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Л.Н. Толстой

Ход урока

I.Организационный момент.

Здравствуйте те, кто каждое утро идёт в школу с радостью, потому что считает, что здесь их ждут открытия, верные друзья и мудрые наставники – учителя!

Здравствуйте и те, кто идет в школу не с очень большим желанием, потому что думает, что учителя к ним излишне строги.

Я думаю, что к концу нашего сегодняшнего урока первых из вас будет значительно больше.

И поможет нам в этом мудрый писатель, наш современник Валентин Григорьевич Распутин и его рассказ «Уроки французского».

II.Объявление темы и цели урока.

(Слайд № 1: четыре ключевых термина «ПРОТОТИП», «УЧИТЕЛЬ», «ПОСТУПОК», «ДОБРОТА»).

1. Вопрос к учащимся.

  • Скажите, пожалуйста, по предложенным ключевым словам вы можете определить, о чем же сегодня пойдет речь на уроке?

(Учащиеся пытаются сформулировать тему урока по предложенным ключевым словам).

2. Запись в тетради даты и темы урока.

(Слайд № 2: тема урока; слайд № 3: портрет В.Г. Распутина и эпиграф к уроку).

Музыкальное сопровождение слов учителя – песня «Учительский вальс».

3. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои Распутина в повести "Уроки французского", выявить авторскую позицию и ваши точки зрения, продолжим учиться анализировать художественное произведение и работать над культурой речи.

Творчество В.Распутина неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, авторские размышления о жизни, о человеке, о природе, которые помогают нам обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты. Эпиграфом к нашему уроку мы возьмем высказывание Л.Н.Толстого "Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях", который выражает суть урока.

III.Работа над темой урока.

1. Вопрос к учащимся.

  • Каким, по вашему мнению, должен быть настоящий учитель?

(Проверка домашнего задания. Сочинение-миниатюра: «Каким должен быть настоящий учитель»).

2. Слово учителя.

К этому вопросу мы обязательно еще вернемся в конце нашего урока, предварительно проанализировав образ учительницы в произведении В.Г. Распутина « Уроки французского». Возможно, что-то изменится в ваших суждениях.

Сегодня мы разделены на 4 группы, каждая из которых получила свои задания на карточках. И внутри группы вы уже самостоятельно решали, кто и какие вопросы готовил.

(Учитель представляет группы и кратко комментирует задания, предложенные им заранее).

1 группа «Теоретики» : прототип образа учительницы и словарная работа (значения слов «прототип», «доброта», «совесть», «поступок», «нравственность», «урок» должны были выписать и предоставить раздаточный материал всему классу).

2 группа «Исследователи» : работали над образом учительницы в произведении по следующим эпизодам:

Портрет учительницы;

Занятия с Лидией Михайловной (инсценировка эпизода);

Посылка (демонстрация видеофрагмента из фильма «Уроки французского»);

Игра на деньги.

3 группа «Моралисты» : пытались решить нравственные вопросы, затронутые автором в произведении. (Вопросы предоставлены учителем заранее).

4 группа «Художники» : создавали слайд-шоу о своих школьных годах и должны были продолжить предложение: «С моей точки зрения, урок – это…» (используя разные значения этого слова)

Рассказ В.Г. Распутина автобиографический. Он посвятил его своей учительнице. Прежде, чем мы послушаем сообщение учеников первой группы об истории создания рассказа, я бы хотела выяснить у вас, что представляет собой понятие «прототип».

(Ответы учащихся с использованием словариков, созданных группой № 1).

3. Сообщение учащегося группы № 1 «ПРОТОТИП Лидии Михайловны».

(Слайд № 4: фото Молоковой Л.М. Музыкальное сопровождение песней «Некогда стареть учителям»).

См. Приложение к уроку № 1.

4. Вопросы к учащимся группы № 2:

  • Опишите внешность учительницы в произведении?

(Учащиеся читают описание учительницы).

(Слайд № 5: портрет учительницы – кадр из фильма «Уроки французского»)

  • Какие чувства вызывает у вас описание портрета Лидии Михайловны?
  • Какие чувства вызывала Лидия Михайловна у героя?
  • Что тяготит героя, мучительно ожидавшего после драки разговора с Лидией Михайловной?

(Учащиеся должны отметить, что портрет учительницы дан через восприятие главного героя: «Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание…» «Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет 25 или около того; я хорошо помню её правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами…» Ключевыми будут слова и словосочетания: «косящие внимательные глаза», «красивая», «внимательно осматривала класс», которые говорят о неравнодушном отношении учительницы к своему делу. Держалась Лидия Михайловна спокойно, уверенно, это говорит о том, что она чувствовала, что профессия учителя – это её призвание. Говорила она немного, правильно, задавала вопросы, так как всегда пыталась разобраться в ситуации. Учительница показана необычной, умной. Её образ немного возвышен автором).

5.Слово учителя.

В деревне была только начальная школа, и герой отправился в райцентр, чтобы получить дальнейшее образование, тяжело было переносить голод, страшной была тоска по дому, мальчик начинает играть на деньги, потренировавшись, он понимает, что сможет выигрывать деньги и тратить их на молоко.

Лидия Михайловна пытается шуткой выяснить причины случившегося, понимает, что мальчик ее обманывает и решает после уроков выяснить причины случившегося.

Как она это делает, давайте посмотрим!

(Слайд № 6: Кадр из фильма «Уроки французского»)

6. Инсценировка эпизода из произведения «Разговор Лидии Михайловны с главным героем после драки»

(Инсценировка эпизода в исполнении учащихся группы № 2).

7. Вопросы учащимся группы № 2.

  • Почему Лидия Михайловна начинает заниматься с мальчиком? Только ли из-за его неудач во французском языке?
  • Как пытается Лидия Михайловна помочь главному герою?

(Вначале герой настороженно относился к учительнице, так как не предполагал, что между учителем и учеником могут быть доверительные отношения. Затем он понял, что Лидия Михайловна хочет ему помочь. Учительница выделяла героя среди других учеников за его способности, за склонность и интерес к учёбе, она видела самодостаточность мальчика и чувство собственного достоинства, которое рано в нём развилось. «Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чём ничего не соображают…, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя». Она искала разные способы, как выручить мальчика, не уязвив его чувство собственного достоинства).

8. Демонстрация видеофрагмента «Посылка».

(Кадры из фильма «Уроки французского»)

9. Вопросы учащимся.

  • Почему затея с посылкой учительнице не удалась?
  • Почему герой отказывается от посылки? Как вы считаете, правильно ли он поступает?
  • Раскройте позицию учительницы, не подписавшей посылку для своего ученика, и позицию героя, отказавшегося от полученного им подарка.
  • Удалось ли учительнице найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости?

(Слайд № 8. Игра главного героя и учительницы).

  • Зачем Лидия Михайловна начинает играть с мальчиком на деньги?
  • Как постепенно меняется характер их отношений? Кого находит главный герой в лице Лидии Михайловны?

(Учительница предложила игру на деньги из сострадания к мальчику, а во время прихода директора вела себя строго, не теряя чувства собственного достоинства. Это роднит её с главным героем рассказа).

  • Чем заканчивается игра?
  • Как ведет себя учительница во время прихода директора?
  • Как вы понимаете слова автора: «Почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, - нет. А за то, что сталось с нами после»?
  • О каком чувстве говорит писатель? (Ответы учащихся группы № 3).
  • что же такое «СОВЕСТЬ»?
  • каковы значения слов «ПОСТУПОК» и «ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ» (Ответы учащихся группы № 1)
  • В чем гуманистическое значение поступка Лидии Михайловны? (Ответы учащихся группы № 3).
  • Как вы можете объяснить слова писателя: «Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя»? (Ответы учащихся группы № 3).
  • Как вы думаете, какие уроки получил герой? Только ли уроки французского? (Ответы учащихся группы № 4).

10. Слово учителя.

Наша группа № 4 пыталась найти все значения понятия «УРОК» и воплотить их в предложение: «С моей точки зрения, урок – это …» Давайте, послушаем, что же у них получилось.

11. Чтение учащимися полученных предложений.

(Примерные ответы:

  • учебные часы в расписании;
  • ростки доброты в человеке;
  • опыт общения с учителем;
  • выводы, жизненные наблюдения;
  • изменения, духовный рост человека;
  • итоги событий, раздумий, переживаний, поступков).

12. Слово учителя.

Приходим к мысли, что для писателя важен духовный опыт человека, который приобретается в течение всей жизни.

  • Каково же толкование этого слова «УРОК» в словаре? (Ответы учащихся группы № 1).

Мальчик получил уроки добра и мужества, не только дополнительно занимался французским, а еще получил жизненные уроки: научился прощать обиды, приобрел опыт переживания одиночества. Он понял, что истинное добро не требует награды, оно бескорыстно, добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку и возвращаться к тому, от кого исходило. Он получил урок бескорыстной доброты, заботы и мужества. Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества. Он узнал, что на свете есть доброта, отзывчивость и любовь. Это и есть духовные ценности. Уроки французского оказываются уроками доброты.

  • Что же значит понятие «ДОБРОТА» в словаре? (Ответы учащихся группы № 1)

Я предлагаю выразить вам свои мысли о доброте в написании синквейна.

Итак, «ДОБРОТА» …

13. Составление учащимися синквейнов к понятию «ДОБРОТА».

(Музыкальное сопровождение работы учащихся – Песня о доброте).

(Слайд № 9. Образец синквейна).

(Использование раздаточного материала – образец синквейна – см. Приложение к уроку № 2).

14. Презентация синквейнов учащихся.

15. Слово учителя.

  • Каким же, по вашему мнению, должен быть настоящий учитель? (Ответы учащихся)

(Слайд № 10: с последним кадром из фильма – посылка с яблоками и макаронами; сопровождается словами В. Сухомлинского)

«Доброта, готовность защищать слабого и беззащитного – это прежде всего мужество, бесстрашие души» (В.Сухомлинский)

Настоящий учитель – это тот, кто помогает стать своим ученикам людьми, просто людьми. Настоящий учитель – это такой, которого помнят всю жизнь. Истинное добро не требует награды, не ищет прямой отдачи, оно бескорыстно. Добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку и возвращаться к тому, от кого оно исходило.

Окончание рассказа говорит о том, что даже после расставания связь между людьми не нарушается, доброта не исчезает:

16. Чтение заранее подготовленным учащимся группы № 4 отрывка наизусть из произведения.

(Музыкальное сопровождение – песня «Прощальный вальс»).

(«Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я открыл ее, достав опять топор из-под лестницы,- аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обертке я нашел три красных яблока. Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они.»)

17. Показ учащимися группы № 4 слайд-шоу о своей школьной жизни и чтение наизусть стихотворений об учителях.

(Слайд-шоу из фотографий о школьной жизни 6 – А класса, музыкальное сопровождение песнями о школе).

См. Приложение к уроку № 3 (Стихотворения об учителях).

  1. Итоги урока.

Вопросы учащимся.

  • Что заставило В.Распутина написать этот рассказ?
  • Что своим примером показала учительница?
  • Что такое духовная память, духовный опыт человечества?
  • Передаёт ли писатель свой духовный опыт читателям? Какой?

(Оценивание учащихся).

  1. Домашнее задание.

Подготовить сочинение-миниатюру «Учитель в моей жизни».

Приложение к уроку № 1

Прототип Лидии Михайловны

Героиня знаменитого рассказа Валентина Распутина «Уроки французского» живёт в Нижнем Новгороде, зовут ее Лидия Михайловна Молокова.

Случайно школьница Лидия Данилова оказалась во время войны в Сибири вместе с родителями. Случайно поступила на отделение французского в Иркутский педагогический институт. Собиралась-то она в университет на исторический, но её смутили... стены будущей альма-матер: высокие, мрачные своды бывшего здания духовной семинарии как будто давили на молодую девушку. Абитуриентка забрала документы и ушла в педагогический. Там оставались места только во французской группе...

Случайно оказалась она и в районной школе, в глухом поселке Усть-Уда. Это было самое худшее место, куда можно было попасть по распределению. И почему-то оно досталось студентке с отличным дипломом. «За дерзость», - объясняет сама героиня.

В подшефном восьмом классе молоденькая учительница поначалу не произвела серьезного впечатления. Ребята попались озорные

Валя Распутин учился в параллельном классе. Там собрались ученики посерьезней. Классная руководительница, учительница математики Вера Андреевна Кириленко, судя по всему, спуску им не давала. «На самом деле Распутин, в первую очередь, писал свою учительницу с Веры Андреевны, - считает Лидия Михайловна. - «Красивая, немножко косили глаза», - это всё про неё. Сдержанная, опрятная, с хорошим вкусом. Говорили, что она из бывших фронтовичек». Но почему-то Вера Андреевна исчезла из всех биографий писателя.

Отработав положенные три года, Вера Андреевна уехала из Усть-Уды на Кубань. А Лидии Михайловне пришлось взвалить на свои плечи классное руководство в объединённом девятом классе. Потом Лидия Михайловна вышла замуж, жила в Иркутске, растила двух дочерей. Вскоре у нее умер муж, и она перебралась в Саранск, поближе к маме. В Саранском государственном университете Лидия Молокова отработала сорок лет. Были еще командировки за границу: сначала она работала преподавателем русского в Камбодже, потом преподавала язык в военной школе в Алжире. А потом была еще командировка во Францию, во время которой Лидия Михайловна и узнала, что стала книжной героиней.

А посвящено произведение другой учительнице, отдавшей детям всю свою жизнь, матери драматурга Александра Вампилова Анастасии Прокопьевне Копыловой.

Приложение к уроку № 2

Образец синквейна

Первая строка

Одно имя существительное

Дружба

Вторая строка

Два имени прилагательных

Искренняя, душевная.

Третья строка

Два глагола или описания действия

Помогать, понимать.

Четвертая строка

Фраза, показывающая личное отношение к теме

Настоящих друзей немного.

Пятая строка

Синоним к существительному из первой строки

Взаимопонимание

Приложение к уроку № 3

Стихотворения об учителях

№ 1. Ты помнишь, было вокруг
Море цветов и звуков.

Из теплых маминых рук
Учитель взял твою руку.
Он ввел тебя в первый класс
Торжественно и почтительно.
Твоя рука и сейчас
В руке твоего учителя.
Желтеют страницы книг,
Меняют названия реки,
Но ты его ученик:
Тогда, сейчас и навеки! (К.Ибряев)

№ 2. Учитель, дни жизни своей, как один,

Ты школьной семье посвящаешь.

Ты всех, кто учиться к тебе приходил,

Своими детьми называешь.

Любимый учитель, родной человек.

Будь самым счастливым на свете,

Хоть трудно порой достаются тебе

Твои непослушные дети.

Ты дружбой и знаньями нас наградил.

Прими благодарности наши!

Мы помним, как в люди ты нас выводил

Из робких, смешных первоклашек.

Но дети взрослеют, от школьной скамьи

Дорогами жизни шагают

И в памяти носят уроки твои,

А в сердце тебя сохраняют. (М. Садовский)

№ 3. Их много -

Курносых, несхожих,

Влетающих в школу гурьбой.

И с ними непросто. И все же

Душе его дорог - любой.

Он вел их

По лесенке знаний,

Страной научил дорожить,

И видеть сквозь даль расстояний,

И с умницей-книгой дружить…

Пусть кто-то строителем станет,

А кто-то хозяином рек,

Но верится сердцу:

поставит

Пятерку им завтрашний век.

И, взрослыми став, через годы

Ребята добром помянут

И строгость его, и заботы, -

Нелегкий учительский труд. (Б. Гайкович)

№ 4. В классе

Скомкали фартук холодные ручки,

Вся побледнела, дрожит баловница.

Бабушка будет печальна: у внучки

Вдруг - единица!

Смотрит учитель, как будто не веря

Этим слезам в опустившемся взоре.

Валентин Григорьевич Распутин Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Л.Н. Толстой

ПРОТОТИП Лидия Михайловна Молокова

ЛИДИЯ МИХАЙЛОВНА Образ учительницы В.Г. Распутин «Уроки французского»

УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО

ИГРА Иллюстрация к рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»

Создание синквейна Первая строка Одно имя существительное Дружба Вторая строка Два имени прилагательных Искренняя, душевная. Третья строка Два глагола или описания действия Помогать, понимать. Четвертая строка Фраза, показывающая личное отношение к теме Настоящих друзей немного. Пятая строка Синоним к существительному из первой строки Взаимо-понимание

Доброта, готовность защищать слабого и беззащитного – это прежде всего мужество и бесстрашие души. В.Сухомлинский


Распутин Валентин

Уроки французского

Валентин Распутин

УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО

{Анастасии Прокопъевне Копыловой}

Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то, что сталось с нами после.

Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр. За неделю раньше туда съездила мать, уговорилась со своей знакомой, что я буду квартировать у нее, а в последний день августа дядя Ваня, шофер единственной в колхозе полуторки, выгрузил меня на улице Подкаменной, где мне предстояло жить, помог занести в дом узел с постелью, ободряюще похлопал на прощанье по плечу и укатил. Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь.

Голод в тот год еще не отпустил, а нас у матери было трое, я самый старший. Весной, когда пришлось особенно туго, я глотал сам и заставлял глотать сестренку глазки проросшей картошки и зерна овса и ржи, чтобы развести посадки в животе, - тогда не придется все время думать о еде. Все лето мы старательно поливали свои семена чистой ангарской водичкой, но урожая почему-то не дождались или он был настолько мал, что мы его не почувствовали. Впрочем, я думаю, что затея эта не совсем бесполезная и человеку когда-нибудь еще пригодится, а мы по неопытности что-то там делали неверно.

Трудно сказать, как решилась мать отпустить меня в район (райцентр у нас называли районом). Жили мы без отца, жили совсем плохо, и она, видно, рассудила, что хуже уже не будет - некуда. Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея: писал за старух и читал письма, перебрал все книжки, которые оказались в нашей неказистой библиотеке, и по вечерам рассказывал из них ребятам всякие истории, больше того добавляя от себя. Но особенно в меня верили, когда дело касалось облигаций. Их за войну у людей скопилось много, таблицы выигрышей приходили часто, и тогда облигации несли ко мне. Считалось, что у меня счастливый глаз. Выигрыши и правда случались, чаще всего мелкие, но колхозник в те годы рад был любой копейке, а тут из моих рук сваливалась и совсем нечаянная удача. Радость от нее невольно перепадала и мне. Меня выделяли из деревенской ребятни, даже подкармливали; однажды дядя Илья, в общем-то скупой, прижимистый старик, выиграв четыреста рублей, сгоряча нагреб мне ведро картошки - под весну это было немалое богатство.

И все потому же, что я разбирался в номерах облигаций, матери говорили:

Башковитый у тебя парень растет. Ты это... давай учи его. Грамота зря не пропадет.

И мать, наперекор всем несчастьям, собрала меня, хотя до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первый. Да я и не понимал, как следует, что мне предстоит, какие испытания ждут меня, голубчика, на новом месте.

Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? - затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда еще не умел. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок, поэтому по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки.

С французским у меня не ладилось из-за произношения. Я легко запоминал слова и обороты, быстро переводил, прекрасно справлялся с трудностями правописания, но произношение с головой выдавало все мое ангарское происхождение вплоть до последнего колена, где никто сроду не выговаривал иностранных слов, если вообще подозревал об их существовании. Я шпарил по-французски на манер наших деревенских скороговорок, половину звуков за ненадобностью проглатывая, а вторую половину выпаливая короткими лающими очередями. Лидия Михайловна, учительница французского, слушая меня, бессильно морщилась и закрывала глаза. Ничего подобного опа, конечно, не слыхивала. Снова и снова она показывала, как произносятся носовые, сочетания гласных, просила повторить - я терялся, язык у меня во рту деревенел и не двигался. Все было впустую. Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы. Там я невольно отвлекался, все время вынужден был что-то делать, там меня тормошили ребята, вместе с ними - хочешь не хочешь приходилось двигаться, играть, а на уроках - paботать. Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска - тоска по дому, по деревне. Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей. Так мне было плохо, так горько и постыло! - хуже всякой болезни. Хотелось только одного, мечталось об одном - домой и домой. Я сильно похудел; мать, приехавшая в конце сентября, испугалась за меня. При ней я крепился, не жаловался и не плакал, но, когда она стала уезжать, не выдержал и с ревом погнался за машиной. Мать махала мне рукой из кузова, чтобы я отстал, не позорил себя и ее, я ничего не понимал. Тогда она решилась и остановила машину.

Собирайся, - потребовала она, когда я подошел. Хватит, отучился, поедем домой.

Я опомнился и убежал.

Но похудел я не только из-за тоски по дому. К тому же еще я постоянно недоедал. Осенью, пока дядя Ваня возил на своей полуторке хлеб в Заготзерно, стоявшее неподалеку от райцентра, еду мне присылали довольно часто, примерно раз в неделю. Но вся беда в том, что мне ее не хватало. Ничего там не было, кроме хлеба и картошки, изредка мать набивала в баночку творогу, который у кого-то под что-то брала: корову она не держала. Привезут кажется много, хватишься через два дня - пусто. Я очень скоро стал замечать, что добрая половина моего хлеба куда-то самым таинственным образом исчезает. Проверил - так и есть: был нету. То же самое творилось с картошкой. Кто потаскивал - тетя Надя ли, крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками, кто-то из ее старших девчонок или младший, Федька, - я не знал, я боялся даже думать об этом, не то что следить. Обидно было только, что мать ради меня отрывает последнее от своих, от сестренки с братишкой, а оно все равно идет мимо. Но я заставил себя смириться и с этим. Легче матери не станет, если она услышит правду.

Голод здесь совсем не походил на голод в деревне. Там всегда, и особенно осенью, можно было что-то перехватить, сорвать, выкопать, поднять, в Ангаре ходила рыба, в лесу летала птица. Тут для меня все вокруг было пусто: чужие люди, чужие огороды, чужая земля. Небольшую речушку на десять рядов процеживали бреднями. Я как-то в воскресенье просидел с удочкой весь деы и поймал трех маленьких, с чайную ложку, пескариков - от такой рыбалки тоже не раздобреешь. Больше не ходил - что зря время переводить! По вечерам околачивался у чайной, на базаре, запоминая, что почем продают, давился слюной и шел ни с чем обратно. На плите у тети Нади стоял горячий чайник; пошвыркав гольного кипяточку и согрев желудок, ложился спать. Утром опять в школу. Так и дотягивал до того счастливого часа, когда к воротам подъезжала полуторка и в дверъ стучал дядя Ваня. Наголодавшись и зная, что харч мой все равно долго не продержится, как бы я его ни экономил, я наедался до отвала, до рези и животе, а затем, через день или два, снова подсаживал зубы на полку.

Валентин Распутин - советский и русский писатель, чьё творчество относят к жанру так называемой «деревенской прозы». Во время прочтения произведений этого автора складывается впечатление, что то, о чем в них говорится, происходит с вашими хорошими знакомыми, настолько выпукло и живо описаны их герои. За кажущейся простотой изложения скрывается глубокое погружение в характеры людей, вынужденных действовать в непростых житейских обстоятельствах.

Рассказ «Уроки французского», краткое содержание которого будет изложено в этой статье, во многом автобиографичен. В нем описывается непростой период в жизни писателя, когда после окончания начальной школы он был отправлен в город учиться в средней школе. Будущему писателю, как и герою рассказа, пришлось жить у чужих людей в голодные послевоенные годы. Как он себя при этом чувствовал и что испытывал, можно узнать, прочитав это небольшое, но яркое произведение.

Краткое содержание «Уроки французского». Игра в «чику»

Рассказ ведется от лица деревенского мальчика, отправленного в город для продолжения учебы в средней школе. Шел голодный 1948 год, у хозяев квартиры тоже были дети, которых нужно было кормить, поэтому герою рассказа приходилось самому заботиться о своем пропитании. Мама иногда присылала из деревни передачи с картошкой и хлебом, которые быстро заканчивались, и мальчик почти постоянно голодал.

Однажды он попал на пустырь, где дети играли на деньги в «чику», и присоединился к ним. Вскоре он приноровился к игре и стал выигрывать. Но каждый раз уходил после того, как набирал рубль, на который покупал себе на рынке кружку молока. Молоко было необходимо ему как лекарство от малокровия. Но так продолжалось недолго. Ребята дважды избили его, после чего он прекратил игру.

Краткое содержание «Уроки французского». Лидия Михайловна

Герой рассказа учился хорошо по всем предметам, кроме французского языка, в котором ему никак не давалось произношение. Учительница французского, Лидия Михайловна, отмечала его старание, но сокрушалась по поводу явных недостатков в устной речи. Она узнала, что её ученик играл на деньги, чтобы покупать молоко, что был избит товарищами, и преисполнилась сочувствием к способному, но бедному мальчику. Учительница предложила заниматься дополнительно французским языком у неё дома, рассчитывая под этим предлогом подкармливать бедолагу.

Краткое содержание «Уроки французского». «Замеряшки»

Однако она еще не знала, с каким крепким орешком довелось ей столкнуться. Все её попытки усадить его за стол были безуспешны - диковатый и гордый мальчик наотрез отказывался «столоваться» у своей учительницы. Тогда она прислала на адрес школы посылку с макаронами, сахаром и гематогеном, вроде бы от мамы из деревни. Но герой рассказа прекрасно знал, что в сельпо таких продуктов купить невозможно, и вернул подарок отправительнице.

Тогда Лидия Михайловна пошла на крайние меры - предложила мальчику сыграть с ней в игру на деньги, знакомую ей с детства - «замеряшки». Он не сразу, но согласился, посчитав это «честным заработком». С этого дня каждый раз после уроков французского (в котором он стал делать большие успехи) учительница и ученик играли в «замеряшки». У мальчика снова появились деньги на молоко, и жизнь его стала гораздо сытнее.

Краткое содержание «Уроки французского». Конец всему

Конечно, вечно так продолжаться не могло. Однажды директор школы застал Лидию Михайловну за игрой с учеником на деньги. Разумеется, это посчиталось проступком, не совместимым с дальнейшей её работой в школе. Учительница уехала через три дня на родину, на Кубань. А через какое-то время, в один из зимних дней, на имя мальчика в школу пришла посылка с макаронами и яблоками.

Рассказ «Уроки французского» (краткое содержание которого стало темой этой статьи) вдохновил режиссера Евгения Ташкова на съемки одноименного фильма, который был показан впервые в 1978 году. Он сразу полюбился зрителю и до сих пор выпускается на дисках.

Мальчик пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал: у них в деревне была только начальная школа, поэтому его отправили учиться дальше в райцентр.

Голод в тот год еще не отступил, а их у матери было трое.

Трудно сказать, как решилась мать отпустить сына в район: жили они без отца, очень плохо, она, видно, рассудила, что хуже не будет — некуда. Учился мальчик хорошо и с удовольствием, писал за старух письма, и все считали его «башковитым». И мать, наперекор всем несчастьям, собрала его.

Учился мальчик и в райцентре хорошо. По всем предметам, кроме французского, были пятерки. С французским у него не ладилось из-за произношения. Лидия Михайловна, учительница французского, слушая его, бессильно морщилась и закрывала глаза.

В райцентре мальчик сильно похудел из-за тоски по дому и потому, что он постоянно недоедал. Осенью, когда из их деревни возили зерно, мать присылала еду довольно часто. Но ее не хватало.

Голод в городе совсем не походил на голод в деревне. Там всегда, особенно осенью, можно было что-то перехватить, сорвать, выкопать. Здесь же были чужие люди, чужие огороды, чужая земля.

Однажды в сентябре приятель мальчика спросил у него, умеет ли он играть в «чику», и позвал посмотреть. Игра происходила на окраине города. Мальчик понаблюдал и понял, в чем состоит суть игры. Главное — игра шла на деньги, и он понял, что это будет спасением для него.

Денег, конечно, у матери не было. Но очень редко она присылала в конверте 5 рублей. Предполагалось, что сын должен покупать на них молоко — от малокровия. И вот, когда у него снова появились деньги, он решил попробовать играть. Сначала мальчик проигрывал, но с каждым разом он чувствовал, что его рука становится увереннее. И вот наступил день, когда он выиграл свой первый рубль. Больше ему было не надо — этого хватало на пол-литровую банку молока. Голод уже не был так страшен.

Но у мальчика не хватало хитрости скрыть свое умение, и вскоре, когда после очередного выигранного рубля он собирался уходить, его остановили и избили.

На следующий день с разбитым лицом он пришел в школу. Лидия Михайловна, которая была их классным руководителем, поинтересовалась, в чем дело. И кто-то с задних парт, крикнув, раскрыл его тайну.

Мальчик ждал наказания, но учительница спокойно восприняла эту новость. Она только стала расспрашивать, сколько он выигрывает и на что тратит деньги.

— На молоко, — ответил он.

Она сидела перед ним, умная, молодая, красивая, и внимательно рассматривала его.

Перед ней крючился на парте тощий мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий.

Вздохнув, Лидия Михайловна перевела разговор на другое. Она пожалела, что у него только по французскому не пятерка, и предложила заниматься с ним дополнительно.

Так начались для него мучительные и неловкие дни. Каждый вечер после занятий Лидия Михайловна пыталась усадить его ужинать, но ученик упорно отказывался.

Однажды в школе ему сказали, что внизу, в раздевалке, для него лежит посылка. Мальчик обрадовался: конечно же, это кто-то привез от матери. Взяв фанерный ящик и тут же открыв, он с удивлением обнаружил там макароны и гематоген. И он все понял! У них в деревне никогда таких продуктов не было. Это учительница решила подкормить его таким образом. Взяв посылку, мальчик отнес и отдал ее Лидии Михайловне.

Уроки французского на этом не прекратились. Лидия Михайловна взялась за мальчика по-настоящему. И вскоре это дало результаты: произносить фразы по-французски стало гораздо легче.

Однажды учительница спросила, по-прежнему ли он играет на деньги.

— Нет, — ответил мальчик. — Ведь сейчас зима.

Лидия Михайловна стала вспоминать свое детство и их игры. Оказывается, они тоже играли на деньги. Как-то Лидия Михайловна попыталась вспомнить эту полузабытую игру, и вскоре, ползая.по полу и крича друг на друга, они азартно сражались в «пристенок».

Теперь французским они занимались мало, все время проводя в игре. Выигрывали поочередно, но мальчик — больше и чаще.

Знать бы, чем это кончится.

Стоя друг против друга, они заспорили о счете. Они кричали, перебивая друг друга, когда до них донесся удивленный, если не сказать, пораженный, но твердый, звенящий голос:

— Лидия Михайловна, что здесь происходит?

В дверях стоял директор школы.

Через три дня Лидия Михайловна уехала. Накануне она встретила мальчика после школы.

— Поеду к себе на Кубань, — сказала она, прощаясь. — А ты учись спокойно... Тут виновата я. Учись, — она потрепала меня по голове и ушла.

И больше он никогда ее не видел.

Среди зимы, уже после январских каникул, ему пришла по почте посылка. Там были макароны и три красных яблока.

Одно из лучших произведений В. Распутина - книга «Уроки французского», краткое содержание которой предлагается в статье. Она посвящена А.П. Копыловой - учительнице писателя, впервые заставившей задуматься подростка о том, что такое доброта, человечность, готовность пожертвовать собой ради благополучия другого.

Начало самостоятельной жизни

Повествование ведется от первого лица и представляет собой воспоминания взрослого человека о наиболее значительных днях своего трудного детства.

Действие происходит в 1948 году в сибирской деревне. Главный герой - восьмилетний мальчик, являвшийся в семье старшим из трех детей. Матери приходилось воспитывать их одной, но, видя прекрасные способности сына к учебе, она решается отдать его в 5-й класс районной школы. Это было в пятидесяти километрах от дома, и потому мальчик, никогда прежде не расстававшийся с родными, чувствовал себя там очень одиноко. Жил он у знакомой матери, тоже без мужа воспитывавшей детей.

Учеба давалась легко, проблемы вызывал только урок французского. Распутин (краткое содержание передает лишь основные моменты рассказа) отмечал, что его деревенский выговор всячески противился иностранным словам. И всякий раз учительница, Лидия Михайловна, начинала морщиться и закрывать глаза от безысходности.

Игра в чику

Еще одной проблемой был постоянный голод. Продуктов мать передавала мало, и те заканчивались очень быстро: то ли хозяйка помогала, то ли ее ребятишки. Потому герой стал сразу съедать все продукты, а потом несколько дней «подсаживал зубы на полку». Пару раз мать передавала деньги: немного, но по баночке молока пять дней покупал. Чаще ложился спать, выпив кипятка.

Краткое содержание произведения «Уроки французского» продолжается рассказом о том, как герой начал играть на деньги. Однажды Федька, хозяйкин сын, повел его за огороды. Там мальчишки играли в чику. Пока денег у мальчика не было, он внимательно наблюдал и вникал в правила. А когда деревенский шофер привез деньги от матери, решил вместо покупки молока попытать счастья в игре. Сначала он проигрывал, и потому по вечерам прибегал на поляну, доставал спрятанную шайбу и тренировался. Наконец герой впервые оказался в выигрыше. Теперь он каждый вечер имел деньги на молоко. Многого не хотел - выигрывал рубль и тут же убегал. Это стало причиной неприятной истории, которая вскоре произошла на поляне. Вот ее краткое содержание.

«Уроки французского» содержат рассказ о мальчишках, собиравшихся за огородами. Главным был Вадик - самый старший. Он руководил игрой и какое-то время не трогал мальчика. Но однажды остановил его, когда тот собрался уходить. Вадик, наступивший на монету, заявил, что она от удара не перевернулась, а значит, выигрыша нет. В результате герой попытался что-то доказать, и его избили.

Трудный разговор

Утром Лидия Михайловна, которая являлась еще и классным руководителем, сразу заметила синяки на лице мальчика. После занятий она оставила ученика для разговора. Приводим его краткое содержание.

«Уроки французского» подчеркивают контраст между героями. Лидия Михайловна была аккуратной, красивой, от нее всегда исходил приятный запах духов, отчего она казалась мальчику неземной. Он же ходил в перешитой отцовской одежде, старых чирках, каких в школе ни у кого больше не было. И вот теперь он отвечал на ее вопросы о том, куда тратит выигранные деньги. Автор подчеркивает, что новость о молоке стала для учительницы полной неожиданностью.

До директора это происшествие не дошло, чему герой был очень рад.

Мучительные занятия с Лидией Михайловной

Осенью дела у героя стали совсем плохи: шофер уже не приезжал, а привезенный им мешок картошки буквально испарился. Мальчику пришлось опять идти за огороды. Однако на четвертый день его вновь избили, и Лидия Михайловна, увидев на его лице синяки, пошла на хитрость. Она решила давать ему у себя на дому индивидуальный урок французского.

Распутин (краткое содержание не рассказывает в полной мере о том, как тяжело давались герою эти посещения учительницы) отмечает, что мальчик терялся от страха и всякий раз не мог дождаться окончания занятия. А Лидия Михайловна сначала пыталась пригласить его к столу, а когда поняла, что это бесполезно, отправила посылку. Открыв коробку, мальчик обрадовался, однако тут же спохватился: откуда у матери макароны? Их сроду в деревне не было. А еще гематоген! Он сразу же все понял и отправился с посылкой к учительнице. Та искренне удивилась, что можно питаться только картошкой, горохом, редькой… Такой была первая попытка помочь способному, но голодающему ученику. Мы описали ее краткое содержание. Уроки французского у Лидии Михайловны продолжились, но теперь это были уже настоящие занятия.

Игра в «замеряшки»

Через пару недель после истории с посылкой учительница завела разговор о чике, как будто бы для того, чтобы сравнить ее с «замеряшками». На самом деле это был единственный способ помочь мальчику. Сначала она просто рассказала ему о том, как девчонкой любила играть в «пристенок». Потом показала, в чем суть игры, наконец, предложила попробовать свои силы «понарошку». А когда правила были освоены, отметила, что играть просто так неинтересно: деньги добавляют азарта. Так продолжается краткое содержание рассказа.

Урок французского теперь проходил быстро, а потом они начинали играть в «пристенок», или «замеряшки». Главное, мальчик мог каждый день покупать молоко на «честно заработанные».

Но однажды Лидия Михайловна стала «махлевать». Это случилось после того, как герой понял, что она ему подыгрывает. В результате возникла словесная перепалка, последствия которой оказались трагичными.

Разговор с директором: краткое содержание

«Уроки французского» заканчиваются не очень весело для героев. Они так увлеклись спором, что не заметили, как в комнату - она находилась при школе - вошел директор. Ошеломленный увиденным (классный руководитель играет со своим учеником на деньги), он назвал происходящее преступлением и даже не попытался разобраться в ситуации. Лидия Михайловна попрощалась и уехала спустя три дня. Больше они никогда не виделись.

Среди зимы в школу пришла посылка на имя мальчика, в которой лежали макароны и три яблока с Кубани.

Таково краткое содержание рассказа, урок французского в котором стал, может быть, главным нравственным уроком в жизни героя.

Статьи по теме