Открытое логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада для детей с онр "путешествие в страну знаний". Конспект логопедического (интегрированного) занятия в подготовительной группе: «Помощь инопланетянам Открытое логопедическое занятие в п

Татьяна Петрова

Итоговое открытое логопедическое занятие в подготовительной логопедической группе

Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация», «Художественное творчество»

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, познавательно – исследовательская, продуктивная.

Цели:

Образовательная:

Формировать и расширять у детей семантическое поле «Школа»;

Развивающие:

Развивать у детей: фонематический слух, восприятие, координацию речи с движением,воображение;

Развивать сенсорные и кинестетические ощущения;

Развивать грамматический строй речи

Развитие внимания, быстроты реакции;

Формировать навыки звукового анализа и синтеза;

Воспитательная:

Воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Оборудование: музыкальное сопровождение, мультимедийные презентация, шкатулка, ключ, 5 монет, флешка, письма, емкости с крупой по количеству детей, буквы из магнитной азбуки, листья, мяч, болотные кочки с буквами, картинки для цепочки, букварь, портфель, карточки -ребусы с отгадками, ящик с песком, шапочки для сценки.

(дети проходят и встают полукругом)

Логопед : Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Логопед : Ребята, уже скоро станете настоящими школьниками и отправитесь путешествовать по бескрайним просторам знаний – страна Знаний ждет вас. Но для того, чтобы попасть туда, нужен ключ. Я хочу вручить КЛЮЧ от этой страны. (в шкатулке спрятана флешка, педагог открывает шкатулку, где должен лежать ключ)

Ой, что это, а где же ключ? Это флешка, что же на ней, давайте узнаем.

Видеообращение Кота Базилио и Лисы Алисы: «Дети, ключ у нас, мы его вам отдадим за пять золотых монет, мы их растеряли и не знаем, где они»

Ребята, хотите попасть в страну Знаний, тогда отправляемся на поиски монет. Давайте все дружно скажем наши волшебные слова:

Все вместе: Ждут нас трудности в пути,

Не боимся, их пройти.

Выполним заданья все

И окажемся в стране.

Где веселье, шутки, смех,

Ждёт нас там большой успех.

Ждут нас знания друзья,

Нам скучать никак нельзя.

Логопед : Я думаю, что за помощью надо обратиться к царице Знаний. Ребята, вы не знаете кто это? (Ответы детей: предположения).

Логопед : Сейчас давайте узнаем. Посмотрите на столе стоят емкости, в них я думаю, прячется отгадка.

Игра «Найди, определи и собери слово» (развитие сенсорных и кинестетических ощущений,для профилактики и коррекции дислексии и дисграфии.)- В емкостях насыпаны разные крупы, на дне буквы из магнитной азбуки КНИГА.

Слушайте задание: нужно по одному определить букву на ощупь, не вытаскивая из крупы, потом командой собрать слово.

Логопед : Что у вас получилось? КНИГА. Молодцы вы угадали, да, действительно в стране Знаний царствует Книга. Как вы думаете почему? (ответы детей)

Книга – это важный помощник в получении Знаний. А вы знаете, какие книги бывают?

Дети : Книга – новая, библиотечная, старинная, детская, красочная, интересная, сказочная, научная

Логопед : Молодцы! Много вы знаете слов. Давайте откроем царицу Знаний - книгу. (слайд, книга открывается)

Посмотрите, что здесь изображено? (на экране камень) ответы детей

Книга дает нам подсказку, надо идти по этим дорогам, чтобы найти монеты, но я думаю, что нас ждут еще и задания.

Отправляемся в путь.

Упражнение «Собери слово» - развитие фонематического слуха, совершенствование навыка слогового анализа и синтеза слов.

Логопед : Давайте узнаем, куда ведет первая дорога. Надо найти дорогу, вдоль которой нарисованы картинки, названия которых состоят из 3-х слогов и по первым звукам соберите слово

Дети определяют, что это первая дорога. Картинки – Помидор, автобус, ракета, конфета).

Какое слово у вас получилось?

Дети : ПАРК.

Логопед : Отправляемся в путь.

Упражнение «Какой лист?» - образование относительных прилагательных, уточнение пространственной ориентировки, развитие памяти, внимания.

Логопед . В парке растут разнообразные деревья. Назовите, какие?

Дети . Осины, ивы, дубы, клены, березы, рябины, липы, тополя, вязы.

Логопед . Что вам помогло догадаться? Какие листья вы видите в нашей коллекции?

Дети : Осиновый, березовый, дубовый… и т. д.

Упражнение «Сдуй листочек»- формирование воздушной струи

Логопед : Ребята, соберите листочки и давайте сдуем их с ладошки и представим себе, что мы идем в школу по осеннему парку, солнышко светит нам в лицо и последними теплыми лучами играет на наших щечках. (звучит музыка, дети «гуляют по парку»

Логопед : А как называется явление, когда падают листья?

Дети : Листопад.

Логопед : Это сложное слово, оно состоит из двух простых – лист и падает. Погода сегодня хорошая, давайте поиграем

Игра с мячом «Сложные слова» - активизация словаря, развитие внимания, быстрота реакции, логическое мышление

Логопед : Я называю сложные слова, а вы мне отвечаете, что они означают:

Водопад – вода падает.

Звездопад – звёзды падают.

Ледоход – лёд ходит по реке.

Пылесос – пыль сосёт.

Мясорубка – мясо рубит.

Назовите сложное слово:

Судно, для прохода сквозь льды? Ледокол

Кто ловит рыбу? – Рыболов

Кто разводит пчел? – Пчеловод

Кто разводит сады? (Садовод)

Соберите слово:

«Снег» и «ходит» (Снегоход)

Пешком» и «ходит» (Пешеход)

«Сам» и «летает» (Самолёт)

Логопед : Молодцы, все справились. Посмотрите, а вот и первая монетка. А когда появляется листопад?

Дети : Осенью

Логопед : Почему вы ждете осень?

Дети : Мы пойдем учиться.

Упражнение «Семейка» - развитие грамматического строя речи, подбирать слова – родственники к заданному слову

Логопед : Ребята, назовите слова-«родственники» к слову «УЧЕБА»


Дети . Ученик, учебник, учение, ученый, учитель, учиться, учительница, учение, учить, учреждение.

Логопед : Смотрите, а вот и вторая монетка. Пора отправляться дальше по второй

дороге. Какая дорога впереди?

Логопед . Чтобы узнать, что нас ждет на второй дороге, вам нужно составить слово из первых слогов названий картинок.

Дети выделяют первые слоги в словах Бочка,ЛОжка, ТОрт. Называют слово – БОЛОТО.

Логопед : Как же нам перебраться на другой берег? Посмотрите, на болоте есть

болотныекочки, но не на все можно наступать. Надо выбрать кочки, только

нужные, на которых есть определенные буквы, чтобы получилось у вас слово

(дети по одному проходят по кочкам и собирают слова: ОСЕНЬ, ШКОЛА, ПАРТА,

Логопед : У нас был очень трудный переход. Давайте отдохнем

А теперь пришел черед сыграть в игру «Наоборот»-развитие слухового внимания, чувство рифмы,подбор антонимов

Дети хором договаривают предложения.

Скажу я слово высоко, а ты ответишь (низко)

Скажу я слово далеко, а ты ответишь (близко)

Скажу я слово потолок, а ты ответишь (пол)

Скажу я слово потерял, ответишь ты (нашел)

Скажу тебе я слово трус, ответишь ты (храбрец)

Теперь начало я скажу, ответишь ты (конец).

Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой,

И в бутылке лимонада,

А зовут меня (прохлада).

Я антоним к слову смех,

Не от радости, утех,

Я бываю поневоле от несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Отгадали? Это (плач).

Логопед : Отдохнули, не хотите поиграть? Вам нужно – замените слово на другое.

Упражнение с мячом «Поменяй букву» - развитие фонематических процессов, слухового внимания, чувство рифмы.

Заменить Л – Р

Лак – рак

Ложь – рожь

Ложки – рожки

Юла – Юра

Жалкий – жаркий

Свалка – сварка

Голод – город

Малина - Марина

Солить – сорить

Лепка – репка

Лейка – рейка

Калина - Карина Заменить С – Ч

Доска – дочка

Каска – качка

Персик – перчик заменить С – Ш

Усы – уши

Басня – башня

Маска – Машка

Миска – мишка

Сутки – шутки

Стык – штык

Сайка – шайка

Плюс – плюш

Мыс – мышь

Логопед : Мы нашли третью монетку, осталась последняя дорога, куда же она нас

приведет,какие испытания нам выпадут. Надо собрать картинки и из последних

звуков определить дорогу (ЛЕС – стол, блюдце, ананас)

Логопед : - В лесу можно заблудиться, чтобы это не произошло, мы пойдем по

цепочке,которую нельзя прерывать. Надо найти своё место в цепочке: каждое

следующее слово цепочки начинается с того звука, которым заканчивается

предыдущее слово. (дети берут картинки и встают друг за другом)

Карандаш – шапка – ананас – сом – мост –

танк – кубики – иголка – арбуз – змея – яйцо -облако

Логопед : Ребята, мы добрались, посмотрите, что лежит на пеньке. Что это?

Дети : Наш букварь

Логопед : Что на нем написано. «Отгадайте слова во мне». Давайте составим маленькие слова из слова БУКВАРЬ (КУБ, БУК, ВАР, РАК, КВА, БУКВА, РУКА, РАБ, БАР)

Логопед: Посмотрите, букварь нам подарил четвертую монетку. А вы знаете, что и в лесу работает лесная школа. Давайте заглянем на весеннюю полянку, там собрались зверята и показывают друг другу, что им родители к школе приготовили.

Инсценировка «Хвастунишка» - развитие общих речевых навыков, интонационной выразительности речи


Зайчонок : Мне мама ранец купила.

Мышка : А мне краски разноцветные.

Белочка : А мне букварь с разноцветными картинками.

Ёжик : А мне альбом.

Ведущий : Все ребята хотят в школу.

Медвежонок : Эка невидаль, школа, я и без школы всё знаю!

Зайчонок : - И рисовать умеешь?

Мышка : - И писать умеешь?

Ёжик : - И буквы знаешь?

Медвежонок : - Я всё знаю, всё умею.

Белочка : - Тогда прочитай. Что здесь написано (подаёт букварь).

Ведущий : - Взял медвежонок букварь (звери улыбаются). А вы, ребята, догадались, почему звери рассмеялись?

(Мишка держал букварь вверх ногами)

Логопед : Надеюсь, что у нас нет такого хвастунишки Медвежонка.

Логопед : Чтобы попасть в страну Знаний нам надо собрать портфель. Соберем?

Любите ребусы? В них спрятано то, что необходимо вам для школы. Нужно отгадать ребус, найти отгадку и если это подходит для школы, то нужно положить в портфель.


Упражнение «Ребус» -развитие фонематического процесса, зрительного внимания, логического мышления, совершенствовать навык чтения, профилактика дисграфии (на одном столе ребусы, на другом отгадки, нужно соединить ребус с отгадкой)

Логопед: Мы нашли пятую монетку. Надо отдать их коту Базилио и лисе Алисе, пусть они вернут нам ключ от страны Знаний. Как вы думаете, как он выглядит? Давайте каждый нарисует волшебный ключ, какой он себе представляет.

Рисование песком– развитие мелкой моторики, воображения

Логопед : Какие сказочные ключи у вас получились. А кто помнит волшебные слова? КРЭКС, ФЕКС, ПЕКС (все дружно произносят слова, и появляются кот Базилио и лиса Алиса)

Логопед : Кот Базилио и лиса Алиса верните нам ключ от страны Знаний, мы отыскали вам ваши монетки. (отдают ключ)


Вот и ключ от страны Знаний. Я вручаю его вам, ребята, осенью вы отправитесь в эту страну, вам предстоят тяжелые испытания, но я знаю, вы их выдержите. В добрый путь!

Инсценировка песни «АБВГДейка»

Цель:

  • уточнить и расширить знания детей по теме «Весна» ; расширить и активизировать словарь детей по данной теме;

Коррекционно-образовательные задачи:

  • закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; подбирать прилагательные к сущ.
  • развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

Коррекционно-развиваюцие задачи:

совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление; Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

Оздоровительные задачи:

Развитие координации речи с движением, самомассаж, су-джоко терапия.

Оборудование: игрушка-солнышко, картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков весны, картинки к игре "Что перепутал художник?", мячи су-джок, рисунки цветов для раскрашивания, карандаши.

Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне, разучивание упражнения «Клен» .

Ход занятия.

I. Организационный момент: (на столе лежит игрушка «солнце» )

Логопед: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?

Дети: Солнышко.

Логопед: давайте поприветствуем солнышко и друг друга. А вот о чём мы будем говорить на занятии вы узнаете из стихотворения, которое я прочту.

(Логопед читает загадку)

Светает рано по утрам.
Проталины и тут и там.
Ручей шумит как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?

(Весна) .

(дети договаривают хором: весна) .

Догадались, о каком времени года мы будем говорить?

Дети: о весне

Логопед: Все рады весне, ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова... Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой... Давайте каждый из вас попросит что-нибудь у весны.

{Логопед передаёт игрушку-солнышко, определяя очерёдность ответов. Дети просят весну принести: хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники и т.д. Садятся на стульчики).

II. Основная часть.

Логопед: Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на доске 3 картинки времён года: весна, осень, зима) . Определите, на какой по счёту картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете? (Ответы детей. Например, на второй картинке изображена весна. Дети в зависимости от изображения на картинке называют признаки весны, логопед добивается полного ответа: Это весна, потому что тает снег,... с крыш капают сосульки,... прилетели птицы,... дети надели весеннюю одежду и т.д.) .

Логопед: Молодцы, вы правильно подобрали слова.

Логопед: На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.

1. (Проводится массаж лица) .

Светит яркое весеннее солнышко - поглаживание и ласкает нам лицо.
Дождик ещё холодный. - постукивание подушечками пальцев
По утрам ещё иногда пощипывает морозец. - пощипывание
А всё-таки солнышко светит сильнее. - снова поглаживание

2. Артикуляционная гимнастика «История веселого язычка»

Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую) . От его лучиков звонко закапала капель (цокать языком) . Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку» , - куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание) . «Д-д-д» , - стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание) . Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка) . Сел язычок на пенёк (грибок) и огляделся (часики) . На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз) . Язычок поспешил домой к маме.

3. Дидактическая игра «Хлопни в ладоши»

Логопед: Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите слово, относящееся к весне.

Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, половодье, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.

(Логопед просит объяснить слова: проталины, капель, ледоход)

Логопед: И вот весной оживает природа, и просыпаются звери, проснулся и Ёжик, он решил попутешествовать.

(логопед обращает внимание детей на су-джок)

4. Су-Джок-терапия «Сказка про Ёжика»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик. Показать шарик в открытой ладони.

Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.

Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок

Однажды ранним весенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.

Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик.

Круговые движения шариком по ладони - сначала по часовой стрелке, потом против.

Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик - сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый - и перебрался на другой берег!

А там поляна - большая, круглая, красивая!

Круговые движения шариком по ладони.

На поляне видимо-невидимо первоцветов: и подснежники, и крокусы, и мать-и- мачеха, и медуница, и тюльпаны! Красиво, как в сказке!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого, на каждое название цветка.

Ежику очень понравилась поляна он её обошел, ступил на мостик - один шаг, второй, третий, четвертый. Пятый... и он на другом берегу!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.

Быстро побежал Еж - сначала по извилистой дорожке, потом по прямой. Добрался до своего домика!

Катать шарик по ладони вперед- назад.

А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном! Зажать шарик в ладошке.

5. Упражнение "Раздели слово на слоги"

Логопед. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Раздели слово на слоги» . Разделим на слоги приметы весны, которые изображены на картинках прикрепленных к магнитной доске (туча, подснежник, трава, солнце, ручей, облако, дерево, скворечник, почка, проталина.)

6. Упражнение "Что перепутал художник?"

Логопед. Ребята посмотрите, какую картину нарисовал рассеянный художник? На ней изображена весна. Только всё ли правильно изобразил художник?

7. Упражнение «Клен» (координация речи с движением)

За окном сосулька тает, (Дети стоят повернувшись лицо в круг. Выполняют 4 прыжка, держа руки на поясе)

Ветер тучи рвет в клочки. (Руки вверх. Наклоны туловища вправо- влево)

Разжимает, разжимает (Руки перед грудью, локти опущены вниз; медленно

Клен тугие кулачки. разжимают кулачки)

Прислонился он к окошку. (4 прыжка)

А, едва растает снег, (Наклоны)

Мне зеленую ладошку (Поворачиваются лицом друг к другу, протягивают

Клен протянет раньше всех. друг другу правые ручки -рукопожатие)

Логопед: А сейчас ребята я предлагаю вам раскрасить весенние цветы и создать свою весеннюю полянку. (Логопед раздаёт детям нарисованные, но не раскрашенные цветы: подснежники, ландыши, нарциссы, мимозы, одуванчики, тюльпаны. Дети их раскрашивают) .

Логопед: Ребята, какая замечательная весенняя полянка у нас получилась. Здорово!

III. Итог занятия

Логопед: Ребята, какие вы молодцы. Занятие сегодня было интересным. А вам оно понравилось? Посмотрите, а солнышко то непростое, тут есть кармашек. (Логопед достает из игрушки сладкие призы)

БУ ХМАО Югры «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Добрый волшебник»

Конспект открытого фронтального логопедического занятия в подготовительной группе на тему «Весна»

Выполнила логопед Давлетова Г.Р.

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

В гости в город БУКВОГРАД.

Учитель – логопед, воспитатель Пуханова Л. Н.

Цели:

Образовательная: Повторить пройденный материал, развивать навыки чтения, звукового анализа и синтеза.

Воспитательная: воспитывать положительный эмоциональный настрой, положительную учебную мотивацию; формировать у детей понятие, что они являются носителями своего родного (русского) языка;

Корррекционно-развивающая: Развивать лексико-грамматический строй, связную речь, учить согласовывать слова в словосочетаниях и предложениях. Развивать фонематические процессы, уточнить и расширить понятий «звук и буква», способствовать развитию произвольной памяти, внимания, воображения, мелкой, общей и артикуляционной моторики, прививать интерес к совместной деятельности.

1. Орг.момент

Дети заходят в группу и здороваются с гостями. Встают в круг, взявшись за руки, и говорят: Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Логопед:

Ребята, мы с вами целый год знакомились со звуками, буквами, учились считать количество слогов в слове, определять первый и последний звук и т.д., вместе с вами и вашими мамами строили город Буквоград. Сегодня утром на подоконнике я увидела вот такой конверт, а на нем надпись: «Детям подготовительной группы детского сада», это значит, что письмо адресовано вам. Давайте его прочитаем.(читает письмо): «Дорогие ребята, мы, жители города Буквограда, приглашаем вас побывать в нашем городе. Вас ждут веселые приключения, игры и много интересных дел. Приезжайте, не пожалеете!» Принимаем приглашение?Но для начала вам нужно отгадать загадки о жителях этого города.

Один мягкий и свистит Другой твёрдый и шипит Третий вовсе запоёт Хоть кто его произнесёт… (звук). Черные птички на белой страничке Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква). Сначала я никак не мог Прочесть с двух букв Свой первый… (слог). Звук я к звуку подберу И его произнесу Если буквы в ряд сложу То его потом прочту…(слово). Много слов я соберу Меж собой их подружу Понятным будет изложение То получу я …(предложение).

Логопед: Чтобы речь у нас была красивой и правильной – надо подготовиться. Предлагаю выполнить артикуляционную гимнастику.

2. Сказка «В гостях у Буквограда».

Логопед

Дети показывают

– Толстые внуки приехали в гости.

«Толстячки» надули щёки.

– С ними худые, лишь кожа да кости.

«Худышки» втянули в себя щёки.

– Буковки деточкам всем улыбнулись.

«Улыбка»

– Поцеловать они всех потянулись.

«Трубочка».

– Утром проснулись – почистили зубы: влево и вправо, внутри и снаружи.

«Чистим зубы»

– Блюдца поставят – положат блины нам.

«Лопаточка»

– Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо.

«Дуем на лопаточку»

– Блинчик жуём.

«Жуём блинчики»

– Следующий блинчик – с вареньем закусим.

«Вкусное варенье»

– Чашки поставим, чтоб чаю налили.

«Чашечка»

– Вкусный был завтрак – мы губки оближем.

«Облизываем губки по кругу»

Логопед: А сейчас, ребята, давайте покажем, как хорошо мы знаем буквы. Здравствуй, город Буквоград! Что ты скажешь нам в ответ? Привет! Славный город Буквоград! Ты нам рад? Рад! Мы хотим с тобой дружить, Буквы русские учить. Обо всём хотим узнать, И учиться лишь на пять. Можно в город мы войдём? Вдоль по улицам пройдём. Домики твои посмотрим. К домикам мы подойдём. Как устроены поймём.

Рассказы детей о домах, в которых живут буквы. (у каждого дома своя крыша, цвет крыши в зависимости от того, какие звуки обозначают буквы).

Логопед. Ваши рассказы были очень интересными. А теперь Буквоград предлагает нам поиграть.

Пальчиковая гимнастика.

Из крючков. Из крючков. (Пальцы делают крючки в воздухе). Из кружков, из кружков. (Пальцами делают кружки). Сможем буквы написать. (Имитируют написание букв). Если будем мы стараться. (Руки на поясе, наклоны головы в стороны). Буквы будут получаться. Пальцы наши потрудились. (Пальцы сгибают и разгибают). И немного утомились. Дружно мы их все встряхнём. (Встряхивают кисти рук). И опять писать начнём.

1. Игра «Собери буквы» Для этой игры необходимо подготовить карточки с буквами, разрезать их на две – три части.

7. Игра «Буквы на спине» (прием дермолексии) Логопед «пишет» букву на спине ребенка. А ребенок выкладывает данную букву на столе (объединить по три ребенка). В итоге должно получиться слово. Например: нос, дом, слон, сумка, котик и т.д. Четвертый ребенок должен его прочитать)

9. Игра «Слово рассыпалось» – Ой, ребята, посмотрите, что стало с нашими словами. Они рассыпались. Надо их собрать (собрать слово из букв: к-о-т, с-о-н, д-о-м ).

11. Подведение итогов (чтение стихов детьми) Раньше мамы нам читали
Про зайчат и про лису,
А теперь читаем сами
Про любовь и про луну. Все науки одолеем,
Все у нас получится,
Потому что наши мамы
С нами тоже учатся.

Пошипим и посвистим
Мы у логопеда!
Станем чётко говорить,
Одержим мы победу!

Итог. Вам понравилось в Буквограде? Спасибо, что пришли на нашу игру. Теперь Вы знаете, как весело и увлекательно можно играть со звуками и как лучше запомнить буквы. Ребята, а Вам нравится играть вместе? Спасибо за активное участие! Успехов всем нам!

Ещё придёте? И т.д.

Чтение стихотворения С. Маршак.

Ты эти буквы заучи. Их три десятка слишком, Но для тебя они – ключи Ко всем чудесным книжкам. В дорогу взять не позабудь Ключей волшебных связку! В любой рассказ найдёшь ты путь. Войдёшь в любую сказку. Прочтёшь ты книги о зверях. Растеньях и машинах. Ты побываешь на морях. И на седых вершинах. Тебе чудесные края Их знают матери, отцы. Сегодня вы все Молодцы! Откроет путь от «А» до «Я». А наш чудесный Буквоград Благодарит вас за внимание И говорит вам до свидания!

КОНСПЕКТ

ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ С ОНР.

Тема: «Мама».

Задачи: корекционно – образовательные:

Формировать лексико – грамматический строй речи;

Формировать умение перессказывать небольшой по объему текст;

корекционно – развивающие:

Развивать фонематический слух, звуковой синтез;

Развивать общюю и мелкую моторику;

Развивать память, мышление, связную речь;

корекционно – воспитательные:

Воспитать уважительное отношение ко всем мамам.

Оборудование: разнообразные картинки на тему: весна, мамин день, картинка совы, картинка цапля, веревочка с узелками.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Логопед: читает стихотворение:

Какое самое первое слово?

Какое самое светлое слово?

Какое самое главное слово?

Его никогда не напишут с ошибкой,

На первой странице оно в букваре,

Его произносят всюду с улыбкой,

И каждый малыш говорит во дворе.

Шепни его тихо, Скажи его звонко,

Главное слово любого ребенка –

МА – МА.

Логопед: Какой праздник мы отмечаем весной?

Логопед: Чей это праздник?

Дети: Мамин, бабушек, девочек, женщин.

2. Формирование лексико – грамматического строя речи . Дидактическая игра «Какая? Какие?» (Игра с мячом, дети стоят в кругу).

Логопед: Я буду бросать мяч, а вы, возвращая мяч отвечаете мне на вопрос. Мама какая?

Дети: любимая, добрая, ласковая, заботливая, трудолюбивая и т. д

Логопед: Глаза у мамы какие?

Дети: большие, карие, голубые, серые, зеленые.

Логопед: Руки у мамы какие?

Дети: добрые, ласковые, золотые.

3. Дидактическая игра «Назови ласково». (Игра с мячом, дети стоят в кругу).

Логопед: назовите ласково Мама (мамочка, мамуля, матушка).

Бабушка (бабуля, бабулечка).

Сестра (сестричка, сестрёнка).

Логопед: Молодцы, ребята. Сразу видно, что вы очень любите своих мам.

4. Развитие фонематического слуха, звукового синтеза.

Логопед: А сейчас я хочу узнать все ли вы слушаете маму. Проверить ваши ушки. Приготовьте ладошки, я буду бросать вам звуки а вы их ловить и скажете мне, что получилось.

М А М А

Дети: мама!

Логопед: Замечательно, все хорошо маму слышат.

Логопед: Ребята, скажите слово мама – шепотом, громко, нормально. (Дети произносят).

Логопед: Справились, а у меня есть волшебная веревочка, она помогает всем научиться правильно дышать, видите на ней узелки, они напоминают, что прежде чем произнести слово, надо правильно вдохнуть, через нас, на выдохе произносится слово и правой рукой взяться за узелок. Покажите свою правую руку, левую. (Дети выполняют).

Логопед: произнесите правильно слово мамочка (вдох через нос, выдох через рот, на выдохе произносим слово) и правой рукой беремся за узелок. (Дети выполняют).

6. Работа над слоговой структурой.

Логопед: Молодцы! Сколько слогов в слове мамочка?

(Дети делят слово на слоги, помогают себе прохлопыванием).

Дети: В слове мамочка 3 слога.

Логопед: Назовите слоги по порядку.

Дети: 1-й слог - МА 2-й слог - МОЧ 3-й слог – КА

Логопед: Отлично! Давайте отдохнем.

7. Физкультминутка. Координация речи с движением:

Ребенок выполняет соответствующие движения

Маму я свою люблю, я всегда ей помогу:

Я стираю, полоскаю, воду с ручек отряхаю,

Пол я чисто подмету и дрова ей наколю.

Маме надо отдыхать, маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу, и ни разу,

И ни разу ни словечка не скажу.

8. Массаж лица:

Логопед: Молодцы! Вы все видели как ваши мамы прихорашиваются, что бы быть самой красивой, покажите.

(дети выполняют вместе с логопедом)

Сначала умывается (поглаживают лицо ладонями обеих рук)

Намажет кремом лоб (поглаживают лоб подушечками пальцев от середины к вискам)

Потом щечки (круговые движения по щекам)

Под носиком разгладит (указательными пальцами изображают усы)

Подбородочек погладит (гладят подбородок)

Логопед: Молодцы! Теперь вы стали похожи на своих мам. Скажите, а у кого еще есть мамы?

Дети: у животных, у птиц.

9 . Работа над пересказом.

а) предварительная беседа. (появляется игрушка совы)

Это кто? (сова)

Где живет сова? (в лесу, в дупле, на дереве)

Какие у совы глаза? (большие, желтые, круглые, злые)

Когда совы спят, а когда охотятся? (днем)

Почему совы ночью не спят? (они добывают себе пищу)

Как вы назовете птенца совы? (совенок)

б) Первичное чтение.

Логопед: Послушайте рассказ о сове. (По В.Сухомлинскому).

Совы летают только ночью. Они боятся яркого солнца. У совы был совенок. Она учила своего сына: «Не вылетай днем из дупла. Ослепит тебя солнышко, не найдешь дорогу домой». Совенок был непослушный. Однажды он вылетел из гнезда, открыл глаза, посмотрел на солнце и ослеп. Сидит совенок на траве и плачет, подходит к нему цапля.

Ты чей? – спрашивает.

Я совенок. Моя мама сова. Я ничего не вижу. Я хочу к маме.

Какая же у тебя мама?

Моя мама самая красивая. У нее самые добрые, ласковые глаза. Ни у кого таких глаз нет, только у моей мамы.

в) Логопед: Когда летают совы? Почему?

Дети: Совы летают только ночью.

Они боятся яркого солнца.

Логопед: Кто был у совы?

Дети: У совы был совенок.

Логопед: Как учила она своего сына?

Дети: Она учила своего сына: «Не вылетай днем из дупла. Ослепит тебя солнышко, не найдешь дорогу домой».

Логопед: Какой был совенок?

Дети: Совенок был непослушный.

Логопед: Что он сделал однажды?

Дети: Однажды он вылетел из гнезда, открыл глаза, посмотрел на солнце и ослеп.

Логопед: Что стал делать совенок?

Дети: Сидит совенок на траве и плачет

Логопед: Кто к нему подошел?

Дети: подошла к нему цапля.

Логопед: Что спросила цапля?

Дети: Ты чей?

Логопед: Что ответил совенок?

Дети: Я совенок. Моя мама сова. Я ничего не вижу. Я хочу к маме.

Логопед: Какие глаза были у его мамы?

Дети: Моя мама самая красивая. У нее самые добрые, ласковые глаза. Ни у кого таких глаз нет, только у моей мамы.

10 .Физкультминутка.

Логопед: Вы устали, немного отдохнем.

Мамочка, мамуля,

Так тебя люблю я!

Я платок тебе дарю,

Вот как я тебя люблю!

Останавливаются, прижимают руки к груди.

Протягивают руки вперед.

Идут по кругу, взявшись за руки.

г) Логопед: Послушайте еще раз рассказ о сове. (По В. Сухомлинскому). Слушайте внимательно и запоминайте. После того, как я закончу читать вы мне его перескажете.

(Повторное чтение).

д) Пересказы детей с опорой на наглядность.

Логопед: Молодцы, ребята, хорошо запомнили текст.

11. Итог:

Логопед: Чем мы сегодня занимались?

Что вам больше всего понравилось?

Что бы вы еще хотели сделать?

Спасибо вам большое, мне очень понравилось, что вы много знаете, умеете перессказывать текст, умеете внимательно слушать друг друга и конечно все очень любите своих мам. А я вам всем на память дарю наклейки с весенним солнышком.

Дети, имеющие диагноз общее недоразвитие речи, испытывают трудности в звукопроизношении у них наблюдается ошибки в лексико – грамматическом строе речи, помимо прочих нарушений часто снижена познавательная мотивация, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.

Нестандартные логопедические занятия, в течение которых разворачиваются определенные сюжетные, очень нравятся детям. Преимущество компьютерных средств обучения в том, что мультимедийные презентации позволяют погрузиться ребенку в сказочный мир, и это играет роль дополнительной стимуляции учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

учитель-логопед Трубина С.В.

ОТКРЫТОЕ ИТОГОВОЕ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ»

Составила: учитель-логопед

I квалификационной категории

С.В.Трубина

2014 г.

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИТОГОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР

«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ».

ЦЕЛИ НОД:

  • Закрепление знаний по разделам программы «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь».
  • Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Социализация».

КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, РАЗВИВАЮЩИЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “КОММУНИКАЦИЯ”

  • Совершенствование умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; навыков звукового и слогового анализа слов; навыков составлять из слогов слова и из слов - предложения;
  • Совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования);
  • Развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, выразительности речи, внимания, памяти;
  • Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности;
  • Воспитание активности, самостоятельности, инициативности на занятии.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “ПОЗНАНИЕ”

  • Совершенствование навыков и умений работать со схемой;
  • Развитие общей и мелкой моторики; общих речевых навыков;
  • Воспитание ответственности, сотрудничества на занятии.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “ЗДОРОВЬЕ”

  • Совершенствование умений использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (дыхательная гимнастика, динамическая пауза)
  • Развитие двигательной активности, интонационной и мимической выразительности;
  • Воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “СОЦИАЛИЗАЦИЯ”

  • Воспитание культуры межличностных отношений.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ :

  • Наглядный (пособия, картинки);
  • Словесный (совместная речевая деятельность);
  • Игровой (сюрпризный момент, динамические паузы, массаж);
  • Практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).

СЛОВАРНАЯ РАБОТА : закрепление понятий “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”.

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ : Проектор, экран, магнитофон. Аудиозапись «звуки моря, ветра».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА : знакомство с гласными и согласными звуками, нахождение и придумывание слов с заданным звуком, звуковой анализ слов, деление слов на слоги, работа с предложением, разучивание стихов.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ЗДОРОВЪЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ:

Педагогический опыт учителя-логопеда Н.В.Нищевой “Система работы в логопедической группе для детей с ОНР”, Галкина И.А. «Электронные физминутки для глаз», Железнова Е. «Пальчиковые игры».

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ : - логопедическая группа

КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ: - 8-10 человек

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный момент:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: -Доброе утро!

Доброе утро! - солнцу и птицам.

Доброе утро! - улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

И доброе утро длится до вечера.

Здравствуйте, дорогие ребята! Все вы в течение года занимались на логопедических занятиях. Вы учились правильно произносить звуки, вы учились чётко и красиво говорить.

  1. Введение в тему занятия:

Ребята, что это за звук?

Ветер. Он все усиливается!

Что это он принес?

Письмо! Давайте прочитаем!

- “ Помогите! На нашем острове произошла страшная беда. Злой Пират похитил все звуки речи, и теперь жители нашего острова не могут говорить! Пират спрятал звуки в свой пиратский сундук. А чтобы найти его, нужно проследовать по пути Злого Пирата и выполнить задания, которые он оставил. За выполнение каждого задания получить букву. Только собрав все буквы можно узнать код замка, открыть сундук и освободить звуки».

Королева Правильной речи.

Здесь приложена карта!

Ну, что, поможем жителям Острова Правильной речи? Тогда в путь! Но сначала вспомним:

Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)

Скажите, какие звуки мы называем гласными?

1 ребенок : Воздух свободно идёт через рот

Нет препятствий разных.

Звук получается ГЛАСНЫЙ.

Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

От гласных звуков зависит громкость, внятность, красота нашей речи.

Скажите, а какие звуки мы называем согласными?

2 ребенок : А СОГЛАСНЫЕ … согласны

Шелестеть, рычать, скрипеть,

Даже фыркать и хрипеть

Но не хочется им петь.

Какие бывают согласные звуки? (твердые-мягкие, звонкие-глухие)

Каким цветом мы обозначаем твердые согласные звуки?

Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные звуки?

Чем обозначаются звуки речи на письме?

Молодцы! Ребята, а давайте отправимся в это удивительное путешествие на корабле.

СЛАЙД 5

Помоги нам, ветерок,

Паруса надуй, дружок!

Давайте, поможем ветру! (Дыхательная гимнастика) СЛАЙД 6

СЛАЙД 7

Мы приплыли на ОСТРОВ ЗАГАДОК . Здесь Пират оставил свои Пиратские загадки-обманки. Нужно правильно отгадать все загадки, чтобы получить первую букву !

Кукарекает спросонок

Милый, добрый...ПОРОСЁНОК

Кто грызёт на ветке шишку?

Ну, конечно, это...МИШКА

Кто с утра в хлеву мычит?

Я так думаю, что...КИТ

Нарушая утром тишь,

Распевает в роще...МЫШЬ

В чаще, голову задрав,

Воет с голоду... ЖИРАФ

Кто в малине знает толк?

Косолапый, бурый... ВОЛК

Дочерей и сыновей

Учит хрюкать... СОЛОВЕЙ

С пальмы вниз, на пальму снова,

Ловко прыгает... КОРОВА

Над лесом солнца луч потух...

Крадётся царь зверей... ПЕТУХ!

Мы правильно отгадали загадки и получили первую букву (на экране появляется первая буква – З).

Дети получают букву З. (Выставляется на фланелеграфе)

- Найдите и назовите на картинке все слова, в которых есть звук [З] и звук [Зь].

Молодцы! Ну, снова в путь! СЛАЙД 9

Следующий остров - ОСТРОВ ЧИСТОГОВОРОК. СЛАЙД 10

РА – РЯ - РА - начинается игра.

РИ – РЫ - РИ – чисто говори

ЛИ – ЛЫ - ЛИ - в море корабли

ЛА – ЛЯ - ЛА – здесь скала

УРЬ - УР - УРЬ - не боимся бурь.

ШО – СО - ШО - у меня все хорошо.

ЖУ – ЗУ - ЖУ - я со звуками дружу.

ЩУ – СЮ - ЩУ – я звуки отыщу.

БРО – БРА - БРО - делайте всегда добро.

РЫ – ЛЫ - РЫ - наступил конец игры.

Молодцы! Мы выполнили это задание и получили букву… У! (на экране появляется буква – У).

Дети получают букву У. (Выставляется на фланелеграфе)

Я ДАЮ ЗАДАНИЕ ВАМ:

ВСЁ РАССТАВИТЬ ПО МЕСТАМ!

СО СЛОГАМИ НЕТ ТУТ ЛАДА...

ПЕРЕСТАВЬТЕ ВСЁ КАК НАДО!

ДИЛ-КРО-КО, РУ-КЕН-ГУ, РАФ-ЖИ, БРА-ЗЕ.

Сколько слогов в слове?

Молодцы! Вы справились! (на экране появляется буква – К).

Дети получают букву К (выставляется на фланелеграфе)

Как обрадовались животные! Они весело запели! А нам пора плыть дальше, но послушаем их веселую песню и потренируем наши глазки!

«Электронная физминутка для глаз» И.А.Галкина СЛАЙД 13

Впереди ОСТРОВ НЕПРАВИЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. Нас встречают странные предложения. Нужно слова расставить в правильной последовательности и назвать количество слов в предложении:

КРОКОДИЛ, ЛЕЖИТ, ПЕСКЕ, НА.

ЛЮБЯТ, КОКОСЫ, ОБЕЗЬЯНЫ.

СВЕТИТ, ЛАСКОВОЕ, ЯРКО, СОЛНЦЕ.

Назовите предложение. Сколько слов в предложении? Назовите первое слово, второе, третье…

Молодцы! (на экране появляется буква – В).

Дети получают букву В (выставляется на фланелеграфе).

Мы собрали все буквы. Нужно найти сундук (карта). Он находится на побережье Острова Правильной речи. Поплывем вдоль берега. Но что я вижу! Это же крабы!

Пальчиковая гимнастика. (Железнова Е. «Пальчиковые игры»). ЗАПИСЬ

Наш корабль причалил к берегу.

Что это? Сундук.

Но как его открыть? Нужно из букв выложить слово.

Какое слово получилось?

Дети выкладывают слово «ЗВУК» (сундук открывается), звуки рассыпаются из сундука.

Сколько букв в слове?

Сколько звуков в слове?

Составьте схему слова ЗВУК. В этом вам поможет таблица- помощница.

Дети выкладывают звуковую схему слова «ЗВУК»

Назовите первый звук – [З]. Расскажите про этот звук .

Назовите второй звук – [В]. Расскажите про этот звук (согласный, твердый, звонкий) .

Каким символом его обозначим?

Назовите третий звук – [У]. Расскажите про этот звук (гласный) .

Каким символом его обозначим?

Назовите четвертый звук – [К]. Расскажите про этот звук (согласный, твердый, глухой) .

Статьи по теме