Асадов автобиография. Биография Эдуарда Асадова. Советский поэт Асадов Эдуард Аркадьевич: личная жизнь, творчество. Его сборники, выпускаемые огромными тиражами, «сметаются» с полок магазинов многотысячными поклонниками

Но путь в бессмертье есть, мой дорогой,

В святые лезть не следует, конечно,

Но так живи, чтоб, может быть, навечно

Остаться в светлой памяти людской.

Эдуард Асадов

Сегодня,7 сенбяря день рождения моего любимого поэта Эдуарда Асадова. Я много ставлю его стихов в своём дневнике,а вот о нём не рассказывала ни разу.

Почему Э.Асадова можно назвать поэтом 60-х годов,а лишь потому,что именно в 60-е годы писатель приобретает всесоюзную славу.

Его сборники, выпускаемые огромными тиражами, «сметаются» с полок магазинов многотысячными поклонниками.

Вечера творчества Асадова всегда переполнены, зрители не отпускают писателя даже после нескольких часов выступлений. Общаясь с обычными людьми, Эдуард Аркадьевич находит вдохновение для новых своих произведений.

Возможно, именно из-за этого его стихи, написанные близким и понятным языком для простых людей, приобрели популярность на десятилетия.

А ведь его жизнь в той или иной степени отражена в его произведениях. Но бывает и так, что судьба поэта или художника уже сама по себе является легендой, и в таком случае к ней возникает особый читательский интерес.

Жизнь Асадова — пример такой судьбы.

Любимец миллионов советских граждан, поэт и прозаик, Асадов Эдуард Аркадьевич появился на свет 7 сентября 1923 года в небольшом городке Мерв (Туркмения).

После смерти Аркадия Григорьевича, отца писателя в 1929 году, семья перебирается в Свердловск.

Иван Калустович, дед писателя, у которого Асадовы остановились в Свердловске, прожил бурную революционную жизнь, был знаком с Н.Г. Чернышевским.

Неординарный опыт и взгляды Ивана Калустовича повлияли на формирование личности Асадова, привив ему обостренное чувство справедливости, мужество и любовь к людям.

Уже в восьмилетнем возрасте написал он свои первые стихи.

Когда мне имя твое назвали,
Я даже подумал, что это шутка.
Но вскоре мы все уже в классе знали,
Что имя твое и впрямь - Незабудка.


А потом на страну обрушилась война. Тысячи добровольцев откликнулись на призыв «Все — на фронт"


... Эдуард Асадов совершил удивительный подвиг. Рейс сквозь смерть на старенькой грузовой машине, по залитой солнцем дороге, на виду у врага, под непрерывным артиллерийским и минометным огнем, под бомбежкой - это подвиг.

Ехать почти на верную гибель ради спасения товарищей - это подвиг... Любой врач уверенно бы сказал, что у человека, получившего такое ранение, очень мало шансов выжить. И он не способен не только воевать, но и вообще двигаться.

А Эдуард Асадов не вышел из боя. Поминутно теряя сознание, он продолжал командовать, выполнять боевую операцию и вести машину к цели, которую теперь он видел уже только сердцем. И блестяще выполнил задание.

Из книги об Эдуарде Асадове "Ради вас, люди"

В боях за освобождение Севастополя в ночь с 3 на 4 мая 1944 года, проявив редкую храбрость, самоотверженность и волю, гвардии лейтенант Асадов был тяжело ранен и потерял зрение. Жизнь словно бы рухнула, погасла, оборвалась...


Теперь жизнь надо было начинать буквально с нуля. А начав, одолеть труднейшие рубежи и сделать все, что можно, и даже все, чего нельзя. И он выдержал, продолжая писать стихи между операциями, как на фронте — между боями.

Было все: сомнения и надежды, неудачи и радости, и конечно, упрямое желание: победить!

И ОН ПОБЕДИЛ!

Вся его жизнь и всё его творчество это победа,он сделал свою жизнь созидательно.

Я так хочу стихи писать,

чтоб каждой строчкой

двигать жизнь вперёд.

Такая песня будеть побеждать,

такую песню примет мой народ.

А.Асадов

Умер Эдуард Аркадьевич в преклонном возрасте в апреле 2004 года, получив за свою жизнь огромное количество наград и премий, а также оставив после себя наследие, которым с удовольствием зачитываются и в наше время.

Похоронен Эдуард Асадов на Кунцевском кладбище. Это была последняя воля Эдуарда Асадова, завещавшего захоронить его сердце в Севастополе на Сапун-горе.

Среди поэтов любовной лирики особенно выделяется Эдуард Асадов. Его перу принадлежат стихи, цитируемые разными поколениями: от впечатлительных подростков, до зрелых женщин и мужчин, знающих, о чем хотел сказать этот великий творец. С именем Асадова связаны также и многие строки, которые он никогда не писал. Доподлинно же разобраться в его шедеврах, конечно, поможет

Основные сведения

И прозаик Асадов Эдуард Аркадьевич появился на свет седьмого сентября 1923 года в семье учителя. Родина творца - город Мары (на тот момент он назывался Мерв), что в Туркмении.

Во время Гражданской войны Аркадий Асадов - отец будущего поэта - воевал на Кавказе. Когда мальчику было всего шесть лет, смерть забрала у него отца, и потому семья переехала к деду Эдуарда - Ивану Курдову - на Урал, в город Свердловск (сейчас - Екатеринбург).

Ранние годы

Иван Калустович Курдов - отец матери Асадова (Лидии) - оказал огромное влияние на мальчика. Будущий поэт звал его "историческим дедом". У него маленький Эдик учился развивать в себе свои лучшие черты и видеть в людях хорошее, даже если они сами в себе этого не находили.

Большое влияние оказал на Асадова и родной дедовский край - Урал. Любовь к строгой и суровой природе места, где Эдуард Аркадьевич Асадов (биография особенно делает упор на этом) провел свои детские и подростковые годы, отразилась во многих произведениях и навсегда осталась в его памяти источником вдохновения. Кроме Свердловска семья Асадовых часто ездила в г. Серов к дяде Эдуарда, благодаря чему юному поэту удалось в полной мере постигнуть величие родного края.

Первая проба пера Асадова произошла в 1931 году: восьмилетний Эдуард написал стихотворение.

В детстве поэт не отличался поведением от сверстников: у него была типичная советская школьная жизнь, включая комсомол и вступление в пионеры.

Кроме поэзии мальчик увлекался театром: любил его беззаветно, участвовал в драмкружке.

Молодость

В 1939 году Эдуард Асадов переехал в Москву: мать перевели в столицу, так как она была выдающимся педагогом. В новой школе юноша продолжил заниматься художественным словом, писал и свои стихи.

В феврале 23 числа 1940 года поэт впервые выступил на широкой публике перед бойцами Красной Армии.

В 1941 году, 14 июня, он окончил школу, но его радость после выпускного вечера длилась недолго, ведь всего через неделю после этого события началась Великая Отечественная война.

Никогда не проявлял трусости, поэтому семнадцатилетний Асадов пошел на фронт добровольцем, защищать родную страну и своих близких. Через три года, в мае сорок четвертого, в боях за Севастополь боец совершил героический поступок, за что получил звание "Почетный житель города", но при этом его тяжело ранили. До конца Эдуард от травмы так и не оправился: поэт потерял зрение и с тех пор на публике всегда скрывал глаза черной повязкой.

После войны

В 1946 году наступила "оттепель". Война закончилась, а Эдуард Асадов, следуя своему призванию, сдал экзамены на отлично и стал студентом им. А. М. Горького. Это учебное заведение он окончил в 1951 году, причем с отличием. Вообще, Эдуарда доказывает, что человеком он был не только, безусловно, талантливым, но еще и усердным, ответственным и обязательным, прилежным учеником и верным товарищем.

Сразу после окончания института Э. Асадов издал свой первый сборник стихов, озаглавленный им как "Светлая дорога". Публикация стала билетом поэта в Союз Писателей.

Популярность

Известность настигла талантливого лирика в начале шестидесятых годов 20 века. Неизменной эта популярность была и в последующие сорок лет: тиражи сборников стихов Асадова доходили до ста тысяч и раскупались в очень быстрые сроки, литературные же вечера всегда проходили успешно в лучших концертных залах страны.

Чему обязан поэт своей известности? Биография Эдуарда Аркадьевича Асадова хорошо отражает это: он не только писал о лучших человеческих чертах, но и сам неоднократно проявлял их. Светлая искренность, сквозящая в его стихах, не может оставить равнодушным.

Беда, лишившая зрения Эдуарда Асадова, подарила миру строчки, в которых, как говорил сам творец, он ни разу не солгал. Не видя лиц людей, он зрел их сердца, чувствовал и писал о них. Очень искренним человеком был Эдуард Асадов.

Биография: Личная жизнь

И его жена, и его дети - близкие поэту люди - были тем, что Э.Асадов ценил, пожалуй, больше всего на свете. Кому, как не ему, знать об истинной значимости семьи. В своих стихотворениях поэт часто обращался к теме любви, и ни разу не лгал.

Прежде чем Асадов встретил свою будущую жену - Галину Валентиновну Разумовскую, ему пришлось пережить и предательства, и горькие разочарования. Но холод этих печалей отступил перед силой настоящей любви.

Встреча произошла в Барнауле в 1961 году, двадцать девятого числа августа месяца, и мир поэта перевернулся.

Своей жене писатель посвятил полный цикл стихов о любви.

Не так известна, как сам Эдуард Асадов, биография. Дети и внуки поэта - вовсе малоизвестная информация. Единственный сын - Аркадий Эдуардович Асадов. Кристина Асадова (внучка писателя) более склонна выходить в свет, в отличие от своего отца. Она давала пару интервью газетам о своем знаменитом дедушке.

Творчество

Биография Эдуарда Аркадьевича Асадова изобилует событиями, которые многих людей заставили бы пасть духом. Но этот человек - сильный и светлый, с большой буквы, не только снес все неприятности, преодолел преграды, но и сумел стать счастливым и подарить частицу радости людям с помощью своих стихов.

Удивительно, но творчество этого поэта не изучается в школах. Тем не менее, многие люди знают, кто такой Эдуард Асадов. Биография писателя интересует их не из-за учебного задания, а потому что хочется знать, какой была эта удивительная личность.

Вдохновлялся Асадов беседами, впечатлениями, встречами. Его творчество, безусловно, узнаваемо из-за какой-то очень правильной справедливости, а еще из-за обращения к самым душещипательным темам. Вообще поэзия Эдуарда Аркадьевича ассоциируется со словом “правильный”, писатель будто расставлял все по полочкам, а точнее, по строчкам.

Сам Эдуард Асадов тяготел к балладам, не боялся браться за острые углы сюжета, как и в жизни, конфликтных ситуаций поэт не избегал, а решал, четко и прямолинейно.

Список произведений

Сколько же всего за свою жизнь написал Эдуард Асадов! Биография, стихи и поэмы ведь являются неотъемлемой частью жизненного пути писателя. Насчитывает всего 66 опубликованных произведений.

Среди них присутствует гражданская тематика:

    “Реликвии страны”.

    “Трусиха”.

    “Россия начиналась не с меча!”.

    “Моя звезда”.

Лирические строки:

    “Любовь и трусость”.

    “Я могу тебя очень ждать”.

    “Моя любовь”.

    “Они студентами были”.

Природные мотивы:

    “Ночная песня”.

    “Медвежонок”.

    “Стихи о рыжей дворняге”.

Биография Асадова Эдуарда не так проста, а все же стихотворения этого поэта продолжают быть очень жизнеутверждающими и яркими.

Своими творческими учителями Асадов считал таких выдающихся людей, как Пушкин, Лермонтов и Некрасов, Блок и Есенин. Перечитывал их произведения неоднократно. Чрезвычайно любил творчество Корнея Чуковского. Под впечатлением от его строк Эдуард Аркадьевич написал несколько стихов. Кроме того, свои стихотворения он отправлял Корнею Ивановичу лично, вместе с письмом, очень волнуясь за ответ. Чуковский уверил Асадова, что тот - истинный поэт, и ему ни в коем случае нельзя прекращать писать.

"Я в глазах твоих утону, можно?"

Существует стихотворение в жанре любовной лирики, известное и даже популярное, цитируемое многими, но, к сожалению, никто не знает, кто его автор. Произведение “Я в глазах твоих утону, можно?” чаще всего приписывает Роберту Рождественскому или Эдуарду Асадову. Насчет Эдуарда Аркадьевича, хотя и доподлинно известно, что он этих строк не писал, ведутся особые споры. Некоторые утверждают, что написано определенно в его стиле, а кроме того, фраза “Я в глазах твоих утону” очень проникновенна для незрячего поэта. Роберт Рождественский, по заверениям других, перевел стихотворение малоизвестного молдавского писателя. Но эта неподтвержденная информация остается догадкой, а дискуссии прекращаться все еще не собираются. Одно можно сказать точно: биография Асадова Эдуарда никогда не была тайной по части его произведений. И этого, бесспорно, замечательного творения среди них нет.

Биография Эдуарда Асадова: афоризмы, цитаты

Строки талантливого поэта, как уже отмечалось, очень точны. Поэтому не удивительно, что практически каждое его стихотворение можно разобрать на цитаты, в которых мудрости порой больше, чем в длинных монологах.

Асадов бил прямиком в цель, когда утверждал, что:

“Человеком еще надо стать…” и “От глупости, увы, лекарства нет”.

Стоит ли говорить, что невероятные по красоте произведения горячо любимы и вечными влюбленными, романтиками и эстетами. Пожалуй, к таким людям можно причислить и самого Эдуарда Аркадьевича. Ценитель лучших человеческих качеств, любитель классической музыки, удивительный лирик - его душа определенно стремилась к романтическим чертам.

Последние годы

21 апреля 2004 года выдающийся поэт, талантливый писатель и замечательный человек Эдуард Аркадьевич Асадов скончался. Причиной смерти стал сердечный приступ. Его похоронили на Московском В то же время свое сердце он завещал захоронить на том месте, где потерял зрение - в Севастополе. Удивительно, как биография Асадова Эдуарда сводится к этому городу, как события, произошедшие там, повлияли на судьбу поэта, как, быть может, предопределили его дальнейшую жизнь. Не зря говорят, что когда закрывается дверь, окно остается открытым.

Эдуард Аркадьевич Асадов (1923-2004) – советский поэт и писатель.

Рождение и семья

Сейчас в Туркмении есть город Мары, а почти 100 лет назад он назывался Мевр. Именно в этом местечке 7 сентября 1923 года в семье Асадовых появился мальчик, которого родители назвали Эдуард.

Глава семейства, отец будущего поэта, Аркадий Григорьевич Асадов (настоящее имя и фамилия Арташес Григорьевич Асадьянц) родом был из Нагорного Карабаха, по национальности армянин. Окончил Томский технологический институт, но по специальности почти никогда не работал. После революции на Алтае он был следователем губЧК. В гражданскую войну воевал на Кавказе с дашнаками, где дослужился до званий комиссара стрелкового полка и командира стрелковой роты. Мама поэта, Курдова Лидия Ивановна, была учительницей. Она познакомилась со своим будущим мужем в Барнауле. В 1923 году они уехали в туркменский город Мевр, где оба стали учительствовать.

Был ещё у Эдуарда Асадова «исторический дедушка» (это потом поэт придумал ему такое прозвище). Иван Калустович Курдов, по национальности тоже армянин, в конце 19 века жил в Астрахани и работал на должности секретаря-переписчика у Н. Г. Чернышевского. Великий русский мыслитель посоветовал молодому человеку поступить в Казанский университет. Там Курдов познакомился с Владимиром Ульяновым и тоже стал участником революционного студенческого движения. Позднее он отучился в университете на естественном факультете и работал земским врачом на Урале.

Именно дедушка Иван Калустович, неординарный и глубокий человек, оказал сильное влияние на мировоззрение своего внука, будущего поэта Эдуарда Асадова.

Детские годы

Самыми ранними детскими воспоминаниями Эдуарда стали узкие и пыльные среднеазиатские улочки, пёстрые и очень шумные базары, яркое солнце, оранжевые фрукты и золотистый песок. Это всё было в Туркмении.

Когда мальчику было всего 6 лет, не стало отца. Он ушёл в молодом возрасте, мужчине было чуть больше 30 лет. Человек, переживший революцию, войну, сражения, скончался от непроходимости кишечника. Мама не смогла после трагедии оставаться с маленьким сыном в месте, где умер её любимый супруг. Они переехали к деду на Урал, в город Свердловск.

На Урале и прошли все детские годы будущего поэта. В Свердловске они вместе с мамой отправились в первый класс: она преподавать, а Эдик учиться. Когда мальчику было 8 лет, он сочинил свои первые стихотворения. Тут его приняли в пионеры, а потом в комсомол. Он пропадал во Дворце пионеров на занятиях драматического кружка. А ещё с мальчишками они ходили на завод посмотреть, как там работают люди. Парнишку глубоко тронули тогда добрые улыбки и сердечность рабочих, красота увиденного человеческого труда.

Именно Урал поэт всегда считал любимым местом на планете, страною своего детства и посвящал ему стихи: «Поэма о первой нежности», «Лесная река», «Свидание с детством».

Мама была великолепным педагогом, и в 1938 году её пригласили на работу в Москву. Они с Эдиком переехали в столицу СССР. После спокойного Свердловска Москва сразу показалась огромной, торопливой и очень шумной. Здесь юноша с головой окунулся в поэзию, кружки и споры.

Когда пришло время оканчивать школу, он растерялся – какой институт выбрать, литературный или театральный. Но всё за парня решила война.

Война

14 июня 1941 года в московской школе, где учился Эдуард, отгремел выпускной вечер. А спустя неделю началась война. Он не мог не услышать призыв: «Комсомольцы на фронт!» И вместо заявления на поступление в институт, юноша пришёл в райком комсомола с другой бумажкой, где изложил свою просьбу взять его на фронт добровольцем. Вечером он был в райкоме, а следующим утром уже ехал в воинском эшелоне.

Сначала его направили под Москву, где шло формирование первых подразделений знаменитых гвардейских миномётов. Потом он попал под Ленинград, где служил наводчиком замечательного и грозного оружия миномёта «Катюши». Потом в звании офицера командовал батареей 4-ого Украинского и Северокавказского фронтов. Воевал хорошо, каждую минуту грезил победой, а в редких промежутках между военными действиями писал стихи.

В конце весны 1944 года Эдуард был тяжело ранен в бою под Севастополем. Он вёл грузовик с боеприпасами, рядом разорвался снаряд, осколок попал ему в лицо, почти половина черепа была раздроблена. Одному Богу известно, как с таким ранением молодой юноша сумел довезти машину до места назначения.

Потом последовала череда госпиталей и операций. Двадцать шесть суток врачи вели борьбу за молодую жизнь. Когда на мгновения к нему возвращалось сознание, он диктовал пару-тройку слов, чтобы написали маме. Потом снова проваливался в бессознательное состояние. Ему спасли жизнь, но не смогли уберечь глаза. Асадов остался слеп и до конца жизни носил на лице чёрную полумаску. За этот подвиг поэт был награждён Орденом Красной Звезды.

Творчество

Ещё в госпиталях после ранения Эдуард Асадов снова писал стихи. Именно поэзия стала для него той целью, ради которой молодой человек решил жить всем смертям назло, после жуткого приговора врачей, что он больше никогда не увидит солнечный свет.

Он писал про людей и животных, про мир и войну, про любовь и доброту, про природу и жизнь.

В 1946 году Эдуард стал студентом литературного института, который окончил в 1951 году и получил красный диплом. Во время учёбы в институте объявили конкурс среди студентов на лучшее стихотворение, Асадов принял участие и стал победителем.

1 мая 1948 года вышел журнал «Огонёк», в котором впервые напечатали стихи Асадова. Это был праздничный день, мимо шли на демонстрации счастливые люди, но большего счастья, чем Эдуард в этот день, наверное, не испытывал никто.

В 1951 году увидела свет его первая книга стихов под названием «Светлые дороги». После этого Эдуард Асадов стал членом Союза писателей СССР. Он начал ездить по Советскому Союзу, по большим городам, маленьким деревням, встречался со своими читателями, беседовал. Многое из этих бесед находило потом отражение в его стихах.

Росла его популярность, а читатели заваливали поэта письмами, люди писали о своих проблемах и радостях, а он черпал из их строк идеи для новых стихов. Известность никак не повлияла на характер Асадова, он до конца жизни оставался скромным и добрым человеком. Больше всего в жизни он верил в добро.

Его сборники стихов выходили тиражами в 100 тысяч и мгновенно раскупались с полок книжных магазинов.

Всего вышло около 60 сборников с его стихами и прозой. Назвать лучшие стихи поэта Эдуарда Асадова не получится, потому что они все настолько трогают душу, так глубоко проникают в сознание, что порой меняют человеческие взгляды на жизнь. Не зря говорят: «Почитай стихи Асадова, и ты увидишь мир и жизнь совсем по-другому» .

Чтобы взглянуть на мир по-другому и начать жить по-настоящему, достаточно прочитать такие стихи Эдуарда Аркадьевича:

  • «Когда мне встречается в людях дурное»;
  • «Я могу тебя очень ждать»;
  • «Не привыкайте никогда к любви».

У Асадова есть и прозаические произведения: повесть «Фронтовая весна», рассказы «Разведчица Саша» и «Зарницы войны». Занимался Эдуард Аркадьевич и переводами узбекских, калмыкских, башкирских, казахских и грузинских поэтов на русский язык.

Личная жизнь

Первый раз поэт женился на девушке, с которой познакомился ещё в госпитале. Это была артистка Центрального детского театра Ирина Викторовна, но жизнь семейная не ладилась, и вскоре они расстались.

Со второй супругой он познакомился во Дворце культуры, где с другими поэтами должен был читать свои стихи. Вместе с ними на концерте выступала артистка Москонцерта, мастер художественного слова Галина Валентиновна Разумовская. Они немного пообщались, пошутили. А потом он читал со сцены свои стихи, а она слушала за кулисами. После подошла и попросила разрешения читать его стихи на своих концертах. Эдуард был не против, его стихов ещё артисты не читали со сцены.

Так завязалось их знакомство, которое переросло в крепкую дружбу. А потом пришло сильнейшее чувство – любовь, та единственная, которую люди ждут иногда очень долго. Это произошло в 1961 году, им обоим было около 40 лет.

36 лет они были вместе и дома, и на работе. Ездили с программами по всей стране, она помогала ему вести творческие встречи с читателями. Галина стала для поэта не только женой и другом, она была для него верным сердцем, надёжной рукой и плечом, на которое можно опереться в любую минуту. В 1997 году Галина умерла внезапно, в течение получаса от сердечного приступа. Эдуард Аркадьевич пережил супругу на 7 лет.

Смерть поэта

Смерть настигла поэта в Одинцово 21 апреля 2004 года. Его похоронили на Кунцевском кладбище города Москвы. Он оставил завещание, в котором просил своё сердце захоронить в Севастополе на Сапун-горе, там, где он получил тяжёлое ранение, потерял зрение, но остался жить. На Сапун-горе находится музей «Защита и освобождение Севастополя», в котором имеется стенд, посвящённый Эдуарду Асадову. Работники музея рассказывают, что завещание поэта не было выполнено, против этого выступили его родственники.

Его стихи никогда не были в школьной программе по литературе, но тысячи советских людей знали их наизусть. Потому что вся поэзия Эдуарда Аркадьевича была искренней и чистой. Каждая его строчка находила отклик в душе человека, хотя бы один раз прочитавшего стихи Асадова. Ведь он писал о самом главном, что есть в человеческой жизни, – Родина, любовь, преданность, нежность, дружба. Его поэзия не стала литературной классикой, она стала классикой народной.


Эдуард Асадов по праву считался певцом любви в Советском Союзе. Его книги раскупались мгновенно, его стихи переписывались в тетрадки. А самое пронзительное стихотворение он посвятил своей супруге, Галине Разумовской, которую никогда не видел.

На изломе войны


Он начал писать стихи еще в начальной школе. И мечтал о том, что поступит в литературный или театральный институт. Но началась Великая Отечественная война. Именно война наложила отпечаток на всю дальнейшую судьбу Эдуарда Асадова. Он из тех, кто надел гимнастерку сразу после выпускного. Он выжил в этой чудовищной военной мясорубке, но навсегда погрузился в темноту.


Его боевой расчет должен был доставить боевой запас на передовую. Немецкий снаряд, разорвавшийся с ним рядом, едва не лишил его жизни. Истекающий кровью после ранения, он отказался возвращаться, не выполнив задания. Снаряды были доставлены в срок, а потом медики двадцать шесть суток боролись за то, чтобы сохранить ему жизнь.


Ему исполнился всего 21 год, когда врачи огласили свой приговор: вечная слепота. Казалось, что жизнь рушится, так и не начавшись. Но по признанию Эдуарда Асадова, помогли ему справиться с депрессией шесть девушек, которые регулярно навещали молодого героя в госпитале. Одна из них, Ирина Викторова, стала его первой женой.

Позже Эдуард Асадов в письме другу признается, что связал свою жизнь не с тем человеком. Будет трудный развод и разрушенные отношения с сыном. Но до этого молодой и очень организованный юноша, несмотря на полную слепоту, начнет писать стихи, поступит в Литературный институт и станет много писать.

Первый успех


Первый успех пришел к нему тогда, когда стихи его опубликовали в журнале «Огонек» с легкой руки Корнея Чуковского, которому отправил Асадов свои творения впервые, еще находясь в госпитале. Корней Иванович раскритиковал творчество юного поэта, но при этом настоятельно посоветовал Асадову не бросать начатое, написав ему: «...Вы – истинный поэт. Ибо у Вас есть то подлинное поэтическое дыхание, которое присуще только поэту!»


С этого момента жизнь его снова круто изменится. Он станет писать о самом главном человеческом качестве – способности любить. Критики относились к его творчеству весьма снисходительно, считая эго произведения слишком простыми. Зато трудно было найти человека, который бы не знал стихов Асадова. Всенародная любовь и признание были ответом критикам.

Творческие вечера с участием любимого поэта неизменно собирали полные залы. Люди узнавали себя в его произведениях и писали письма благодарности и признательности за столь точное описание чувств. Никто и не догадывался, насколько поэт одинок в личной жизни. Но все изменила одна-единственная встреча.

Литературная встреча


На одной из литературных встреч актриса Москонцерта Галина Разумовская попросила пропустить ее выступление вперед, так как она боялась опоздать на самолет. Она должна была читать стихи женщин-поэтов. Асадов тогда пошутил, что мужчины тоже пишут. Она осталась послушать, что он станет читать. После его выступления попросила прислать стихи ей в Ташкент, чтобы она смогла их читать. После своего выступления Галина написала автору обстоятельное письмо о том, какой успех имели его произведения.

Он очень боялся вновь ошибиться, но Галина Разумовская стала для него не только женой. Она стала его глазами, его чувствами, его настоящей любовью. Он нашел в себе силы в этот момент порвать свои прошлые, очень тяготившие его отношения. И уйти к той, которую любит. Свои потрясающие стихи он посвятил именно ей.

Простое счастье


С тех пор она всегда принимала участие в его творческих вечерах, читала его стихи, сопровождала всюду. Только стихи он писал самостоятельно, вслепую набирая их на печатной машинке.

Вся жизнь семьи Асадовых была подчинена четкому графику: ранний подъем, завтрак в семь утра и затем в кабинете начитывал стихи на диктофон. После обеда, который всегда был в два часа, поэт садился печатать свои стихи. А супруга уже после начисто перепечатывала их, готовила к сдаче в издательство.


Он не использовал в быту никаких приспособлений для незрячих, кроме специальных часов, позволяющих ему определять время. Он очень любил дисциплинированность, терпеть не мог необязательности или непунктуальности.


Галина Валентиновна в 60 лет научилась водить машину, чтоб супруг мог с комфортом перемещаться по городу и посещать дачу. Она категорически отказывалась от приобретения телевизора, ибо считала неэтичным смотреть его при незрячем муже. Зато они вместе слушали радио, а еще Галина Валентиновна читала ему вслух книги, газеты, журналы. Он даже не пользовался палочкой, потому что с ним рядом всегда была Галина, помогавшая и направлявшая его в самом прямом смысле.


Она ушла из жизни раньше своего супруга, скончавшись от сердечного приступа в 1997 году. Поэт вспоминал этот период, как один из самых сложных в своей жизни. Ведь он остался совсем один. И снова писал. Ей, своей любимой, но уже неземной.

Сквозь звёздный звон, сквозь истины и ложь,
Сквозь боль и мрак и сквозь ветра потерь
Мне кажется, что ты ещё придёшь
И тихо-тихо постучишься в дверь…
На нашем, на знакомом этаже,
Где ты навек впечаталась в рассвет,
Где ты живёшь и не живёшь уже
И где, как песня, ты и есть, и нет.
А то вдруг мниться начинает мне,
Что телефон однажды позвонит
И голос твой, как в нереальном сне,
Встряхнув, всю душу разом опалит.
И если ты вдруг ступишь на порог,
Клянусь, что ты любою можешь быть!
Я жду. Ни саван, ни суровый рок,
И никакой ни ужас и ни шок
Меня уже не смогут устрашить!
Да есть ли в жизни что-нибудь страшней
И что-нибудь чудовищнее в мире,
Чем средь знакомых книжек и вещей,
Застыв душой, без близких и друзей,
Бродить ночами по пустой квартире…

Но бойцовский характер не позволил ему сдать свои позиции. Он снова ринулся в творческий бой и смог одержать победу над депрессией и одиночеством. На помощь к нему пришли его боевые друзья, все – генералы, как гордо он говорил.


И вскоре в свет вышла его очередная книга «Не надо сдаваться, люди!». Он не сдавался до самого конца, в 2004 году. Он писал, встречался с почитателями своего таланта и искренне радовался жизни до последнего дня, пока сердечный приступ не унес его жизнь.

Эдуард Асадов был счастлив со своей любимой. Великий сказочник так и не смог растопить сердце своей снежной королевы.

, Московская область , Россия) - советский поэт и прозаик .

Биография

В последние годы жил и работал в писательском посёлке ДНТ Красновидово . Умер 21 апреля 2004 года в Одинцово . Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище . Своё сердце Эдуард Асадов завещал захоронить на Сапун-горе в Севастополе , однако, по свидетельствам работников музея на Сапун-горе, родственники были против, поэтому завещание поэта выполнено не было.

Творческая деятельность

Эдуард Асадов - автор 47 книг: «Снежный вечер» (1956), «Солдаты вернулись с войны» (1957), «Во имя большой любви» (1962), «Лирические страницы» (1962), «Я люблю навсегда» (1965), «Будьте счастливы, мечтатели» (1966), «Остров романтики» (1969), «Доброта» (1972), «Песня о бессловесных друзьях» (1974), «Ветра беспокойных лет» (1975), «Созвездие Гончих Псов» (1976), «Годы мужества и любви» (1978), «Компас счастья» (1979), «Именем совести» (1980), «Дым Отечества» (1983), «Сражаюсь, верую, люблю!» (1983), «Высокий долг» (1986), «Судьбы и сердца» (1990), «Зарницы войны» (1995), «Не надо сдаваться, люди» (1997), «Не надо отдавать любимых» (2000), «Не проходите мимо любви. Поэзия и проза» (2000), «Смеяться лучше, чем терзаться. Поэзия и проза» (2001) и другие. Кроме того, Эдуард Асадов писал и прозу (рассказы «Зарницы войны», «Разведчица Саша», повесть «Фронтовая весна»), переводил стихи поэтов Башкирии , Грузии , Калмыкии , Казахстана , Узбекистана .

Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась…

Асадов писал лирические стихи, поэмы (в том числе автобиографическая «Снова в строй», 1948), рассказы, эссе, повесть «Гоголевский бульвар» (сборник «Не смейте бить человека!», Москва: Славянский диалог, 1998). В разное время работал литконсультантом в «Литературной газете» , журналах «Огонёк» и «Молодая гвардия» , в издательстве «Молодая гвардия» . После распада СССР публиковался в издательствах «Славянский диалог» , «Эксмо» и «Русская книга» .

Асадов стал популярен с начала 1960-х годов. Его книги, выходившие 100-тысячными тиражами, моментально исчезали с прилавков книжных магазинов. Литературные вечера поэта, организованные по линии Бюро пропаганды Союза писателей СССР , Москонцерта и различных филармоний, на протяжении почти 40 лет проходили с неизменным аншлагом в крупнейших концертных залах страны, вмещавших до 3000 человек. Их постоянной участницей была супруга поэта - актриса, мастер художественного слова Галина Разумовская .

Эдуард Асадов в своих стихотворениях обращался к лучшим человеческим качествам - к доброте, верности, благородству, великодушию, патриотизму, справедливости. Стихи он зачастую посвящал молодежи, стремясь передать новому поколению накопленный опыт.

Семья

  • Курдов Иван (Ованес) Галустович - дед поэта. Земский врач. В молодые годы секретарь Н. Г. Чернышевского
  • Асадова Лидия Ивановна (1902-1984) - мать поэта
  • Разумовская (Асадова) Галина Валентиновна (1925-1997) - жена (артистка «Москонцерта»)

Награды

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (7 февраля ) - за большие заслуги в развитии отечественной литературы
  • Орден Почёта (7 сентября ) - за большой вклад в отечественную литературу
  • Орден Дружбы Народов (20 октября ) - за заслуги в развитии отечественной литературы и укрепление межнациональных культурных связей
  • Орден Отечественной войны I степени (11 марта 1985)
  • Орден Красной Звезды (1 февраля 1945)
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

18 ноября 1998 года указом так называемого постоянного Президиума Съезда народных депутатов СССР Эдуарду Асадову присвоено звание «Герой Советского Союза» с вручением ордена Ленина.

Память

На Сапун-горе в музее «Защита и освобождение Севастополя» есть стенд, посвящённый Эдуарду Асадову и его творчеству.

Библиография

  • Эдуард Асадов. Не надо отдавать любимых: стихи. - Москва, Эксмо. 384 c., ил., 2009. - ISBN 978-5-699-16799-9 .
  • Эдуард Асадов. Что такое счастье: Стихотворения. "Золотая серия поэзии". - Москва, Эксмо. 416 c., ил., 2008. - ISBN 978-5-699-16801-9 .
  • Эдуард Асадов. Лирика. - Эксмо, 2006. - ISBN 5-699-07653-0 .
  • Ты снова придешь ко мне. Поэзия и проза. - Эксмо-Пресс, 2006. - ISBN 5-04-010208-8 .
  • У любви не бывает разлук. - Эксмо, 2006. - ISBN 5-699-02419-0 .
  • Первое свидание. - Эксмо, 2006. - ISBN 5-699-12006-8 .
  • Праздники наших дней. - Эксмо, 2006. - ISBN 5-699-05781-1 .
  • Что такое счастье. - Эксмо, 2005. - ISBN 5-04-009969-X .
  • Когда стихи улыбаются. - Эксмо, 2004. - ISBN 5-699-06268-8 .
  • Дорога в крылатое завтра. - Эксмо, 2004. - ISBN 5-699-04893-6 .
  • Эдуард Асадов. Собрание сочинений в шести томах. - Граница, 2003. - ISBN 5-86436-331-6 .
  • Эдуард Асадов. Собрание сочинений в трёх томах. - Москва: Художественная литература, 1987.
  • Эдуард Асадов. Избранное. В двух томах. - Художественная литература, 1981.
  • Во имя большой любви. - Молодая гвардия, 1963.

Напишите отзыв о статье "Асадов, Эдуард Аркадьевич"

Примечания

Литература

  • Розанов И. И. Русская советская поэзия 50-70х годов. Хрестоматия. - Минск: Вышэйшая школа, 1982.
  • Ради вас, люди/И. С. Стрельбицкий .-М.:Советская Россия, 1979
  • Л. И. Дзюбинский. Герои города Серова. Серов. 2010 год.

Ссылки

Биография

  • // РИА «Новости»

Отрывок, характеризующий Асадов, Эдуард Аркадьевич

– Поймала? – сказал Николай.
– Ты об чем думал теперь, Николенька? – спросила Наташа. – Они любили это спрашивать друг у друга.
– Я? – сказал Николай вспоминая; – вот видишь ли, сначала я думал, что Ругай, красный кобель, похож на дядюшку и что ежели бы он был человек, то он дядюшку всё бы еще держал у себя, ежели не за скачку, так за лады, всё бы держал. Как он ладен, дядюшка! Не правда ли? – Ну а ты?
– Я? Постой, постой. Да, я думала сначала, что вот мы едем и думаем, что мы едем домой, а мы Бог знает куда едем в этой темноте и вдруг приедем и увидим, что мы не в Отрадном, а в волшебном царстве. А потом еще я думала… Нет, ничего больше.
– Знаю, верно про него думала, – сказал Николай улыбаясь, как узнала Наташа по звуку его голоса.
– Нет, – отвечала Наташа, хотя действительно она вместе с тем думала и про князя Андрея, и про то, как бы ему понравился дядюшка. – А еще я всё повторяю, всю дорогу повторяю: как Анисьюшка хорошо выступала, хорошо… – сказала Наташа. И Николай услыхал ее звонкий, беспричинный, счастливый смех.
– А знаешь, – вдруг сказала она, – я знаю, что никогда уже я не буду так счастлива, спокойна, как теперь.
– Вот вздор, глупости, вранье – сказал Николай и подумал: «Что за прелесть эта моя Наташа! Такого другого друга у меня нет и не будет. Зачем ей выходить замуж, всё бы с ней ездили!»
«Экая прелесть этот Николай!» думала Наташа. – А! еще огонь в гостиной, – сказала она, указывая на окна дома, красиво блестевшие в мокрой, бархатной темноте ночи.

Граф Илья Андреич вышел из предводителей, потому что эта должность была сопряжена с слишком большими расходами. Но дела его всё не поправлялись. Часто Наташа и Николай видели тайные, беспокойные переговоры родителей и слышали толки о продаже богатого, родового Ростовского дома и подмосковной. Без предводительства не нужно было иметь такого большого приема, и отрадненская жизнь велась тише, чем в прежние годы; но огромный дом и флигеля всё таки были полны народом, за стол всё так же садилось больше человек. Всё это были свои, обжившиеся в доме люди, почти члены семейства или такие, которые, казалось, необходимо должны были жить в доме графа. Таковы были Диммлер – музыкант с женой, Иогель – танцовальный учитель с семейством, старушка барышня Белова, жившая в доме, и еще многие другие: учителя Пети, бывшая гувернантка барышень и просто люди, которым лучше или выгоднее было жить у графа, чем дома. Не было такого большого приезда как прежде, но ход жизни велся тот же, без которого не могли граф с графиней представить себе жизни. Та же была, еще увеличенная Николаем, охота, те же 50 лошадей и 15 кучеров на конюшне, те же дорогие подарки в именины, и торжественные на весь уезд обеды; те же графские висты и бостоны, за которыми он, распуская всем на вид карты, давал себя каждый день на сотни обыгрывать соседям, смотревшим на право составлять партию графа Ильи Андреича, как на самую выгодную аренду.
Граф, как в огромных тенетах, ходил в своих делах, стараясь не верить тому, что он запутался и с каждым шагом всё более и более запутываясь и чувствуя себя не в силах ни разорвать сети, опутавшие его, ни осторожно, терпеливо приняться распутывать их. Графиня любящим сердцем чувствовала, что дети ее разоряются, что граф не виноват, что он не может быть не таким, каким он есть, что он сам страдает (хотя и скрывает это) от сознания своего и детского разорения, и искала средств помочь делу. С ее женской точки зрения представлялось только одно средство – женитьба Николая на богатой невесте. Она чувствовала, что это была последняя надежда, и что если Николай откажется от партии, которую она нашла ему, надо будет навсегда проститься с возможностью поправить дела. Партия эта была Жюли Карагина, дочь прекрасных, добродетельных матери и отца, с детства известная Ростовым, и теперь богатая невеста по случаю смерти последнего из ее братьев.
Графиня писала прямо к Карагиной в Москву, предлагая ей брак ее дочери с своим сыном и получила от нее благоприятный ответ. Карагина отвечала, что она с своей стороны согласна, что всё будет зависеть от склонности ее дочери. Карагина приглашала Николая приехать в Москву.
Несколько раз, со слезами на глазах, графиня говорила сыну, что теперь, когда обе дочери ее пристроены – ее единственное желание состоит в том, чтобы видеть его женатым. Она говорила, что легла бы в гроб спокойной, ежели бы это было. Потом говорила, что у нее есть прекрасная девушка на примете и выпытывала его мнение о женитьбе.
В других разговорах она хвалила Жюли и советовала Николаю съездить в Москву на праздники повеселиться. Николай догадывался к чему клонились разговоры его матери, и в один из таких разговоров вызвал ее на полную откровенность. Она высказала ему, что вся надежда поправления дел основана теперь на его женитьбе на Карагиной.
– Что ж, если бы я любил девушку без состояния, неужели вы потребовали бы, maman, чтобы я пожертвовал чувством и честью для состояния? – спросил он у матери, не понимая жестокости своего вопроса и желая только выказать свое благородство.
– Нет, ты меня не понял, – сказала мать, не зная, как оправдаться. – Ты меня не понял, Николинька. Я желаю твоего счастья, – прибавила она и почувствовала, что она говорит неправду, что она запуталась. – Она заплакала.
– Маменька, не плачьте, а только скажите мне, что вы этого хотите, и вы знаете, что я всю жизнь свою, всё отдам для того, чтобы вы были спокойны, – сказал Николай. Я всем пожертвую для вас, даже своим чувством.
Но графиня не так хотела поставить вопрос: она не хотела жертвы от своего сына, она сама бы хотела жертвовать ему.
– Нет, ты меня не понял, не будем говорить, – сказала она, утирая слезы.
«Да, может быть, я и люблю бедную девушку, говорил сам себе Николай, что ж, мне пожертвовать чувством и честью для состояния? Удивляюсь, как маменька могла мне сказать это. Оттого что Соня бедна, то я и не могу любить ее, думал он, – не могу отвечать на ее верную, преданную любовь. А уж наверное с ней я буду счастливее, чем с какой нибудь куклой Жюли. Пожертвовать своим чувством я всегда могу для блага своих родных, говорил он сам себе, но приказывать своему чувству я не могу. Ежели я люблю Соню, то чувство мое сильнее и выше всего для меня».
Николай не поехал в Москву, графиня не возобновляла с ним разговора о женитьбе и с грустью, а иногда и озлоблением видела признаки всё большего и большего сближения между своим сыном и бесприданной Соней. Она упрекала себя за то, но не могла не ворчать, не придираться к Соне, часто без причины останавливая ее, называя ее «вы», и «моя милая». Более всего добрая графиня за то и сердилась на Соню, что эта бедная, черноглазая племянница была так кротка, так добра, так преданно благодарна своим благодетелям, и так верно, неизменно, с самоотвержением влюблена в Николая, что нельзя было ни в чем упрекнуть ее.
Николай доживал у родных свой срок отпуска. От жениха князя Андрея получено было 4 е письмо, из Рима, в котором он писал, что он уже давно бы был на пути в Россию, ежели бы неожиданно в теплом климате не открылась его рана, что заставляет его отложить свой отъезд до начала будущего года. Наташа была так же влюблена в своего жениха, так же успокоена этой любовью и так же восприимчива ко всем радостям жизни; но в конце четвертого месяца разлуки с ним, на нее начинали находить минуты грусти, против которой она не могла бороться. Ей жалко было самое себя, жалко было, что она так даром, ни для кого, пропадала всё это время, в продолжение которого она чувствовала себя столь способной любить и быть любимой.
В доме Ростовых было невесело.

Пришли святки, и кроме парадной обедни, кроме торжественных и скучных поздравлений соседей и дворовых, кроме на всех надетых новых платьев, не было ничего особенного, ознаменовывающего святки, а в безветренном 20 ти градусном морозе, в ярком ослепляющем солнце днем и в звездном зимнем свете ночью, чувствовалась потребность какого нибудь ознаменования этого времени.
На третий день праздника после обеда все домашние разошлись по своим комнатам. Было самое скучное время дня. Николай, ездивший утром к соседям, заснул в диванной. Старый граф отдыхал в своем кабинете. В гостиной за круглым столом сидела Соня, срисовывая узор. Графиня раскладывала карты. Настасья Ивановна шут с печальным лицом сидел у окна с двумя старушками. Наташа вошла в комнату, подошла к Соне, посмотрела, что она делает, потом подошла к матери и молча остановилась.
– Что ты ходишь, как бесприютная? – сказала ей мать. – Что тебе надо?
– Его мне надо… сейчас, сию минуту мне его надо, – сказала Наташа, блестя глазами и не улыбаясь. – Графиня подняла голову и пристально посмотрела на дочь.
– Не смотрите на меня. Мама, не смотрите, я сейчас заплачу.
– Садись, посиди со мной, – сказала графиня.
– Мама, мне его надо. За что я так пропадаю, мама?… – Голос ее оборвался, слезы брызнули из глаз, и она, чтобы скрыть их, быстро повернулась и вышла из комнаты. Она вышла в диванную, постояла, подумала и пошла в девичью. Там старая горничная ворчала на молодую девушку, запыхавшуюся, с холода прибежавшую с дворни.
– Будет играть то, – говорила старуха. – На всё время есть.
– Пусти ее, Кондратьевна, – сказала Наташа. – Иди, Мавруша, иди.
И отпустив Маврушу, Наташа через залу пошла в переднюю. Старик и два молодые лакея играли в карты. Они прервали игру и встали при входе барышни. «Что бы мне с ними сделать?» подумала Наташа. – Да, Никита, сходи пожалуста… куда бы мне его послать? – Да, сходи на дворню и принеси пожалуста петуха; да, а ты, Миша, принеси овса.
– Немного овса прикажете? – весело и охотно сказал Миша.
– Иди, иди скорее, – подтвердил старик.
– Федор, а ты мелу мне достань.
Проходя мимо буфета, она велела подавать самовар, хотя это было вовсе не время.
Буфетчик Фока был самый сердитый человек из всего дома. Наташа над ним любила пробовать свою власть. Он не поверил ей и пошел спросить, правда ли?
– Уж эта барышня! – сказал Фока, притворно хмурясь на Наташу.
Никто в доме не рассылал столько людей и не давал им столько работы, как Наташа. Она не могла равнодушно видеть людей, чтобы не послать их куда нибудь. Она как будто пробовала, не рассердится ли, не надуется ли на нее кто из них, но ничьих приказаний люди не любили так исполнять, как Наташиных. «Что бы мне сделать? Куда бы мне пойти?» думала Наташа, медленно идя по коридору.
– Настасья Ивановна, что от меня родится? – спросила она шута, который в своей куцавейке шел навстречу ей.
– От тебя блохи, стрекозы, кузнецы, – отвечал шут.
– Боже мой, Боже мой, всё одно и то же. Ах, куда бы мне деваться? Что бы мне с собой сделать? – И она быстро, застучав ногами, побежала по лестнице к Фогелю, который с женой жил в верхнем этаже. У Фогеля сидели две гувернантки, на столе стояли тарелки с изюмом, грецкими и миндальными орехами. Гувернантки разговаривали о том, где дешевле жить, в Москве или в Одессе. Наташа присела, послушала их разговор с серьезным задумчивым лицом и встала. – Остров Мадагаскар, – проговорила она. – Ма да гас кар, – повторила она отчетливо каждый слог и не отвечая на вопросы m me Schoss о том, что она говорит, вышла из комнаты. Петя, брат ее, был тоже наверху: он с своим дядькой устраивал фейерверк, который намеревался пустить ночью. – Петя! Петька! – закричала она ему, – вези меня вниз. с – Петя подбежал к ней и подставил спину. Она вскочила на него, обхватив его шею руками и он подпрыгивая побежал с ней. – Нет не надо – остров Мадагаскар, – проговорила она и, соскочив с него, пошла вниз.
Как будто обойдя свое царство, испытав свою власть и убедившись, что все покорны, но что всё таки скучно, Наташа пошла в залу, взяла гитару, села в темный угол за шкапчик и стала в басу перебирать струны, выделывая фразу, которую она запомнила из одной оперы, слышанной в Петербурге вместе с князем Андреем. Для посторонних слушателей у ней на гитаре выходило что то, не имевшее никакого смысла, но в ее воображении из за этих звуков воскресал целый ряд воспоминаний. Она сидела за шкапчиком, устремив глаза на полосу света, падавшую из буфетной двери, слушала себя и вспоминала. Она находилась в состоянии воспоминания.

Статьи по теме