Малев леонид иванович. Так когда в этой истории будет поставлена точка

Генерал-полковник Колмаков Александр Петрович родился 31 июля 1955 г. в г. Калининграде Московской области. В 1976 г. окончил Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени Ленинского комсомола.

По окончании училища был назначен командиром взвода 357-го гвардейского парашютно-десантного полка. Был заместителем командира и командиром роты. С декабря 1979-го по декабрь 1981 г. проходил службу в составе Ограниченного контингента советских войск в Афганистане, где был назначен начальником штаба батальона 357 гвардейского парашютно-десантного полка.

С декабря 1981-го по август 1982 г. - начальник штаба батальона 301-го учебного парашютно-десантного полка.

В 1985 г. с отличием окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе и был назначен командиром батальона 108-го гвардейского парашютно-десантного полка, с августа 1985 г. - заместитель командира, а с сентября 1986-го по октябрь 1989 г. - командир 300-го гвардейского парашютно-десантного полка.

С октября 1989-го по февраль 1991 г. - заместитель командира 98-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, а с февраля 1991-го по август 1993 г. - командир 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии.

В 1995 г. окончил Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и был назначен первым заместителем командующего армией. С 1998 г. - командующий армией, с 2000 г. - заместитель командующего войсками Дальневосточного военного округа. С 2003 по 2007 г. - командующий Воздушно-десантными войсками.

С 2007 по 2010 г. - первый заместитель Министра обороны Российской Федерации. Уволен в запас в 2010 г.

Заместители Председателя ДОСААФ России

Первый заместитель Председателя ДОСААФ России

Малев Леонид Иванович

В 1977 г.Окончил Львовское высшее военно-политическое училище, факультет культпросветработников.
В 1985 г Военно-политическая академию им. В.И. Ленина, общевойсковой факультет.
В 1992 г.Адъюнктуру при Гуманитарной академии ВС.

Служебная деятельность:
C 1977-1982 гг. 300 гвардейский учебно-танковый полк 48 гвардейской учебной танковой дивизии, начальник клуба, заместитель командира батальона учебно-боевых танков по политической части.
1987 г. - 181 танковый полк 24 мотострелковая дивизия, заместитель командира полка по политической части.
С 1987 по 1989 гг. Львовской высшее военно-политическое училище, преподаватель кафедры партийно-политической работы.
С 1992 по 1992 гг. Управление культуры и досуга комитета по работе с личным составом Вооружённых Сил РФ, начальник культурно-коммерческого отдела.
С 1992 по 1994 гг. Главное управление по работе с личным составом Министерства обороны Российской Федерации, начальник группы отдела культуры.
С 1994 по 1995 гг. Управление воспитательной работы МО РФ, начальник группы 4 отдела (1994-1995).
С 1995 по 2002 гг. Главное управление воспитательной работы МО РФ, начальник группы отдела культуры, заместитель начальника отдела культуры, заместитель начальника отдела культуры управления воспитательной работы, начальник отдела культуры управления воспитательной работы (1995-2002).
С 2002-2016 гг Начальник Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В.Александрова.
2016 г. Главный редактор федеральной газеты «Мир новостей».
С июня 2017 г. заместитель Председателя ДОСААФ России.
С февраля 2018 г. - Первый заместитель Председателя ДОСААФ России

Награжден:
Медалью «За безупречную службу» 3 степени (1982). Медалью «60 лет ВС СССР» (1978)Юбилейной медалью «70 лет ВС СССР» (1988). Медалью «За безупречную службу» 2 степени (1988). Почётным званием «Заслуженный работник культуры РФ» (1997). Медалью «В память 850-летия Москвы» (1997). Знаком «За достижения в культуре» (2000). Медалю «За воинскую доблесть» 1 степени (2000). Нагрудным знаком «За отличие в службе» (2001). Орденом «За воинские заслуги» (2002)

Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени, «За военные заслуги», «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 2-й и 3-й степени, медалями.

Стаськов Николай Викторович

Статс-секретарь -

Родился 28 августа 1951 г. в с. Буда Смоленской области.
В 1973 г. - окончил Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище.
В 1993 г. - окончил Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил РФ.

Прохождение военной службы
1977-1978 гг.- военный специалист в Эфиопии.

Участник боевых действий в Эфиопии, Чеченской Республике и в Абхазии.
1987 г. - командир учебной воздушно-десантной дивизии.
С 1987 по 1991 гг. - начальник окружного учебного центра подготовки младших специалистов ВДВ.
С 1993 по 1998 гг. - заместитель командующего ВДВ по миротворческим силам.
С 1998 по 2005 гг. - начальник штаба - первый заместитель командующего ВДВ России.
С 2011 по 2014 гг. - советник генерального директора ОАО ЦНИИ «Циклон».
С января 2015 г. - представитель Председателя ДОСААФ России по взаимодействию с Государственной Думой Федерального собрания Российской Федерации.
С января 2016 г. - представитель ДОСААФ России по взаимодействию с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и Совета Федерации Российской Федерации.
С апреля 2016 г. - заместитель Председателя ДОСААФ России - статс-секретарь.

Воинское звание - генерал-лейтенант запаса.
Член-корреспондент Академии безопасности, обороны и правопорядка.
Награждён: орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III ст., «За военные заслуги», «За личное мужество», «За заслуги перед Отечеством» IV ст., 11 медалями.

Усков Александр Михайлович

Директор Департамента организационно-плановой работы, работы с регионами и повседневной деятельности - заместитель Председателя ДОСААФ России

Родился 16 февраля 1952 года в Челябинске. В 1973 году окончил Челябинское высшее танковое командное училище, в 1985 году Военную академию бронетанковых войск, в 1993 году Военную академию Генерального штаба ВС РФ.

Прохождение военной службы:

С 1973 по 1976 год - командир танкового взвода.
С 1976 по 1979 год - командир танковой роты.
С 1979 по 1982 год - офицер, старший офицер оперативного отдела штаба армии.
С 1985 по 1991 год - старший офицер-оператор направления управления Генерального штаба ВС РФ.
С 1993 по 1994 год - старший офицер-оператор направления управления Генерального штаба ВС РФ.
С 1994 по 1998 год - заместитель начальника оперативного управления штаба Дальневосточного военного округа.
С 1998 по 2003 год - начальник оперативного управления - заместитель начальника штаба Дальневосточного военного округа.
С 2003 по 2005 год - заместитель начальника Главного штаба Сухопутных войск.
С 2005 по 2008 год - главный военный советник в Сирии.

Награжден:
орденом «За военные заслуги» и многими медалями.

Кормильцев Виталий Николаевич

Заместитель Председателя ДОСААФ России

В 1989 г. - окончил Омское высшее общевойсковое командное училище по специальности «инженер по эксплуатации бронетанковой и автомобильной техники».
В 1997 г. - окончил Военную академию им. М.В. Фрунзе по специальности «Командно-штабная оперативно-тактическая».
В 2004 г. - окончил Военную академию Генерального штаба по программе «Специалист по военному и государственному управлению».

Прохождение военной службы:
С 1989 по 1994 гг. - служба в Вооруженных Силах (на территории Германии и Дальнего Востока).
С 1997 по 2002 гг. - служба в Главном оперативном управлении Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
С 2004 по 2008 гг. - служба в Объединенном штабе Организации Договора о коллективной безопасности.
С 2008 по 2010 гг. - служба в Главном оперативном управлении Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
Воинское звание - генерал-майор запаса
С 2010 по 2011 гг. - начальник отдела по взаимодействию с Министерством обороны РФ ОАО «Электромашина», советник Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации.
С 2011 по 2012 гг. - руководитель Центра отраслевой стандартизации научно-исследовательского института транспортировки нефти и нефтепродуктов «АК Транснефть».
С 2012 по 2013 гг. - заместитель директора Центрального стрелково-спортивного клуба ДОСААФ России.
С 2013 по 2017 гг. - директор Московского городского стрелково-спортивного клуба ДОСААФ России.
С января 2017 г. - заместитель Председателя ДОСААФ России.

Награжден государственными и ведомственными орденами и медалями.

Лебедев Павел Владимирович

Заместитель Председателя ДОСААФ России

В 1994 году - Ярославское высшее военное финансовое ордена Красной Звезды училище им. генерала армии А.В. Хрулёва.

В 2005 году - Авиационный учебный центр малой авиации АНО «Высота», Центральные курсы повышения квалификации руководящего состава РОСТО (ДОСААФ).

Прохождение военной службы:

С 1994 по 2005 год служил начальником финансовой службы батальона, полка, бригады, дивизии, старшим инспектором - ревизором Финансовой инспекции Московского военного округа.

В системе ДОСААФ с 2005 года.

Занимал должности:

Начальника штаба Авиационного учебного центра АНО «Высота», Начальника Авиационного учебного центра АНО «Высота» (подготовка пилотов малой авиации)

Заместителя Председателя Регионального отделения ДОСААФ России Приморского края

Председателя Регионального отделения ДОСААФ России Тульской области

Советника Председателя ДОСААФ России

С октября 2018 года - заместитель Председателя ДОСААФ России

Участник боевых действий в Чеченской Республике в 1999 - 2001 гг.

Награжден государственными и ведомственными орденами и медалями.

Окончил Львовское высшее военно-политическое училище, факультет культпросветработников в 1977 г., Военно-политическая академию им. В.И. Ленина, общевойсковой факультет в 1985 г., адъюнктуру при Гуманитарной академии ВС в 1992 г.

Служебная деятельность:
1. 300 гвардейский учебно-танковый полк 48 гвардейской учебной танковой дивизии, начальник клуба, заместитель батальона учебно-боевых танков по политической части (1977-1982).
2. 181 танковый полк 24 мотострелковая дивизия, заместитель командира полка по политической части (1987).
3. Львовской высшее военно-политическое училище, преподаватель кафедры партийно-политической работы (1987-1989).
4. Управление культуры и досуга комитета по работе с личным составом Вооружённых Сил, начальник культурно-коммерческого отдела (1992).
5. Главное управление по работе с личным составом Министерства обороны Российской Федерации, начальник группы отдела культуры (1992-1994).
6. Управление воспитательной работы МО РФ, начальник группы 4 отдела (1994-1995).
7. Главное управление воспитательной работы МО РФ, начальник группы отдела культуры, заместитель начальника отдела культуры, заместитель начальника отдела культуры управления воспитательной работы, начальник отдела культуры управления воспитательной работы (1995-2002).
8. Начальник Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В.Александрова (с 2002).

  • Медаль « За безупречную службу» 3 степени (1982).
  • Медаль «60 лет ВС СССР» (1978).
  • Юбилейная медаль «70 лет ВС СССР» (1988).
  • Медаль «За безупречную службу» 2 степени (1988).
  • Почётное звание «Заслуженный работник культуры РФ» (1997).
  • Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997).
  • Знак «За достижения в культуре» (2000).
  • Медаль «За воинскую доблесть» 1 степени (2000).
  • Нагрудный знак «За отличие в службе» (2001).
  • Орден «За воинские заслуги» (2002).

ПОБЕЖДАТЬ МОЖНО НЕ ТОЛЬКО НА ПОЛЕ БРАНИ, НО И НА КОНЦЕРТНЫХ ПОДМОСТКАХ. Это уже 80 лет доказывает Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова.

Дата его рождения - 1928 год. По инициативе культпросветработника Ф.Н. Даниловича было решено при Центральном Доме Красной Армии (ЦДКА) создать постоянно действующий красноармейский коллектив, пропагандирующий посредством литературно-музыкальных монтажей и песен героическую историю Красной Армии. В качестве музыкального руководителя был приглашен профессор Московской консерватории, регент Храма Христа Спасителя, выдающийся хормейстер и композитор Александр Васильевич Александров, впоследствии автор легендарной песни «Священная война» (1941 г.) и Гимна Советского Союза (1943 г.), а с 2001 года и Российской Федерации.

Первое выступление коллектива состоялось 12 октября 1928 г. в ЦДКА. Был показан литературно-музыкальный монтаж «22-я Краснодарская дивизия в песнях». Премьера прошла с таким успехом, что уже 1 декабря коллектив в составе восьми певцов, двух танцоров, баяниста и чтеца был официально зачислен в штат и получил название «Ансамбль красноармейской песни ЦДКА имени М.В. Фрунзе». Уже в середине 1930-х годов численность ансамбля выросла до 300 чел., а его известность вышла далеко за пределы России. В 1937 году состоялась первая зарубежная поездка коллектива на Международную выставку техники и искусства в Париже.

Успех ансамбля превзошел самые смелые ожидания. Пятнадцать концертов во Франции, из которых тринадцать прошли в Париже, стали настоящим триумфом. За блестящие концертные выступления ансамблю была присуждена высшая награда - Гран-при.

Пляска «Казачья кавалерийская». Исполняет танцевальная группа ансамбля

МАЛЕВ Леонид Иванович родился 28 августа 1953 г. в г. Львове Украинской ССР (ныне - Украина). В 1971 году был призван на срочную службу в Вооруженные Силы СССР. В 1977 году окончил с золотой медалью факультет культпросветработников Львовского высшего военно-политического училища. Проходил службу в Киевском и Прикарпатском военных округах на должностях, связанных с воспитанием личного состава. В 1985 году окончил Военно-политическую академию имени В.И. Ленина, а в 1991-м - адъюнктуру при этой академии.
В 1991-2002 гг. занимал различные должности в Главном управлении воспитательной работы Вооруженных Сил РФ.
В 2002 году назначен начальником Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Награжден орденами «За военные заслуги» и Почета, 11 медалями.
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. ансамбль активно продолжал свою деятельность. В эти годы музыканты разучили около 200 песен и дали свыше 1500 концертов для фронтовиков. В первые дни войны А.В. Александров и поэт В.И. Лебедев-Кумач создали гениальную песню «Священная война», ставшую музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Под эту песню в исполнении ансамбля с Белорусского вокзала уезжали на фронт воинские эшелоны с бойцами. Существует легенда о том, что во время битвы под Москвой в 1942 году «Священную войну» передавали для передовых частей по полевым телефонам.
Александр Васильевич Александров возглавлял ансамбль в течение 18 лет. В 1946 году дело своего отца продолжил композитор и дирижер Борис Александров, проработавший в коллективе 41 год. Руководимый им ансамбль называли «флагманом боевой песенной эскадры». С александровцами сотрудничали все знаменитые композиторы-песенники страны: Дмитрий и Даниил Покрассы, Василий Соловьев-Седой, Марк Фрадкин, Анатолий Новиков, Исаак Дунаевский, Матвей Блантер, Александр Долуханян, Борис Мокроусов, Тихон Хренников, Александра Пахмутова, Вано Мурадели, Серафим Туликов, Эдуард Колмановский и многие другие.
Ансамбль побывал с гастролями более чем в 60 странах мира, и повсюду его выступления встречались громом аплодисментов. Только за последние четыре года их исполнительским мастерством восхищались Папа Римский Иоанн Павел II в Ватикане и Председатель КНР Ху Цзиньтао в Пекине, королевская семья в Марокко, президенты Польши и Словакии. В 2005 году ансамбль принял участие в торжествах, посвященных 60-летию освобождения немецко-фашистского концентрационного лагеря Освенцим в Польше, участвовал в открытии фестиваля «Русская зима» в Англии, проведенного в ознаменование 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, побывал во всех городах-героях. В том же, 2005-м, году александровцы почтили память погибших от теракта 11 сентября 2001 г. выступлением на месте разрушенных зданий Всемирного торгового центра в Нью-Йорке в США. В мае 2007 года ансамбль спел «Священную войну» в штаб-квартире НАТО в Брюсселе…
Сегодня в гостях у «РВО» директор Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова заслужечнный работник культуры РФ Леонид Малев.

Пределин Виктор выступает перед военнослужащими Российской армии

Леонид Иванович, какой он, современный армейский ансамбль, сегодня?

Наш ансамбль - это высокопрофессиональный коллектив с большими возможностями, а говоря военным языком - боеготовый к выполнению любых творческих задач - музыкальных, танцевальных. Сегодня в штате ансамбля 190 чел., в том числе - 11 солистов, мужской хор (60 чел.), оркестр (40 чел.), смешанная танцевальная группа (31 чел.). Все артисты ансамбля имеют специальное музыкальное и хореографическое образование.

Художественный руководитель и главный дирижер ансамбля - народный артист РФ, профессор Игорь Иванович Раевский, главный балетмейстер - народный артист РФ Лев Васильевич Куликов. По сложившейся традиции, ансамбль дает концерты в военных округах и на флотах, в «горячих точках», военных учебных заведениях, встречается с ранеными и больными воинами в госпиталях.

Коллектив осуществляет большую гастрольную деятельность, выступает в престижных залах всего мира. С 2005-го ансамбль дал около 680 концертов, из которых более 300 пришлось на долю Вооруженных Сил, в том числе 78 - в «горячих точках». 130 концертов были даны для гражданского населения нашей страны, 175 - для зарубежной аудитории.

А какое соотношение в ансамбле военнослужащих и гражданского персонала?

Одна треть - военнослужащие. Есть сержанты, старшины, прапорщики. Две трети - это гражданский персонал Вооруженных Сил РФ. Каждые полгода принимаем на службу молодых ребят, которые имеют музыкальное, хореографическое образование, опыт работы в творческих коллективах. Это – танцоры, музыканты, певцы.

Женская танцевальная группа. Пляска «Дефиле»

– А после срочной службы они остаются в ансамбле?

– Когда срок службы по призыву заканчивается, некоторые ребята уходят, некоторые остаются на контрактную службу, как, например, солист Борис Дьяков, или в качестве гражданского персонала.

– Кто и как определяет творческие задачи ансамбля? И как формируется репертуар?

– У нас есть художественный совет. Он определяет творческие задачи в зависимости от того, где мы будем работать и для кого. Выступления бывают приурочены к юбилейным датам, конкретным мероприятиям. Учитываются традиции того региона или той страны, где мы выступаем. Например, если едем на Дальний Восток, то готовим целый ряд популярных в этом крае произведений. Это песни – «По долинам и по взгорьям», «Варяг», «Прощание славянки» (корабли до сих пор уходят в море под этот марш), вальс «Амурские волны».

Ансамбль на сцене зала «Нерви» в Ватикане. 2004 г.

В Канаде пели «Катюшу», «Калинку», «Подмосковные вечера», включали в программу произведения канадских композиторов. В зарубежных поездках всегда исполняем два-три популярных произведения на официальном языке той страны, в которой выступаем. В 2006 году в Марокко исполняли национальный гимн этого королевства на арабском языке. В Канаде в провинции Квебек население говорит по-французски, поэтому там пели на французском языке песню «Мон пэи» и гимн Канады, кстати, в Квебеке нам сказали, что поем на «чистейшем» французском. Наши артисты поют на испанском, итальянском, корейском, турецком, польском…. Если мы едем в санаторий «Архангельское», то не обходится без песни «Люди в белых халатах».

Репертуар у нас разнообразный – более 2 тыс. произведений. Это песни отечественных композиторов, народные песни и танцы, солдатские пляски, духовная музыка, классические произведения русских и зарубежных композиторов. К нам на концерты приходит и молодежь, поэтому мы включаем в программу и эстрадные номера. Каждый концерт имеет свою особенность и требует особого подхода. Вот так и формируем свой репертуар.

– Леонид Иванович, все ли, что вы планировали на этот юбилейный год, удалось осуществить?

– Практически все. Во всех наших планах и начинаниях мы чувствовали неустанную заботу руководства Министерства обороны. Год был насыщен мероприятиями, концертами, гастролями. Ансамбль выступал на флагмане Северного флота – тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов», в Рязани по случаю 125-летия со дня рождения А.В. Александрова, в Таджикистане, в Дальневосточном и Приволжско-Уральском военных округах, на Северном Кавказе, в Абхазии, Турции, Канаде…

В 2008 году ансамбль выступил на инаугурации Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева. А кульминацией всех юбилейных мероприятий стали праздничные концерты в октябре в Концертном зале имени П.И. Чайковского и нашем зале «Александровский». Нам было очень приятно, что в адрес коллектива были зачитаны поздравления от Президента РФ Дмитрия Медведева, министра обороны РФ Анатолия Сердюкова, Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, где была дана высокая оценка творчеству ансамбля. Мы получили приветствия практически от всех первых лиц нашего государства, общественных и ветеранских организаций, деятелей искусства и культуры.

На юбилейном концерте были исполнены произведения из «золотого фонда» коллектива. Это и легендарная «Священная война», и всемирно известные «Калинка» и «Катюша», и потрясающе красивый вальс «Амурские волны». Под гром аплодисментов зал подхватывал песни при первых же аккордах. Совместно с александровцами выступили Николай Басков, Лариса Долина, Иосиф Кобзон, Тамара Гвердцители, Александра Пахмутова, Николай Добронравов.

Нас поздравили с юбилеем ведущие творческие коллективы страны, в их числе Государственный академический хореографический ансамбль «Березка», Государственный академический русский народный оркестр имени Н.П. Осипова, Государственный академический ансамбль народного танца имени И. Моисеева, Государственный академический русский народный хор имени М.Е. Пятницкого.

Чтобы поздравить коллектив с юбилеем, специально на концерт в Москву из Чехии приехали знаменитый певец Карел Готт и саксофонист Феликс Словачек, из Италии – певец и композитор Тото Кутуньо, своим приездом продемонстрировавшие, что Российская армия заслуживает уважения и преклонения.

Со сцены концертного зала «Александровский» Тото Кутуньо сказал: «Я давно знаю Ансамбль Александрова. Для меня этот приезд очень важен, ведь у ансамбля юбилей – 80 лет. И меня не могло здесь не быть, потому что мы с хором уже стали друзьями. В 2004 году я был на концерте Ансамбля, когда он выступал в Ватикане перед Римским Папой. Это было историческое событие. Мы, итальянцы, с большим волнением ждем еще одного приезда Ансамбля Александрова в Италию, чтобы вновь испытать те потрясающие эмоции, которые он дарит. И сегодня мне выпала большая честь петь с хором Красной Армии». Затем вместе с хором ансамбля он исполнил свои самые известные произведения.

– А чем вам запомнился концерт в Ватикане?

– Мы выступали в Ватикане по приглашению Папы Римского Иоанна Павла II и дали там эксклюзивный концерт в зале, вмещающем 7 тыс. зрителей. После нашего выступления Папа поблагодарил руководство ансамбля, Россию, восторженно воскликнув: «Браво, Россия!», «Браво, Российская армия!».

– Намереваетесь ли вновь поехать в Италию?

– Я был недавно в Польше. Встречался с людьми, имеющими отношение к Ватикану. И мы планируем, в декабре-январе поехать туда, чтобы согласовать последующие выступления ансамбля в Ватикане уже перед Папой Бенедиктом XXVI (Йозефом Ратцингером) по случаю его пятилетнего нахождения на престоле.

– О ваших гастролях зарубежные СМИ писали: «Русская армия в Ватикане», «Русские пленили Лондон», «Русская армия завоевала штаб-квартиру НАТО». Это, конечно, – фантастика спеть «Вставай, страна огромная!» в самом сердце НАТО. А как пришла идея выступить там?

– В мае 2007 года отмечалось 10-летие подписания Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Организацией Североатлантического Договора и Российской Федерацией. На соответствующем уровне была достигнута договоренность, что по этому поводу ансамбль выступит с тремя концертами - в Брюсселе, во Дворце изящных искусств в Антверпене и военном училище бельгийской армии.

Премьера песни «Раз, два – левой!». Солист – Борис Дьяков и хор мальчиков ансамбля

И уже в Брюсселе, когда оставалось несколько дней до первого концерта, родилась эта, казалось, немыслимая идея: а что если выступить и в штаб-квартире?.. Посол России в Бельгии Вадим Луков и представитель РФ в НАТО Константин Тоцкий в очень короткие сроки все согласовали. Концерт получился фантастический. Потом кто-то из западных дипломатов заметил: русская армия продемонстрировала свое самое сильное оружие, с которым никакое железо не сравнится. Заместитель генерального секретаря НАТО Жан Фурне, приветствуя наш ансамбль, подарил памятный знак и сказал: «То, что мы слышали, было прекрасно. Это - музыка о прошлом. В ней нет никакой пропаганды. Это лишь желание понять друг друга лучше. И нам это удалось». Вот такие слова.

Леонид Иванович, а какие гастроли в этом году запомнились больше всего?

Очень интересные гастроли были с 16 по 26 августа в Канаде. Мы приняли участие в Международном фестивале военной музыки в Квебеке по случаю 400-летия образования этого города. Фестиваль собрал музыкантов из 12 стран мира. И как раз наше выступление совпало с агрессивными нападками зарубежных СМИ на Российскую армию в связи с известными событиями в Южной Осетии и Абхазии.

Но на наши концерты уже за два месяца все билеты были распроданы. Три концерта мы дали в Оперном театре. В зале, вмещающим 2,5 тыс. зрителей, не было свободных мест. Присутствовало все руководство Квебека, самые почетные граждане этой провинции, были и представители средств массовой информации. И когда хор исполнял Государственный гимн России, весь зал на всех трех спектаклях стоя аплодировал нашему исполнению. Потом были выступления на спортивной арене «Колизей Пепси», где в этом году наша сборная по хоккею стала чемпионом мира. Наши артисты даже оказались в той же раздевалке, где готовились к матчу наши хоккеисты.

В концерте приняли участие 12 оркестров из 12 стран. Но только нам, артистам из России, и оркестру из Республики Корея 15 тыс. зрителей аплодировали стоя. Понятно, что публика аплодировала и ансамблю Российской армии, и нашей армии, и России.

Газеты о наших выступлениях писали: «Высокое искусство, миролюбивая политика, миролюбивые цели ансамбля». Лучше не придумаешь. Наше выступление видели миллионы граждан Канады по телевидению, они говорили о нас, что эта армия - настоящая, а негатив в желтой прессе - это все полные наветы. Вот это запомнилось, конечно. А после приезда из Канады, в преддверии юбилея, состоялась поездка в Абхазию. Выступали на блокпостах, перед ранеными в госпитале, в местах дислокации войск, клубах и штабах. Мы даем концерты для различных аудиторий, но наша главная задача, и мы об этом всегда помним, - это выступления перед российскими воинами.

Напротив здания концертного зала «Александровский» 10 октября было открытие мемориального сквера и закладка камня, на месте которого позднее будет установлен памятник-бюст основателю коллектива Александру Васильевичу Александрову.

Леонид Иванович, я знаю, что вы были инициатором этого благого дела, а как вам пришла эта идея? Кто вас поддержал и помог осуществить задумку?

Идея пришла как-то совершенно неожиданно. Когда в апреле 2008 года мы отмечали 125-летие со дня рождения А.В. Александрова, мне пришла мысль: хорошо бы у здания концертного зала создать сквер и в нем установить памятник человеку, вошедшему в историю как автор музыки Гимна Советского Союза (а впоследствии и России) и знаменитой песни «Священная война». Я обратился к Иосифу Кобзону с этим предложением. Он горячо поддержал эту идею, переговорил с мэром Москвы Юрием Лужковым, также одобрившим ее. И теперь у нас есть сквер, и скоро, надеюсь, в нем будет установлен памятник А.В. Александрову.

Ансамбль и гости на юбилейном концерте

Кстати, Государственный гимн существует уже 65 лет (впервые он прозвучал в ночь на 1 января 1943 г.), его слова редактировались трижды, но мелодия оставалась неизменной. И вы представляете, даже в зарубежных гастролях нас так же часто просят исполнить гимн, как «Очи черные», «Священную войну», «День Победы», «Смуглянку». Эту музыку воспринимают там не только как символ Российского государства, а как произведение, вызывающее невероятный духовный подъем. Во многих странах нам говорили: «Спойте нам гимн, он трогает наши души».

И в каких странах это было?

В Канаде нас просили об этом, а также во Франции, Польше, Болгарии…

– А наша аудитория отличается от зарубежной?

– Да, отличается. За рубежом нас более восторженно встречают. В Болгарии, Польше, Чехии и других странах невозможно концерты завершить – зал не уходит. Люди аплодируют. Нескончаемые «бис». Артистов не отпускают со сцены. А после концертов люди разъезжаются домой, и в машинах звучат песни из нашего репертуара. Так бывает всегда в Польше, где в прошлом году мы дали 25 концертов в 24 городах. И билеты на них трудно было купить.

– А поклонники есть у ансамбля?

– Да, есть. Я знаю людей, которые за свой счет ездят с семьями и друзьями практически во все страны, где мы выступаем. Куда едем мы – туда и они. В этот раз на юбилейные концерты приехали поклонники из Чехии. Они собирают диски, афиши, поздравляют артистов с праздниками и днями рождения. Словом, настоящие фанаты.

– В разное время известные теноры ансамбля носили титул «Мистер Калинка»: Виктор Никитин, Евгений Беляев, Василий Штефуца. Сегодня этот титул перешел к Вадиму Ананьеву. А как обстоит дело с новыми именами, ждущими признания?

– У нас появились новые солисты, у которых, я надеюсь, большое будущее: Борис Дьяков – баритон, Иван Столяр – бас, Сергей Сурков – тенор. Их публика уже знает и принимает.

– Леонид Иванович, вы организовали детский хор. Расскажите, как это было?

– Однажды в Москве увидел афишу Венского хора мальчиков. Думаю, почему в Вене есть такой хор, а у нас нет? Эту идею поддержал министр обороны РФ Анатолий Эдуардович Сердюков. И 1 октября 2007 г. на базе ансамбля мы создали детскую творческую студию музыкально-эстетического воспитания «Александровцы». Это хор мальчиков 6-13 лет. Руководит хором Нина Анатольевна Путилина. Детям преподаются академические дисциплины: хоровое пение, сольфеджио, хореография, вокал и другие предметы по выбору. Детский хор уже набирает силу, участвует во всех главных выступлениях ансамбля. Организовав детскую студию, мы выполнили завет основателя ансамбля Александра Васильевича Александрова, еще в 30-е годы прошлого века говорившего о необходимости создания детского хора в составе ансамбля.

– Думаем создать внутри ансамбля вокальную группу с совершенно новым репертуаром, рассчитанным на призывную молодежь. Первая такая песня у нас уже появилась – «Раз, два – левой» – композитора Кима Брейтбурга на слова Сергея Сашина. Кстати, с этим композитором последнее время мы очень тесно сотрудничаем.

Затем начнем готовить программу к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Выступим в городах-героях, столицах государств, освобожденных Красной Армией. Планируем принять участие в культурной программе в рамках года России во Франции. И еще замысел – возможно, уже в следующем году выступить в Стокгольме на церемонии вручения Нобелевской премии. А почему бы нет? У нас планов много, и мы будем их осуществлять – творческие в первую очередь. Потому что своими песнями повышаем привлекательность нашей армии, уважение к ней. Мы людям поднимаем настроение, укрепляем моральный дух, это важно, особенно для тех, кто несет службу в отдаленных гарнизонах.

А в конце ноября у ансамбля запланирована творческая поездка в Индию.

Беседовала Ольга ДУШКЕВИЧ,
фото из архива Академического
ансамбля песни и пляски
Российской Армии имени
А.В. Александрова

На этой неделе появилась информация, что министр обороны Анатолий Сердюков подписал приказ о ликвидации учреждений культуры и искусства, находящихся в ведении Минобороны. Одним из наиболее распространенных типов культурных учреждений в составе Министерства обороны являются Дома офицеров. Зачастую в них располагаются кинотеатры, спортзалы, различные кружки. Что же теперь будет с домами культуры, с Театром Российской армии и с Краснознаменным академическим ансамблем песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова? В гостях студии побывал директор ансамбля, заслуженный работник культуры РФ Леонид Иванович Малев. Он разъяснил ситуацию в беседе с культурным обозревателем Григорием Заславским.

Заславский : В студии - Григорий Заславский. Добрый день. И я с удовольствием представляю сегодняшнего гостя. Это директор Краснознаменного ансамбля песни и пляски Российской армии имени Александрова Леонид Малев. Леонид Иванович, я приветствую вас в студии "Вестей ФМ".

Малев : Да, Григорий, здравствуйте. Я вас тоже приветствую, рад вас видеть.

Заславский : Ну, начнем мы, наверное, вот с тех публикаций, которые выходят на этой неделе и которые вот меня лично очень взволновали, потому что я как театральный критик, естественно, привык уже ходить в Театр Российской армии, знаю его замечательную труппу, этого театра, зная о том, что есть и другие театры. И вы знаете, что я давний поклонник вашего ансамбля, даже у машине у меня диск с песнями в исполнении александровцы. Ну и, естественно, когда читаешь, что приказ министра обороны 840, там так обозначено о ликвидации культурно-просветительских учреждений, начинаешь беспокоиться за судьбы тех, кто тебе особенно дорог, то есть Театра Армии, Александровского ансамбля и Грековской студии военных художников. Угрожает ли этот приказ каким-либо образом вам?

Малев : Григорий, нам этот приказ не угрожает. И вообще странная постановка вопроса, я уже прочитал сегодня "Московский комсомолец", там как-то все агрессивно: ликвидация учреждений культуры, министерство обороны… Ну, совершенно перевернуто, что говорится о ликвидации. Ну, ликвидация, и фильм недавно был "Ликвидация", но ликвидация - там ликвидировали банду. Что значит ликвидация? Надо совершенно людей не вводить в заблуждение и не вносить путаницу в вооруженных силах и для отдельных гарнизонов и так далее. Ну, не совсем корректно.

Если конкретно говорить о ликвидации, речь идет вообще о реформировании учреждений культуры, как и других учреждений, которые есть в Министерстве обороны и Вооруженных силах в целом. Идет сейчас в целом совершенно иная система обустройства войск, идет совершенно другая система управления войсками, как бы все по-другому становится. Идет сокращение Вооруженных сил. Но соответственно если Вооруженные силы сокращаются, сокращаются и подразделения или учреждения, которые способствовали выполнению главной задачи, боевой задачи по сути дела. Ну как складывалось? Вот еще по старой схеме. Вот есть гарнизон, условно говоря, возьмем Курск или возьмем, допустим, Североморск или Мурманск. Раньше на территории гарнизона находились несколько разных Домов офицеров разной принадлежности.

Поясняю. Например, стоят в гарнизоне, допустим, авиационные части - раз, стоят морские части и сухопутные части. Так складывалось по старой системе, что, допустим, авиационные части имели свой офицерский клуб, военно-морской флот имел свой матросский клуб, сухопутные войска, имели Дом офицеров. Вот на территории, допустим, Мурманска или, к примеру, Курска (ну, там не было моряков, там были другие, например, войска) находилось два-три учреждения культуры. Ну, казалось бы, вот так складывалась система.

Сегодня идет оптимизация вооруженных сил, идет реформирования вооруженных сил. Но соответственно, значит, совсем другая структура подчиненности. И если, допустим, в гарнизоне в Курсе выводят какие-то воинские части, к примеру, авиацию, то соответственно выводится и учреждение культуры. Ну как? Оно, в принципе, не уничтожается и, как мы говорим, не ликвидируется. Данное учреждение культуры перепрофилируется, передается в местные органы самоуправления. То есть на этом месте, куда люди приходили, они туда же приходят, только этот очаг, это учреждение культуры будет подчиняться уже местным. То есть оно не ликвидируется, люди не лишены доступа к учреждениям культуры.

Заславский : Да, самое главное, чтобы не лишались люди того самого конституционного права доступа к произведениям культуры, вообще к культуре.

Малев : Ну вот и получается, если ряд гарнизонов (ну так система складывалась, это чистая правда), и совершенно, как бы получается, ликвидировали. Значит, что получается? Был гарнизон, не стало учреждения культуры, и жизнь остановилась. А ведь в Министерстве обороны четко понимают, что наступают и выходные дни, и праздничные, и предпраздничные дни, и наступает вечернее время…

Заславский : Да, "у солдата выходной - пуговицы в ряд…"

Малев : Да. Ну там есть солдатский клуб, это другая ситуация. Но есть офицеры, они идут в очаг культуры, в учреждение, там они отдыхают, там они проводят время. И что самое важное - чем лучше работает учреждение культуры в гарнизоне, в любом учреждении культуры, особенно, конечно, в небольших гарнизонах, тем, по сути дела, меньше происшествий, меньше нарушений дисциплины.

Слушайте интервью на другие актуальные темы на сайте

Именем Александрова Россия свободна

…В руки случайно попал прелюбопытный документ - цитируемость ансамбля Александрова в прессе (от ТВ до Интернета) за 2015 год по сравнению с десятком других, схожих по эстетике коллективов. Отрыв впечатляющий. Это как сравнивать Большой театр и какую-нибудь местечковую труппу. Во-первых, в глаза бросается масштаб «александровских деяний», а это под 300 концертов в год, из которых примерно половина - выступления полного состава ансамбля (хор, оркестр, балет). Во-вторых… собственно, это был мой последний вопрос полковнику Малеву - тоже, кстати, абсолютно легендарной личности: как удается столько лет держать планку, не скатиться в какое-то дурновкусие, кривляние? Малев ответил как выдохнул, даже не выдержав паузы: «Да как с такой традицией, с такими корнями куда-то скатишься? Мы не имеем права. За нами - Россия».

Мое знакомство с Академическим ансамблем песни и пляски Российской армии имени Александрова началось необычным образом: я уже приехал в их штаб-квартиру на Плющихе, как вдруг Леонида Малева неожиданно позвали в главный Александровский зал: «Все вас ждут». «Кто ждет? Кто распорядился?..» - директор Малев недоуменно входит в зал, а там уже собрался весь коллектив - он просто ахнул: общественная организация РАЕН вручила Леониду Ивановичу свою высшую награду - орден Москвы.

Но дело даже не в награде как таковой, а в поддержке всего коллектива, которую в приказном порядке не получишь. Более двухсот артистов стоя аплодировали своему начальнику, спев ему в итоге «Многая лета», а ведь нет ничего важнее родственной атмосферы внутри ансамбля, тем более такого организационно сложного. Грядет 90-летие александровцев - хороший повод поговорить с директором о нынешнем статусе прославленного коллектива. Тем более когда главный девиз директора - «Прежде думай о людях, а потом о себе».

«Поляков никто не заставлял петь здравицу Путину»

Понятно, что ансамбль носит имя человека, написавшего музыку к нашему гимну, и вы не раз участвовали в создании «эталонной версии»; какие здесь есть подводные камни, секреты?

Секрет вот в чем. Когда три года назад мы открывали памятник А.В.Александрову, министр обороны Сергей Кужугетович Шойгу справедливо отметил, что слова к гимну менялись три раза, а музыка оставалась неизменной. И он предложил записать гимн со звездами российской эстрады для популяризации главной песни страны. Для записи на «Мосфильм» мы пригласили Олега Газманова, Ларису Долину, Алсу, Валерию, Дениса Майданова, Александра Маршала и других артистов. Диск с гимном потом разослали во все посольства Российской Федерации за рубежом, воинские части, отдаленные гарнизоны, на корабли - это очень важная история… Есть такая особенность. В Законе о Государственном гимне сказано: «Государственный гимн Российской Федерации должен исполняться в точном соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и текстом».

- Но не все следуют этой редакции?

Увы. Играют кто во что горазд, в разных тональностях, в разных темпа… Оригинальная тональность (в приложенной к закону партитуре) - до мажор. Есть еще нюансы: в оркестровом (инструментальном) варианте может исполняться один куплет, а если со словами, то обязательно должны быть исполнены все три куплета. Текст, мелодию и ее ритмический рисунок менять нельзя! Любые изменения преследуются по закону. Но зачастую, особенно в настоящее время, различные исполнители меняют и мелодию, и ритм, и даже гармонию, замедляют или ускоряют темп. Все это кардинально меняет всю музыкальную палитру, а главное - характер и предназначение музыкального символа нашего государства… Это недопустимо.


Директор ансамбля Александрова Леонид Малев. Фото: пресс-служба ансамбля Александрова

Оттолкнемся от реалий сего дня. Кто-то в шутку, в качестве комплимента зовет вас «главным идеологическим оружием России», но страны Балтии, похоже, эту шутку обратили в явь, не пустив вас в декабре на свою территорию…

В прошлом году мы праздновали 70-летие окончания Великой Отечественной войны, и ансамбль с военной песней выступал во всех столицах европейских государств, освобожденных Красной Армией от немецко-фашистских захватчиков; конечно, планировали приехать и в Таллин, Вильнюс, Ригу. Сначала пошли высказывания их высоких чиновников, что «мы сильные и не боимся песенного оружия, нас не испугаешь русскими барабанами и тромбонами»; затем они запросили списки военнослужащих (а в ансамбле служат как военные люди, так и штатские), мотивируя это тем, что военные должны по особому статусу въезжать через границу… Что ж, мы включили в списки только штатский персонал, дабы упростить все процедуры и никого не раздражать. Отправили им репертуар. Уже были подготовлены концертные площадки, но… в итоге прибалтийские чиновники решили нам все-таки отказать. Хотя, повторюсь, мы объехали всю Европу, и нашей крайней точкой стала Варшава.

- Даже в Польше не отказали.

Ну что вы, в Польше нас так принимали! А прибалты объявили ансамбль идеологическим оружием ушедшей эпохи. Ну и, хочу я спросить, где же разница между жесткой цензурой коммунистической идеологии, против которой они выступают, и их нынешними «демократическими» действиями? То же самое, только наоборот. Есть афиша, есть концерт, каждый вправе выбирать - хочет он это слушать или нет. А тут руководители всё решили за народ. Хотя я был там накануне: люди хотели прийти на наш концерт. И где же тут их демократия? Ансамбль Александрова весь мир объехал, выступая в Штатах, Канаде, Франции, Великобритании… нигде подобных проблем не возникало. Какая идеология может быть в «Смуглянке» или в «Калинке»?..

Как контрпример - на гастролях в Польше вы даже не включили в программу «Священную войну», но они сами попросили.

Был такой случай в одном из польских городов. И зал в финале концерта, очень удивившись, что не было «Священной войны», стал ее требовать хотя бы на бис. Поляки замечательно нас всегда принимают. Ни разу не было случая негативного отношения: люди дарят цветы, мягкие игрушки, даже конфеты солистам… Помню наш концерт в городе Коженице как раз в день 60-летия Владимира Путина. И, находясь вдали от родины, мы решили исполнить в честь президента «Многая лета». Объявили, исполнили, а потом я полякам предложил: вы тоже можете исполнить в честь нашего президента свою здравицу. И весь трехтысячный зал встал и стоя спел «Sto lat»: «Пусть живет сто лет Владимир Путин!». Видео есть в Интернете. Причем все пришли в зал по билетам, не было приглашенных… никто их не заставлял, но они спели. А это индикатор отношения простого народа к нашему президенту.

- А президенту другой страны могли бы спеть?

Я спрашивал у поляков, говорят - нет.

«Почему бы им не назваться ансамблем полиции - чего топтать наш огород?»

- Артисты из вашего ансамбля сдают нормативы по боевой подготовке?

Ну разумеется. К артистам-военнослужащим - свои жесткие требования. Бегают кросс, подтягиваются, выезжают на стрельбы… Раз носишь погоны, то ты как военнослужащий должен сдавать нормативы и всегда быть в форме. Но главное, конечно, выполнить свои обязанности на сцене. Ведь мы же - особый отряд Вооруженных сил…


Исполнение Гимна России, Государственный Кремлевский дворец, 4 октября 2013 года. Фото: пресс-служба ансамбля Александрова

- Награды, с которыми артист выходит на сцену, разумеется, настоящие?

Разумеется! У нас многие имеют награды за наши выступления в «горячих точках», ведомственную медаль «Генерал-майор Александр Александров», медаль «За возвращение Крыма» и другие.

Разъясните ситуацию в отношении вашего давнего спора с ансамблем Внутренних войск МВД, который, выезжая за рубеж, использует ваш бренд «хора Красной Армии»… Воз и ныне там?

Тут все просто: была Красная Армия - мы были ансамблем Красной Армии; с 1946-го мы стали называться ансамблем Советской Армии, затем - Российской… Это понятная преемственность, это наша 90-летняя история. У ансамбля Внутренних войск МВД история иная: он был создан в 1973 году в составе Внутренних войск. Соответственно, Внутренние войска до этого назывались НКВД, еще раньше - конвойные войска. Ну и какая связь с Красной Армией? Нет, объясните?.. Когда-то конвойные войска входили в состав Красной Армии по призыву. Но это был 1925 год - не смешно ли? Ну, назовитесь тогда ансамблем песни и пляски конвойных войск - это будет исторически правильно.

- Да ну что вы, это жуть какая-то…

Зато честно. И потом, посмотрите с другой стороны: есть же ветераны Внутренних войск, у них тоже свои обычаи и традиции. Им приятно читать на зарубежных афишах про «хор Красной Армии»? Это как чужой паспорт показывать. Я говорил им как-то: назовите себя ансамблем полиции России. Это же звучит! Такого ни у кого нет, прекрасный профессиональный коллектив. Но нет…

- Так когда в этой истории будет поставлена точка?

Правда должна восторжествовать. Потому что логики в их действиях нет никакой. Чужие грядки топтать нехорошо. И что иностранец потом должен о нас думать? Вместо армии попал в полицию!..

Не то слово. Наши концерты за рубежом проходят при неизменных аншлагах, среди почетных зрителей - первые лица государств, интерес со стороны средств массовой информации отражает интерес жителей той или иной страны к ансамблю Российской армии и к России в целом. У нас всегда живое исполнение, к тому же мы практически всегда учим песню на языке той страны, куда едем… К слову, в 2015-м репертуар ансамбля пополнили 12 народных песен - китайские, еврейские, болгарские, сербские, венгерская и румынская… Надо понимать, что мы формируем мнение и уважение к целому российскому народу.

- Ну, тогда самое время поговорить о традициях.

Восемь традиций ансамбля Александрова

Первая. Итак, артисты разучивают новую песню на языке принимающей страны, причем лингвистически подходят к процессу очень ответственно, будь то итальянская народная песня или китайская.

Вторая. С определенного момента ансамбль решил начинать все свои концерты жестко по времени: написано в афише - семь вечера, значит, представление начнется ни минутой позже. Никаких тебе традиционных задержек на 15–20 минут.

Ну вот представьте себе, - продолжает Леонид Малев, - группа из 120 человек переезжает из города в город, плюс грузовик с реквизитом. Если мы назначили отъезд из гостиницы на пять утра, значит, ровно в пять три автобуса отойдут.

- А кто не успел - на такси?

Таких, «кто не успел», уже просто нет. Мы же говорим о традициях. Завели - соблюдаем. Вот поехали в турне по Чехии и Словакии - импресарио вдруг подходит ко мне: «Надо начать концерт на 20 минут позже». - «Почему?» - «Зал большой, несколько тысяч мест, люди на машинах приехали, припарковаться не могут, тем более все знают, что начнут позже». - «Сколько уже сидит, а сколько не хватает?» - «4500 сидят, еще 400 в пути». - «То есть тысячи человек должны ждать, пока остальные придут?..» Короче говоря, начали мы вовремя. Импресарио аж позеленел от негодования. Во втором городе история повторилась. В третьем… смотрю - импресарио уже не подходит ко мне, молчит. Я у него спрашиваю: «Рудольф, а что же вы не просите в этот раз отложить начало?» - «Потому что по всему городу объявили, что русские начинают вовремя, не опаздывайте». А со временем все привыкли и даже иной раз устраивали тотализатор - начнем мы вовремя или нет. Появились статьи с такими названиями: «Русским можно верить, они делают всё точно как куранты или часы на Биг-Бене». Раз у них вот так всё, значит, с ними можно иметь дело - в бизнесе, политике, культуре…

Третья. Из вышесказанного вытекает следующая традиция: мы должны влюбить в себя тех, кто о нас еще не знает, упрочить мнение о себе у тех, кто знает, но подзабыл, а главное - удивлять, показать красивую и привлекательную Российскую армию. После концертов к нам подходили студенты из Праги, Братиславы и говорили: «Послушав ваши красивые песни, мы решили завести у себя новшество - кружки русского языка, чтобы лучше понимать смысл». Другие подходят: «Теперь мы обязательно поедем на каникулы в Москву или Петербург». Порождаем симпатию к армии и к стране. Для наших ребят это прекрасная реклама призыву. Как для контрактников, так и для срочников. Мы показываем родителям, что в эту армию не страшно идти служить.


Фото: пресс-служба ансамбля Александрова

Четвертая. Стали использовать экраны во время концертов, но тут нельзя переборщить, нельзя с этим заигрывать, увлекаться видеорядом. В основном там отображаются переводы русских песен на иностранный язык, смыслы для ансамбля Александрова очень важны.

Пятая. Каждый Новый год, когда в Москве бьют куранты, открывается шампанское и люди в кругу семьи встречают Новый год, ансамбль выезжает в отдаленные гарнизоны России.

2016-й мы встретили в Нальчике и Владикавказе, выступая перед военнослужащими и их детьми, 2015-й - на Дальнем Востоке, 2014-й - на Северном флоте. Пока у других праздник, мы несем праздник на дальние рубежи и в самые отдаленные гарнизоны. Мы для этого и предназначены и эту традицию не нарушим.

- Вы упомянули детей…

Правильно, мы стали делать для детишек военных новогодние сказки - «Про Ивана-молодца, удалого храбреца», многие другие. Вы не представляете, как это важно для семей военнослужащих, которые находятся многие месяцы на посту! К тому же каждый ребенок получает сладкий новогодний подарок в виде Спасской башни от министра обороны. Кстати, в этом году мы пригласили на представления и детей военнослужащих чеченского ОМОНа, и каждый получил свою Спасскую башню.

Шестая. За границей (первый раз - в Словакии) ансамбль стал проводить мастер-классы в музыкальных учебных учреждениях - от школ до консерваторий.

Седьмая. За рубежом концерт начинается с внесения государственных флагов России и принимающей страны под песню «Несокрушимая и легендарная». Флаги устанавливаются на сцене на время всего концерта, что поддерживает особую атмосферу в зрительном зале.

Восьмая. Приезжая в тот или иной город, актив ансамбля обязательно навещает местных ветеранов, еще оставшихся в живых, но ограниченных в передвижениях.

Вот мы говорим: надо заботиться о ветеранах, - продолжает Малев, - слова словами, а надо идти и делать. Вот ансамбль и обратился ко всем деятелям искусства: когда вы приезжаете в город с концертом, почему бы заранее не договориться с социальной службой, чтобы навестить ветерана? Многие-то уже из дому выйти не могут… но живы эмоциями и чувствами. Вот мы с прошлого года затеяли эту традицию: берем с собой продуктовый набор, чтобы человеку было приятно, приезжаем на квартиру и выступаем прямо там. Бесплатно и без лишних слов. Вы не представляете, какая это радость для ветерана! Может, это жизнь ему продлит на несколько недель или месяцев.

«Певец Басков, встаньте в хор!»

Раньше ансамбль плотно работал с великими композиторами-песенниками - Соловьевым-Седым, Блантером, Дунаевским etc. Как сейчас строится работа с авторами? Репертуар пополняется?

Так же и сейчас. Для нас пишут Александра Пахмутова и Николай Добронравов, Илья Резник и Игорь Матвиенко, Ким Брейтбург, Владимир Шаинский, Олег Газманов - очень многие. Иные песни рождаются буквально на глазах - как, например, «Вежливые люди». Слова написал начальник Управления культуры Минобороны Антон Губанков, музыку - зам. начальника ансамбля Вячеслав Уманец. За несколько дней - миллион просмотров…

То есть ансамбль Александрова - это не какое-то закостенелое музыкальное учреждение из прошлого, а очень отзывчивый к действительности коллектив.

Да, и вот вам интересный факт: в 2015 году наш репертуар пополнили 28 новых произведений.

- Кстати, о звездах эстрады. Это правда, что давным-давно в ансамбль не взяли Баскова?

Была такая история. Его прослушали и предложили работу в хоре. Но Николай ответил: «Нет, в хор не встану».

- Впоследствии вы с ним работали уже как со звездой?

Конечно. В зале Чайковского, например, на наш прошлый юбилей. Ну, он, конечно, припомнил. Сказал со сцены, что его в ансамбль не взяли. Думаю, во время выступления Николай почувствовал всю силу нашего хора…

- Коллектив у вас немаленький - есть ли проблемы с набором хористов, оркестрантов, танцоров?

Коллектив устоялся - стабильный, управляемый, высокопрофессиональный, дисциплинированный. Проблема одна: хотелось бы, чтобы заработная плата была несколько выше, чем она сегодня есть. Для стабильности коллектива это очень важно. Потому что экономическая обстановка меняется, людям трудно жить.

- Артист должен на кураже выйти на сцену. Как поддерживать в нем этот драйв?

После каждого выступления мы подводим итоги, кого-то отмечаем, стараемся говорить добрые слова. Это сплачивает и без того дружную команду нынешнего состава александровцев. Вы же видите, как все стоят на сцене - по-военному подтянутые, красивые, всё делают с удовольствием. Приятно смотреть. Не зря поклонники называют нас ансамблем высокой моды. У наших артистов всегда на первом месте - гордость за свою профессию и за тот коллектив, в котором ты работаешь. За рубежом и у нас в стране ансамбль Александрова - это визитная карточка России, особый творческий отряд Российской армии.

Статьи по теме