Междометия предложении знаки препинания при. Справочник по русскому языку. Обращение может быть

§ 28. Междометия и частицы

1. Междометие отделяется или выделяется запятыми, если произносится без восклицательной интонации: Ахти, ребята, вор! (Кр.); Эй, завяжи на память узелок! (Гр.); Увы, на разные забавы я много жизни погубил! (П.); А, не до слов теперь! (Г.); Браво, Вера! Откуда у тебя эта мудрость? (Гонч.); У, какие страсти! (Даль); Эге, да это я совсем не туда попал! (Т.); Чу, сверчок за печкой затрещал (С.-Щ.); «Батюшки, задавили», - послышался женский голос (Л.Т.); Эх, да мало ли что снилось наяву Якову Лукичу! (Ш.); Ушица, ей-же-ей, на славу сварена (Кр.); Жизнь, увы, не вечный дар! (П.); Нет уж, дудки, ваша милость! (Ерш.); Как я люблю море, ах, как я люблю море! (Ч.); Вон та, средняя, ух, прытка в работе (Вс.Ив.).

2. Если междометие произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак. Если междометие в начале предложения, то следующее за ним слово пишется с прописной буквы, а если в середине - то со строчной: Тьфу! Оплошал… (Гр.); Караул! Лови, лови, да дави его, дави (П.); Эх! Да ты, как я вижу, слова не дашь вымолвить (Г.); «У! Баловень!» - тихо ворчит нянька (Гонч.); А! Была не была! (Т.); Ну, ну! Не выдай, конь! (Н.); Подаю в отставку. Баста! Пять лет всё раздумывал и наконец решил (Ч.); Батюшки! Что у тебя с рожей-то? (М.Г.); Ага! Держитесь, теперь мы будем вас ругать! (Аж.); А ныне, ах! за весь его любовный жар готовится ему несносный столь удар (Кр.); Я до сих пор не могу позабыть двух старичков прошедшего века, которых, увы! уже нет (Г.); Марья, знаешь, щедровита, да работать, ух! сердита! (Н.).

3. Следует различать междометия и одинаково звучащие частицы: после междометий запятая ставится, после частиц - нет. Ср.:

О, это была бы райская жизнь!.. (Г.) - О поле, поле! Кто тебя усеял мёртвыми костями? (П.);

Ну, давай плясать! (Остр.) - Ну как не порадеть родному человечку! (Тр.);

«Ой, кто это?» - испуганно воскликнула Дуся (Лапт.). - Ой ты гой ecu, Волга, мать родная! (П.);

Ах, какие это были ночи! (Гарш.) - Ах ты, обжора! (Кр.)

Примечание. При разграничении подобных случаев учитывается значение и употребление частиц:
1) частица о употребляется при риторическом обращении и запятой не отделяется: О вы, кому в удел судьбою дан высокий сан! (Кр.); так же перед словами да и нет: О да, конечно; О нет, ни в коем случае;
2) частица ах, стоящая перед личными местоимениями ты и вы, за которыми следует обращение, запятой не отделяется: Ах ты, мерзкое стекло! (П.); Ах ты, степь моя, степь привольная! (К.) Так же в сочетании ах да, употребляемом при неожиданном воспоминании о чем-либо упущенном: «Ах да! - вдруг хлопнул себя по лбу Свежевский, - я вот болтаю, а самое важное позабыл вам сказать» (Купр.);
3) частица ну употребляется в усилительном значении и запятой не отделяется: Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать! (Гр.); часто в сочетании с что за: Ну что за шейка, что за глазки! (Кр.); в сочетании с частицами и, уж: Ну и гроза! Давно уж такой не бывало (Реш.); Ну уж и женщины-то ваши хороши (Остр.); в сочетании с да: « Ну да! Тебя Гнедко сбросит!» - говорит пренебрежительно Зина (Г.-М.); ср. также: Ну зачем так резко?; Ну что за вопрос!; Ну пускай я не прав; Ну как, всё в порядке?; Ну что тут скажешь?; Ну скажи!; Ну как вам мне это объяснить?; Вы пришли ну, скажем, в фотоателье; Ну так и жди сюрприза; Ну вот и всё; Ну что вы?; Ну нет; Ну почему нет?; Ну а он? Ну и жара выдалась!; Дайте ну хотя бы эту книгу!; Без него ну просто не справиться с этой работой; Наталья и сама понимала, что только с богиней можно сравнить её, ну с Дианой (АЛ.) («допустим», «положим»).

4. Запятая не ставится внутри цельных сочетаний ах ты, ах вы, ах он, ух ты, эх ты, аи да, ах и, эх и, ух и, эй и, ох эти и т. п., в которые входят междометия и местоимения или частицы:

Ай да мёд! (П.); Ай да Михаил Андреевич, настоящий цыган! (А.Т.); Ах ты жестокий!; Ах он змея!; Ах ты грех какой!; Ах они плуты прожжённые!; Ох эти сплетницы!;Ох и печёт сегодня!;Ух и вино!;Эх и рассердился!;Эх эти шалунишки! В подобных случаях эмоции выражаются не только междометием, но и интонацией: Ух бедная!; Ух что сделано!; Прораб наш - эх башка!

Указанные междометия входят как составной элемент в предложения с повторяющимися словами: Хорошо здесь, ах хорошо!; Трудно ему было сначала, ох трудно!; Тонкий расчёт у командира, эх тонкий!; Нудный ты, ух нудный!; Достанется тебе от матери, ух достанется!; Хочется мне тебе всыпать, ой хочется!

Не разделяются запятой конструкции с междометиями эк, эка: Эк его разобрало! (Г.); Эк ты храпишь, за две комнаты слышно (Гонч.); Эк на вас погибели нет (Т.); Эк ты напугал меня (М.-С.); Эка раненых-то валится, Господи! (Гарш.)

5. Не отделяются запятой междометия, стоящие перед словами как, какой и в сочетании с ними выражающие высокую степень признака (в значениях «очень», «весьма», «замечательный», «изумительный», «ужасный»): …Под час в каждом приятном слове её торчала ух какая булавка (Г.); Собственность, значит, признаёт; а это, по нынешнему времени, ах как приятно! (С.-Щ.); Это, брат, ух как горько и ух как подло! (Усп.); Отстал я от хороших людей, ах как отстал! (Ч.); Самонадеянности море ох как не любит (Соб.); Мы могли бы получить ой какие увечья (Бедн.).

6. Отделяются или выделяются запятыми междометные выражения: До сих пор, благодарение Богу, подбирались к другим городам (Г.).

Сочетание слава Богу выделяется запятыми, если употреблено для выражения радости, успокоения, облегчения, удовлетворения по поводу чего-либо: Он застрелиться, слава Богу, попробовать не захотел (П.); …Нынче, слава Богу, смирнее, а бывало, на сто шагов отойдёшь, уже где-нибудь косматый дьявол сидит и караулит (Л.); Слава Богу, хоть с этой стороны меня поняли (Ч.).

В значениях же «хорошо», «благополучно» или «в хорошем состоянии» сочетание слава Богу выполняет роль сказуемого и запятыми не отделяется: Материнские письма были коротки, наполовину состояли из родственных поклонов и успокоительных заверений, что дома всё слава Богу (Пол.); Но старик не выдержал и со слезами в голосе заговорил о том, что делиться он не даст, пока жив, что дом у него слава Богу, а разделить - все по миру пойдут (Л.Т.).

Сочетания чёрт возьми, чёрт дери выделяются запятыми: Уж я вам отвечаю, что Печорин струсит, - на шести шагах их поставлю, чёрт возьми! (Л.); Разбудил меня, чёрт его возьми, сказал, что придёт опять! (Л.Т.); А я ведь рад, что тебя встретил, чёрт те дери! (М.Г.); Тут ещё на грех рана на бедре открылась,чёрт бы её драл (Перв.) Но выражения чёрт знает, чёрт дернул запятыми не отделяются и не выделяются: Чёрт знает на что расходовался ум воспитанника! (Пом.); Врачи там написали обо мне чёрт знает что (Н.О.); Чёрт же его дёрнул ночью с пьяным разговаривать! (Л.); Чёрт меня дёрнул Яшку останавливать! (Буб.)

7. Повелительно-побудительные междометия и звукоподражательные слова отделяются запятой или восклицательным знаком: Только, чур, не перебивать (Пом.); У всех повыспрошу; однако, чур, секрет (Гр.); Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить! (Тр.); «Цып, цып, ти, ти, ти! Гуль, гуль, гуль!» - ласковым голосом приглашала девушка птиц к завтраку (Гонч.); Цыц! Не смей этим шутить! (Леск.)

§ 29. Утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова

Утвердительные и отрицательные слова

1. Слова да и нет, выражающие утверждение и отрицание, отделяются или выделяются запятыми: Да, пройдут десятки лет, и из памяти никогда не изгладятся дороги войны (Баб.); Нет, в то время у меня не было никакой охоты унестись с Земли на Луну или Марс (Пауст.); В лице Анатолия было выражение душевной силы, да, именно силы (Ф.); Это больше не повторится, нет, не повторится.

2. После слов да и нет, произносимых с восклицательной интонацией, ставится восклицательный знак (следующее за ними слово пишется с прописной буквы): Да! Злые языки страшнее пистолета! (Гр.); Нет! Ты уж выслушай (Л.Т.); Я понимаю, быть мучеником идеи, да! Но быть мучеником чёрт знает чего, дамских юбок да ламповых шаров, нет! - слуга покорный (Ч.).

3. Между повторяющимися словами да и нет ставится запятая: А я берусь открыть; да, да, уверен в этом (Кр.); Ну, а если бы начинать жизнь сначала, то я не женился бы… Нет, нет! (Ч.) Внутри сочетания нет как нет («совсем нет», «совсем отсутствует») запятая не ставится: Хотел Курымушка о чём-то спросить мать, оглянулся, а её нет как нет! (Пришв.) Различие в пунктуации между предложениями Нет и ещё раз нет и Нет, и всё объясняется тем, что в первом случае налицо повторяющееся слово, присоединенное союзом и, но без интонации присоединения (см. § 16, п. 3), а во втором - присоединительная конструкция (см. § 24, п. 1).

4. Усилительные частицы, стоящие перед словами да и нет, не отделяются от них запятой: Ну да, Добчинский, теперь я вижу (Г.); О нет, мой младенец, ослышался ты (Жук.).

5. О дефисном написании сочетания нет-нет да и см. § 17, п. 1.

Вопросительно-восклицательные слова

1. Запятой отделяются слова что, а что, что же, обозначающие вопросы, и слова как, как же, что же, выражающие удивление, подтверждение, согласие и т. п., за которыми следует предложение, раскрывающее их конкретный смысл (после них делается пауза): Что, если я кликну клич? (Т.) («что будет, если…»); А что, если он прячется в глубине лесов? (Каз.); Что, если в самом деле он [городничий] потащит меня в тюрьму? (Г.); Что, ему лет двадцать пять, не больше? (Л.Т.); Как, разве всё тут? Шутите! (П.); Как же, я готов сию минуту (Г.).

Но: Ну, что соседки? Что Татьяна? Что Ольга резвая твоя? (П.) - что в роли сказуемого, в значении «каковы?», «как поживают?»; Ну, что море, что небо? Какие краски там? (Гонч.); Что же мне, стреляться из-за этой пропажи? - неполное предложение со значением «что же мне делать?».

В некоторых случаях возможны пунктуационные варианты в зависимости от значения, которое вкладывается в местоименное слово; ср.:

Ты что же не идёшь с нами? («почему»). - Ты что же, не идёшь с нами? («что делаешь?», пауза после что же);

2. Запятая ставится после слова вот, если следующее за ним предложение раскрывает его конкретный смысл: Вот, можете полюбоваться на своего сынка; Вот, возьмите эту книгу на добрую память.

Но: Вот аптека; Вот раздался удар грома; Вот взгляните; Вот ещё что затеял!; Вот оно что, где вот - частица с указательным значением.

В отдельных случаях возможны варианты пунктуации; ср.:

Вот, кончились наши запасы (пауза после вот). - Вот кончились наши запасы;

Ну вот, теперь можно поговорить о делах. - Ну вот теперь можно поговорить о делах.

Были времена, когда мы писали друг другу открытки, записки, письма и телеграммы. Сегодня все чаще шлем эсэмэски. Сообщения стали лаконичнее, но, по большому счету, суть от формы передачи информации не меняется.

Чаще всего невозможно, а порой просто невежливо игнорировать обращение, даже если вы шлете сообщение на конкретный телефонный номер. Обращение не формальность. Оно привлекает внимание слушающего или читающего, настраивает на диалог.

Но чтобы правильно употреблять обращение и знаки препинания при нем, нужно запомнить несколько правил.

Что такое обращение?

В самом термине «обращение» уже передана его суть. Это одно или несколько слов, привлекающих внимание адресата, заставляющих выслушать говорящего, побуждающих к действию и др. Обращение произносится с особенной, звательной интонацией и с паузой в конце:

«Петров! Встань и покинь класс!».

«Где твой дневник, Сережа?».

Обращение в большинстве случаев представлено словом, выраженным существительным, — это имя или фамилия человека.

«Смотри, Петя, не ошибись».

Также это может быть кличка животного:

«Шарик, ко мне!».

Обращением может выступать междометие или местоимение (чаще всего идущее вслед за междометием):

"Эй, вы! Да заканчивайте уже!".

Обращение может представлять собой неодушевленное существительное или даже географическое наименование (особенно такие обращения характерны для художественной речи):

Жизнь моя! Иль ты приснилась мне?

(С. Есенин, «Не жалею, не зову, не плачу...»)

Обращение обособляется не только интонационно. Как не ошибиться при расстановке знаков препинания при обращении? Правила помогут разобраться в этом вопросе.

Обращения нераспространенные и междометные

Это обращения, выраженные одним словом:

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...

(К.М. Симонов)

Или вот как ластится Лисица к Вороне в басне И.А. Крылова "Ворона и Лисица":

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица...

Роль обращений могут выполнять междометия:

"Эй! А пойди-ка сюда!".

Не следует путать обращения с междометиями. Последние, в отличие от обращений, придают сообщению дополнительный эмоциональный настрой и выражают отношение говорящего к собеседнику.

Междометия также выделены особой интонацией, а в письменной речи обособлены пунктуационно:

О, зачем я не птица, не ворон степной!

(Лермонтов)

Многие правила в русском языке имеют исключения, и их надо запоминать. Так и в случае с правильной постановки знаков препинания при обращениях и междометиях. Если обращению предшествует междометие «о», то запятую между междометием и обращением не ставим:

Не прав твой, о небо, святой приговор...

(Лермонтов)

Подсказкой в этом случае вам должна послужить интонация: обращение «о небо» звучит как одно целое.

А вот какой пример находим в пьесе-сказке Леонида Филатова «Про Федота-стрельца»:

Ай да ухарь! Ай да хват!

На сколькех же ты женат?

Али ты сосватал сразу

Цельный ткацкий комбинат?

В первых двух восклицаниях обращений нет. В них имеются междометия «ай да», выражающие удивление, в сочетании с существительным-определением. Первые два предложения синтаксически простые односоставные.

У тебя, Федот, жена

Хоть умна, да все ж одна!

Распространенные обращения

Это обращения, состоящие из двух или более слов:

«Приветствую тебя, дорогой мой друг!».

Внутри таких обращений знаков препинания не ставим.

Как частный случай — обращения с существительными могут объединяться с междометиями:

Ах ты, душечка, красна девица,

Мы пойдем с тобой, разгуляемся...

(Из русской народной песни)

Правило для постановки знаков препинания внутри такого обращения (то есть состоящего из определения, определяемого слова и местоимения) говорит о том, что запятые в большинстве случаев не нужны:

Что вы такой герцогиней смотрите, красавица вы моя?

(А.Н. Островский)

Если обращение, состоящее из нескольких слов, разрывается членами предложения, каждую из частей обращения следует обособить:

Крепче, конское, бей, копыто, отчеканивая шаг!

(Э. Багрицкий)

Какие знаки препинания ставятся при обращении?

Само обращение может стоять в любом месте фразы по воле говорящего. Оно должно быть обособлено запятыми от слов, несущих основную информационную нагрузку в предложении.

«Гражданочка, успокойтесь, садитесь и давайте поговорим».

«В последнее время ты, Алеша, ровным счетом ничего не сделал».

«И тебе доброго пути, голубчик».

Более эмоциональное обращение может быть отделено восклицательным знаком:

«Граждане пассажиры! Просим вас не курить в салоне!».

Предложение может иметь не одно обращение. В таком случае они обособляются как однородные и согласно общим правилам:

«Давай-ка, Иванушка, соберись, сокол ты мой ясный, да отправляйся в путь».

Если обращению предшествует частица «о», то она отделяется запятой или восклицательным знаком. Она выделена той же звательной интонацией и, по сути, дублирует его, поэтому нуждается в обособлении:

О, кто-нибудь,

чужих людей соединенность

и разобщенность

близких душ!

(Е. Евтушенко)

Обратите внимание, что частицы «а» и «да», находящиеся между повторяющимися обращениями, запятыми не отделяем:

— Барин, а барин! — промолвил вдруг Касьян своим звучным голосом...

(И.С. Тургенев)

Эмоции и знаки препинания

Рассмотрим особенности обращения и знаков препинания при нем.

Запятой обособляются обращения, если говорящий спокоен:

«Вот видишь ли, сынок, как бывает...».

И восклицательным знаком — если мы поздравляем кого-либо с праздником. Или побуждаем принять решение, предлагаем поторопиться. Или сообщаем о каком-либо экстраординарном событии.

«Дамы и господа! Позвольте представить вам нашего нового гостя...».

«Граждане! Товарищи! Голубчики! Да будьте же вы, наконец, людьми!».

Запятые передают спокойствие, восклицательный знак — эмоциональность и даже взвинченность. При этом суть сообщения не обязательно находится в прямой связи с настроением передающего его. Точка или запятая там, где был бы более уместен восклицательный знак, сообщит о равнодушии или иной эмоции, не характерной для события:

«Уважаемый Александр. Примите мои искренние поздравления с новым назначением».

Таким образом, у обращений на письме иногда возникает дополнительная смысловая нагрузка: знаки препинания при них и то, как подано сообщение, могут сказать порой больше, чем информация, которую оно несет.

Как уже указывалось выше, обращение может лишь формально выглядеть таковым и вовсе не нести никакой «обратительной» функции. В этом случае оно украшает речь, выражая отношение говорящего к предмету или явлению, привносит в текст необычные смысловые оттенки.

О времена, о нравы!

Став поговоркой, эта фраза лишь формально выглядит как обращение, но по смыслу, конечно, таковой не является.

Особые случаи

Не следует путать обращения с вводными словами и словосочетаниями. И те и другие не имеют предикативной основы, а значит, не могут быть членами предложения. Но вводные слова не привлекают внимание собеседника, в сообщении они несут другую функцию. Уточняя смысл сказанного, они дополняют, заостряют внимание на чем-либо:

«Таким образом, нам с вами необходимо принять во внимание существующую расстановку сил».

«Как вы понимаете, суть ситуации в следующем...».

Правило расстановки знаков препинания при обращениях и вводных словах требует обособления запятыми.

Обратите внимание, что предложение может содержать как вводные слова, так и обращение:

«Видите ли, Василий, сейчас совсем не то, что раньше. Иные у нас дела».

«Видите ли» — вводное словосочетание, «Василий» — обращение.

Междометия чаще всего не могут выступать членами предложения. Но иногда они приобретают несвойственные им синтаксические функции и «перерастают» в самостоятельные члены предложения:

«Порыбачили, накупались вволю, а потом айда по домам!».

«Разбежался и в воду ух!».

Междометия «айда» и «ух» в приведенных примерах выступают сказуемыми.

В иных случаях стоит подвергать сомнительные предложения с якобы имеющимися в них обращениями синтаксическому анализу. Тем более что некоторые слова, являясь членами предложения, могут брать на себя и функции обращения. Всем нам памятны такие примеры:

Выдь на Волгу: чей стон раздается

Над великою русской рекой?

(Н.А. Некрасов)

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась...

(А.С. Пушкин)

«Выдь на Волгу» и «ты помнишь» — части сложных предложений, интонационно выполняющих роли обращений.

Мы рассказали об обращении и знаках препинания при нем. Важно правильно обособлять их от членов предложения, чтобы читатель смог понять суть информации, которую хочет донести до него автор.

  1. Междометия выделяются запятыми, если произносятся без восклицательной интонации: «Ох, батюшка, осьмнадцать человек», - сказала старуха, вздохнувши (Н. Гоголь); Эй, Фетинъя, принеси перину, подушки и простыню (Н. Гоголь); Жизнь, увы, не вечный дар! (А. Пушкин); Чу, так и есть! вон скачут. Э-ге-ге, да так шибко; уж не генерал ли? (А. Пушкин).
Если междометие произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак: Эй! Садись ко мне, дружок (Н. Некрасов); Я до сих пор не могу позабыть двух старичков прошедшего века, которых, увы! теперь уже нет (Н. Гоголь); И! Пахомовна, у нас, что свисти, что нет: а денег все нет как нет (А. Пушкин).
  1. Не ставится запятая внутри цельных сочетаний ах ты, ах вы, ах он, ух ты, эх ты, ай да, ах и, эх и, ух и, эй и, ох и, ох эти, эк его и т. п.: Ох эти сплетницы!; Ух и радость!; Ах ты безобразник!; Эк его разобрало (Н. Гоголь). Запятыми не отделяются и частицы о, ну, ах, ох (в отличие от междометий). Частица о чаще всего употребляется при восклицательном обращении и перед словами да и нет: О нет, мой младенец, ослышался ты (В. Жуковский). Частица ах обычно употребляется перед личными местоимениями ты и вы, за которыми следует обращение: Ах ты, степь моя, степь привольная (А. Кольцов); Ах ты, обжора! (И. Крылов). Частица ну употребляется с усилительным значением: Ну что за шейка, что за глазки! (И. Крылов). Частицы, стоящие перед словами как, какой и в сочетании с ними выражающие высокую степень признака (в значении ‘очень, весьма, страшно’, ‘замечательный, изумительный, ужасный’), запятыми не выделяются: ...Подчас в каждом приятном слове ее торчала ух какая булавка (Н. Гоголь); Это, брат, ух как горько и ух как подло! (Г. Успенский).
  2. Если рядом стоят несколько междометий или звукоподражательных слов, то они разделяются запятыми или восклицательными знаками: «Цып, цып, ти, ти! Гуль, гуль, гуль!» - ласковым голосом приглашала девушка птиц к завтраку (И. Гончаров).
  3. Отделяются запятыми некоторые междометные выражения: Слава богу, ничего не случилось плохого. Но выражение черт знает запятыми не отделяется, если оно употреблено в значении ‘неизвестно’ или говорится о чем- то плохом или хорошем: Я сегодня черт знает сколько выпил (А. Куприн); Черт знает до чего хороша его подружка!

Еще по теме ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ МЕЖДОМЕТИЯХ:

  1. Знаки препинания при обращениях, словах-предложениях, междометиях

Ох, как трудно жить на свете,
Не усвоив междометий!

Задачи

  • знакомство с междометиями как частью речи, назначением в языке, употреблением в роли других частей речи;
  • формирование умения выделять междометие знаками препинания;
  • обогащение речи учащихся за счет использования в ней междометий;
  • воспитание у учащихся бережного обращения к слову

Оборудование: Детская энциклопедия «Я познаю мир» В.В. Волина, ООО «Фирма» «Издательство АСТ» 1998г.; раздаточный материал

Ход урока

I. Разминка

Записать предложение под диктовку, используя орфографическую защиту

Ах, как инте ресно за брать ся на о брыви стый берег ре ки Се верский До нец и нырнуть в теплую про зрачн ую воду.

Устно дать характеристику предложению

Найти в предложении дуплексив

Назвать в предложении самостоятельные и служебные части речи (одно слово осталось не названым)

Назвать общие признаки и различия служебных частей речи

Выступление 1 учащегося .

Ребята, разгадайте шараду.

1. Возьмите один из слогов существительного метеор.

2. Корень глагола ждать .

3. Окончание имени существительного мужского рода в творительном падеже единственного числа.

4. Окончание глагола I спряжения в 3-м лице единственного числа настоящего времени.

5. Суффикс и окончание существительного величие.

Целое: название слова, которое выражает чувства, переживания, побуждения, но не называет их.

Ответ учащихся: ме-жд-ом-ет-ие

Что вы можете теперь сказать о не названом слове из нашего предложения?

II.Новая тема

Знакомство с особой частью речи – междометием (материал заранее готовили учащиеся, используя книгу «Я познаю мир» В.В. Волиной)

Выступление 2 учащегося.

Среди живущих на Земле существ есть совсем просто устроенные, вроде каких-нибудь одноклеточных водорослей или микробов, и очень сложные – вроде обезьяны или крокодила.

То же самое мы видим и среди частей речи. Вот, например, самое простейшее из простейших – междометие. Его никак нельзя изменить, и у него нет никакого внутреннего строения, прямо одни восклицания какие-то: Ох! Ах! Хи-Хи. Возьмем, например, О! – ну чем не простейшее одноклеточное?

Междометие с латинского переводиться как брошенное между. Вот Вам и часть речи! Однако без междометий наш разговорный язык просто нельзя себе представить.

Слово учителя:

Запишите тему нашего урока и эпиграф.

Какая задача стоит перед нами?

(ребята пытаются сформулировать задачу урока, учитель затем объявляет все задачи)

Ребята, самостоятельно изучить теоретический материал вам поможет следующее задание: составьте текст из предложений. Предложения лежат в конвертах на ваших партах.

Что вы узнали о междометии?

Ответы учащихся:

Междометие – особая часть речи, которая не называет ни предметов, ни признаков, ни действий, выражает чувства или побуждение к действию, не называя их.

Междометие не имеет морфологический признаков, поэтому и морфологический разбор его не проводят.

К междометиям примыкают, но не являются ими звукоподражательные слова, которые передают звуки, издаваемые людьми, животными, различными предметами, стихийными силами природы.

Загадка: Название какой птицы образовано от звукоподражательного междометия? (кукушка от ку-ку).

Выступление 3 учащегося : чтение стихотворения «Кукушка» А.Прокофьева:

Ку-ку. Ку-ку
У березы на суку.
Я толку:
-Ку-ку, ку-ку-
Я кукушка, лихоглазка,
Я из песни, я из сказки.

III. Закрепление

У нас в гостях посланцы страны Междометия. Гости зададут вам вопросы: (выступление 4 учащегося )

Что называется междометием?

(Междометия составляют особую часть речи)

Какую роль в предложении могут играть междометия?

(Не изменяются, не являются членами предложения, но могут употребляться в значении с другими частями речи)

Что выражают междометия?

(Чувства, настроение, но не называют их)

(выступление 5 учащегося )

Вспомните, какие междометия вы слышали: они выражают радость, торжество.

(Ах, браво, о)

Назовите междометия – сожаление.

Междометия, являющиеся выражением благодарности.

(Спасибо)

Где чаще всего в предложении стоят междометия?

(Я, могу предположить, что чаще всего междометия употребляются в начале предложения, например, записанное нами в начале урока предложение о Северском Донце)

Хотите узнать истории слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста ? У нас есть ребята, которые читали книгу «Я познаю мир».

Выступление 6 учащегося:

Баю-бай. Родное, знакомое всем с детства междометие. При укачивании ребенка обычно употребляют целую цепочку слов: баю-баюшки-баю.

Произошло это междометие от глагола баять – говорить, рассказывать сказки.

Здравствуй! Сколько раз за свою жизнь мы произносим это слово, самое распространенное и обычное русское междометие-приветствие при встрече!

Сейчас оно для нас просто знак вежливости. А между тем первоначальное значение этого слова было глубоко благожелательным. Ведь здравствуй буквально значит «будьте здоровы» , а точнее – аналогично современному приветствию.

Спасибо и пожалуйста – эти два слова междометия вежливости являются совершенно различными с точки зрения своего происхождения.

Междометие спасибо возникло в результате сращения в одно слово устойчивого словосочетания спаси Бог. Конечное «г» со временем отпало.

Слово пожалуйста было образовано от пожалуй и суффикса ста. Исходное слово пожалуй появилось, очевидно, их пожалую – отблагодарю.

Выступление 7 учащегося: (на голове ученика бумажная шапочка, на которой написано слово междометие)

Ребята, вы узнаете: без чего в речи не обойдешься . Меня зовут междометие.

Я - самое важное слово. В разговоре без меня нельзя, потому что я чувства всякие и настроения выражаю. Больно кому – он кричит: «Ай-ай-ай!» или «Ой-ой-ой!». Весело – смеется: «Ха-ха-ха!», «Хи-хи-хи!». Встретились двое – сразу ко мне за помощью: «Здравствуй!», « Привет!», « Пожалуйста!». Чуть что-то случилось – говорят: «Дело-табак», «Крышка!». И все эти ога, угу, ох и им подобное – мои родные братья

Выступление 8 учащегося: ученик читает стихотворение «Веселые рифмы» из книги «Я познаю мир» (ученики слушая, хором будут называть междометия)

«Мне, - сказало Междометие, -
Интересно жить на свете:
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет.
Те, кого охватит страх
Произносит слово «Ах!»
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово «Ох!»
Кто встречается с бедой,
Произносит слово «Ой!»
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово «Эй!»
У кого захватит дух,
Произносит слово «Ух!»
Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья!»

(последнее предложение из стихотворения учащиеся запишут в тетрадь)

Слово учителя:

Вы много уже узнали о междометии, но есть еще материал, который помещен в учебнике. Он вам поможет ответить на итоговые вопросы урока.

(в конвертах уже лежат на партах вопросы)

IV.Итоги урока

Что понравилось на уроке?

Чему научились на уроке?

Что нового узнали на уроке?

V.Оценки за урок

VI. Домашнее задание

(задание с учетом изучаемой программы)

  • Вероятнее всего, инсульт. Об этом свидетельствует выявленные при неврологическом обследовании признаки (парез мягкого нёба, нистагм, гемигиперестезия и др.).
  • Виды хозяйственных договоров, их структура, признаки, характеристика.
  • Глава 14. Проблемы борьбы с фальшивомонетничеством. Фальшивые денежные знаки
  • Громадянське суспільство: суть, структура, ознаки та перспективи розвитку в Україні
  • 1. Если междометие произносится без восклицательной интонации, оно отделяется от предложения или в середине предложения вы­деляется запятыми, например: Э, да это гроза! (Т.) О, какая суровая, какая длинная зима! (Ч.) О, этот юг, о, эта Ницца!.. О, как их блеск меня тревожит! (Ф. Т.) Ах, быстро моло­дость моя звездой падучею мелькнула! (П.) Ах, в самом деле рассвело. (Гриб.) Эх, не удержать, не повернуть назад колесо времени. (Купр.) Чу, не жаворонка ль глас?.. (Ф. Т.) «Ну, как вы поживаете?» – сказал Печорин. (Л.) Увы, на разные забавы я много жизни погубил! (П.) Жизнь, увы, не вечный дар! (П.) Мы устремились в дверь, но, увы, она была заперта изнутри. (Сол.) И ночь была, ох, какая ночь! (В. К.) Ушица, ей же ей, на славу сварена. (Кр.) Простите, милая, но, ей-богу, я готов драться. (Пауст.).

    После междометия, произносимого с восклицательной интонацией, ставится восклицательный знак, слово, следу­ющее за междометием, расположенным в начале предложе­ния, пишется с прописной буквы, а следующее за междо­метием в середине предложения – со строчной, например: Светает! Ах! Как скоро ночь минула!.. (Гриб.) Ура! Мы ло­мим; гнутся шведы. (П.) Чу! За белой дымной тучей глухо прокатился гром. (Ф. Т.) «Да захочет ли он прийти к нам?» «Еще бы! Он очень будет рад». (Т.) Эге-гей! Лод­ка! Сюда! (Пауст.) [Анисья] Батюшки! Дареное потеряла. (Пауст.) Увы! Моя шкатулка, шашка с серебряной опра­вой, дагестанский кинжал подарок приятеля все ис­чезло. (Л.) Но, увы! комендант ничего не мог сказать мнерешительного. (Л.) Ср. пунктуацию при вставном воскли­цательном междометии: В этом горьком признании есть увы! большая доля правды. (П.)

    При постановке знаков препинания от междо­метий следует отличать одинаково звучащие частицы о, ах, ох, ну и др., которые выполняют усилительную функцию при знаменательном слове и запятыми не отделяются. В каких основных случаях имеют место частицы?

    Частица о обычно употребляется при эмоционально окрашенном обращении и перед словами да, нет: О други игрищ и забав, уж я вас больше не увижу! (Е.) Хороша ты, о белая гладь! (Е.) О нет! Словами делу не поможешь. (Изв.)

    Частицы о, ой, ах, ох,_эхм др. часто употребляются перед личными местоимениями ты, вы, которые предшествуют обращению: О ты, по­следняя любовь! Ты и блаженство и безнадежность. (Ф. Т.) Ой ты, Русь, моя родина кроткая, лишь к тебе я любовь берегу. (Е.) Эх ты, анютины глазки с косичками! (Пауст.) Эх вы, рассудители! (Пауст.)



    Частица ну с усилительным значением может употребляться перед любым словом: Ну что вы говорите!.. (Пауст.) Ну как?.. Клюет? (Пауст.) «Ну полно, полно!» сказал Печорин, обняв его друже­ски. (Л.)

    Частицы ах, ух, ох, ой и т. п. могут предшествовать словам, какай, -как, вместе с последними выражая высокую степень признака предмета или действия (запятыми не выделяются): ...Да и таежные богатства ох как нынче нужны. (Аст.) Вода в реке ух какая холодная! (Изв.) Ср. перед повторяющимися словами типа: ...веселье, ух веселье!.. ...беда, ох беда! ...приятно, ах приятно! ...хочется, ой хочется!

    В значении частиц выступают ах, ох, ух, ай, да и т. п. в синтакси­чески неделимых эмоционально-экспрессивных предложениях с основ­ным компонентом – обычно существительным в именительном падеже и предшествующим личным местоимением или без него, внутри кото­рых запятая не ставится, вроде: Ах я глупец! Ах ты негодник! Ах он безумец! Ах вы плуты! Ах они разбойники! Ух ты проказник! Ох эти шалунишки! Ах и прелесть! Ух и погода! Аи да сосед! и т. п. Например: Ах он разбойник! Смеяться, что ли, приехал над нами? (Л.)

    Статьи по теме